Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рынка

РЫНОК – это все организации, юридические и материальные механизмы, обеспечивающие обмен товарами.

РЫНОК – это все то, что соединяет продавца и покупателя в их стремлении к увеличению своего богатства.

РЫНОК – это сфера обмена товара на деньги на товар.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли – продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделение труда

2. экономическая обособленность товаропроизводителей

3. самостоятельность производителя

Признаки рынка:

1. нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

2. нерегулируемое предложение – производитель сам решает что, сколько и для кого производить

3. нерегулируемая цена - цены определяются на рынке, формируются через взаимодействие спроса и предложения.

Функции рынка:

1. посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей

2. ценообразования – формирование равновесной цены – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара

3. регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами

4. санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективных, нерентабельных предприятий

5. информационная - предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

Условия развития рыночного хозяйства:

1. многообразие форм собственности (в том числе - частная собственность) на средства производства

2. конкуренция

3. свободное ценообразование

4. отсутствие монополизации рынка

5. действие законов, охраняющие права частной собственности

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

 

Спрос – это те товары и услуги, которые потребитель выбрал для покупок и за которые готов платить определённую цену.

Спрос – это готовность (желание и возможность) покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определённых количествах, за определённый промежуток времени. Т.о., спрос есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Основа спроса – потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса, её сдвигами. Каждая такая кривая строится для неизменных неценовых факторов спроса. Сдвиг спроса происходит под воздействием одного или нескольких факторов спроса:

1. число покупателей

2. доход потребителей

3. потребительские предпочтения (вкусы, привычки населения)

4. ожидание изменения цены

5. цены на сопряжённые (сопутствующие) товары

6. качество и ассортимент товаров

От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса» - это количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определённый период времени при данном характере спроса, т.е.неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Графическая кривая величины спроса изображается так:

 

Т.о., изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса при неизменности факторов спроса.

Динамика спроса соответственно определяется законом, который экономисты называют законом спроса – существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей полезности. При росте употребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса также можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода – при изменении цены данного товара изменяется и количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.

Цена- денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Предложение – это количество товаров, которое продавец считает для себя выгодным предложением на рынок при определенном уровне цен на эти товары.

Предложение – это готовность продавца продать товары и услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени.

Т.о., предложение есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Изменение предложения отражается изменением положения кривой на плоскости, т.е., её перемещениями. Каждая данная кривая предложения строится для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием одного или нескольких факторов:

1. цены на ресурсы (факторы производства)

2. налоги и дотации

3. цены на другие товары

4. число продавцов на рынке

5. технология производства

6. ожидания изменения цен

От понятия «предложение» отличается понятие «величина предложения». Величина предложения – то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определённый период времени при данном характере предложения, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение..

Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения при неизменности факторов предложения.

Законом предложения - существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения., т.е. по мере роста цены на данный товар величина предложения его на рынке будет увеличиваться, со снижением цен сокращается и предложение.Эта зависимость прямая или положительная, и кривая предложения графически изображается так:

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

На рынке могут быть различные ситуации в отношении спроса и предложения.

Ситуация №1: предложение товаров превышает спрос покупателей. Это приводит к кризису перепроизводства. (П > C)

Ситуация №2: спрос покупателей превышает предложение товаров. Это приводит к спекуляции. (С > П)

Но иногда на рынке достигается равновесие спроса и предложения. При этом возникает такое понятие как равновесная цена.

Равновесная цена – это та компромиссная оценка товаров производителями и покупателями, при которой покупатели согласны купить все количество товаров, которое производители согласны при такой цене предложить на рынок. Графическая ситуация с равновесной ценой изображается так:

Равновесная цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объем предложения и предъявить данный объем спроса. Все, что будет произведено сверх данного объема – потеря ресурсов общества. Все, что будет недопроизведено – ущерб для страны.

За счет действия законов спроса и предложения, в результате учета равновесной цены наблюдается саморегулирование рынка, его самонастройка.

Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность спроса по цене – это степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Варианты этой зависимости:

1. эластичный спрос – снижение цены вызывает такое увеличение объёма покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает (Е>1)

2. единично эластичный спрос – снижение цены компенсируется соответствующим объёмом покупок так, что выручка продавца остаётся неизменной (Е=1)

3. неэластичный спрос – снижение цены обусловливает незначительный рост объёма покупаемых товаров так, что общая выручка падает (1<Е>1)

Эластичность спроса зависит от факторов:

1. необходимость покупки

2. объём предложения товара

3. время покупки

4. наличие товаров заменителей

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателей, т.к., если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, п.ч. в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Степень изменения объёма предложения в зависимости увеличения цены характеризует эластичность предложения. Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно – технического прогресса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые системы современности | На различных уровнях организации 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.