Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невротические нарушения речи 2 страница




Следует особо отметить те случаи нарушения речи у детей, которые были связаны с хранением ими «тайн» военной детской жизни и порожденными ею аффектами.

Идея «военной тайны» глубоко внедрилась в детскую психологию, и во время войны можно было только поражаться упорству, с которым иногда скрывалась «своя», засекреченная жизнь детей во время войны.

 

История болезни V

Мальчик У., 8 лет, учится во 2-м классе. Направлен из школы к логопеду как заикающийся, неспособный, отстающий и подлежащий переводу в школу для отсталых. По просьбе логопеда оставлен в своей школе на время лечения. По данным анамнеза, развивался правильно. При обследовании выясняется, что тяжелое заикание появилось в период оккупации. Заикание упорное и ясно выраженное.

В первое время логотерапевтической работы не отмечено никакого улучшения; поведение неустойчивое, правила занятий соблюдает формально, внимание раздвоено, чем-то отвлечен, тайком дразнит соседей, шалит, возбудим и эмоционально лабилен; в школьной жизни принимает чисто внешнее участие.

На все расспросы о времени оккупации отвечает уклончиво: «ничего особенного не было», «ничего страшного не было», «никто не пугал»; лишь через 2–3 недели удается получить более точные сведения: дети были организованы и тайком старались помочь истязаемым советским людям; при этом видели, как складывали костры и вешали над огнем председателя, «было очень страшно».

 

Этот ребенок продолжает жить под влиянием поразивших его событий, нарушивших душевное равновесие.

Приведем случай патологического развития личности ребенка, перенесшего тяжелую психическую травму.

 

История болезни VI

Мальчик Р., 51/2 лет, поступил в детское отделение больницы им. Соловьева 2/XI 1943 г. Головные боли, резкое заикание, недисциплинирован. До болезни развивался нормально. В 1943 г. во время одной из бомбардировок были убиты родители, брат и сестра мальчика. Его самого нашли в убежище бледным, исцарапанным. Ребенок был испуган, не отвечал на вопросы, молчал. Заговорил на второй день.

Появились головные боли, тяжелое заикание, дневной и ночной энурез. Ребенок вял, бледен. Все время ожидал мать, хотя и знал о гибели семьи.

Мальчик диспластичен, инфантилен, питание резко пониженное. Ярко выраженное психомоторное беспокойство. С детьми не уживается, в режим не укладывается. Легко и часто плачет. Интеллектуально ребенок развивается правильно. Любит слушать чтение, легко передает прочитанное. Запас слов хороший.

За время пребывания в больнице окреп, речь улучшилась, головные боли прекратились, энурез отмечается лишь изредка.

В мае 1944 г. стационирован вторично: возбужден, раздражителен, хмурый, почти не улыбается. Заикание усилилось. Интеллектуально продвинулся. Выписан через 2 месяца с некоторым улучшением. По словам бабушки, был в хорошем состоянии.

В 1945 г. поступил в школу. Начались жалобы на недисциплинированность и двигательное беспокойство.

Тяжело переживал свое горе: вспоминал родителей, их доброе к себе отношение и желал быть в жизни таким, как отец. Полон ненависти к фашистам – «если бы немцы не воевали с нами, моих родителей не убило бы».

 

Анализируя психическое состояние ребенка, можно установить отчетливо выраженную депрессивную окраску настроения. Следует обратить внимание на фиксацию ребенком отрицательных впечатлений; хотя он и старается быть веселым, это ему не удается. Сознание заполнено воспоминанием об утрате близких, о былой благополучной семейной ситуации, мыслями о своем сиротстве, опасением потерять деда и бабушку. Старается хорошо учиться и добивается отличных успехов.

Заторможенность, сохранившаяся, по-видимому, от острого периода реактивного состояния, поддерживается сознанием отсутствия прочной опоры, столь необходимой в детском возрасте. Постоянные сетования взрослых членов семьи на его судьбу непрерывно поддерживают и питают описанное отношение к жизни.

Речевая судорожность приобретает тоже стойкий характер; хорошие условия (длительное пребывание и лечение на логопедической площадке) значительно снижают расстройство темпа речи, но не устраняют его, так как ребенок находится все время в возбуждении (психомоторное беспокойство) и страхе.

Одним из невротических симптомов в детском возрасте является мутизм. Мутизм – одно из проявлений детской нервности, часто связанной с речевыми расстройствами. В основе мутизма лежит не один какой-либо биологический или психогенный фактор, а сложная их совокупность.

Мутизм является выражением разных патологических механизмов.

В снятии мутизма большую роль играет возрастной фактор (развитие интеллекта, закрепление связей с коллективом).

Случаи мутизма в детском возрасте не столь часты. Они требуют понимания сущности болезни не только со стороны врача, но и педагога в целях оказания своевременной помощи. Дети, страдающие мутизмом, должны направляться педагогами и логопедами к психиатру; лечение детей должно проводиться совместно с последним.

В большом внимании со стороны педагогов и врачей нуждаются дети, тяжело переживающие неблагополучие в семье. Нередко за однообразием ответов и спокойной улыбкой ребенка скрываются горькие переживания, тяжелые внутренние конфликты.

Особое место в логотерапии послевоенного времени должно уделяться детям более старшего возраста, которые переживали войну в период обратного развития неврозов речи. Условия осады, напряженное ожидание, звуковые раздражения, темнота, жизнь в бомбоубежище, попадание осколков, расстройства сна, неполноценное питание – все это влекло за собой усиленную и длительную травматизацию, которая не только задерживала обратное развитие невроза, но способствовала образованию стойких форм речевых нарушений. Лечебная работа логотерапевта в послевоенное время еще больше, чем при других обстоятельствах, увязывалась с общей лечебной работой, с воспитанием и организацией жизни детей.

Интересные данные получены при обследовании двух однородных групп детей в детском доме во время войны. Первая группа живет в детском доме с раннего возраста и находится под наблюдением опытных воспитателей в хороших условиях. Эти дети выглядят спокойными, веселыми и здоровыми. Поведение их свободное, но дисциплинированное. В группе из 24 человек нет ни одного случая невротического расстройства речи. Вторая группа укомплектована 3 месяца назад из детей, потерявших на войне родителей. Дети бледны, истощены, шумливы и недисциплинированны; в группе, состоящей из 25 детей, обнаружено 9 заикающихся. Эти цифры наглядно указывают на огромное значение психотравмы, с одной стороны, и организации жизни детей – с другой.

Подводя итоги, можно сказать, что период развития детской речи отличается особой ранимостью. Патологические изменения речи в раннем возрасте могут отразиться на всем дальнейшем развитии речи ребенка и его личности, ложась в основу речевой патологии более позднего возраста. Своевременное лечение речи детей действует на них оздоровляющим образом и значительно снижает заболеваемость в юношеском и зрелом возрасте.

Среди речевых заболеваний необходимо отметить острые реактивные вспышки невротического характера, которые отражают перенесенную травму; они протекают большей частью по типу кратковременного заикания и встречаются главным образом в практике детского психиатра, так как дети с этим заболеванием не доходят до специалистов по речи. Наряду с этими вспышками, в раннем возрасте наблюдается задержка в развитии речи. Отставание общего развития речи обычно возникает на основе глубокой сомато-психической патологии.

Организация своевременного систематического лечения речи у детей бесспорно является одной из наиболее ответственных задач современной логотерапии.

 

 

РАССТРОЙСТВА РЕЧИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ОРГАНОВ РЕЧИ 1

 

1 Статья из книги Ю. А. Флоренской «Клиника и терапия нарушений речи». – М., 1949.

 

В группе больных с расстройствами речи послевоенного времени особое место занимают больные с травматическими повреждениями костей нижне-лицевого скелета и прилегающих к нему мягких тканей.

Основные расстройства речи, наблюдаемые у этих больных, связаны непосредственно с нарушением целости звукопроизносящего аппарата; таким образом, на первый взгляд их можно было бы отнести к разделу механических дислалий, но это было бы неправильно.

Дислалии мирного времени не связаны с нарушением соматического состояния больного. Большинство таких больных недостаточно замечают нарушения в своей речи; в процессе ее выправления приходится работать как над моторикой речевого аппарата, так и над развитием правильного слухового контроля.

Иные соотношения наблюдаются в логопатологии военных поражений. Травма ротовой области может одновременно нарушить многие функции и отразиться также на соматическом и психическом состоянии больного.

При травматическом заболевании расстройство речи протекает на фоне тяжелого соматического состояния всего организма. В течении болезни можно отметить несколько периодов. Первый период после такого ранения отличается тяжестью соматического и психического состояния, поскольку ранение нарушает деятельность всего функционального комплекса, связанного с пораженной областью, затрудняя одновременно жевание, глотание, дыхание и речь. Рваные раны различной формы окружают неправильными лоскутами раздробленные ткани. При переломе костей повреждаются и мягкие ткани, и сосуды; обширные кровоподтеки заметны на сравнительно отдаленных частях лица, что объясняется рыхлостью подкожной клетчатки. Богатая сосудами ткань дает обильное кровотечение; слюнотечение бывает чрезвычайно усиленным. Со стороны окружающих тканей наблюдается бурная воспалительная реакция. Отекшие воспаленные ткани быстро покрываются слоем гнойных, часто зловонных выделений. Больные слабы, питание у них затруднено и понижено.

Во втором периоде наблюдается постепенное очищение и заживление ран. При этом в силу неподвижности раненого органа образующиеся рубцы, тяжи и спайки приводят к сращению различных частей органа.

Эти вторичные изменения очень часто больше препятствуют возможности правильного звукообразования, чем самое ранение. На них логопед должен особенно фиксировать свое внимание. Восстанавливающийся морфологически орган теряет подвижность, будучи механически связан образовавшимися сращениями. Активная борьба со сращениями начинается обычно лишь тогда, когда они уже оформились и трудно поддаются процессу обратного развития. В этом периоде деятельность логотерапевта носит профилактический в отношении речи характер; собственно речевая работа еще не начинается, так как воспалительные процессы в травматизированных тканях не закончились.

Большую пользу приносят беседы с больными, объясняющие значение предписанных гигиенических мероприятий и правильного ухода за полостью рта. Больной должен быть осведомлен о предстоящей ему речевой работе и о тех препятствиях, которые впоследствии могут замедлить полное восстановление речи, в частности, об отрицательной роли спаек и тяжей.

Болезненность в области рта заставляет больного воздержаться от движений даже тогда, когда они уже вполне возможны. Иногда необходимо специальное побуждение, чтобы больной освободился от вредной тенденции к такому щажению.

В учебниках стоматологии и специальной хирургии отмечается положительное влияние своевременно включенной речи. Речевой режим устанавливается индивидуально в каждом случае по согласованию с лечащим врачом. В тяжелом периоде последовательного восстановления органа – секвестрирование, протезирование, сложные пластические операции – приходится все время менять речевой режим, то включая речь, то выключая ее.

Общее заболевание постепенно переходит в местное страдание. Повышается активность; больной теперь часто не выдерживает постельного режима, двигается, пытается курить, протестует против вливания жидкой пищи и т. д.

К частому и болезненному оперативному вмешательству больной в этом периоде еще относится терпеливо; несмотря на запрещение (в эвакогоспитале сняты все зеркала во избежание тяжелых психических реакций), он быстро находит способ приобрести карманное зеркальце, начинает следить за своей наружностью. В зеркальном отражении больной больше воспринимает, по-видимому, сохранившиеся черты прошлого облика, а не настоящий свой вид.

В дальнейшем, в зависимости от течения болезни, больной либо выздоравливает и возвращается к нормальной жизни, либо начинается третий период – вялого течения, иногда глубокой инвалидизации. В таком случае настроение и поведение больного нередко существенно изменяются. Подавленный и унылый, он сосредотачивает все внимание на своем поражении. Логотерапевтическая работа приобретает в этих случаях все большее значение, становясь совершенно необходимой в случаях тяжелой инвалидизации.

В логотерапевтической работе чисто речевая ортопедия всегда сочетается с психотерапией; в зависимости от состояния больного, основное значение приобретает либо первая, либо вторая.

Речевой функции здесь создаются новые условия, что иногда приводит к ее грубому нарушению. На первых логотерапевтических занятиях нам не раз приходилось наблюдать, как больные в этих условиях теряются перед необходимостью произвольно сочетать простейшие, вполне доступные им речевые движения. Привычные сочетания движений нарушены, вместе с тем страдает проприоцептивный контроль.

Это своеобразное состояние функциональной «апраксии» нередко легко поддается исправлению. Для звукопроизношения вырабатываются новые двигательные системы. Больной начинает пользоваться иными, чем до ранения, путями для построения звука.

Логотерапевт обучает больного новым вариантам артикуляции. Так, например, звук «р», в норме образующийся при дрожательном соприкосновении кончика языка с передней частью нёба, может быть заменен более глубоким нёбным «р», одноударным «р», прищечным «р», гортанным «р» и т. д.

Наглядно и на ощупь больному указывают новые места соприкосновения сохранившихся частей речевого аппарата.

Типы речевой недостаточности зависят от характера образовавшегося дефекта и от зоны поражения.

При ранении губ нарушается произношение звуков «м», «п», «б»; при ранении или отсечении нижней губы, при поражении передней части верхней челюсти с нарушением целости зубов – губно-зубных звуков; при дефектах соответствующих частей органа речи – зубно-язычных и нёбно-язычных звуков и т. д.

Ранения редко поражают одну какую-либо небольшую часть речевого аппарата, задевая большей частью несколько областей; так, например, отстрел кончика языка часто сочетается с раздроблением челюстей, ранение нижней челюсти – с поражением губ или дна полости рта. При отстреле нижней челюсти уничтожается дно полости рта; анкилоз лишает челюсти необходимой им подвижности; невозможность герметического закрытия рта резко отражается на всех его функциях и, в частности, на речи, в которой страдают согласные.

В каждом отдельном случае методический подход должен быть строго индивидуализирован в соответствии с состоянием речевого аппарата. Постановка звука по правилам обычных дислалий здесь неприемлема. В новых условиях должны быть созданы новые соотношения частей, приводящие к тому же конечному результату. Необходимо бережное отношение не только к живой ткани, о чем говорят хирурги, но и к функциональным возможностям этой ткани. Применения расширителей и других механических приспособлений можно в значительной степени избежать при своевременном включении соответствующих двигательных упражнений.

В ранних периодах по соглашению с лечащим врачом мы пользовались в этих целях легчайшей пассивной и активной гимнастикой, основанной на импульсах автоматического характера – движениях, производимых при еде, плевке и др. Особое внимание уделялось движениям, помогавшим удерживать слюну в полости рта. Среди методических приемов большое значение имела здесь так называемая «воздушная подушка», т. е. перекатывание в полости рта некоторого запаса воздуха, который оказывал ровное и мягкое давление на тяжи и сращения. Сила давления регулировалась болевыми ощущениями самого больного. При рассасывании организовавшихся сращений хорошо помогала также и горячая водяная подушка, горячее полоскание, парафиновые аппликации, ручной глубокий массаж. Все эти мероприятия проводились в последовательном порядке, сменяясь речевой ортопедией; большей частью они предшествовали логотерапевтическому сеансу.

Такие же положительные результаты, как у нас, были достигнуты и в работе других логотерапевтов. Приведем вкратце историю болезни больного, с которым вела работу О. В. Правдина.

 

История болезни I

Больной К., 32 лет. В 1943 г. получил сложное ранение разрывной пулей в области нижней части лица. Была раздроблена нижняя челюсть, задето мягкое нёбо, разорван язык. Больной перенес восемь операций; после заживления операционных ран речь была невозможной. Больной самостоятельно работал над восстановлением речи в течение целого года. В 1944 г. обратился за помощью к логопеду; речь была почти непонятна; произношение боковое, гласные выпали, темп убыстрен. При осмотре оказалось, что губы стянуты рубцом, а язык представляет сжатый и небольшой комочек, лежащий наискось в левом углу рта. В результате занятий специальной гимнастикой в течение 21/2 месяцев речь была в значительной мере восстановлена.

 

Настойчивая работа самого больного не дала заметных результатов. В то же время 21/2-месячный курс лечения у опытного логотерапевта дал прекрасные результаты.

Своевременное и раннее применение логотерапии играет часто решающую роль в дальнейшем развитии речевого расстройства. Логотерапевт должен заранее познакомиться со своими будущими больными и лечащими врачами и ознакомить последних с методом своей работы. В поздние периоды, когда процесс деформации речевого аппарата уже закончился, логотерапевтическая работа должна систематически развиваться.

Расстройства речи травматического происхождения, вызванные нарушением целости речевого аппарата, в первом и втором периоде заболевания характеризуются почти полным отсутствием невротических реакций. В таких случаях применяется общесоматическое, а затем оперативно-хирургическое лечение. С точки зрения логотерапии в первом периоде лечения челюстно-лицевых ранений преобладает значение ухода, во втором – речевой ортопедии. Что касается поздних периодов, когда процесс специального лечения можно считать более или менее законченным, то здесь огромное значение приобретает психотерапия. Больной тяжело переживает свою изуродованность: он фиксирует внимание даже на небольших асимметриях и рубцовых стяжениях, не говоря уже о следах пластических операций. Мало понятная речь ограничивает возможности трудоустройства. Продолжающаяся ортопедическая речевая работа приобретает все больший психотерапевтический характер.

Об отдаленных последствиях военной травмы челюстных больных должен помнить как логотерапевт, так и психотерапевт. Лечебные мероприятия в таких случаях связаны непосредственно с психогигиеническим надзором и активным включением в трудовую жизнь.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1

 

1 Статья из книги Ю. А. Флоренской «Клиника и терапия нарушений речи». – М., 1949.

 

Логотерапия тесно связана с педагогической работой, заимствуя в этой области ряд принципов, приемов, пособий и материалов.

В системе лечебных мероприятий логотерапия занимает особое место. По своей сущности она ближе всего к работе психоортопедической, понимаемой в широком смысле этого слова; она включает также элементы специальной психотерапии; кроме того, она имеет собственную технику.

Логотерапевтический кабинет входит в структуру лечебного учреждения в качестве одной из его составных частей. В зависимости от типа этого учреждения, его задач и состояния больных характер кабинета несколько видоизменяется. Однако в основном организация его более или менее однородна как в стационарном, так и в амбулаторном учреждении.

Для этой цели логотерапевту должно быть предоставлено отдельное изолированное помещение. Во время занятий двери этого помещения закрывают; вход туда посторонним лицам, так же как и персоналу и не занимающимся в это время больным, строго воспрещается.

Восстановительная работа при расстройствах речи требует тишины. Помещение должно быть достаточно светлым, но окна необходимо снабдить плотными белыми занавесями, чтобы в случае необходимости можно было оградить больного от слишком сильного солнечного освещения. Большинство больных с расстройствами речи страдают значительной возбудимостью и подвижностью вегетативной нервной системы, вследствие чего они чрезвычайно чувствительны к солнечным лучам. Учитывая это, стол для занятий помещают не около окна, а на некотором расстоянии от него. В комнате для занятий не должно быть ничего яркого, бросающегося в глаза и длительно отвлекающего внимание больного.

Для индивидуальных занятий должен быть отдельный стол; во время коллективных занятий больные сидят вместе с логотерапевтом за столом, желательно круглым; стол должен быть большой, чтобы за ним свободно умещалась вся группа больных.

Пособия для занятий находятся в особом шкафу, где они лежат в заранее известном и подготовленном порядке в виде наборов. Во время занятий их по мере надобности раздают больным.

В число пособий входит набор учебников для различного возраста и уровня развития, специальные таблицы по речи, картины, различные лото – буквенное, цифровое, предметное; схематические изображения человека, образцы различных шрифтов, сборники рассказов, стихов, басен, пословиц, загадок, последние номера газет, географическая карта, а также популярные издания профессионального характера, различные наборы игр и т. п.

Совершенно необходимым пособием логотерапевтического кабинета является подвижная азбука с печатным и письменным шрифтом и такой же набор цифр. Как буквы, так и цифры должны быть достаточной величины, чтобы их можно было хорошо различать на некотором расстоянии.

Очень важно дать возможность больному при работе над словом проследить процесс исправления собственных ошибок, не разрушая предыдущего варианта. Для этого должно быть достаточное количество букв, чтобы они оставались на столе нетронутыми до окончания задания.

Буквы наклеивают на картон или фанеру, что делает их более прочными и облегчает передвижение их на столе. Желательно также иметь выпиленную из дерева азбуку для осязательного и кинестетического контроля буквенного рисунка. Азбука хранится в особом ящике, разделенном на клетки, что облегчает пользование ею.

Звуковой инвентарь логопедического кабинета лучше всего набирать из джазового инструментария, причем нужно иметь как шумовые, так и звуковые инструменты. Простейший набор состоит из барабанчиков, деревянных ложек, треугольников, звонков, свистков, дудок. Все предметы должны иметься не меньше чем в двойном количестве, чтобы больной мог не только узнать звук, но также указать соответствующий инструмент или воспроизвести на нем данный ритм или мелодию.

К техническим пособиям логотерапевтического кабинета относится набор зондов, которые представляют собой род шпателей различной формы, предназначенных для ортопедической работы в полости рта, раскрывания и удерживания его в открытом положении, поднимания языка, прокладывания желобка и т. д. Зонды могут быть сделаны из любого неокисляющегося, достаточно крепкого, небьющегося материала, не портящегося при дезинфекции.

При отсутствии специального инструментария в качестве вспомогательных инструментов могут быть использованы хирургические шпатели и зонды, например, пуговчатый, желобоватый, плоский.

При выборе инструмента необходимо помнить о тонкой и разнообразной чувствительности полости рта. Инструмент выбирают не только определенной формы, но и учитывают ощущения, которые он может вызвать у больного.

В одних случаях эти добавочные ощущения вредны для той цели, которую ставит перед собой логотерапевт; в других, наоборот, процесс интеграции и компенсации строится на усилении именно этих добавочных восприятий.

Как пример такого использования косвенных физиологических ощущений можно указать на метод работы при псевдобульбарных дизартриях.

Здесь в качестве пособия употребляется кусочек пищевого продукта, имеющего нужную форму и вызывающего одновременно вкусовое ощущение. Соответствующей формы леденец заменяет удлиненный зонд; поддерживая механически пассивное движение, он вместе с тем автоматически мобилизует движения по типу пищевого рефлекса.

При постановке движений, производящих воздушную струю, необходимую для правильного произношения некоторых звуков, используют легкие предметы, привычно стимулирующие такие движения: кусочки ваты, полоски папиросной бумаги, пушинки, а иногда и другие предметы, например, отверстие ключа, соответствующего типа свисток и т. п.

При ряде речевых расстройств либо двигательного характера, либо косвенно связанных с расстройством общей двигательной сферы, восстановительный процесс облегчается при помощи зрительного контроля. Последний осуществляется через посредство зеркала. Перед зеркалом происходит постановка артикуляционного движения во всех случаях его нарушения, будь то дизартрия, апраксия или моторная афазия.

При помощи зрительного импульса тонизируется паретическая мускулатура надставной трубки в случаях вялой дизартрии; перед зеркалом прорабатываются мимические движения и выравниваются иннервационные асимметрии лица при гемипарезах. К зрительному же контролю прибегают при необходимости торможения местных и общих гиперкинезов. Не меньшую роль играет зеркало и в случаях восстановительной терапии зрительного поля.

Зеркало должно быть достаточной величины, чтобы больной мог видеть в нем не только область рта, но и все лицо. Более удобно для работы зеркало еще большей величины – около 70–80 см ширины и 50 см высоты.

В кабинете должно находиться достаточное количество резиновых пальцев, дезинфицирующие растворы, мыло и полотенце для рук. Для промывания рта необходимо иметь графин с кипяченой водой и достаточное количество стаканов.

Работа с больными, страдающими гиперкинезами, проводится в лежачем положении, для чего в кабинете должна иметься кушетка.

 

 

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ 1

 

1 Статья из книги Ю. А. Флоренской «Клиника и терапия нарушений речи». – М., 1949.

 

Патологические нарушения речи рассматриваются многими неспециалистами как особая область, не связанная с медициной, но в действительности это не так. В клинике наблюдается ряд расстройств речи, которые возникают вследствие определенной внутренней или же внешней причины, имеют свое течение и исход; они могут отразиться на общем состоянии больного или же проявляются более или менее изолированно. Это заболевания собственно речи. С другой стороны, нарушения речи, чрезвычайно тонкой и чувствительной функции, могут быть последствием общих нервно-психических и соматических расстройств и изменяют свое течение в связи с их динамикой.

Больные с речевыми расстройствами, таким образом, как и все больные, нуждаются во всестороннем врачебном обследовании, а также в специальном обследовании логотерапевта. Объектом этого обследования является соматическая и нервно-психическая сфера и специально речевая функция.

Исследование больного с расстройствами речи складывается из собирания анамнестических сведений и данных о настоящем состоянии. Анамнез имеет чрезвычайно большое значение; поэтому он должен быть собран с особой тщательностью – с указанием точного возраста больного, окружающей обстановки и реакции на нее заболевшего. Большинству расстройств речи свойственно длительное течение, поэтому необходимо иметь сведения о больном на протяжении целого ряда лет, а иногда и всей его жизни.

Детский возраст отличается склонностью к судорожным проявлениям, что объясняется не законченным еще развитием коры головного мозга и недостаточным развитием процессов торможения; поэтому заикание возникает большей частью в раннем возрасте – в 21/2–31/2 года.

Все виды интоксикации, а также детские инфекции, ведущие к астении, подготовляют почву для невротических форм нарушений речи, которые вспыхивают под влиянием психической шоковой травмы, большей частью типа испуга.

Различные судорожные расстройства речи, условно и суммарно называемые заиканием, значительно отличаются между собой в зависимости от того заболевания, на основе которого возник речевой синдром или же с которым он сочетается.

При исследовании больного особо рассматривается речь внешняя и речь внутренняя, хотя по существу это деление до известной степени условно. Бо$льшая часть заболеваний, при которых нарушается внутренняя речь, в той или иной степени отражается на внешней речи, а расстройства внешней речи могут нарушить и внутреннюю речь. Таким образом, обе стороны речи, внутренняя и внешняя, большей частью поражаются одновременно, но в различной степени. Впрочем, клиника логопатологии дает и обратные примеры полной сохранности внутренней речи при большом разрушении внешней ее стороны; таковы заикание, некоторые случаи моторной афазии и дизартрий.

В план исследования и наблюдения необходимо включить не только отдельные стороны речи, но, что особенно важно, и всю речь как единую систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.