Основополагающим в освоении курса теории драмы является изучение «Поэтики» Аристотеля. Без этого трактата невозможно вести серьезный разговор о драме т.к. практически по любому вопросу приходиться обращаться к нему. Это первое и пожалуй самое полное теоретическое произведение, определившее не только предмет изучения теории драмы (действие), но и саму методику этого изучения.
Основная сложность в изучении «Поэтики» заключается в отсутствии подлинника (оригинала). Студенты часто вынуждены пользоваться различными переводами, далеко не всегда успешными. Так мы встречаем такие переводы одного и того же места (1448b): «естественные причины» в одном случае; в другом - «явным образом» и т.д. Все это не только не способствует точному пониманию излагаемых элементов, но и вообще затеняет весь смысл. Проблемным оказывается и сам факт появления «Поэтики» через арабскую культуру. Впервые перевод «Поэтики» на латынь с арабского был сделан в XIII в, напечатан в 1481 г. С греческого первый перевод на латынь вышел в 1498 г. Первое печатное издание греческого текста - в 1508 г. На русском языке существует несколько переводов: Ордынского Б.И. (1854, неполный), Захарова (1885), Аппельрота В.Г. (1893) Новосадского Н.И. (1927). Мы пользовались в своей работе переводом Гаспарова М.Л. (1978) собрания сочинений Аристотеля, изданного в 1984 г. (М.: Мысль) в серии «Философское Наследие».
Многочисленные переводы, особенно ранние, привели к тому, что в целом нарушена логика изложения материала. Первыми издателями сделана не совсем удачная разбивка на главы. Частые перебивки, вставки, добавления к предшествующим разделам, временами довольно существенно мешают следить за логикой изложения. Тем не менее, четкий план все же просматривается. Мы посчитали необходимым сделать собственную реконструкцию структуры «Поэтики», так как, по нашему мнению, все трудности в изучении «Поэтики» связанны именно с этой проблемой: отсутствии четкой композиции.
Вначале мы даем план «Поэтики», как он представлен в современной редакции, затем мы приведем нашу реконструкцию в ряде таблиц. Первая таблица представляет собой структуру «Поэтики», таблицы №2 и №3 раскрывают ее основополагающие элементы (действие и сказание) более подробно.
__________
В заключении мы прилагаем синхронную таблицу наиболее известных драматургических произведений. При ее составлении использовались различные источники: от справочников до отдельных изданий пьес, т.к. существуют многочисленные разночтения по датировке. Одни ставят год написания пьесы, другие - премьеры; третьи - первого опубликования. Мы постарались все это учесть, поэтому иногда и приводим двойные даты.
Аристотелевский план «Поэтики»
(римскими цифрами обозначены номера глав «Поэтики»)
I.
Предмет сочинения
Поэзия какподражание:
а) средства подражания (I)
b) предметы (II)
c) способы (III)
IV.
Естественное происхождение поэзии
IV.
Развитие и разделение поэзии
a) совершенствование трагедии
b) совершенствование комедии
V.
Отличие трагедии от эпоса
VI.
ТРАГЕДИЯ: сущность и элементы
VII.
1.Сказание:
VII.
- первостепенность;
VII.
- целостность;
VII.
- объем;
VIII.
- единство действия;
IX.
- общее и конкретное в действии;
X.
- сложные и простые сказания;
XI.
- внутренние части трагедии;
перелом; узнавание; страх;
XII.
- внешние части трагедии;
пролог, эписодий, эксод; хоровая часть;
XIV.
- что вызывает сострадание и страх;
а) лица b) события
XIV.
- как вызвать сострадание и страх;
а) между какими лицами
b) путем каких поступков
XVI.
1а. О сказании:
XVI-XVII
- узнавание; наглядность; общее и частное;
XVIII.
- завязка и развязка; виды трагедий; трагедии с одним и многими сказаниями; роль хора в действии;
XV.
2. Характеры:
XXII.
а) их последовательность;
b) их похожесть;
XIX.
3. Мысль
XX.
4. Речь:
- элементы речи;
XXI
- разновидности имен;
XXII
- выбор имен;
XXIII.
ЭПОС:
- сходство с трагедией в сказаниях;
XXIV.
- сходство в видах и составных частях;
XXIV.
- различие с трагедией в объеме;
XXIV.
- различие в метре;
XXIV.
- драматичность эпоса;
XXIV.
- различие и сходство в изображении действительности;
XXV.
- ответ на критику изображения действительности в поэзии;
Генрих VI 1590/92
Ричард III, Комедия ошибок 1592,
Венера и Адонис 1593,
Тит и Андроник 1594,
Учитель танцев 1594
Укрощение строптивой, Ромео и Джульетта,
Ричард II 1595,
Хуан де Куэва (1550-1610)
(трагедии и комедии)
Кид: Помпей Великий 1595
Сон в летнюю ночь 1595/96,
Венецианский купец 1596,
Много шума из ничего 1597
Джонсон
(1672-1637)
Лопе: Валенсиансвкая вдова, Песнь о драконе, Аркадия 1598,
Всяк в своем нраве 1598
Исидор Мадридский 1599,
Шекспир: Генрих IV 1597/98, Виндзорские проказницы 1598, Генрих V, Юлий Цезарь 1599, 12 ночь или Как вам угодно 1600, Гамлет 1601, Конец делу венец, Троил и Крессида 1602/03,
Джонсон: Падение Сеяна 1603
Шекспир: Мера за меру, Отелло 1604,
Джонсон: Вольпоне или Лис 1605
Бомонт (1584-1616) и
Флетчер (1579-1625) (комедии)
Великий князь Московский 1606,
Шекспир: Король Лир, Макбет 1605, Антоний и Клеопатра 1606
Валенсианская вдова 1620,
Филомена 1621,
Звезда Севильи 1623
Кольдерон
(1600-1681)
Любовь, честь и власть 1623,
Стойкий принц, Дама-невидимка 1629, Жизнь есть сон 1631,
Любовь после смерти 1633,
Врач своей совести 1633/35
Корнель
(1606-1684)
Мелита 1629,
Сид 1636
Гораций 1640,
Лгуны, Полиевкт 1643,
Иераклий 1646
Опасайся тихого омута 1649
Мольер
(1622-1673)
Сумасброд 1655
Корнель: Эдип 1659
Мольер: Смехотворные жеманницы 1659,
Сганарель или мнимый рогоносец 1660, Школа мужей 1661,
Школа жен 1662,
Версальский экспромт 1663
Расин (1639-1699)
Александ Великий 1664/65
Мольер: Брак по неволе 1664/68, Тартюф 1664/69, Дон Жуан 1665, Мизантроп, Лекарь по неволе 1666
Расин: Андромаха 1667, Сутяги 1668
Мольер: Скупой, Амфитрион 1688
Расин: Британик 1669
Корнель: Тит и Береника 1670
Мольер: Мещанин во дворянстве 1670,
Плутни Скапена 1671
Кольдерон: Ни мгновения без чуда 1672
Расин: Баязет, Ученые женщины 1672
Мольер: Мнимый больной 1673
Расин: Федра 1677
Расин: Эсфирь 1689
Вольтер (1694-1778)
Эдип 1718
Мариво (1688-1763)
Игра любви и случая 1730.
Вольтер: Брут 1730
Заира 1738
Гольдони
(1707-1793)
Магомет 1739
Сезон 16-ти комедий: Лгун, Бабьи сплетни и др. 1750-1751
РОССИЯ
ГЕРМАНИЯ
АНГЛИЯ
ИТАЛИЯ
ФРАНЦИЯ
Сумароков
(1718-1777)
Хорёв 1747
Вольтер: Орест 1750
Синав и Трувор 1751
Слуга двух господ, Феодал 1752
Трактирщица 1753
Кандид 1759
Гоцци
(1720-1806)
Любовь к трем апельсинам 1761, Турандот, Король-Олень 1762.
Фонвизин
(1745-1792)
Гольдони: Веер 1765
Бригадир 1766/69
Сумароков:
Дмитрий Самозванец 1771
Бомарше
(1732-1799)
Севильский цирюльник 1775
Шиллер
(1751-1816)
Шеридан
(1751-1816)
Школа злословия 1777
Гоцци: Любовное зелье 1776
Разбойники 1781
Фонвизин: Недоросль 1782
Коварство и любовь 1783, Дон Карлос 1783/87
Бомарше: Женитьба Фигаро 1784, Преступная мать 1792
Тик (1773-1853)
Свет на изнанку 1797, Кот в сапогах 1798
Шиллер: Валенштайн 1798/98
РОССИЯ
ГЕРМАНИЯ
АНГЛИЯ
ФРАНЦИЯ
Капнист
(1758-1823)
Ябеда 1798
Шиллер: Мария Стюарт 1800, Орлеанская дева 1801,
Мессинская невеста 1802
Тик: Руненберг 1802
Шиллер: Вильгельм Телль 1804
Клейст
(1777-1811)
Разбитый кувшин 1805
Гофман
(1776-1822)
Золотой горшок 1814, Фантазии в манере Колло 1814/15
Байрон
(1788-1824)
Грибоедов
(1794-1829)
Манфред 1817
Каин 1821
Горе от ума 1822/24
Пушкин
(1799-1837)
Мериме
(1803-1870)
Борис Годунов 1825
Театр Клары Гасуль 1825/30
Гюго
(1802-1870)
Кромвель 1827
Мериме: Жакерия 1828
Пушкин: Маленькие трагедии 1830
Гюго:
Марион Делорм 1829 Эрнани 1830
Дюма
(1802-1870)
Лермонтов
(1814-1841)
Нельская башня 1832
Маскарад 1835/36
Гоголь
(1809-1852)
Кин или Гений и
Ревизор 1836
беспутство 1836
Мюссе
(1810-1857)
Каприз 1837
Скриб (1791-1861)
Лестница славы 1837
РОССИЯ
ГЕРМАНИЯ
НОРВЕГИЯ
ФРАНЦИЯ
Бальзак (1799-1850)
Школа супружества 1839
Скриб: Стакан воды 1840
Гоголь: Женитьба, Игроки 1842
Гуцков
(1811-1878)
Уриэль Акоста 1846
Бальзак: Делец 1844
Островский (1823-1886)
Мачеха 1848.
Свои люди - сочтемся! 1849
Скриб: Андриена Лекувлер 1849.
Тургенев (1818-1883)
Месяц в деревне 1850
Островский:
Бедная невеста 1851,
Дюма-сын (1824-1895)
Дама с камелиями 1852
Не в свои сани не садись 1853,
Бедность не порок 1854
Сухово-Кобылин (1817-1905)
Свадьба Кречинского 1854
Островский:
Доходное место 1856,
Гроза 1859
Сухово-Кобылин: Дело 1861
Островский:
На бойком месте 1865
Ибсен
(1828-1906)
Толстой А. (1817-1875)
Смерть Иоанна Грозного 1866
Бранд 1865,
Пер Гюнт 1866
Островский: На всякого мудреца довольно простоты 1868
Толстой А.:
Царь Федор Иоаннович 1868,
Царь Борис 1868/69
Островский:
Не все коту масленица,
Лес 1871,
Снегурочка 1873, Волки и овцы 1875, Бесприданница 1878,
Таланты и поклонники 1881,
Без вины виноватые 1883
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление