Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи при локальных поражениях головного мозга 2 страница




 

Мы хотим особо отметить случаи афазий, при которых легко можно установить нарушение двигательных актов со стороны участвующих в речи органов – наличие оральной апраксии.

Метод воздействия на оральную апраксию прямо противоположен формам работы, применяющимся при растормаживании. При апраксии речевого аппарата перед больным ставится задача уже не «автоматического», а сознательного и произвольного речевого движения. Для выполнения этой задачи больной должен твердо знать части своего тела и, в частности, органа речи. Усаживая больного перед зеркалом, его просят показать конечности, голову, лицо и части органа речи, называемые логотерапевтом; каждый вопрос повторяется несколько раз, но не подряд, а в разбивку; таким образом, исключается случайная ошибка или случайный положительный ответ.

После каждого вопроса необходима длительная пауза. Это требование объясняется замедленностью всех речевых процессов, особенно таких, которые связаны с прямым контролем речевого аппарата. Вопросы задаются сначала без зеркала, затем перед зеркалом; части тела логотерапевт показывает на больном или же на себе.

Эти элементарные занятия должны проводиться со всей тщательностью, так как они представляют основу дальнейшей речевой ортопедии.

Многие больные, страдающие афазией, теряют четкое представление о своем органе речи. При моторной афазии больные правильно указывают нос, глаза и т. д. Первый ответ, касающийся рта, бывает иногда также положительный, но он носит характер автоматизированной реакции; название частей лица складывается в привычный ряд; повторение вопроса путает этот ряд, и тогда выявляется непрочность дифференциации частей лица и туловища. Кроме органа речи нарушение распространяется обычно и на парализованную сторону.

 

Где глаза? Вот глаза.

Где руки? Вот рука (левая).

Где ноги? Вот нога (левая).

Где уши? Вот ухо (левое).

Где губы? (хватает себя за язык).

Где язык? (указывает ухо).

Где нос? Вот нос.

Где рот? Вот (указывает подбородок или же нос).

 

Такие больные при описанном исследовании обычно показывают части тела левой рукой, даже в тех случаях, когда в правой руке есть уже возможность некоторого движения. Парализованная сторона большей частью выключается из внимания больного и не привлекается при выполнении даже самых привычных для него движений.

После того как восстановились названия органов речи, предлагается сделать ими несколько беззвучных движений; одним из более трудных иногда оказывается простое открывание рта: больной то собирает губы, то оскаливает зубы, нередко прибегая к помощи рук; положив большой палец на нижнюю губу, а указательный на верхнюю, он оттягивает губы, оставляя челюсти сомкнутыми.

Не менее трудно для этих больных высовывание языка. Один из наших больных, умевший уже немного говорить, высовывал язык следующим образом: он поворачивал его ребром и по внутренней стенке щеки подкатывал к углу рта. Здесь больной под контролем зеркала стремительным движением хватал язык рукой за кончик, вытягивал на середину рта и наружу. Если язык при этом ускользал, процедура повторялась снова и снова.

Как известно, в детском возрасте губные звуки относятся к наиболее стойким. При оральной же апраксии у взрослых наиболее затруднительны те произвольные движения, которые ближе всего к лизанию и сосанию: движения губ и языка. Как при этого рода афазиях, так и при дизартрии, труднее всего по этой причине ставить губные звуки.

Апраксия органа речи, или оральная апраксия, носит обычно стойкий характер и встречается не только у полностью потерявших речь больных, но иногда и у таких, которые уже начали говорить. Она задерживает дальнейшее восстановление речи и вследствие этого вызывает тяжелые переживания у больных. Трудно представить себе удивление и растерянность одного из упомянутых больных, которому было предложено изобразить плевок и который совершенно неожиданно для себя не сумел этого проделать. Больной выбежал из комнаты и быстро вернулся с чашкой воды. С большим удовлетворением он полоскал рот и выплевывал воду, торжествующе поглядывая на нас. Но так было до тех пор, пока в чашке оставалась вода; затем опять выявилась беспомощность: изобразить плевок больной не мог.

Необходимо помнить, что подобные затруднения не имеют ничего общего с настоящим параличом органа речи, при котором утрачиваются все движения последнего. Описанные двигательные нарушения у части больных, страдающих афазией, не следует смешивать с вялыми движениями языка, губ, щек при дизартрических поражениях речи, наблюдающихся у больных с псевдобульбарным параличом и амиотрофическим боковым склерозом, а также у больных, перенесших ранение речевого органа. Методические приемы в этих последних случаях совершенно отличны о тех, которые рекомендуются при апраксии афазического синдрома. В описываемых случаях афазии теряется возможность произвольного включения движений органа речи, причем комплекс сложных и тонких движений распадается на более элементарные. Таким образом, происходит выключение моторного аппарата речи. Восстановление распавшегося комплекса происходит медленно и с трудом. Внимание больного к его речевому периферическому аппарату должно привлекаться через зрительный и слуховой контроль. Для этого занятия проводятся перед зеркалом, причем больной должен видеть в нем, как складываются речевые движения у него самого и у логотерапевта. Суммируем кратко основные положения методики логотерапевтической работы со страдающими моторной афазией.

Первая фаза (не каждый больной проходит через все фазы, в частности, через первую) – полное отсутствие речи или наличие одного слова – речевого эмбола. Задачей логотерапии в этой фазе является возможное растормаживание речи больного. Наличие речевого эмбола мешает этому процессу. Больному предъявляется требование затормозить эмбол. Конечно, последний не исчезает сразу; приходится многократно напоминать больному о необходимости отказаться от его употребления. Одновременно применяются приемы растормаживания речи: перед больным раскладываются картинки (карты, лото, иллюстрации из газет, журналов); предлагают посмотреть на них и назвать «что-нибудь». Логотерапевт должен проявить большую инициативу в подборе предлагаемого материала; среди картинок должны быть предметы, которые могут вызвать яркие воспоминания: это могут быть фотоснимки парада на Красной площади, футбольного матча, жизни завода, картины военного содержания, знакомые виды, картины, относящиеся к профессии больного, и т. п. Часто на первом же занятии больному удается произнести 30–40 слов, которые произносятся иногда совершенно неожиданно для него. Такую же растормаживающую роль может сыграть использование автоматизированных речевых рядов (числовой ряд, дни недели, месяцы, алфавит, текст стихотворения, песни).

Эта работа обычно доставляет больному большое удовлетворение. Логотерапевт должен всячески внушать больному, что речь его может и должна быть восстановлена. Такая психотерапия внушает больному доверие к логотерапевту и интерес к занятиям.

Слова, возникшие в речи больного в этой стадии, специально не фиксируются, «не отрабатываются» логотерапевтом с больным ни устно, ни письменно (логотерапевт записывает их для себя в дневнике), и все же процесс дальнейшего растормаживания идет с каждым занятием легче, и отдельные слова начинают «оседать» у больного.

Во второй фазе обратного развития афазии для больного становится возможным не только употребление как бы случайно возникших в его речи слов, но и сознательный подбор слов, определенных и нужных в данной ситуации. Эти слова часто появляются в речи больного не сразу. Например, больному дают картинку с требованием, не торопясь, подумав, назвать, что на ней изображено. Первое время больной, подумав немного, отказывается от дальнейших попыток выполнить задание, но скоро у него возникает большая возможность активных поисков нужного слова и он сам начинает просить: «подожди, подожди», «не надо, не надо», «я сам». Логотерапевт должен в таких случаях терпеливо ждать. Больной в это время чаще всего сидит в напряженной позе, молча, иногда шевелит губами, и логотерапевт может наблюдать, что губы его складываются правильно для произнесения первого звука. Это движение далеко не всегда сразу удерживается больным, и он продолжает свои поиски. Иногда эти напряженные поиски завершаются неудачей и отказом больного от их продолжения («нет»). Иногда же вслед за первым или последующим правильным движением появляется и соответствующее звуковое оформление слова. В этом периоде в речи больного нередко появляются многочисленные и разнообразные парафазии. Формирование слова в громкой речи больного при этом проходит несколько фаз (кинге – книге – гнига – книга). Больной может хорошо сознавать неправильность своего построения слова, и только сказав правильно, удовлетворительно восклицает: «А–а!» Часто эти поиски нужного слова осуществляются больным шепотом; логопед в таких случаях предлагает больному говорить вслух, указав, что ему не следует стесняться тех неправильных образований, которые при этом выявляются. Логопеду очень важно знать, какие трудности встречаются у больного, чтобы помочь ему.

Как мы видим, в этих процессах расширения речевых возможностей большую роль играет настойчивость больного, его активность и уверенность в возможности получить желательный результат. Плохо восстанавливается речь у тех больных, которые при первой неудаче теряют надежду на восстановление речи и становятся пассивными при занятиях. В процессе поисков больным нужного и правильного слова выявляются затруднения, характерные для каждого больного и для каждой фазы болезни. Для описываемого периода характерна нестойкость слова, причем не только его внешнего облика, но и смыслового содержания. Под влиянием внешних впечатлений: предметов, попадающих во время поисков в поле зрения больного, слов, воспринимаемых им на слух, а также под влиянием других слов, близких к искомому слову по форме и значению, нарушаются форма и значение произносимого слова. Начальный слог его часто создает возможность переключения на другое слово, близкое по значению, с последующим застреванием на нем. В связи с этим работа больного с логопедом или самостоятельная должна протекать в спокойной обстановке. На столе перед больным не должно быть лишних предметов. Необходимо, чтобы больной вовремя получил нужную помощь.

Логопед, видя, что больной сам не справится, может подсказать начало слова. Очень важно, чтобы в таком случае подсказываемое слово совпало с намечающимся у больного.

Большое место среди различных парафазий занимают парафазии описанной выше «зеркальной структуры». Иногда они настолько обильны, что временно приходится задерживать бурно расширяющуюся речевую активность и переводить больного на более доступный ему речевой материал.

В этом периоде большое значение имеет работа над письмом и чтением. При моторной афазии письмо обычно сохраняется лучше, чем чтение. Нужно иметь в виду, что у некоторых больных могут восстановиться целостные образы письменных слов; в то же время, если этого больного заставить не писать, а складывать те же слова из букв разрезной азбуки, ему это не удается.

Усвоение букв иногда достигается с большим трудом; для этого приходится привлекать и артикуляционные образы звуков, и осмысленное слово-картинку, и написанное слово с нужной буквой в начале слова, и буквенный алфавитный ряд. Работа над последним (раскладывание алфавита с названием каждой буквы и складывание слов возрастающей трудности) имеет большое значение для восстановления структуры слова.

У некоторых больных, страдающих моторной афазией, в начальном периоде заболевания настолько затруднено звукообразование, что, прежде чем применить указанные выше приемы, оказывается необходимым проделать большую и длительную работу по формированию речевых звуков. Эту работу нельзя отождествлять с постановкой звуков, принятой при различных формах косноязычия. Больной с афазией не может произнести нужное ему слово, а не тот или иной отдельный звук. Появляющаяся возможность произнесения начального звука иногда сразу позволяет произнести простое слово, т. е. вызывает к жизни еще ряд звуков: не говоривший до того больной, впервые произнесший звук «с», внезапно произносит свое имя «Саша», притом совершенно чисто, хотя звук «ш» до сиз пор им не произносился. При работе над звуками здесь приходится использовать и зрительный показ соответствующей артикуляции (в зеркале), и тактильное ощущение, и зрительный образ (букву), и звучание («послушайте»), и слово, а иногда приходится даже направлять артикуляцию больного своей рукой или шпателем. Позднее бывает достаточно привлечения одного из указанных раздражителей для того, чтобы звук был произнесен, но образование его долго остается замедленным, главным образом в начале слова; посреди слова произнесение звуков чаще всего не представляет затруднений.

