Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстрация преподавателем кодограмм по теме занятия




Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

  • Разделы учения об эпидемическом процессе и их содержание.
  • Механизмы восприимчивости людей к инфекции.
  • Эколого-эпидемиологическая характеристика инфекций человека.
  • Структура эпидемического процесса.
  • Характеристика проявлений эпидемического процесса.
  • Территориальное распределение инфекционных заболеваний.
  • Аэрозольный механизм передачи возбудителя при инфекциях дыхательных путей.
  • Фекально-оральный механизм передачи при кишечных антропонозах.
  • Трансмиссивный механизм передачи возбудителя при кровяных инфекциях.
  • Контактный механизм передачи возбудителя при инфекциях наружных покровов.

7.4 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Решите ситуационные задачи.

 

Используя сведения отчета об инфекционной заболеваемости (Ф. 85) табл.1, обоснуйте, с учетом классификации инфекционных заболеваний по типам механизмов передачи, и проведите группировку заболеваний, заполнив табл.2. Оцените достоверность изменения показателей заболеваемости, по периодам наблюдения используя критерий Стьюдента. Графически изобразите полученный результат.

Предположите, по каким группам или нозологическим формам можно считать, что проявления эпидемического процесса можно охарактеризовать, как спорадические, эпидемические и вспышечные? Проанализируйте полученную структуру инфекционной заболеваемости по группам инфекций. Обсудите полученный результат с эпидемиологической точки зрения, выделив при этом гипотетические факторы риска по группам заболеваний. Аргументируйте, что необходимо проанализировать, чтобы доказать действия этих факторов риска. (Население города в 1998-2004гг – 127700, в 2005 - 128300)

Табл. 1 Число случаев инфекционных заболеваний в городе К. различные периоды наблюдения.

№ п/п Нозологические формы болезней Абсолютное число зарегистрированных случаев за 1998-2004гг. (Средние значения) Абсолютное число зарегистрированных случаев за 2005г.
  Бактериальная дизентерия    
  Пищевые токсикоинфекции    
  Дифтерия    
  Коклюш    
  Скарлатина    
  Менингококковая инфекция    
  Ветряная оспа    
  Краснуха    
  Клещевой энцефалит    
  ГЛПС    
  Вирусные гепатиты:    
13.1 Вирусный гепатит В    
13.2 Вирусный гепатит А    
13.3 Вирусный гепатит С    
13.4 Микст гепатиты(С+В, В+Д+С)    
13.5 Вирусные гепатиты неустановленой этиологии    
  Паротит эпидемический    
  ВИЧ- инфекция    

 

Табл.2 Заболеваемость в различных группах инфекционных заболеваний в 1998-2005гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (1998-2004) Показатели отчетного года 2005г
  Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. нас-я (+ m)   % Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. нас-я (+ m)   %
Кишечные инфекции            
Инфекции дыхательных путей            
Кровяные инфекции            
Инфекции с гемаконтактным механизмом передачи            
Инфекции наружных кожных покровов            
Всего            
               

 

Вывод:? (Задание оформить в рабочей тетради.)

Используя сведения отчета об инфекционной заболеваемости (Ф. 85) табл.1, обоснуйте, с учетом классификации инфекционных заболеваний по типам механизмов передачи, и проведите группировку заболеваний, заполнив табл.2. Оцените достоверность изменения показателей заболеваемости, по периодам наблюдения используя критерий Стьюдента. Графически изобразите полученный результат.

Предположите, по каким группам или нозологическим формам можно считать, что проявления эпидемического процесса можно охарактеризовать, как спорадические, эпидемические и вспышечные? Проанализируйте полученную структуру инфекционной заболеваемости по группам инфекций. Обсудите полученный результат с эпидемиологической точки зрения, выделив при этом гипотетические факторы риска по группам заболеваний. Аргументируйте, что необходимо проанализировать, чтобы доказать действия этих факторов риска.

(Население города в 1998-2004гг – 127700, в 2005 - 128300)

 

Табл. 1 Число случаев инфекционных заболеваний в городе К. различные периоды наблюдения.

№ п/п Нозологические формы болезней Абсолютное число зарегистрированных случаев за 1998-2003гг. (Средние значения) Абсолютное число зарегистрированных случаев за 2004г.
  Бактериальная дизентерия    
  Пищевые токсикоинфекции    
  Дифтерия    
  Коклюш    
  Скарлатина    
  Менингококковая инфекция    
  Ветряная оспа    
  Краснуха    
  Клещевой энцефалит    
  ГЛПС    
  Вирусные гепатиты:    
13.1 Вирусный гепатит В    
13.2 Вирусный гепатит А    
13.3 Вирусный гепатит С    
13.4 Микст гепатиты(С+В, В+Д+С)    
13.5 Вирусные гепатиты неустановленой этиологии    
  Паротит эпидемический    
  ВИЧ- инфекция    

 

Табл.2 Заболеваемость в различных группах инфекционных заболеваний в 1998-2005гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (1998-2004) Показатели отчетного года 2005г
  Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. нас-я (+ m)   % Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. нас-я (+ m)   %
Кишечные инфекции            
Инфекции дыхательных путей            
Кровяные инфекции            
Инфекции с гемаконтактным механизмом передачи            
Инфекции наружных кожных покровов            
Всего            
               

 

Вывод:? (Задание оформить в рабочей тетради.)

 

7.5. Контроль освоения темы занятия:

 

Тест1. Укажите определение эпидемического процесса, отражающее его сущность. Эпидемический процесс это:

1) процесс взаимодействия микро- и макро организма;

2) процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей;

3) цепь следующих друг за другом специфических инфекционных состояний;

4) Ряд связанных между собой и возникающих один из другого эпидемических очагов;

5) Эволюционно обусловленный процесс взаимодействия возбудителя паразита и организма человека на популяционном уровне, проявляющийся при определенных социальных и природных условиях манифестными и бессимптомными формами инфекции;

Тест 2. Укажите факторы (причины и условия возникновения и развития) эпидемического процесса: 1) Воздух, пыль;

2) Вода, пища, предметы быта и ухода за больными;

3) Медицинские инструменты, эндоскопическая техника;

4) Биологический, социальный, природный;

5) Кровь, плазма.

Тест 3. Укажите проявления эпидемического процесса, позволяющие выявить группы риска: 1) структура эпидемического процесса по возрасту и полу;

2) Пространственная характеристика эпидемического процесса;

3) Интенсивность развития эпидемического процесса в различных группах населения;

4) Многолетняя динамика заболеваемости;

5) Помесячная динамика заболеваемости.

Тест 4. Укажите проявления эпидемического процесса, отражающие силы действия причин и условий во времени: 1) Пространственная характеристика;

2) Динамика эпидемического процесса;

3)Этиологическая структура;

4) Интенсивность;

5) Хроническая эпидемия.

Тест 5. Какая из перечисленных характеристик возбудителя болезни имеет наибольшее значение в поддержании материальной основы саморегуляции паразитарных систем?

1) Антигенные свойства и вирулентность, как мера патогенности;

2) Чувствительность к антибиотикам;

3)Устойчивость во внешней среде;

4) Адгезия;

5) Спорообразование.

Тест 6. Из перечисленных характеристик макро организма имеет решающее значение с позиции развития эпидемического процесса: 1) возраст;

2) пол;

3) группа крови;

4) инфекционный анамнез;

5) восприимчивость.

 

Тест 7. Из перечисленных групп болезней к природно-очаговым относятся:

1) болезни, при которых основными источниками инфекции являются сельскохозяйственные животные;

2) болезни, при которых основными источниками инфекции являются различные животные и субстраты внешней среды;

3) болезни, при которых основными источниками инфекции являются синантропные грызуны;

4) болезни, при которых основными источниками инфекции являются дикие животные, обеспечивающие сохранение возбудителя как вида;

5) болезни, при которых основными источниками инфекции является особая внешняя среда;

 

Тест 8. Из перечисленных характеристик к понятию о механизме передачи возбудителей инфекционных болезней не относится: 1) фекально-оральный;

2)вертикальный;

3)парентеральный;

4)аэрозольный;

5)Трансмиссивный.

Тест 9. Из перечисленных путей передачи возбудителей болезней к естественным не относится: 1) водный;

2) трансфузионный;

3)пищевой;

4) половой;

5)вертикальный.

 

Тест 10. Наибольшую целенаправленность в борьбе с инфекциями обеспечивает классификация болезней, построенная на основе: 1) эколого-эпидемиологического;

2) этиологического;

3) клинического;

4) морфологического;

5) локализации эпидемического процесса.

 

 

Тест 11. Какая из перечисленных нозологических форм не относится к группе кишечных инфекций: 1) Брюшной тиф;

2) Амебиаз;

3) Вирусный гепатит А;

4) Полиомиелит;

5) Фавус.

 

Тест 12.. Какая из перечисленных нозологических форм не относится к группе инфекций дыхательных путей: 1) Скарлатина;

2) Менингококковая инфекция;

3) Эпидемический паротит;

4) Флеботомная лихорадка;

5) Краснуха.

 

Тест 13. Какая из перечисленных нозологических форм не относится к группе кровяных инфекций: 1) Возвратный тиф;

2) Малярия;

3) Вирусный гепатит В;

4) Желтая лихорадка;

5) клещевой энцефалит.

 

Тест 14. Какая из перечисленных нозологических форм не относится к группе наружных кожных покровов: 1) Трахома;

2)Краснуха;

3) Фавус;

4) Трихофития;

5) Микроспория.

 

Тест 15. Уровень заболеваемости, который в 3-10 раз превышает спорадическую заболеваемость какой либо нозологической единицей в данной местности и характеризуется возникновением множественных эпидемических очагов, называется:

1) Эпидемией;

2) Пандемией;

3) Эндемией;

4) Вспышкой;

5) Экзотической заболеваемостью.

 

Тест 16. Необычно высокая заболеваемость, регистрируемая на всех континентах Земли, называется: 1) Эпидемией;

2) Эндемией;

3) Эпидемической вспышкой;

4) Эндемической заболеваемостью;

5) Пандемией;

 

Тест 17. Проявления эпидемического процесса могут быть рассмотрены как: «вспышка», «эпидемия», «пандемия», «спорадическая заболеваемость» в зависимости от: 1) тяжести течения процесса;

2) скорости распространения заболеваемости;

3) частоты тяжелых форм болезни;

4) уровня заболеваемости.

 

Тест 18. В каких из перечисленных случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса: 1) при развитии отитов у реконвалисцентов после скарлатины;

2) при обнаружении возбудителей холеры в воде;

3) единичные случаи брюшного тифа среди жителей города;

4) при заболевании бешенством волков и лисиц;

5) при обнаружении малярийных плазмодиев у комаров;

 

Тест 19. Какое из перечисленных проявлений можно назвать - энзоотия: 1) распространение инфекционных болезней среди животных;

2) заболеваемость животных свойственная данной местности;

3) заболеваемость людей свойственная данной местности;

4) звенья эпидемического процесса;

5) возбудители инфекционных болезней на определенной местности.

 

Тест 20. Своеобразие варианта механизма передачи возбудителя определяется:

1) локализацией возбудителя в организме источника инфекции;

2) клинической формой болезни;

3) устойчивостью возбудителя во внешней среде;

4) иммунным статусом больного

5) патогенностью и вирулентностью возбудителя.

 

Тест 21. Выберите, при каком заболевании возможна реализация вертикального механизма передачи: 1) Коклюш;

2) Скарлатина;

3) Грипп;

4) Шигеллез;

5) Герпетическая инфекция;

 

Тест 22. Классификация инфекционных болезней, разработанная Л.В. Громашевским, основана на: 1) особенностях клиники болезни;

2) типе паразитизма возбудителя;

3) различиях в восприимчивости людей;

4) особенностях механизма передачи возбудителя;

5) особенности сезонности заболеваемости.

 

Тест 23. Какой, из перечисленных факторов передачи имеет наибольшее эпидемиологическое значение для кишечных инфекций:

1) дверные ручки;

2) детские игрушки;

3) полы;

3) сметана;

4) огурцы;

5) ложка.

 

Тест 24. При каком, из перечисленных инфекционных заболеваний почва является основным фактором передачи возбудителя: 1) Энтеробиоз;

2) Аскаридоз;

3) Дизентерия;

4) Амебиаз;

5) Вирусный гепатит А.

 

Тест 25. В каких насекомых возбудитель размножается и накапливается: 1) вши;

2) клопы;

3) комары рода Anopheles;

4) мухи;

5) тараканы.

 

Тест 26. В каких насекомых возбудитель проходит цикл развития: 1) вши;

2) клопы;

3) моль;

4) мухи;

5) комары рода Anopheles.

 

Тест 27.. В каких насекомых возбудитель только сохраняет жизнеспособность:

1) вши;

2) клопы;

3) моль;

4) мухи;

5) комары рода Anopheles.

 

Тест 28. Выберите, какие из перечисленных факторов влияют на неспецифическую резистентность организма: 1) пол;

2) жилищные условия;

3) возраст;

4) режим водоснабжения;

5) начало отопительного сезона.

 

Тест 29. В каком случае имеются оптимальные условия для распространения кори:

1) больной ребенок посещает группу д / сада, где дети все привиты;

2) в поселке привитость среди детей 50% выявлен больной корью, приехавший из города;

3) больной ребенок госпитализирован в инфекционную больницу;

4) мама больного ребенка работает в магазине;

5) у ребенка обнаружены антитела к кори Ig G.

 

Тест 30. Эпидемический процесс – это явление: 1) социально-биологичесекое;

2) социальное;

3) биологическое;

4) социально- философское;

6) биолого-политическое.

 

Задание 31. Продолжите представленное заключение: По конечному фактору реализации фекально-орального механизма передачи возбудителя кишечных инфекций выделяют следующие пути …………………

 

Задание 32. Перечислите, какие факторы могут определять восприимчивость организма к инфекционному заболеванию? Объясните, почему Вы так считаете?

Задание 33. Резервуар возбудителя инфекции – Это ………..

Задание 34. Социально-экологическая концепция эпидемического процесса Б.Л.Черкасского с точки зрения врача практика необходима, ……………… Приведите примеры, ссылаясь на основные теоретические выкладки (сложная открытая система, организованная система, многоуровневая система, целостная система и др.).

Задание 35. Объясните механизмы формирования заболеваемости ГЛПС на территории РБ, применив при этом полученные знания в области учения об эпидемическом процессе?

Задание 36. Объясните, с чем могут быть связаны изменения в интенсивности эпидемического процесса при разных нозологических формах в различные периоды года (осень, лето и т.д.), а также в различные годы. Приведите примеры.

 

Все задания выполняются писменно в рабочей тетради. Тестовый контроль на листах бумаги и сдается на проверку.

 

Место проведения самоподготовки: читальный зал.

 

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

Напишите реферат: 1. Тенденции в эволюции туберкулезной инфекции.

2. Значимость социального фактора в развитии эпидемического процесса Хеликобактерной инфекции.

 

Литература:

Основная литература:

1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с.

2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с.

5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

Дополнительная литература:

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология.- Москва 1989.-418с.

2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология. - Москва «Медицина» 2003.-448с.

3. Покровский В.И. (под редакцией). Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. В 2-х томах - Москва «Медицина» 1993.

4. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии.- Москва 2001.-562с.

5. Шкарин В.В., Благонравова А.С. Термины и определения в эпидемиологии.- Нижний Новгород 2010.-302с.

6. Йохан Гисеке. Современная эпидемиология инфекционных болезней.- Европа 2004.-278с.

7. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрём Т. Основы эпидемиологии.- Женева 1994.-260с.

8. Брико Н.И., Покровский В.И. Общая эпидемиология.- Москва 2008.-400с.

9. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии.- Москва 2005.-172с.

10. Ефимов Г.Е., Кайданек Т.В. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: Учебное пособие. - Уфа: Издательство ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава» 2010.-156с.

11. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология.- Москва 1989.-418с.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Жогова М.А, Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиология: тесты, задачи и упражнения – Москва.- 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.