КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Время: 2 часа. Учебная цель: Усвоить основные свойства и принципы функционирования ЦНС, особенности регуляции соматических и вегетативных функций
Учебная цель: Усвоить основные свойства и принципы функционирования ЦНС, особенности регуляции соматических и вегетативных функций. Обобщить знания по общим принципам функционирования целостного организма, уметь применять их в конкретной ситуации Содержание занятия
Вопросы для самоподготовки: 1.Способы и принципы управления функциями организма. 2.Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. 3.Звенья рефлекторной дуги. 4.Понятие нервного центра. 5.Свойства нервных центров. 6.Торможение в ЦНС. 7.Механизм формирования ВПСП и ТПСП. 8.Принципы координационной деятельности ЦНС. 9 Свойства и физиологическое значение доминанты. 10.Понятие о функциональных системах организма (по П.К. Анохину). Каналы прямой и обратной связи в функциональных системах. 11. Виды двигательных функций. 12.Афферентное звено двигательных систем. 13.Уровни ЦНС, участвующие в управлении движениями. 14.Роль различных отделов ЦНС в управлении двигательными функциями. 15.Эфферентное звено двигательных систем. 16.Статические и статокинетические рефлексы. 17.Значение вегетативной нервной системы, отличие от соматической. 18.Рефлекторная дуга вегетативного рефлекса. 19.Локализация центральных и периферических нейронов вегетативной нервной системы. 20.Медиаторы и рецепторы вегетативной нервной системы. 21.Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на организм. 22.Значение метасимпатического отдела вегетативной нервной системы. 23.Роль спинного мозга, стволовых структур. промежуточного мозга и КБП в управлении соматическими и вегетативными функциями Основные соматические и вегетативные рефлексы спинного мозга и ствола мозга. Тестовый контроль: 1 Назовите тормозные медиаторы ЦНС: 1) гаммааминомасляная кислота; 2) ацетилхолин; 3) норадреналин; 4) глицин; 5) серотонин; 6) дофамин; 7) энкефалин; 8) АТФ. 2. Какими свойствами обладает доминантный очаг возбуждения? 1) повышенная возбудимость; 2) низкая возбудимость; 3) стойкое возбуждение; 4)распространяющееся возбуждение; 5) инерция возбуждения; 6) способность к суммации. 3. Нервные центры не обладают свойством: 1) суммации возбуждений; 2) трансформации ритма; 3) высокой чувствительностью к гипоксии; 4) двустороннего проведения возбуждения. 4 Тонус каких мышц преобладает при децеребрационной ригидности? 1) сгибателей; 2) разгибателей. 5 Какой медиатор синтезируют нейроны вегетативных ядер ЦНС? 1) ацетилхолин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) дофамин; 5) ГАМК. 6. Где располагается главный центр интеграции вегетативных функций? 1) спинной мозг; 2) продолговатый мозг; 3) средний мозг; 4) таламус; 5) гипоталамус; 6) мозжечок; 7) КБП. 7.Какой отдел вегетативной нервной системы активизируется при изменении условий окружающей среды? 1) метасимпатический; 2) парасимпатический; 3) симпатический. 8.Какие из перечисленных рефлексов замыкаются на уровне спинного мозга? 1) рефлексы позы; 2) рефлекс растяжения; 3) выпрямительный рефлекс; 4) коленный рефлекс; 5) слюноотделительный рефлекс; 6) зрачковый рефлекс; 7) рефлекс мочеиспускания. 9. Где расположены центры симпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) средний мозг; 2) продолговатый мозг; 3) тораколюмбальный отдел спинного мозга (грудинопоясничный); 4) крестцовый отдел спинного мозга; 5) мозжечок. 10. Где локализуются постганглионарные нейроны парасимпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) спинной мозг; 2) продолговатый мозг; 3) симпатический ствол; 4) внутренние органы. 11. Какой медиатор выделяют постганглионарные волокна парасимпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин; 4) АТФ; 5) ГАМК (гаммааминомасляная кислота); 6) дофамин. 12. Какие клетки ЦНС выделяют тормозные медиаторы? 1) α – и γ- мотонейроны; 2) клетки Реншоу; 3) гигантские пирамиды Беца; 4) грушевидные клетки мозжечка; 5) горизонтальные нейроны КБП. 13 Какие эфферентные пути обеспечивают непроизвольные компоненты движений и регуляцию мышечного тонуса? 1) кортикоспинальный путь; 2) руброспинальный путь; 3) вестибулоспинальный; 4) оливоспинальный; 5) спиноталамический; 6) спиномозжечковый; 7) ретикуло-спинальный. 14. Какой вид торможения относится к вторичному торможению? 1) пресинаптическое; 2) пессимальное; 3) постсинаптическое; 4) торможение вслед за возбуждением. 15 В каком случае рефлекторное последействие будет более длительным? 1) действие слабого раздражителя; 2) действие сильного раздражителя; 3) отсутствие нового возбуждения; 4) поступление новой информации. 16 Для того, чтобы заблокировать симпатические влияния на сердце, Вы назначите: 1) блокатор М-холинорецепторов; 2) блокатор Н-холинорецепторов; 3) блокатор β-адренорецепторов; 4) блокатор α-адренорецепторов. 17. Какой вид торможения обусловлен наличием аксо-аксональных синапсов? 1) постсинаптическое; 2) пресинаптическое; 3) пессимальное. 18. Какой принцип координационной деятельности прежде всего обеспечивает саморегуляцию функций? 1) принцип общего конечного пути; 2) принцип реципрокности; 3) принцип обратной связи; 4) принцип доминанты. Ответы: 1-1,4; 2-1,3,5,6; 3-4; 5-1; 6-5; 7-3; 8-2,4,7; 9-3; 10-4; 11-2; 12-2,4; 13-2,3,4,7; 14-2,4; 15-2,3; 16-3; 17-2; 18-3. Литература: А) Основная: 1. Физиология человека. Учебник. /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2003, с.97-198 2. Физиология человека. / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И.Циркина.- СПб: СОТИС, 1998, 2000, 2002, с 39-75. 3. Физиология человека..Учебник. /Под ред. В.М.Смирнова. М.:Медицина, 2002, с.67-178 4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.С.М.Будылиной, В.М.Смирнова- М: Издательский центр «Академия», 2005, с.39-65; с205-207;229-231 5 Физиология человека / под. ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько/ М., 1998, т 1, с.98-241 Б) Дополнительная: 1 Основы физиологии человека. /Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб,1994, т.1, .2 Физиология человека. /Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985,. 3 Физиология человека. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса,- М.: Мир, 1996, т.1, 4.Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова- М, 2002, 5.Основы физиологии человека / Под ред. Н.А.Агаджаняна- М: изд-во РУДН, 2001 6.Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. Учебник- ГЭОТАР-Медиа,2005, 7.Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций /Под ред. К.В.Судакова – М., Медицина, 2000, 8.Избранные вопросы клинической психологии / Под ред. Ю.В.Каминского. Т.1.: Нормальная анатомия, физиология и патология нервной системы.- Владивосток, Медицина ДВ,2006 9..Ситуационные задачи по нормальной физиологии /Под ред.Л.Д.Маркиной-Владивосток, Медицина ДВ,2005. с.11-18
Заключение Физиология является теоретической базой для изучения любой медицинской специальности. Важная роль в познании сущности физиологических процессов и явлений принадлежит физиологическому практикуму. На практических занятиях опытным путем студент убеждается в правильности теоретических выкладок, приобретает навыки самостоятельной деятельности, закрепляет знания, полученные при самоподготовки к занятию, учится применять полученные знания в конкретной ситуации при решении ситуационных задач. Данные методические рекомендации призваны помочь студенту успешно справиться с поставленными задачами, получить определенные практические навыки и создать теоретическую базу для дальнейшего освоения выбранной специальности.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |