КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Магия и религия
Слово «парамагия» представляет собой комбинацию слов «прагматизм» и «магия». Прагматизм — это философское течение, самым известным представителем которого является психолог из Северной Америки Уильям Джеймс. Прагматизм провозглашает, что польза важнее, чем истина. Прагматизм представляет «истину» как особую разновидность «добра». Как «добро» не является неизменным и непреложным, так и «правда» зависит от личности момента и ситуации. Основным вопросом, при помощи которого парамагия проверяет идеи, является не вопрос: Это правда?, а вопрос: Каковы последствия? Что произойдет, если определенная идея будет претворена в жизнь? Отсюда и слоган: Если это работает, значит это верно. Таким образом, прагматизм налагает на каждого человека ответственность за самостоятельный выбор того во что ему хочется верить. Речь в данном случае не идет о том, чтобы верить в то, что является верным, речь идет о последствиях. Если убеждение А приводит к отрицательным последствиям, а убеждение Б - к положительным, то Б является лучшим убеждением. НЛП дополняет суть прагматизма, примеру, предлагая конкретные, изучаемые процедуры для изменения убеждений. Вопрос, который задает парамагия, звучит следующим образом: Как полезные магические ритуалы могут быть переведены из других культур в нашу собственную культуру? Согласно словарю, магия является «искусством использовать в своих целях тайные природные силы (или духов)». В свете данного определения для среднего человека едва ли существует различие между религией и магией Большинство людей, которые обращаются к священнику или шаману, видят в этом не форму искусства, а явное средство помощи. Магия практически всегда связана с богослужением и мифологией. Воббермин (в Ранде 1956) говорит об этом: «Великое множество всевозможных (...) явлений указывают на близость религии и магии. Магия нигде не встречается без религии. А религия без магии существует только в христианстве». В антропологии называют различные критерии, позволяющие отделить магию от религии. Так, религия является «обязательной», а магия «добровольной» (Durkheim, in Goodman 1988). Или магия используется для того, чтобы соединить знание и контроль, а религия нет (Malinovski, in Goodman 1988). По сути, на рубеже прошлого и нынешнего веков имел место этноцентрический период, когда «наше» богослужение являлось религией, в то время как «их» богослужение состояло из магии и суеверия. Ни один из этих критериев не вышел за рамки антропологии. Как говорит антрополог Хаммонд (1970): «Различие между магией и религией, идет ли речь о двух частях или о полярности, не является продуманным (...) То, что это различие [в антропологической теории] привело исключительно к путанице, лишь усиливает наше убеждение в том, что абстракция базируется на неверной интерпретации». Или, как говорит Эберле (in Randa 1956): «Там, где картина мира, скрытая за магическим действием, находит выражение в мифических историях и фантазиях, между магией и мифом тоже существует тесная связь (...) Переход между религией, мифом и магией гораздо более плавный, чем систематическое «или-или». Вероятно, мы можем сказать, что магия является практическим применением религии, направленным на достижение конкретных результатов. Вероятно, мы можем называть религию все более «магической» по мере того, как в рамках религии: (а) сильнее, (6) чаще, и/или (в) более прямо стремятся к практической пользе. «Люди на земле» как система Одна из гипотез НЛП заключается в том, что люди располагают всеми ресурсами для осуществления желаемого изменения. Данная гипотеза позаимствована из работы американского психиатра и гипнотерапевета Милтона X. Эриксона, который увидел в бессознательном место накопления мыслительных возможностей (Hollander, Derks en Meijer 1990). Он рассматривал гипнотерапию как способ помочь клиенту найти, отобрать и использовать уже имеющиеся в его подсознании запасы. Для существования подобной гипотезы в отношении ресурсов имеется твердая нейрофизиологическая основа. Биологические механизмы в человеческом головном мозге протекают — к примеру, по сравнению с электронными компьютерами — достаточно медленно. Однако мозг является гигантским приспособлением, обладающим к тому же необычайно эффективной программой. Программирование, которое делает наш мозг настолько эффективным поддерживается прежде всего за счет параллельного функционирования, иными словами, благодаря тому, что множество различных, отличающихся друг от друга частей нашего головного мозга одновременно выполняют различные задачи. Это, помимо всего прочего, приводит к тому, что одна часть мозга может содержать информацию, которая в случае необходимости может пригодиться другой его части. Выражаясь компьютерным языком, можно сказать следующее: проблема возникла в одной директории, в то время как ее разрешение нужно искать в другой директории. Индивидуальная, личная работа по изменению рассматривается в НЛП в качестве переноса мыслительных ресурсов с одной части личности на другую. НЛП прежде всего представляет собой изучение субъективного опыта, исследует, какие элементы мы можем распознать в нашем внутреннем переживании, и как эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Нас интересует, что человек мысленно слышит, видит и чувствует, и как именно он это делает. А также как он двигается, что он говорит самому себе, как он это говорит, и из каких предположений и обобщений он при этом исходит. Комбинация этих элементов (называемая в НЛП структурой субъективного опыта) определяет то, как человек себя чувствует и ведет. Моделирование исключительных способностей человека, иными словами, кодирование и подготовка способностей к переносу, основывается на принципе переноса ресурсов. Только в этом случае ресурсы переносятся с одного человека на другого, а не с одной тети на другую, как это происходит при осуществлении целенаправленного изменения. Если мы еще больше увеличим систему, в рамках которой осуществляется перенос ресурсов, мы придем к межкультурному моделированию. Если рассматривать «людей на земле» как одну большую систему, то культуры в данной системе будут являться самыми большими составными частями. Культуры тоже обладают специфическими ресурсами, как части или люди. Межкультурная парамагия представляет собой моделирование на уровне культур. Внутри целого «люди на земле» в определенной его части присутствуют магические ресурсы, в которых нуждаются другие части системы. Рассматривая «люди на земле» как одну систему и переводя эту идею в практическое действие, тем самым мы поддерживаем идеологию «глобального мышления». Подобно тому, как на индивидуальном уровне мы исходим из того, что ресурсы, которые кому-то необходимы, находятся в какой-то части его мозга, мы исходить из того, что ресурсы, в которых мы сегодня нуждаемся в Европе обнаружены и действуют в Африке, Америке или Азии. И наоборот, подобный культурный ресурс имеет форму социального обычая, роли личности, искусства, мифа, традиции воспитания или магического ритуала. Наше время, время перехода от двадцатого к двадцать первому веку, предлагает уникальные возможности для межкультурного обмена. У нас есть больше, чем когда-либо прежде, доступа к различным частям «люди на земле» как системы. Во-первых, в наше время, благодаря стремительному сокращению расстояний, существует возможность установления чувственного контакта с большой частью различных культур. Во-вторых, сегодня у нас есть более полный, чем когда-либо прежде, обзор культур, которые существовали на протяжении человеческого развития (Houston 1993). В-третьих, у представителей традиционных культур (как индейцы в Северной Америке и аборигены в Австралии) возрождается сильное позитивное отношение к своей собственной культуре. Вместе эти три явления образуют благоприятный общий контекст для работы парамагии. Или, как говорит Джин Хоустон (1993): «Мы, поистине, живем в пору жатвы в отношении мировых культур и истории планеты». Если мы знаем, что сегодня подходящее время для переноса культурных ресурсов в рамках системы, которую мы называем «люди на земле», то встает вопрос: Для чего нам это нужно? Мы переносим ресурсы для того, чтобы разрешить проблемы или достичь цели. Какие проблемы и цели стоят перед нами в наше время? Иными словами, как обстоят дела с людьми на земле, и к чему мы стремимся? Наш анализ нынешних проблем человечества как единого целого является односторонним и ограниченным. Однако вкратце мы можем установить, что человечество в настоящий момент прежде всего столкнулось с предательством технологии. Становится все более ясно, что за технический прогресс мы платим цену (в виде негативных побочных явлений), которая выходит за пределы первоначальной «сметы». Иногда даже настолько, что встает вопрос, можно ли еще вести речь о «прогрессе». Список побочных отрицательных явлений длинный. Медицинская технология, которая - если нам повезло — продлевает нашу жизнь, приводит также к перенаселению и голоду. Достижения естественных наук, дающие нам поистине сказочный выбор предметов потребления, позволяют также производить современное эффективное оружие массового уничтожения. Механизация сельского хозяйства и промышленности позволяет достичь изобилия и низкой стоимости предметов потребления, но приводит к массовой безработице. Материальное богатство, которым мы владеем, являясь западной элитой, ведет к перерасходу, загрязнению окружающей среды и появлению все большей пропасти между бедностью и богатством, сопровождаемой социальной напряженностью. Информационная технология, предоставляющая нам информацию, точно также предоставляет информацию диктаторам и секретным службам полицейских государств. И так далее, и тому подобное. Технология приносит пользу за высокую цену. Кроме того, к этому нужно добавить особые проблемы. У нас еще нет полной уверенности насчет взаимодействия между этими проблемами. Безработица плюс богатая элита плюс загрязнение окружающей среды плюс размывание ответственности вместе создают превосходный рецепт для криминалитета. Одним словом, нынешнее состояние системы «люди на земле» характеризуется новыми возможностями, но, одновременно с тем, множеством новых проблем, которые грозят захлестнуть нас. В чем же заключается решение? Технологическое решение — проблем, вызванных той же самой технологией — влечет за собой все новые проблемы. Приведем пример. Высокое потребление приводит к быстрому промышленному загрязнению поверхности воды (De Boer 1991). Поэтому строятся водоочистные сооружения. Водоочистные сооружения потребляют много энергии и производят ядовитый ил. Для уничтожения ядовитого ила создают сжигающие печи. Эти печи также потребляют энергию. Кроме того они загрязняют воздух, который и так уже достаточно загрязнен отходами энергии, затрачиваемой водоочистными сооружениями и печами сгорания. Следовательно, в результате мы имеем чистую воду, но сильно загрязненный воздух. Технологическое решение создает новые проблемы. Только всеохватывающее изменение мышления может позволить осуществить необходимые политические и экономические изменения, а также изменения в поведении. Парамагия представляет большую ценность для системы «люди на земле» в той мере, в какой она осуществляет эти изменения. В свете вышесказанного, в каком направлении мы хотим переместить эти ценности и убеждения? Нам бы хотелось увидеть три взаимозависимых изменения мышления: 1. Экологическое сознание и связь. 2. Множественные описания действительности. 3. Гибкость в отношении собственного достоинства и удовлетворения потребностей. 1. Экологическое сознание и связь Любое индивидуальное поведение и любая индивидуальная ценность оказывают влияние на большую систему, частью которой является индивидуум. Описанные выше проблемы возникают помимо всего прочего из-за того, что индивидуумы не вполне осознают и/или не в достаточной степени ощущает свою связь с большими системами. Тот, кто: (а) на эмоциональном уровне ощущает связь с окружающими его лесами, и (б) ясно осознает пагубное воздействие на эти леса выхлопных газов, будет интуитивно стремиться наезжать меньше километров на своем автомобиле. Данный пример можно дополнить десятками других. 2. Множественное описание действительности Упрямство, спортивное соревнование и война поддерживаются односторонним описанием действительности. Поэтому ясное осознание того, что необходимо создавать множество карт одной и той же территории, и что каждая из этих карт может привести человека в его собственные интересные и полезные места, способствует выживанию «людей на земле» как системы. 3. Гибкость в отношении собственного достоинства и удовлетворения потребностей В той степени, в которой материальная собственность и материальное потребление остаются исключительным источником удовлетворения и уважения, чрезмерное потребление и пропасть между бедностью и богатством человека продолжают являться серьезными проблемами. Потребности в развлечениях современных людей (иными словами, потребности, которые следуют за удовлетворением первоочередных жизненных потребностей) кажутся бесконечными. Если бы каждый имел замок, автомобиль «Ролле Ройс» и три загородных дома, он бы упорно стремился к еще более крупному замку, более новому «Ролле Ройсу» и более эксклюзивных загородных домах. Было бы желательно, чтобы люди черпали больше собственного достоинства и удовлетворения из нематериальных вещей, таких, как отношения с другими людьми и использование внутренних возможностей и впечатлений. Люди, которые оглядываются на свою жизнь, как привило, осознают, что самое большое удовлетворение получали от своей деятельности и своих отношений. Нам бы стоило научиться осознавать это в юном возрасте.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |