Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алжир, Тунис, Марокко




МЕМОРАНДУМ АЛЖИРО-ТУНИССКОГО КОМИТЕТА ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 1919 год

(извлечение)

Меморандум, направленный Алжиро-тунисским комитетом в 1919 г. Парижской мирной конференции, разоблачает колониальную политику Франции в Алжире и Тунисе. Общая антиимпериалистическая направленность документа свидетельствует об объективно-прогрессивной позиции Алжиро-тунисского комитета, выражавшего взгляд наиболее радикально настроенных кругов национальной буржуазии Алжира и Туниса.

...В 1830 году Франция предприняла завоевание Алжира. Алжирский народ взялся за оружие, чтобы защитить свою свободу. После сорока лет борьбы и жертв он уступил численному превосходству... Победитель навязал ему режим несправедливости, насилия, унижения и постоянного террора.

Прошел уже почти век, а с алжирским мусульманином и в наши дни все еще обращаются как с побежденным; он не пользуется никакой защитой закона, никаким правом, никакой свободой; наоборот, он подчинен всякого рода повинностям, включая налог кровью.

В Алжире мусульманин, которому навязывают службу в армии, не пользуется гражданскими и политическими правами. Только французы, евреи и натурализовавшиеся иностранцы пользуются этими правами. Благодаря гарантиям закона и свободы, которыми они пользуются и которых лишены алжирские мусульмане, благодаря собраниям, которые определяют политику страны и бюджеты и в которых их представителей в четыре или пять раз больше, чем представителей алжирских мусульман, пятистам тысячам французов Алжира удается обречь пять миллионов алжирских мусульман на постоянное рабство. Таким образом, используя существующие законы, это ничтожное меньшинство правит страной исключительно ради собственной выгоды. Оно создало огромные и скандальные привилегии и никак не считается с правами и интересами алжирского народа, который, таким образом, подчинен и безвластен.

После завоевания Алжира, Франция занялась Тунисом.

В 1881 г., под предлогом вторжений тунисцев на алжирскую территорию, армии Республики наводнили Тунис и применили насилие против маленького народа, который желал только жить свободным. Генерал Бреар со своими войсками появился перед резиденцией бея Туниса. Он явился к этому суверену 12 мая 1881 г., прочитал ему договор, подготовленный французским правительством и дал ему срок в два часа, чтобы подписать его. Под угрозой бей подписал!

...По договору от 12 мая 1881 г., так называемому Бар-досскому, и конвенции, вслед за ним заключенной 8 июня 1883 г., Франция навязала Тунису свой «протекторат». В действительности она аннексировала эту страну, сделав её колонией.

Эти оба договора юридически не существуют, так как отсутствует главный элемент - согласие народа. Более того, они не действительны, так как подпись бея была вырвана угрозой и насилием.

Наш народ, пользовавшийся полной независимостью, был лишен своих прав и свобод... Как в Алжире, в Тунисе создали режим беззакония и террора, который лишил народ гарантий закона. Также были совершены посягательства на личность и имущество. Правление находится в руках нескольких французских чиновников, осуществляющих абсолютную власть без всякого контроля.

Народ, который подчинен всякого рода повинностям и который проливает кровь, не имеет никаких прав; он не может заставить слышать его голос, чтобы защитить свои интересы, принесенные в жертву колонизации. Только французы пользуются непомерными привилегиями и правами, которые им позволяют не принимать в расчет интересы тунисского народа.

Только грубая сила навязывает этот железный режим маленькому народу, так как никогда алжиро-тунисский народ не принимал французского господства. У него нет ничего общего с французами, у него - своя цивилизация. Он боролся за свою независимость в обеих провинциях. Жители провинции Туниса помогали алжирцам в защите их территории. После завоевания много алжирцев эмигрировало в Тунис. В 1881 г. они взялись за оружие вместе со своими тунисскими братьями, чтобы сражаться с французами. Алжиро-тунисский народ был побежден с оружием в руках, он уступил силе, но не отрекся от своей независимости, так как он никогда не прекращал энергично протестовать против иностранного ига путем восстаний и волнений.

Правильна ли политика силы и насилия? Может ли она привести к спокойствию и миру?

Умы людей все больше занимает проблема прочного мира, способного предотвратить возобновление войны, подобной этой войне, опустошившей и потрясшей все человечество. Говорят о свободе народов. Провозглашают, что народ, имеющий свой язык, свои традиции, свою историю, «является моральной личностью, а не товаром, принадлежащим тому, кто достаточно силен, чтобы его взять». Истина, еще вчера считавшаяся утопией, сегодня становится реальностью: народы получают право определять свою судьбу...

Несколько демонстраций в пользу права народов имели место во Франции.

Конгресс Лиги прав человека в ноябре 1916 г., в котором участвовали заслуженные ученые, выдающиеся политические деятели, люди, принадлежащие ко всем кругам и всем партиям, - единодушно провозгласил «право наций, малых и больших, на независимость» и потребовал, чтобы будущий мирный договор «освятил право народов на самоопределение и способствовал благоденствию угнетенных наций, гарантировав каждой из них режим, соответствующий выраженным ею желаниям».

Национальный Совет французской социалистической партии провозгласил: «Нет нации без воли элементов, составляющих ее часть; ни одно человеческое общество не может терпеть статут, который ему внушает отвращение. Оно должно иметь возможность остаться независимым или примкнуть к выбранному им сообществу. Нет права выше права свободного выбора».

Палата депутатов, «непосредственное выражение суверенитета французского народа», приняла 5 июня 1917 г. резолюцию, в которой объявила, что она «далека от всякой мысли завоевать и поработить иностранное население». Она считает, что усилия армий Республики позволят «получить твердые гарантии независимости для народов, малых и больших, в организации, ныне создаваемой из Лиги наций»...

Еще недавно, правительство Французской республики устами Клемансо, председателя Совета министров, торжественно провозгласило, что «Франция включает в свои требования освобождение угнетенных наций» и что она считает необходимым решить судьбу этих наций «в соответствии с высшими правилами человечности и справедливости»...

Согласно различным декларациям, исходящим от мыслящей элиты, представителей народа, государственных деятелей и членов французского правительства, можно было подумать, что принцип «права народов определять свою судьбу» принят без всяких исключений и что Франция готова применить его к покоренным ею народам. К несчастью, это не так! Французское правительство не только не признало за алжиро-тунисским народом права на свободное определение своей будущей судьбы, но еще и сохранило полностью режим произвола, насилия и грабежа, который оно навязало этому народу с момента завоевания. В целом, французское правительство собирается продолжать лишать нас наших самых законных прав на основании своего единственного права завоевания и грубой силы!

Такое положение должно прекратиться. Народы Северной Африки должны быть освобождены от господства, которое установила и поддерживает только грубая сила.

Алжиро-тунисский народ обильно проливал свою кровь в этой войне. Он способствовал освобождению оккупированных Франции и Бельгии, освобождению угнетенных народов. Не будет ли справедливо избавить его от угнетения и господства силы? Он с первых дней участвовал в мировой войне. Он имеет право участвовать в мире. Правильно ли препятствовать ему послать своих представителей на Конгресс мира (Имеется в виду Парижская Мирная конференция), чтобы требовать своего освобождения, тогда как те, кому он помогал обрести свою независимость, сербы, поляки, чехословаки, югославы и т. д., будут представлены на этом конгрессе?

Алжиро-тунисский народ требует себе полной независимости, от которой он никогда не отказывался. Декларации о лояльности, которые пропагандировались французской администрацией и которые она может продолжать и дальше, недействительны: средства запугивания и режим террора лишают эти декларации какой-либо искренности.

Алжиро-тунисский народ обращается к мировому общественному мнению за признанием своего права на свободное определение своей судьбы и ставит в известность о своих законных требованиях Мирную конференцию, которая соберется через несколько дней, чтобы изменить карту мира и сформулировать новые принципы, гарантирующие права человека и народов.

«Les revendications du peuple algero-tunisien. Memoire presente au Congres de la Paix par le Comite algero-tunisien», Geneva. Imprimerie Nationale, 1919 (отдельная брошюра).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЕТ, ПРИНЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РИФСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Сентябрь 1921 года

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в 1921 г. племена Северного Марокко (Рифа) начали освободительную войну против испанских захватчиков, пытавшихся поставить Риф под свое господство. После битвы при Аннуале (1921 г.), где испанская армия была разбита, рифские племена под руководством героя освободительной войны Абд аль-Карима приступили к организации органов государственного управления. Ниже приводится Национальный обет, ставший боевой программой рифских племен.

1. Непризнание договоров, нарушающих права Марокко или имеющих связь с договором 1912 г. (об установлении протектората. - Ред.).

2. Эвакуация испанцев из той части Рифа, которая не находилась под их влиянием до ратификации франко-испанского договора 1912 г. Испанцам будут оставлены только города Сеута, Мелилья и их окрестности.

3. Признание полной независимости Рифского государства.

4. Образование республиканско-конституционного правительства.

5. Выплата Испанией возмещения рифам за ущерб, причиненный ею за последние 12 лет, и выкуп пленных.

6. Установление дружественных связей со всеми державами без каких-либо привилегий и заключение договоров с ними.

Амин Сайд, Ад-Дауля аль-арабийя аль-муттахида (Объединенная Арабская держава), т. III, Каир, стр. 387 (без даты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.