Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический анлиз деятельности ЛПО




Экономический анализ в здравоохранении – это совокупность методов формирования и обработки данных о производственной и финансовой деятельности ЛПО и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную оценку результатов их деятельности, выявить пути рационализации использования ресурсов.

Особенность экономического анализа состоит в том, что его посредством оцениваются результаты действий всех функций управления. Благодаря этому предоставляется возможность выработать управленческое решение – плановые, организационные и другие управленческие акты, способствующие переводу деятельности ЛПО на более высокий уровень развития.

ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА:

} Выявление потребности общества в услугах ЛПО в необходимом объеме. Экономический анализ подкрепляет организационные мероприятия экономическими расчетами, позволяет выявить факторы, которые могут оказать на нее влияние.

} Изучение полноты удовлетворения потребности общества в услугах учреждений и проверка установленных нормативов.

} Оценка эффективности использования ресурсов.

} Выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности ЛПО от нормативных и определение резервов.

} Контроль за соблюдением принципов финансирования бюджетных ЛПО.

} Подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений.

Виды экономического анализа:

По содержанию процесса управления: текущий, оперативный, перспективный.

По полноте охвата: полный, локальный, тематический.

По периодичности проведения – систематический, разовый

По методам изучения объектов – комплексный, сплошной, выборочный.

По ориентации:

- внешний анализ: оценивает рентабельность ЛПО, интенсивность использования его финансовых средств в целом. На основе внешнего анализа определяется взаимоотношение объекта здравоохранения с акционерами, кредиторами и налоговыми органами;

- внутренний анализ: рассматривается механизм достижения экономических результатов. В процессе этого анализа прослеживается формирование прибыли ЛПО, структура оказываемых услуг, характер и причины отклонения цен на услуги от запланированных.

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА ЛПО:

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ;

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЕЧНОГО ФОНДА;

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ;

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА;

- АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РАСХОДОВ.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ – это степень результативности проводимых в системе здравоохранения мероприятий, определяемая сопоставлением затраченных на их проведение ресурсов и полученных результатов.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

- МЕДИЦИНСКИЙ

- - СОЦИАЛЬНЫЙ

- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

МЕДИЦИНСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – совокупность результатов лечения и профилактики, в результате которых улучшается состояние больного. Медицинский эффект определяется снижением заболеваемости, повышением уровня качества медицинских услуг, снижением летальности и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ отражает результат деятельности здравоохранения по укреплению здоровья населения, измеряемый по снижению инвалидности, росту продолжительности жизни, увеличению периода трудоспособности, повышению рождаемости, увеличению естественного прироста населения. Социальная эффективность здравоохранения связана с качеством медицинской помощи и удовлетворением потребностей населения в услугах медицинского назначения и здоровье, что способствует повышению качества жизни населения в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ является интегральной, отражающей прямой и косвенный положительный вклад здравоохранения в народное хозяйство. Экономический эффект здравоохранения измеряется в денежных единицах. На государственном уровне он слагается из:

- прироста ВВП за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

- повышения объема дополнительно произведенной продукции;

- повышения числа рабочих дней и потенциального числа трудовых ресурсов;

- сокращения затрат на здравоохранение;

- экономии средств по выплате пособий социального страхования и социального обеспечения.

На уровне отрасли экономический эффект выражается в снижении затрат на услуги медицинского назначения.

На уровне отдельной ЛПО – в сокращении стоимости одного случая

Различают также ОБЩУЮ И СРАВНИТЕЛЬНУЮ эффективность.

ОБЩАЯ (АБСОЛЮТНАЯ) эффективность определяется соизмерением получаемого абсолютного социального и социально-экономического эффектов со всей суммой затрат, связанных с их получением.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ эффективность, имеющая целью выбор наиболее эффективного социального и социально-экономического вариантов, определяется сравнением вариантов по разности приведенных затрат.

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ это целенаправленная деятельность государственных органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения всех форм собственности по разработке перспектив развития систем здравоохранения страны, отдельных административных территорий и организаций здравоохранения.

Основным принципом планирования в здравоохранении должно стать обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В общественном здоровье и здравоохранении различают следующие виды планирования:

- стратегическое;

- перспективное;

- текущее.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Основным документом, в котором отражены принципы стратегического планирования развития здравоохранения в РБ, является Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 – 2007 г.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, порядок и условия деятельности здравоохранения на перспективу.

Стратегическое планирование проводится на двух уровнях:

- республиканском;

- областном.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ.

Министерством здравоохранения РБ разрабатываются и утверждаются в установленном порядке:

- стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РБ;

- прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы

здравоохранения;

- республиканские нормы, нормативы, социальные стандарты, методика их адаптации к условиям субъектов РБ;

- республиканские, целевые медико-социальные программы, обеспечивающие достижения стратегических целей и задач;

- методология планирования инвестиций, оценки их эффективности, порядок согласования инвестиционных проектов здравоохранения.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ.

Стратегической задачей областных органов управления здравоохранения является разработка планов и программ формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу.

В процессе планирования должны быть решены следующие задачи:

- произведен анализ и разработан прогноз состояния здоровья населения территории на плановый период;

- произведен анализ состояния системы здравоохранения области, соответствия ее требованиям республиканского уровня;

- установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период;

- утверждены нормы и нормативы применяемые при планировании системы здравоохранения;

- определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения области;

- определены ресурсы необходимые для развития системы здравоохранения области и источники их получения;

- принят комплекс планов и целевых программ обеспечивающих реализацию стратегических целей и задач развития системы здравоохранения;

- установлены параметры для планирования здравоохранения области.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения РБ на 3-5 лет и является частью стратегического

планирования. Частью перспективного планирования является программно-целевое планирование.

Программно-целевое планирование это одна из основных организационных технологией, призванная решать приоритетные задачи, стоящие перед здравоохранением страны. Оно играет существенную роль и в организации деятельности по охране здоровья населения.

Такой целевой подход позволяет в условиях дефицита финансовых, материальных и других ресурсов концентрировать их на наиболее приоритетных направлениях развития здравоохранения, достигая тем самым максимальных результатов в наиболее сжатые сроки. Кроме того, разработка и реализация комплексных целевых медико-социальных программ является одним из перспективных направлений совершенствования управления здравоохранением и, как результат этого - повышения качества медицинской помощи, как приоритетной задачи здравоохранения.

Программно-целевое планирование здравоохранения позволяет:

-контролировать целенаправленное и эффективное использование выделенных ассигнований и выполнения намеченных мероприятий;

-более рационально распределять ресурсы здравоохранения на основе реорганизации медико-санитарной помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий;

-значительно повысить качество, эффективность и доступность медицинской помощи (профилактики и диагностики заболеваний, лечебных и реабилитационных мероприятий), а также снизить потребность в стационарной медицинской помощи и более рационально использовать коечный фонд;

-укрепить материально-техническую базу организаций здравоохранения новейшей медицинской техникой для оказания краткосрочной, экстренной помощи;

- повысить доступность квалифицированной медицинской помощи женщинам и детям и, прежде всего, жителям сельской местности;

-усилить медико-социальную защищенность пациентов и повысить ответственность медицинских работников за здоровье населения.

Комплекс программных мероприятий способствует модернизации системы здравоохранения Республики Беларусь с целью создания оптимальной модели здравоохранения, удовлетворяющей потребностям населения, отрасли и государства.

Примерная структура целевых программ:

- наименование программы;

- обоснование программы;

- заказчик программы;

- руководитель программы;

- основные разработчики программы;

- цель программы;

- перечень основных мероприятий (задач) программы;

- сроки и этапы реализации программы;

- основные исполнители программы;

- объемы и источники финансирования программы;

- ожидаемые конечные результаты реализации программы;

- организация контроля за исполнением программы.

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения и являются составной частью перспективных планов.

Территориальная Программа представляет собой пакет документов, определяющих перечень видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой за счет средств бюджета.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ территориальной Программы:

- консолидация государственных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;

- обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ формирования территориальной Программы:

- обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения;

- обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой;

- научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;

- обеспечение сбалансированности объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для ее реализации финансовых средств;

- повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет оптимизации структуры и мощности территориальной сети учреждений здравоохранения и внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий.

Кроме того, выделяют:

директивное;

индикативное;

договорное;

предпринимательское планирование здравоохранения.

ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа.

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ является одной из форм вовлечения организаций здравоохранения (независимо от форм собственности) в разработку на паритетных началах с государственным органом управления здравоохранением планов и программ развития. Как правило, индикативные планы разрабатываются на основе приоритетов, одни из которых определяются государственными органами управления здравоохранением.

ДОГОВОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ регулирует коммерческие отношения между организациями здравоохранения, другими предприятиями и объединениями, органами управления и иными субъектами рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе. Договорные планы реализуются в виде соглашений, договоров, контрактов на поставку лекарственных препаратов, продуктов лечебного питания, материально-технических ресурсов и др.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ является функцией управления организацией здравоохранения (любой формы собственности), направленной на обоснование и выбор путей эффективного развития в рамках предпринимательской деятельности (оказание платных медицинских услуг, участие в программах добровольного медицинского страхования, предоставление помещений в аренду и другая деятельность, не запрещенная законодательством). Основу его составляют внутриучрежденческие планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

НОРМАТИВНЫЙ метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются и утверждаются, как правило, МЗ РБ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.

} БАЛАНСОВЫЙ метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение как способ, позволяющий увязать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например амбулаторно-поликлинической и стационарной, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.