КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные особенности юношеского периода
ОРГКОМИТЕТ КОНКУРСА 7.1. Почтовый адрес Оргкомитета: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 22, офис 21-22, НС «Интеграция». 7.2. Банковские реквизиты:НС «ИНТЕГРАЦИЯ», р/с 40703810738090102325 в Мещанском ОСБ №7811 Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН 7706032494, КПП 770201001 7.3. Координатор Конкурса – Румянцева Екатерина Александровна. Контактный телефон: 8-917-528-23-47 7.4. Телефоны НС «Интеграция»: (495) 688-21-85; 8(495)374-59-57 Часы работы: с 10.00 до 19.00 7.5. Интернет-сайт: www.nauka21.com
Юность – период жизни отрочества до взрослости (возвратные границы условны – от 15 – 16 до 21 – 25). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личности категории остро волнуют человека в юности. Молодой человек формирует: - самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка внешности, умственных, моральный, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; - собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знаний не складываются в единую систему; - стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственен максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет сея так, как если бы мир должен подчиниться этим теориям, а не теория – действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие к старшему поколению, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников – это приводит неосознанной внушаемости, сознательному конформизму – может выражаться в стиле поведения, молодежной моде, использования в речи жаргона, сленга. В юношеском возрасте: - возникает первое чувство любви, дружбы, позже (18 – 25 лет) выбор спутника жизни, - происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, - недостаточное осознание последствий своих поступков, - возрастает волевая регуляция, - возрастает концентрация внимания, объем памяти, - сформировалось абстрактно-логическое мышление, - появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, - стремление к самоутверждение, - стремление к самоуправлению, - приобретение профессии – основной мотив познавательной деятельности. Развитие личности. В юношеском возрасте происходит бурное развитие личности, проявлением которого является: · формирующееся мировоззрение, · стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, · утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви счастья, политики и т.п.. В юности происходит расширение временного горизонта, и именно будущее становится главным измерением – юношей отличает обращенность в будущее построение жизненных планов и перспектив. Жизнедеятельность в юности усложняется, расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий – наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак, служба в армии, избирательное право. Появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой ответственности и самостоятельности.
Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте. Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно превышается, так как учение приобретает непосредственный жизненный смысл, усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако в юношеском возрасте они продолжают совершенствоваться. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью. В результате когнитивные структуры юности приобретают сложное строение и индивидуальное своеобразие. В этот период молодые люди начинают строить планы, задумываться над выбором профессии. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем. Это в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте. Часто бывает, что на профессиональный выбор влияют случайные факторы, поэтому важна профориентационная работа. В учебной деятельности происходить развитие - самостоятельности, - творческого подхода к решениям, - умения принимать решения, - анализировать существующие варианты и критически конструктивно их осмысливать. Общение в юношеском возрасте. В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы - с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой. Почему юноши с одной стороны открываются для общения, а с другой – обособляются? Первая тенденция проявляется: · в увеличении времени, которое расходуется на общение, · в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников — учащиеся других школ, техникумов и ПТУ, студенты, военнослужащие), · в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам; · в усилении потребности в понимании, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Вторая тенденция в общении в юности, — это тенденция к индивидуализации и обособлению. Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от вторжения посторонних и близких людей, для того чтобы укрепить свое чувство личности. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. Общение и обособление протекают в тесном единстве между собой. Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Чем юношеская дружба отличается от подростковой? Младшего подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности, любовь; отсюда и высокая эмоциональность дружбы.
Кризис юности(17-21 год). Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни, со вступлением в самостоятельную жизнь. Кризис проявляется в крушении жизненных планов (в случае не поступления в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни. Однако психологи усматривают в этом кризисе и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные – с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Итак, В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.
Новообразования юношеского периода 1. Центральное психологическое новообразование этого возраста – предварительное самоопределение, построение жизненных планов, выстраивание жизненной перспективы. Умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации 2. Другое психологическое новообразование этого возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям. - открытие своего внутреннего мира (появляется чувство своей особенности, непохожести на других, появляется чувство одиночества «Другие меня не понимают, я одинок»); - появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования – это заставляет человека задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях; - формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, самоуважение.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 13153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |