Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности юношеского периода




ОРГКОМИТЕТ КОНКУРСА

7.1. Почтовый адрес Оргкомитета: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 22, офис 21-22, НС «Интеграция».

7.2. Банковские реквизиты:НС «ИНТЕГРАЦИЯ», р/с 40703810738090102325 в Мещанском ОСБ №7811 Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва, к/с 30101810400000000225,

БИК 044525225, ИНН 7706032494, КПП 770201001

7.3. Координатор Конкурса – Румянцева Екатерина Александровна. Контактный телефон: 8-917-528-23-47

7.4. Телефоны НС «Интеграция»: (495) 688-21-85; 8(495)374-59-57

Часы работы: с 10.00 до 19.00

7.5. Интернет-сайт: www.nauka21.com

 

Юность – период жизни отрочества до взрослости (возвратные границы условны – от 15 – 16 до 21 – 25). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личности категории остро волнуют человека в юности.

Молодой человек формирует:

- самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка внешности, умственных, моральный, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

- собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знаний не складываются в единую систему;

- стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, счастья, политики и т.д.

Для юношества свойственен максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет сея так, как если бы мир должен подчиниться этим теориям, а не теория – действительности.

Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие к старшему поколению, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников – это приводит неосознанной внушаемости, сознательному конформизму – может выражаться в стиле поведения, молодежной моде, использования в речи жаргона, сленга.

В юношеском возрасте:

- возникает первое чувство любви, дружбы, позже (18 – 25 лет) выбор спутника жизни,

- происходит существенная перестройка эмоциональной сферы,

- недостаточное осознание последствий своих поступков,

- возрастает волевая регуляция,

- возрастает концентрация внимания, объем памяти,

- сформировалось абстрактно-логическое мышление,

- появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах,

- стремление к самоутверждение,

- стремление к самоуправлению,

- приобретение профессии – основной мотив познавательной деятельности.

Развитие личности.

В юношеском возрасте происходит бурное развитие личности, проявлением которого является:

· формирующееся мировоззрение,

· стремление заново и критически осмыслить всё окружающее,

· утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви счастья, политики и т.п..

В юности происходит расширение временного горизонта, и именно будущее становится главным измерением – юношей отличает обращенность в будущее построение жизненных планов и перспектив.

Жизнедеятельность в юности усложняется, расширяется диапазон социальных ролей и интересов.

На этот возраст приходится много критических социальных событий – наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак, служба в армии, избирательное право. Появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой ответственности и самостоятельности.

 

Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно превышается, так как учение приобретает непосредственный жизненный смысл, усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако в юношеском возрасте они продолжают совершенствоваться.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью. В результате когнитивные структуры юности приобретают сложное строение и индивидуальное своеобразие.

В этот период молодые люди начинают строить планы, задумываться над выбором профессии. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем. Это в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте. Часто бывает, что на профессиональный выбор влияют случайные факторы, поэтому важна профориентационная работа.

В учебной деятельности происходить развитие

- самостоятельности,

- творческого подхода к решениям,

- умения принимать решения,

- анализировать существующие варианты и критически конструктивно их осмысливать.

Общение в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы - с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой.

Почему юноши с одной стороны открываются для общения, а с другой – обособляются?

Первая тенденция проявляется:

· в увеличении времени, которое расходуется на общение,

· в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников — учащиеся других школ, техникумов и ПТУ, студенты, военнослужащие),

· в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам;

· в усилении потребности в понимании, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер эмоционального сочувствия, сопереживания.

Вторая тенденция в общении в юности, — это тенденция к индивидуализации и обособлению.

Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от вторжения посторонних и близких людей, для того чтобы укрепить свое чувство личности. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

Общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.

Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба.

Чем юношеская дружба отличается от подростковой?

Младшего подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность.

Юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности, любовь; отсюда и высокая эмоциональность дружбы.

 

Кризис юности(17-21 год).

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни, со вступлением в самостоятельную жизнь.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (в случае не поступления в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Однако психологи усматривают в этом кризисе и позитивные стороны.

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные – с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Итак, В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

 

Новообразования юношеского периода

1. Центральное психологическое новообразование этого возраста – предварительное самоопределение, построение жизненных планов, выстраивание жизненной перспективы. Умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации

2. Другое психологическое новообразование этого возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу.

Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям.

- открытие своего внутреннего мира (появляется чувство своей особенности, непохожести на других, появляется чувство одиночества «Другие меня не понимают, я одинок»);

- появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования – это заставляет человека задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

- формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, самоуважение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 12982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.