КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решетка персонажа
Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм S
Как мы уже отмечали выше, актантная модель сообщает новое видение персонажа. Это было вызвано тем критическим состоянием, в котором находиться эта категория. Юберсфельд по этому поводу пишет: «Театральный персонаж в кризисе. Это не новость. Но не трудно увидеть, что для него ситуация ухудшается. Он разделяется, разрывается, распыляется в многочисленный интерпретациях»[172]. Юберсфельд настаивает, что персонаж в его классическом виде не может более существовать. За время существования Западного театра персонаж претерпел существенное изменение. В древнегреческом театре понятия персонаж, означало ту роль, которую исполнял актер. Он был отделен от персонажа и являлся его исполнителем, а не воплощением. Последующая эволюция театра коренным образом изменила подход к исполнению и само понятие персонажа. Персонаж все более и более отождествлялся с актером и постепенно превращался в некую психологическую сущность. Именно это и вызвало нападки католичества т.к. актеры стали творцами новой жизни, не ограничиваясь воспроизведением роли. Эта модель персонажа существовала с Эпохи Ренессанса до начала ХХ века. Чеховрастворил персонаж в самом себе («персонаж в персонаже»), Пиранделлов театре («театр в театре»[173]), а Брехтначал демонтаж персонажа в пользу фабулы. На сегодняшний день персонаж стал полиморфным и трудно определимым. В нем необходимо видеть актант, актера, роль, а в перспективе современного семиотического исследования место функционирования (действия), «но никак не копию сущности»[174]. Эта многозначность подхода (в отличие от тотального подхода к персонажу прошлой традиции) заставила Юберсфельдсоздать систему анализа персонажа. Эту система имеет и графическое изображение.
( Grille du personnage)[175]
Здесь будет необходимым вспомнить теорию уровней существования персонажей, которую разработал П. Пави. В книге «Словарь театра» он приводит таблицу, отражающую 4 уровня существования персонажа и его развитие от «аморфной формы» (глубинная нарративная структура) до конкретной формы актера (поверхностная дискурсивная структура, существующая в пьесе как данность). Необходимо заметить, что это нисколько не уводит нас в сторону от актантной модели, т.к. персонаж рассматривается как актант и поэтому нельзя миновать разговора о персонаже как категории присущей и драматической, и театральной структуре. Во-первых, потому, что любой персонаж совершает действие. Отсюда следует, основополагающая для театра идея о диалектике характера и действия (как сказал Аристотель,«источник действия - мысль и характер). Во-вторых, персонаж необходимо рассматривать как структурный элемент, организующий этапы действия или повествования. Он конструктор фабулы. Наконец, существует определенная разница между персонажем увиденным и прочитанным, это обусловлено самой природой театра и драматургии, ее некоторой автономностью. Все это делает данное исследование весьма конкретным и актуальным. Если «решетка персонажа» исследует состав персонажа, то схема Пави - уровни его «существования». Обратимся к схеме. Схема существования персонажа.
Уровень 1. Это уровень элементарных структур значения. Отношения противоположности, противоречия между различными универсумами смысла образуют логический квадрат или семиотический квадрат Греймаса. Логический квадрат А противные (контрарные) Е
I субпротивные (субконтрарные) O
А - общеутвердительные, Е - общеотрицательные, I - частноутвердительные, О - частноотрицательные суждения. Противоречащие, контрарные суждения (А и О; Е и I) не могут быть одновременно истинными и ложными. Если одно из них истинно, то другое ложно. Противные суждения (А и Е) могут оба оказаться ложными. Суждения, находящиеся в отношении подчинения (А, I и Е, О) отличаются тем свойством, что при истинности общих суждений соответствующие им частные, так же являются истинными. Логический квадрат помогает на логическом уровне простроить или найти ошибку в элементарных структурах значений. Это самый глубинный уровень и любая ошибка здесь грозит катастрофой любому дальнейшему построению. Уровень 2. Это уровень актантов общих сущностей, не антропоморфных, но и не фигуративных. Например: Эрос, Любовь, Власть, Мир и т.д. Уровень 3. Уровень актеров в «техническом» смысле, а не в смысле «исполнитель» персонажа в традиционном смысле.
Промежуточный уровень между 2 и 3. Уровень роли, одушевленных фигуративных единиц, но общих, назидательного типа. Например, Благородный отец, Плут, Предатель, Любовник, Бретер, Ловелас и т.д. Рольодновременно присутствует и в нарративной структуре, и в текстовой поверхности. Уровень 4. Уровень «режиссуры», актеров (в значении исполнители). Это внешний уровень по отношению к уровню персонажа.
Говоря об актантах необходимо заметить, что актанты «не могут быть идентифицированы с персонажем потому что: · актант может быть абстракцией (Общество, Эрос, Бог, Свобода) или коллективным персонажем (античный хор, солдаты) или собранием многочисленных персонажей; · персонаж может брать на себя одновременно или последовательно различные актантные функции; · актант может быть сценически отсутствующим и его текстовое присутствие может быть описано в дискурсе других сюжетов;[176]
При исполнении, т.е. непосредственно театральной представлении пьесы может происходить демультипликация или синкретизм персонажа.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |