Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невротические нарушения речи 3 страница




В своей речи больной может быть активен, пассивен, разговорчив или же малоразговорчив, многоречив, но малосодержателен, многословен, отвлекаем, эмоционален, выразителен, монотонен. Речь его может быть интонационно богата или бедна и т. д. Она может сопровождаться выразительной мимикой, жестикуляцией или же условными стереотипными движениями, застыванием, общим напряжением. Речь и моторика могут быть связаны между собой по времени или же речь может отставать от моторики. Речь может быть быстрой, стремительной, ускоряющейся, замедляющейся, громкой, крикливой, тихой, шепотной и т. д.

Ясность и четкость произношения исследуются по заранее подготовленным образцам звуков, слов и фраз различной трудности как по содержанию, так и по форме, произносимых обязательно в различном темпе. Необходимо исследовать отдельно произвольную, самостоятельную речь, отраженную речь, прозу, стихи, пересказ, короткие и длинные периоды. Точно так же необходимо изучить понимание больным речи; при этом учитывается акустическое внимание, соответствующие установочные движения, скорость реакции, ее характер, объем воспринятого материала, длительность установки, соответствие между восприятием звуковой стороны речи и ее содержания. Должно также обратить внимание на наличие у больного стремления к лечению, на его отношение к недостаткам своей речи, моторную реакцию правой и левой руки. При исследовании моторики речевого органа необходимо учитывать не только активные движения, но и выдержку в том или ином положении.

Больные с расстройствами речи иногда быстро утомляются и поэтому нуждаются в особо бережном отношении; обследование их приходится делить на ряд отдельных занятий.

В большинстве стационарных лечебных учреждений логотерапевт оказывается почти единственным лицом, которое знакомо с основами логопатологии; поэтому здесь роль логотерапевта не может ограничиваться системой «речевых сеансов». В поле его внимания должен быть включен весь режим больного, особого наблюдения требует его речь и его поведение в целом. Перед логотерапевтом возникает необходимость разработки правил медицинского надзора и ухода за больным с расстройствами речи.

Уход за такими больными является новой областью и представляет большое поле деятельности для инициативы логотерапевта. Многое в уходе за больными с расстройствами речи может быть заимствовано из психиатрической практики. Некоторые из таких больных склонны к повышенной возбудимости нервной системы, общей психической астенизации, идеям малоценности, фобиям, навязчивым состояниям, чрезмерной мнительности, реактивной лабильности эмоциональной сферы и т. д. Необходимо учесть индивидуальные реакции больных на свое заболевание, различные в зависимости от возраста, интеллектуального и социального уровня, степени и характера инвалидизации, наконец, от личных взаимоотношений с окружающими. Нарушение речевого контакта с окружающими само по себе приводит к конфликтным состояниям. Характер нарушений речи больных определяется как характером заболевания, так и отношением к нему заболевшего. Расстройства речи редко протекают в виде изолированного, чисто речевого синдрома; большей частью они вызывают общий сдвиг в личности больного.

Одним из основных условий успешной логотерапевтической работы нужно считать активное воздействие логотерапевта на больного и одновременно активное участие самого больного в процессе лечения. Огромное значение имеет педагогический опыт, а также такт логопеда. Фармакологическое воздействие носит большей частью симптоматический характер и занимает в системе логотерапии лишь второстепенное место.

Индивидуальный характер работы логотерапевта не исключает необходимости применения общих основ и технических навыков, выработанных предыдущим опытом логотерапии.

Трудности, имеющие обычно место в работе с детьми, значительно возрастают при переходе на работу со взрослыми. Большая разнородность наблюдающихся в клинике речевых расстройств, связанная и с различными локальными поражениями центральной нервной системы, требует строго индивидуального подхода к каждому больному. Здесь нет готовых рецептов и нет определенного способа лечения; работа логотерапевта требует подлинного творчества и активных поисков компенсаторных возможностей, особых для каждого больного.

Не меньшие требования предъявляются и к самому лечащемуся, который является не только объектом, но и участником восстановительного лечения. Чем активнее это участие, тем успешнее работа логотерапевта.

Вместе с тем необходимо беречь силы больного и не перегружать его занятиями сверх его возможностей.

Правила режима разных больных с расстройствами речи различны, в зависимости от характера и стадии заболевания. Так, например, уход и режим в ранние периоды афазического расстройства учитывают раньше всего физическое состояние больного, которому должен быть предоставлен полный покой.

При травматических и других поражениях логотерапевт должен тщательно следить не только за общим состоянием больного, но и за всеми колебаниями его речи. Часто такие колебания служат первым тревожным сигналом назревающего осложнения в виде отека, воспалительной или гнойной реакции мозговой ткани. Последние могут наблюдаться в периоде восстановления речи и после заживления открытой раны, даже через несколько лет после ранения. При всяком ухудшении речи логотерапевт извещает об этом лечащего врача. В начальном периоде восстановления речи необходимо следить, чтобы окружающие ограничивали свой речевой контакт с больным, учитывая его речевые возможности.

Некоторые расстройства речи сопровождаются насильственным смехом и плачем. Не понимая значения этого явления, окружающие принимают его за проявление веселости или грусти и в соответствии с таким неправильным пониманием строят свое отношение к больным, нередко этим травмируя их. Логотерапевт должен уметь оградить больного от таких тяжелых для него ошибок окружающих. В обращении с больным логотерапевт должен быть спокойным, терпеливым и внимательным. У большей части больных с псевдобульбарными и бульбарными расстройствами речи, например, умственная деятельность не нарушена, и поэтому они стремятся к полноценному общению с окружающими. Между тем речь их очень часто бывает настолько неясной и непонятной, что собеседник может только догадываться о содержании, а постоянные и многократные переспрашивания вызывают у больного раздражение и озлобление.

Больные, страдающие речевыми расстройствами двигательного характера, нуждаются в особом уходе за полостью рта. Нередко у них наблюдается застревание пищи во рту, за щекой или в верхней части нёба, скопление густой и вязкой слюны, непроизвольное слюнотечение, пересыхание слизистой оболочки рта, трещины и корки на неподвижном языке. При челюстных ранениях нередко развиваются гнойные процессы. В этих случаях необходимы дезинфекция и очищение рта не только перед занятиями, но и в течение всего дня.

Большое значение при ортопедии контузионных расстройств речи имеет внушение и отвлечение внимания больного от имеющихся у него нарушений. Логотерапевт не должен фиксировать внимание больного на его астеническом состоянии, на пониженной трудоспособности. Весь метод работы должен носить выраженный активный, стимулирующий бодрость больного и психотерапевтический характер.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.