При сенсорной афазии, как и при моторной, восстановление речи проходит ряд фаз. Неоднократно отмечалось, что такие больные не только не слышат, но и не слушают, т. е. не обращают внимания на звуки. Снижение внимания в зоне выпавшей функции представляет некоторую особенность очаговых поражений центральной нервной системы. Особенность эта ярко выражена при сенсорных афазиях.

В соответствии с различными фазами обратного развития сенсорной афазии работа логопеда здесь распадается на четыре периода. В каждом периоде перед логопедом возникают особые задачи1.

 

1 Нижеследующие методические указания по работе с больными, страдающими сенсорной афазией, составлены О. В. Правдиной.

 

Задачей первого периода является восстановление акустического внимания и включение в его сферу обращаемой к больному речи. Мы фиксируем внимание больного на том органе, которым он должен воспринимать речь: «Где ухо? Слушайте ушами». Иногда мы даже заставляем больного держать рукой ухо.

В этой стадии восстановительной терапии следует добиваться, чтобы больной свободно дифференцировал звуковые и шумовые раздражения, локализовал их в пространстве.

Постепенно больной приучается понимать отдельные слова и короткие фразы, преимущественно имеющие эмоциональное содержание. Такой метод работы почти всегда улучшает и понимание, и собственную речь больного.

Задачей второго периода (эхолалического) является дальнейшее развитие акустического внимания и направление его на процесс восстановительной терапии. Беспорядочную речь больного с сенсорной афазией необходимо затормозить, организовать и направить на доступный для него материал. В зависимости от уровня развития самого больного и его речи, ему предлагается различный материал. Логотерапевт раскладывает на столе картинки – четкие изображения отдельных предметов – и называет их по одному; больной же должен молча указывать названный предмет. В начале этих занятий указываемая больным картинка часто не соответствует произнесенному логотерапевтом слову; логотерапевт, оттеняя интонацией и выражением лица вопрос и даже удивление, еще раз называет предмет, удерживая палец на неправильно показанной больным картинке. Больной фиксирует внимание на произносимом слове и начинает осознавать свою ошибку. Занятие проводится в очень медленном темпе.

Больному, уже легко произносящему прямой числовой ряд, можно предложить произнести его, указывая каждое называемое число среди разложенных перед ним цифр, или предложить оборвать порядковый «автоматический» счет на определенном числе, или просчитать следующим образом: одно число называть вслух, а следующее – шепотом и т. д. Той же цели – вслушиванию в свою речь и соответственному затормаживанию ее – может служить обратный счет, воспроизведение таблицы умножения, указание в алфавитном ряду названной буквы. Логотерапевт произносит слова и звуки, прикрыв рот рукой или полуотвернувшись от больного. Постепенно (когда больной уже научится затормаживать свою речевую реакцию эхолалического типа) можно начать «слуховые диктанты», т. е. повторение больным со слуха отдельных букв, цифр и коротких простых фраз.

Письмо в этой фазе используется только как диктант отдельных букв, слогов и чисел, но не слов. К этому имеются следующие основания: у многих больных, страдающих сенсорной афазией, сохраняются автоматические письменные образы слов, и они очень охотно прибегают к ним для того, чтобы понять смысл воспринятого на слух слова, т. е. заменяют ими смысловое восприятие слова на слух; сознательное же письмо в этой фазе оказывается для них недоступным. При работе над фразой больной должен прослушать фразу до конца и только тогда повторять ее, причем не допускаются никакие промежуточные объяснения и вопросы: «услышал – повторил». Первое время можно довольствоваться не вполне точным повторением, лишь бы понят был смысл фразы как целого. Вначале фразу приходится повторять несколько раз, затем сам больной повторяет ее несколько раз до понимания, постепенно уточняя его.

Повторение сначала происходит эхолалически, быстро, затем замедляется и начинает удаваться после однократного слушания.

Это характеризует переход речи больного афазией в третью фазу – полностью сознательной речи. В этом периоде у больного наблюдается нарастание гиперакузии: он болезненно реагирует на шум и радио в палате; не может заниматься, если рядом разговаривают, шумят, тогда как раньше это ему было безразлично. Работа в этой фазе требует известной изоляции и тишины. Логотерапевт повышает свои требования: больной должен повторять сказанное с первого раза и точно.

У больного постепенно появляется критика своей речи: он начинает точно указывать в фразе неправильно им повторенное («тут что-то не так»), место пропущенного им слова («тут было еще какое-то слово»). Материал для слуховых диктантов постепенно усложняется. В понятие трудности или простоты фразы входит: длина ее, конкретность или абстрактность ее смыслового содержания, близость ее к сфере интересов больного и грамматические категории входящих в нее слов (образец простой фразы: «на столе лежит моя книга»; образец более сложной фразы той же длины: «днем ярко светит солнце»).

Очень ценным в методическом отношении материалом является арифметический (конечно, если больной не страдает акалькулией); при этом логопед оперирует сравнительно небольшим количеством слов (названия чисел и действий), но требует точности как в употреблении их, так и в понимании. Дифференциация таких слов, как 3, 13, 30, 300 и т. п., возможна при дослушивании слова до конца. Арифметическую строчку типа 8 – 5, 12 ´ 6 и т. п. можно хорошо использовать для работы над фразой различных степеней трудности. Все усложняющийся текст арифметической задачи также может служить хорошим материалом для занятий. Арифметический материал удобен и в качестве заданий для самостоятельной работы; наконец, подобная работа имеет большое психотерапевтическое значение: ее полезность вполне понятна больному и потому дает ему большое удовлетворение.

В результате указанной работы акустическое внимание становится более длительным, акустическое восприятие более точным и речь больного переходит в четвертую фазу. В этой фазе у больных отмечается только еще некоторая замедленность и неустойчивость акустического внимания: обнаруживаются провалы внимания в процессе длительного слушания. В этой фазе уже возможно самостоятельное чтение и слушание текста с постепенным его удлинением и усложнением. При этом больному предъявляется требование каждую фразу дослушивать или дочитывать до конца и только тогда уточнять ее понимание. Оказывается возможной работа и над письмом, причем больному предъявляется требование диктуемую фразу прослушать целиком, повторить и только тогда начать писать, уже написанное слово в фразе не повторять, Писать со слуховым анализом, т. е. повторяя слова вслух от слога к слогу.

Акустическое внимание и акустическое восприятие, пробуждаемые и организуемые таким образом, постепенно приводят к тому, что больной становится более контактным: может лучше понимать смысл обращенной к нему речи и давать правильные ответы. Его собственная речь начинает очень быстро восстанавливаться, проходя фазы парафазий и аграмматизма. В этой же фазе должно быть обращено внимание на восстановление различия сходных речевых звуков – фонем (бочка – почка; Коля – Толя и т. п.).

Необходимо помнить, что фазы обратного развития афазии под влиянием логотерапевтического воздействия обрисованы здесь несколько схематично и у каждого больного имеют свои особенности, что заставляет менять методику работы в отдельных ее частях. В последнем периоде лечения афазий перед логопедом стоит задача углубления смысловой дифференциации, обогащения речи в целом. Здесь должен стимулироваться переход от упрощенного конкретного содержания к разнообразному переносному смыслу, употребление и анализ более сложных синтаксических построений и т. п.

Остаточным симптомом моторной афазии часто является брадилалия, т. е. замедленная речь и своеобразная дизартрическая неловкость произношения. В этом случае упражнения производятся на различных русских скороговорках.

Особые задачи возникают перед логопедом при лечении амнестической афазии. Речь этих больных бывает богата парафазиями. «Забытое слово» очень часто скрывает за собой недифференцированность значения; парафазия выражает эту недифференцированность. В основном работа здесь должна быть направлена на преодоление семантических расстройств.

Работа над письмом и чтением должна проводиться одновременно с работой над громкой речью, непосредственно сливаясь с ней.

Как уже было сказано, афазии не представляют собой изолированного, чисто речевого симптома. Конечно, и лечение при афазиях не может быть направлено исключительно на речь. Здесь нужно упомянуть о работе над моторикой рук в случае гемипарезов. Во всех случаях восстановительного лечения расстройств речи большое значение имеет трудотерапия. Логопеду нередко приходится оказывать помощь таким инвалидам войны, у которых речевые нарушения особенно тесно связаны с общим их состоянием. Крайняя ранимость речи связана в этих случаях с общим состоянием больного: в жалобах больных преобладает утомляемость. Жалобы на расстройство речи часто отсутствуют, трудоспособность резко снижена. Больные иногда почти беспрерывно переходят из одного лечебного учреждения в другое.

Приведем соответствующий пример.

 

История болезни VI

Больной Е., 1922 г. рождения. Обратился в амбулаторию с жалобами на головные боли, чувство похолодания в левой руке, утомляемость, тоску.

Ранен осколком мины 1/XII 1942 г. в правую теменную область. Наступило расстройство речи, паралич левой руки и ноги, головные боли. По май 1943 г. находился в госпиталях; движение ноги восстановилось довольно быстро, в руке оставалась слабость, синюшность и чувство похолодания. С февраля по июнь 1944 г. больной находился в психиатрической больнице им. Ганнушкина. Вскоре после выписки вновь поступил в психиатрическую лечебницу в Хотькове. В настоящее время работает в колхозе. По данным психиатрического наблюдения, больной был правильно ориентирован, приветлив, дисциплинирован; работал охотно, но легко утомлялся, что вызывало усиление головных болей. Было обнаружено снижение памяти, кратковременные расстройства сознания и остаточные явления амнестической афазии.

Больной рос и развивался правильно. Окончил среднее учебное заведение, после чего был мобилизован.

В настоящее время больной сознателен, ищет медицинской помощи; считает, что в последние шесть месяцев у него ухудшилось общее состояние и речь, усилились головные боли; настроение тревожное, «жить не хочется», стремится к одиночеству, «говорить ни с кем неохота; когда один, то лучше». Мысли иногда путаются, бывает кратковременное затемнение сознания, особенно во время ходьбы: «как иголкой в затылок ударяет, в глазах темнеет».

Больной говорит мало и вяло, запас слов небольшой, речь бедная, состояние речи зависит всецело от общего состояния: «когда ухудшается нервная система, то расстраивается и речь – слов не находишь; начнешь говорить – и не скажешь сразу; слово забываешь, особенно названия предметов».

При утомлении начинает заикаться.

В правой теменной области имеется рубец с дефектом костного вещества размером 1–1,5 см; заметна пульсация мозгового вещества; зрачки равномерны; реакция на свет вяловата, на конвергенцию достаточная. Язык при высовывании уклоняется влево, рот при оскале искривляется вправо. Расстройство чувствительности и слабость в левой руке; ярко выраженный сосудисто-вегетативный синдром с потливостью в левой части тела.

 

Этот больной типичен для описываемой группы инвалидов Отечественной войны. Получив осколочное проникающее ранение правой теменной области в конце 1942 г., он с 1942 по 1945 г., т. е. более чем 3 года, лечился большей частью в стационарных учреждениях. Речь его в значительной мере восстановилась, как и движения конечностей. На первый план теперь выступают выраженная психическая астенизация и повышенная ранимость больного. По мере приспособления к условиям жизни эта инвалидизация не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Речь больного, субкомпенсированная в условиях лечебного учреждения, декомпенсируется по мере нарастания утомления. Речевой синдром тесно вплетается в общую симптоматику. Психическое и физическое утомление, истощающие моменты – все это ухудшает состояние больного в целом; отдых, санаторный режим, пониженные требования улучшают в равной мере и общее состояние больного, и его речь.

Больных описываемого типа особенно желательно направлять в специальные санаторно-лечебные учреждения для инвалидов Отечественной войны с организованным трудовым режимом, где им может быть своевременно предоставлено лечение и где они могут выполнять посильную работу. Что касается лечения расстройств речи, то его желательно связать с профессиональной переквалификацией.

По выписке из лечебного учреждения такому больному должно быть обеспечено регулярное медицинское наблюдение; что касается направления на работу, то оно должно быть согласовано с врачом и логопедом. Разумеется, такого рода больные не должны направляться на административно-общественные должности до полного восстановления их здоровья.

Мы не станем далее останавливаться на отдельных формах афазий и закончим посвященный им радел лишь несколькими общими замечаниями.

Если вызвавшее афазию поражение не имеет тенденции к прогрессированию, первоначальная клиническая картина нарушения речи значительно грубее и массивнее, чем это могло бы соответствовать вызвавшему ее очагу поражения. В остром периоде афазического расстройства отмечается сравнительно быстрое убывание патологических явлений, вслед за чем обнаруживается более стойкое расстройство. Имеет значение укрепление общего состояния больного; затем очень важна положительная установка больного на лечение, его готовность вести борьбу за восстановление речи, а также условия окружающей среды. Очень большое значение имеет здесь психотерапевтическое влияние на больного. У больного афазией имеется значительное поражение головного мозга; тем не менее он так же, а может быть, еще в большей степени, чем больной с функциональными расстройствами, нуждается в психотерапевтической помощи со стороны врача и логотерапевта. Если же учесть, что в силу той же болезни он лишен возможности высказывать свои желания и огорчения, то станет особенно ясным, насколько он нуждается в повышенном внимании. Нужно иметь в виду, что кроме симптомов выпадения, зависящих от деструкции нервных элементов, расстройство функции головного мозга может быть вызвано сдавлением ткани мозга излившейся кровью, отеком, наконец, временным торможением. Монаков в свое время ввел понятие диашиза для объяснения таких расстройств, которые зависят не от разрушения нервного центра, а от нарушения его связей с другими отделами. В. А. Гиляровский предложил понятие псевдоорганического слабоумия; зависит оно от того, что на расстройства, зависящие от разрушения, наслаиваются явления торможения. В картине органических речевых расстройств всегда имеются элементы такого торможения. Они обратимы, и главным образом за их счет происходит восстановление речи на первых этапах. У больных, предоставленных самим себе, речь долгие годы может оставаться без улучшения. В то же время речевые расстройства у них могут быть устранены полностью или частично активным лечением. Восстановление речи зависит от целого ряда условий. Большое значение имеет здесь специальное лечение.

 

 

ПОСЛЕКОНТУЗИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 1

 

1 Статья из книги Ю. А. Флоренской «Клиника и терапия нарушений речи». – М., 1949.

 

Среди нарушений речи у перенесших военную травму большое место занимают и после войны послеконтузионные расстройства речи. Здесь под контузией военного времени нужно понимать чаще всего некоторое условное обозначение такого заболевания, которое вызвано одновременным воздействием нескольких факторов. Ушиб мозга неотделим от его сотрясения, а также от баротравмы, т. е. последствий общего воздействия на организм воздушной волны; к этому нужно прибавить еще и акустическую травму органов слуха.

По данным обследования инвалидов Отечественной войны, произведенного в нервно-психиатрических диспансерах Москвы в 1943 г., около 70% всех больных с нарушениями речи заболело в результате контузии. Примерно у 60% больных наблюдались судорожные расстройства речи и примерно у 10% – дизартрические нарушения. В 1946 г., как мы уже отмечали выше, контузионные формы нарушений речи стали наблюдаться значительно реже.

Среди этих расстройств речи следует отличать глухонемоту, наблюдающуюся чаще всего лишь в остром периоде, затем послеконтузионную дизартрию, условно называемую заиканием, психогенные формы заикания и заикание астенического типа и, наконец, проявления очагового поражения в виде различных видов афазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.