Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Ярослав Мудрый




1. После смерти Владимира I (1015) власть в Киеве захватывает князь Святополк, старший из детей Владимира. Он захватывает престол, опасаясь, что Вла-димир передаст его своему любимому сыну Борису.. Святополк отправляет к Борису наемных убийц и, покинутый дружинниками, Борис был убит, такая же участь постигла и Глеба. Убийство Бориса и Глеба потрясло русский народ, и они стали первыми русскими святыми., а Святополк получил прозвище «Окаянный». Убит также был и

Святослав Владимирович и другие сыновья Владимира. Опасаясь, что его постигнет участь братьев, Ярослав Владимирович, княживший в Новгороде, начинает в 1016 г. войну со Святополком. В битве под Любечем он и возглавляемые им новгородцы и наемные варяги разбили Святополка «Окаянный», который бежит в Польшу под защиту польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. Болеслав вернул престол Святополку, но захватил в счет уплаты за помощь западные русские земли (с городами Перемышль и Червень – эти территории были возвращены Ярославом только в 1031 г.)

Ярослав бежит в Новгород, где вновь собирает войско и нанимает норманскую дружину. Ярослав в 1019 г. захватывает Киев, киевляне, возмущенные тем, что Святополк привел иноземцев, не поддерживают его. Бежавший Святополк «Окаян-ный», приводит печенегов, но Ярослав вновь одерживает победу становится Великим киевским князем.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (978 – 1054) - Великий князь киевский с 1019 года. При Ярославе Мудром Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Он прославился как градостроитель. Ярослав был поборником образования, открывал шко-лы, библиотеки. При нем Киев превратился в один из крупнейших центров христианского мира. Время правления Ярослава характеризуется:

1 - обширным строительством. Так в Киеве он стоит Ярославов город, который зна-чительно расширил старые границы города, укрепил его стены, построил знаменитые «Золотые ворота». Строит Ярослав не только в Киеве, но и по всей русской земле. Так на северо-востоке был построен на Волге город Ярославль, на западе – Юрьев.

2.- Большое внимание Ярослав уделяет образованию: по всей Руси стали строиться многочисленные соборы и церкви, был построен собор святой Софьи, который по своим масштабам и украшениям конкурировал с Софийским собором в Константино-поле.По княжескому церковному уставу при открывшихся церквях, открывались школы и библиотеки. В соборах и монастырях монахи занимались переводческой деятель-ностью. На славянский язык было переведено множество византийских книг.

3. Как его предшественники Ярослав занимался активной внешней политикой. Хотя Ярослав не обладал физической силой, был хромоногим, он был не плохим полководцем. В 1036 г. он разбивает печенегов и укрепляет южные границы.(см. предыдущую лекцию). Он вступает в союзнические отношения с Польшей, оказывает ей помощь в борьбе с Чехией и германским императором. Деятельность Ярослава была направлена на укре-пление государства, борьбу с кочевниками, распространение христианства – все это укре-пили его авторитет, и способствовали росту авторитета Руси на международной арене. Некоторые из норвежских королей находили убежище от своих врагов в Киеве, например Олов и Гарольд. Свои связи с западом Ярослав укреплял с помощью династических брако в. Сам он был женат на дочери шведского короля. Старшую дочь Анну Яросла-вовну он отдал в жены французскому королю Генриху I, а Елизавету - шведскому королю Гарольду.

4. - Ярослав стремился к обособлению русской метрополии от Византии, старался, чтобы церковь стала самостоятельная и действовала в интересах русского государства, киевского князя. В 1039 г .вопреки воли константинопольского патриарха, он ставит киевским митрополитом русского человека Иллариона.

При Ярославе происходит одно из важнейших событий Древней истории: на смену племени приходит более крупное объединение людей – народность. В древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян.

В основе народности лежит общность языка. Вместе с созданием единой русской государственности, с развитие торговли, с расширением связей и ростом сношений раз-личных земель, складывается единый язык. Постепенно на всем протяжении Руси начинает формироваться единая материально-духовная культура, быт, нравы и обычаи. Единства всего жизненного уклада проявляются во всем: от эпоса до зодчества, от обрядов до одежды и утвари.

5. При Ярославе происходит создание письменных законов . Социально-экономи-ческое и политическое развитие Киевской Руси нашло свое отражение в документах, определивших ее правовые нормы.

Уже в договорах X в. киевских князей с Византией, упоминается «закон Русский», определяются права собственности и на­следования, статус «челяди» и пленных.

Первым сводом древнерусских законов стала «Русская Правда» Ярослава Мудрого, сохранившийся сборник первых письменных законов. Сборник поражает высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал с XI до XV вв.

Собственно название «Русская Правда» носят три памятника: «Краткая Правда» - наиболее древняя «Правда» Ярослава Мудрого, (1019), «Пространная Правда» и «Сокращенная Правда».

Первая состоит из «Правды Ярослава», дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» (1072) «Правда Русской земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого.

«Пространная Правда»— памятник XII в., содержащий Устав Владимира Моно-маха, включавшего «Устав о резах» (процентах) и «Устав о закупах» и др.

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало ограничение пережитка первобытного общества – кровной мести, кругом самых близких родственников, она устанавливала ей альтернативу в виде штрафа за убийство свободного человека в размере 40 гривен (8 кг. серебра). Была сделана попытка коди­фицировать нормы сло-жившегося к этому времени раннефеодального права, охватывающие каждого жителя государства — от кня­жеских дружинников и слуг, феодалов, смердов (свободных сель-ских общинников) и горожан до холопов и челяди (не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактически рабов).

Документ зафиксировал уже существуещее неравенство (..штраф 40 гривен) подчеркивает, что существовало уже много черт рабства, такие как: обельные холопы, полные холопы

В «Правде Ярославичей» содержатся данные об устройстве вотчины, как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы (терем) князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор.Управлял вотчиной сначала тиун, а позднее огнищанин княжеский дворецкий. Подъездной зани­мался сбором налогов, вирник – сбором штрафовРаботой крестьян на княжеских землях руководили ратайные (пашенные) старосты, сельские старосты наблюдали за работой феодально зависимых смердов. В вотчине, организованной по принципу само-обеспеченности, трудились также ремесленники.

На ряду с этим «Правда» Ярослава узаконила социальное расслоение в государ-стве, в ней упоминается на ряду со свободными людьми (смердами) и зависимое насе-ление (закупы, рядовичи, челядь, холопы). За помощь, которую Новгород оказал Яро-славу, он предоставил ему льготы. Ярослав издал «Церковный устав» и «Покой вир-ный», устанавливающий нормы повинности населения в пользу вирника, княжеского дружинника собирающего дань.

В «Русской Правде» выделяются следующее население:

1) основной массой населения в Русской Правде Ярославичей выступают смерды, но их положение уже отличается от смердов времени образования Киевской Руси (свобо-дных, платящих дань и участвующих в походах). Землю смердам дают князья. Таким образом, они целиком зависят от князя. Штраф за убийство смерда теперь идет князю. Смерд дарится вместе с землей. Изменить свое положение смерд, мог только убежав от хозяина. Князь может дарить смердов, и тогда они зависят от новых владельцев, а дань перерастает в оброк;

2) следующая группа – рядовичи – это смерды, которые заключали с господином ряддоговор на получение ссуды и должны были работать на него или же выплачивать, передавая ему часть своего труда

3) другой зависимой категорией были закупы – они брали ссуду (купу) землями, скотом, зерном и обрабатывали землю господина, чтобы вернуть ее, в XI - XII вв. они по положению были близки к рабам.

4) самыми бесправными были изгои – это люди, изгнанные из общины, они жили на земле феодалов, подлежали суду своих господ;

Литература

1. Гломозда К. Е. «Крещение Руси» в концепциях современной буржуазной историографии. Киев, 1988.

2. Каргер М.К. Древний Киев. Т.1 М.;Л.,1958.

3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1.М., 1991.

4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М.,1977.

5. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. М.,2004г.

6. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

7. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

9. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: 1Х – первая половина Х в. М., 1980.

10. Сахаров А.Н. История России. Т.1. М., 1998.

11. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970.

12. Трубачев О.Н. К истокам Руси. М., 1993.

13.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.