КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Причина образования государства
V. IV. III. II. I. Образование древнерусского государства ТЕМА № 2
План 1. Причины образования 2. Образование древнерусского государства «Киевская Русь» а. Норманнская теория б. Внутренняя политика в. Внешняя политика 3. Общественное устройство 4. Социальный состав Руси.
1. экономические (выделение ремесленников, излишки сельскохозяйственной продукции, внутренний рынок) 2. военные (на севере – варяги, на юге – тюрки, сопротивление хазарам). 3.культурные (единый язык, быт и верования)
1. 1Х в. – складываются крупные союзы – черты государственности 2. 882 г. – поход Олега на Киев, правление Ольги – формирование государства. 3. «Норманнская теория» и её критика. Байер- Шлёцер- Ломоносов- 862г. «Повесть временных лет» о призвании варягов, - три Руси- Иоакимовская летопись- Гостомысл
1. Объединение племен. 945 г. – поход Игоря на древлян. 946 г. – поход Ольги на древлян. Реформы Ольги: назначение княжеского наместника, установление твердой дани-урок, повоз, объединение в единую корпорацию служивой знати. 964 г. - подчинение Святославом вятичей. 983 г. – подчинение Владимиром ятвягов. 2. Захват торговых путей. Поход Олега на Византию в 907 г. – договор с Византией. 944 г. – возобновление договора Игорем с Византией. 955 г. – возобновление договора Ольгой с Византией и принятие ей христианства, 970 г. – военные действия Святослава против Византии, возобновление договора. 3. Борьба с кочевниками. 964 – 965 гг. поход на Восток (захват Хазарами, земель черкесов, осетинов – южных земель) – укрепление южных границ (валы, дымовые и световые сигналы) – Ярослав окончательное поражение кочевников, укрепление границ.
Князь (внешняя политика, законодатель судья, назначение чиновников, власть неабсолютная) - бояре - посадники (управление в волостях) - гунны (управление княжеским хозяйством) - дружина (малая, большая). Доходы – дань, штрафы, торговая пошлина, доходы с имений.
Бояре (земские, служивое боярство) – смерды (сельское население, выплачивали дань) – закупы (купа берут ссуду и работают на господина) – рядовичи (заключают ряд – договор на ссуду и работают на господина или выплачивают своим трудом) – холоп (рабы, самые бесправные).
Киевская Русь.
1. Экономические причины – большое влияние на возникновение единого государ-ства Киевская Русь оказали экономические факторы. К этому времени увеличилась про-изводительность труда, т.к. в земледелие использовались система перелога, усовер-шенствовались сельскохозяйственные орудия труда, появляется семена, дающие боль-ше урожая – все это привело к тому, что у крестьян появляются излишки, т.е. прибавоч-ный продукт. Совершенствование орудий труда привело к тому, что в славянских племе-нах наступает разделение труда. Теперь занятие ремесломтребовали больше времени. Появляется слой населения, занимающийся исключительно ремеслом.- ремесленник.Излишки сельскохозяйственных продуктов, изделия ремесленников привели к разви-тию меновой торговли, что постепенно привело к денежной торговле и формиро-ванию товаро - денежных отношений. У славян начинает складываться внутрен-ний рынок. Все это сказывалось на становлении государственного образования. 2. Военные причины. К IX веку продолжалось постепенное укрепление княжеской власти, огосударствление. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов. На севере постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славян и тюркских племен, Некоторые южные племена попали под власть Хазар-ского каганата. В этот период власть хазарского кагана ослабла, и подчинение ему стало не выгодным. Племена южных славян начинают оказывать сопротивление хазарскому влиянию, кроме того, славянам пришлось отражать набеги хазарских орд, не подвластных кагану - все это заставляло славянские племена стремится к объеди- нению, чтобы противостоять внешней угрозе.. 3.Культурные причины. Важной причиной объединения славянских племен являет-ся культура и быт славян. Все славяне независимо от места обитания говорили на од-ном языке, поклонялись одним богам и силам природы. Они одинаково обустраивали свой быт: жилье, одежда, посуда, стиль жизни и поведения. На всей территории сла-вянского мира действовали одни законы - не дошедший до нас Закон Русский, основан-ный на нормах обычного (родо - племенного) права II. Образование Киевской Руси. Переход от догосударственных территориальных (соседских) общин к государству шел медленно и постепенно. Так в «Повести временных лет» Нестор упоминает, что государство Русь складывалось уже в VI в. вокруг Киева и первым князем был Кий . К IХ веку на севере и на юге у славян уже сложились племенные союзы, распола-гающие большими людскими ресурсами и имеющие отличительные черты государст-венности: 1. уплата дани- налога в обмен на торговые привилегии и безопасность; 2. подчинение надплеменным нормам и надплеменным структурам власти; 3. единая оборона от внешнего врага. Первоначально таких племенных союзов было 12 – об этом свидетельствует «Повесть временных лет». Позднее они продолжали объединяться и создавали более крупные союзы. Такими союзами - центрами стали Киев и Новгород. Новгородское княжество –княжество- государство представляло собой большую политическую и военную силу. В его состав входили земли ильменских славян, кривичей, мери и другие фино-угорские племена вплоть до Белого моря. Оно контролировало часть знаменитого торгового пути «Из варяг в греки». В 882 г. Новгородский князь Олег совершает поход на Киев (возможной причиной этого похода было стремление отобрать у Оскольда и Дира Киев) город, который распола-гался ближе к центру мировой торговли - Византии. Подчинив смоленских кривичей и киевских полян, Олег становится Великим киевским князем, а Киев объяв-ляет «Матерью городов русских». В Смоленск, Любич, Новгород Олег назначает для управ-ления своих дружинников - наместников. При правлении Олега (882-912 гг.) начинается формирование территории рус-ского государства. Олег подчиняет различные славянские племена и включает их в сос-тав Киевского государства. Олег правил около 30 лет. Это был решительный, коварный и очень умный политик. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев, принял на себя титул великого князя, остальные русские князья стали его данниками- вассалами. Покоренные племена он обложил данью. Олег придал княжеской власти авторитет и международный престиж. Олег защищал рубежи государ-ства от внешних врагов, строил крепости. Успешно воевал с хазарами и Византией. Князь и дружина объезжали подвластные территории, собирали дань – полюдье, вершили суд, облагали виновных штрафами – вирами. Суд вершился по Закону Рус-скому, своду законов обычного права до нас не дошедшему, но постоянно упомина-ющемуся в договорах Руси с Византией. Таким образом, в конце IХ – начале Х века у восточных славян складывается госу-дарство с единой территорией, с единой системой управления, налогами – это было результатом развития восточнославянского общества. 4. Норманнская теория. Норманизм возник в ХVШ веке. Его создателями считаются немецкие историки Байер, Шлецер, Миллер, работавшие в ХVШ веке в Петербургской академии наук. В своем утверждении они опирались на «Повести временных лет», где под 862 годом приводится рассказ об обращении славян, кривичей, мери и др. фино-угорские племен к варягам с просьбой прийти и править ими, чтобы прекратились распри и установился мир и согласие. В славянские земли пришел Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором и «со всею Русью». Они то и стали основателями славянского государства. На основании этого летописного свода немецкие историки делают вывод, что славяне были диким, необразованным народом, не способным создать свою государственность.Норманны завоевали славян и создали государственность. Первым выступил против немецких ученых Ломоносов, который, говоря о древ-ности славянского народа, о высоком уровне его развития, выдвинул тезис «государство не может быть навязано извне». Приводил примеры, что сами норманны назвали Русь « Гардарика», т.е. страной городов. Выступая против норманистов, Ломоносов, производил руссов от роксалан, справедливо отмечая, что этноним может чита-ться и как «россаланы». Также он утверждал, что со времени принятия христианства на Руси утверждаются греческие и еврейские имена, но это не означает, что носители этих имен - греки или евреи, и поэтому считал ошибкой «германизацию» Байером славянских имен ( примером «германского» осмысления славянских имен может служить толкование княжеского имени Владимир как «лесной надзиратель»). Заключение Ломоносова никто из норманистов до сих пор не преодолел. Говорить о завоевании славян норманнами вряд ли возможно, т.к. они не проникали в славянские земли большими массами.(в отличии от Западной Европы). Русские князья чаще всего использовали их как наемное войско. Историк С. Гедеонов, заметил, что понятие «северные люди» («нордманны»), территориальное, а не этническое. Археологические и письменные источники изучения славян, их языка и культуры VШ - IХ вв. свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян. Изучение «Повести временных лет» показывает, что запись о призвании Рюрика была поздней вставкой в ее первоначальный текст. Она была внесена в Несторовский текст в 1116 г. по указанию Великого киевского князя Владимира Мономаха игуменом Выду-бенского монастыря Сельвестором. Сельвестр добавил в летопись запись о призвании Рюрика, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский стол Владимира Мономаха, установившего в столице Руси мир и спокойствие
В «Повести временных лет» Нестор пишет о том, что «… славянский язык и русский одно есть». Таким образом, Нестор говорит о родстве русского и славянского языков. Слово «Русская земля», «Русь» стало распространяться на славянские земли задолго до призвания варягов, об этом упоминают арабские источники. Поэтому упоминание «Руси» - как народа пришедшего с Рюриком должно говорить о другом, нежели о норманском происхождении. Дело в том, что средневековые источники, особенно восточные авторы в этот период знали Приднепровскую Русь, Русь Балтийскую и Аланскую Русь. Таким образом «Русы» - это славянизирова нные, возможно даже изначально неславянские племена, причем разного происхождения. При этом разные в этническом отношении «русы» участвовали в образовании Древнерусского государства в качестве господствующего слоя. В Иокимовской летописи есть запись, которая по-другому трактует призвание Рюрика. В науку ее ввел Татищев. Вождь новгородцев Гостомысл видит сон: будто из чрева его дочери Умилы вырастает чудесное дерево, от плодов которого насытились люди всей земли. Гостомысл видя конец живота своего собрал новгородских старейшин. Рассказал им сой сон и послал пригласить князя. Таким образом, можно предположить, что Умила была замужем за одним из славянских князей, может быть на острове Руген (Рюген) в земле Бодричей за князем Ругов. Так, например, княгиня Ольга в Константинополе называется княгиня ругов. В статье московского историка Рогова говорится о том, что Рюрик это видо-измененное западно-славянское слово «Рарок» (так польское Ририк, чешское Ререк). Все это обозначает название крупного сокола Рарок. В «Слове о полку игореве» применительно к Игорю, потомку Рюрика, употребляется сокол. Рогов пишет, что на стенах киевской десятинной церкви изображается не трезубец, а символическое изображение сокола. Так же изображение атакующего сокола было изображено на деньгах Ярослава Мудрого. Сокол – древнейший тотемный символ славянского рода Рюрика превратился на Руси в эмблему-символ княжеской власти.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |