Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и причины феодальной раздробленности на Руси. 3 страница




26.Николай 1(1825-1855) и основные направления его внутренней политики.

Николай 1(1825-1855). Поскольку Александр 1 не оставил сыновей, трон должен был перейти к его брату- Константин и Николай. Константин- старше- он отказался от власти в пользу Николая. Константин был женат на женщине незнатного происхождения, что лишало его наследников права на престол. Константин выбрал семейное счастье. Он отрекся от престола в письменном виде, чего никто не знал. Армия, сенат, правительство присягнули к К., не зная, что он отрекся, была перепрясяга Николаю. 14 декабря 1825- восстание дворянских революционеров-декабристов, около 3000 человек. Главное их требование: ликвидация абсолютно монархии и отмена крепостного права. Они. Если Н. откажется от требований, убьют его. Декабристы медлили с решительным выступлением, между тем, Н. повел себя умно, он решил выждать, пока подойдут верные им войска, он решил силой подавить этот мятеж. Он решил дать залп по восставшим. Первый залп нанес многочисленные потери- было много убитых и раненых- восстание было подавлено. Н. прошел обширный курс наук, но интересовался военным делом. Более всего из предметов он не любил историю. Н. был консерватором. Сделал много для укрепления неограниченной власти императора. Так, им были учреждены отделения собственной его императорского величества канцелярии. Каждое из отделений представляло собой отдельное самостоятельное гос-венное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором. Первое отделение- ь1826- готовило проекты законов и указов, контролировало деятельность министров, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение- 1826- осуществляло конфискацию(упорядочивание0 законодательства, выполнило большую работу по составлению различных сборников законов, одним из главнейших деятелей был Сперанский. К началу 30-х годов второе отделение подготовило к изданию 2 сборника законов- “Полное собрании законов Российской империи”, состоявшее из 45 томов, “Свод законов Российской империи” в 16-ти томах. Сюда были включены только действовавшие законы. Третье отделение канцелярии в 1828- по проекту фаворита Н1- графа Бенкендорфа- об устройстве военной полиции, 3 отделение являлось органом политического сыска и следствия, оно осуществляло контроль за соблюдением законности в гос-венном аппарате, а также за политической благонадежностью населения России и иностранцев. 3 отделение имело свой исполнительный орган- “Корпус жандармов.”. 4 отделение- было создано в 1828- ведало образовательными и благотворительными учреждениями империи. Это отделение находилось под личным патронажем императрицы Марии Федоровны. 5 отделение создано в 1836- оно осуществляло управление гос-венными крестьянами. В 1837 5 отделение было преобразовано в министерство гос-венных имуществ. По проекту Киселева в губерниях были учреждены палаты гос-венных имуществ- эти палаты осуществляли следующие мероприятия: 1. снабжали крестьян землей в неурожайные годы, 2. обучали крестьян передовым способом ведения хозяйства,3. развивали социальную инфраструктуру в деревнях(строили школы, больницы, приюты).Также было несколько расширено крестьянское самоуправление: крестьяне избирали”голов” и старшин, которые занимались вопросами местного характера- вершили суд по мелким делам. Киселев озаботился судьбой и частновладельческих крестьян- в 1841 был издан указ, запрещавший продавать крестьян в розницу. В 1841 был издан указ об “обязанных крестьянах”, арзрешавший помещикам вступать со своими крестьянами в соглашение и передавать им землю в вечное наследственное пользование на условиях аренды. 6 отделение- 1842-для разработки и проведения административной реформы на Кавказе. 6 отделение создало Кавказское наместничество, после чего отделение было решено упразднить. В годы царствования Н. было улучшено финансовое положение. Была проведена денежная реформа- ассигнации изымались из обращения- новый кредитный рубль на смену им- устойчивость денежной системы. Министр народного просвещения Уваров разработал теорию “официальной народности”. Она позировалась на 3-х постулатов- самодержавие, православие, народность. Самодержавие являлось единственно возможной в Р. формой правления. Православие- русский народ предан православию и православной церкви. Народничество- между царем и народом существует тесная связь и отсутствуют какие-либо противоречия. На основе”теории оф. нар. ” строилась вся система образования. В 1855 Н1 скончался и передал престол своему старшему сыну Александру.

 

27. Отмена крепостного права.

В середине 50 – Х годов сложились политические и социально экономические предпосылки отмены крепостного права в России: 1. Отставание России от развитых капиталистических стран запада. 2. Поражение России в Крымской войне 1853-1856. 3. разногласия по крестьянскому вопросу внутри дворянского лагеря. Здравомыслящие дворяне выступили за отмену крепостного права, но многие консерваторы был противниками такого решения. 4. Подъем массового крестьянского движения. В середине 50-х годов крестьянские волнения охватили 32 губернии страны. Пришлось прибегнуть к использованию войск для их подавления.5. усиление революционно-демократического движения в стране. 6. сокращение крепостного населения страны и уменьшение численности дворян-землевладельцев(в начале 30-х годов 127 тыс. в начале 80-х 107 тыс.). Причина в том, что они разорились.7. упадок крепостного помещичьего хозяйства, ослабленного на подневольном труде, т.е. труде крепостным крестьянам Александра 2(1855-1881) понимал необходимость отмены крепостного права. Доказательством этому, является речь Александра в марте1856 перед московскими губерниями и уездами предводителями дворянства. Александр заявил следующее: “ Существующий порядок владения думами не может оставаться незамеченными, лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать того момента, когда оно само собой начнет отменяться снизу”. Александром 2 была проведена организационная подготовка отмены крепостного права. В январе 1857 он созвал секретный комитет по крестьянским делам- возглавил комитет сам император. В феврале того же года при комитете была учреждена подготовительная комиссия- она должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу, а также изучить мнения помещиков о способах ликвидации крепостного права. В ноябре 1857 Секретный комитет направил рескрипт(предписание) генерал-губернатору Назимову об учреждении губернских комитетов по подготовке местного проекта отмены крепостного права(Назимов был генерал-губернатор Литовских губерний). В течение 1858 подобные рескрипты были разосланы остальным губернаторам. Во всех российских губерниях были созданы соответствующие комитеты”по улучшению быта помещичьих крестьян”. В том же году Секретный комитет был переименован- “Главный комитет по крестьянскому делу”. В марте 1859 при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, они рассматривали материалы, подготовленные губернскими комитетами, а затем составляли общий проект освобождения крестьян. Работа редакционных комиссий была закончена в ноябре 1869. в январе 1861 проект был внесен на рассмотрение гос-венного совета. Там переработан и наконец, передан на подпись императору. 19 февраля 1861 А. подписал соответствующие документы, получившие силу закона- дата отмены крепостного права в России. Он подписал 18 документов, из которых 2 имеют общий характер, 16- частный. 1-ый – манифест об отмене крепостного права, 2-ой – “общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.1. Крестьяне получают личную свободу без всякого выкупа(бесплатно). Они перестают быть собственностью помещика, их нельзя продавать, покупать, дарить и т.д. 2. крестьяне переходят в сословие”свободных сельских обывателей” и получают личные гражданские права: свободно вступать в брак, самостоятельно заключать договоры, заниматься торговлей, открывать промышленные предприятия, свободно распоряжаться своим имуществом, вести свободные дела, поступать в любые учебные учреждения, свободно передавать учреждения страны и т.д.. Но права крестьян были все-таки ограничены: они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Во-вторых крестьяне были свободны в выходе из общины. Чтобы выйти из общины, они должны были полностью уплатить помещику выкуп за землю и получить согласие 2/3 сельского схода. 3.Крестьяне получили право выбирать органы самоуправления: сельский сход, его образуют домохозяева общины, совет решает местные хоз – военные вопросы, избирают сельского старосту, волостной сход – его представителем нескольких сельских сходов – они выбирают волостного старейшину. Органы крестьянского самоуправления небыли самостоятельными, над ними устанавливался жёсткий контроль. Контролирующих инстанций было 3:

4. Вся собственность на землю сохранялась за помещиками, но помещики были обязаны предоставить крестьянам в пользование усадьбу с приусадебным участком и полевой надел. Полученную землю крестьяне должны были выкупить. До перехода на выкуп крестьяне считались временно обязанными.

 

 

28.Реформы Александра 2(1855-1881)

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их ос­новная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.. Для этого требовалось приспособить са­модержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из предста­вителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал пре­обладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо полити­ческих функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержа­ние путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое поста­новление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения.

Следующим шагом была городская реформа. "Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, гла­венствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администра­ции.

Судебная реформа. "Новые судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они преду­сматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями.. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.

Военная реформа.. Необходимо было соз­дать армию, обладающую обученным запасом личного состава, совре­менным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Закон 1874 г.- о всесословной воин­ской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокраща­лись в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкостволь­ного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управ­ления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы "Устав гимназий" и "Положение о народных учи­лищах", регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесослов­ное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разде­лены на классические и реальные. В них принимались дети всех сосло­вий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидиро­ванную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены "Временные правила" о печати. Они отме­нили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рас­считанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространя­лись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сво­дившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Итог: проведенные преобразования имели прогрессив­ный характер. Они начли закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к пере­довой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

 

29. Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь - "Миротворец", так как был убежденным противником разрешения международных проблем воен­ными средствами. Его политические взгляды были глубоко консерва­тивными. Они заключались в приверженности принципам неограничен­ного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насажде­ние православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окру­жение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению государствен­ной безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюро­краты" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакци­онной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укре­пило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расши­рило систему опеки и вмешательство правительства в городское само­управление.

Изменения в области образования и печати. Правительство стре­милось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образова­ние.

"Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое изда­ние получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку "правым" изда­ниям, среди которых выделялись "Московские ведомости" М.Н. Катко­ва. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Ни­колае I.

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявля­лись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контр­реформы, правительству Александра III все-таки не удалось оконча­тельно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демо­кратизация офицерского корпуса. Правительство было вьшуждено сде­лать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние кресть­ян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запре­щении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предприни­мателями и рабочими. Однако главным образом социальная направлен­ность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического раз­вития страны.

30. Русское самодержавие в конце 19в. - 1917. Император Николай 2(1894-1917) и его окружение.

В конце 18 начале 19 века Россия оставалась абсолютной монархией. Власть государя не была ограничена никакими представительными органами, действовало лишь 2 закона, накладывавшие определенные обязательства на императора. Согласно 1-му российский император должен был исповедовать православную веру, 2-ой обязывал передавать престол по наследству старшему сыну. После смерти Александра 3 на престол вступил его старший сын Николай 2 (1894-1917). Николай получил разностороннее образование у лучших специалистов и педагогов своего времени. Курс истории преподавал Ключевский, юридические науки- Победоносцев, военные- Данилович. Внушили Николаю идеи о незаменимости самодержавия. Николай был твердо уверен. Что необходимо сохранить неограниченную власть государя. Однако такие взгляды были анахронизмом. Это понимали представители либерального направления в отечественной политической мысли. К этим взглядам склонялась часть придворной аристократии, но Н.2 твердо стоял на своем. Его идеи подкреплялись влиянием со стороны наиболее приближенных лиц: жены. Император был хорошим семьянином, любил жену и детей и отдавал предпочтение отдыху в семейном кругу. Недолюбливал чрезмерную деятельность министров. Он считал, что своей активностью они покушаются на абсолютные прироготивы монархии. Он предпочитает людей исполнительных, но не творческих. Двумя исключениями были: С. Ю. Витте(министр финансов), Ф. А. Столыпин. Николай управлял огромной державой, которая по размерам территории занимала 2 место в мире после Африки. Состав населения пестрый. Следующие сословия: потомственное дворянство – 0,8% от общего числа населения, но именно они держали в руках огромный земельный фонд и занимали ключевые посты в госуд. аппарате; личное дворянство- 0,4%(не передавалось по наследству); духовенство(черное и белое) – 0,9%; городские обыватели(купцы, мещане)- 9,2%, сельские обыватели(крестьянство, казачество) – более 80%, крестьянство являлось основным податным населением. До 1907 крестьяне платили выкупные платежи за землю, подвергались телесным наказаниям до 1905, на них не распространялся суд присяжных. Для русской деревни характерно малоземелье- 60% крестьянских дворов имели не более 8 десятин земли при промежуточном минимуме 15 десятин. Военное сословие- 6%; иностранцы.

 

31. Зарождение политических партий в России в конце 19- начале 20 века. В период с 1890-1904 обозначались все основные социальные конфликты в обществе и начинает оформляться идейные и организационно-политические силы, борьба которых составила содержание 3-х русских революций. Под политическими силами мы понимаем партии. Политическая партия- представляет собой активную часть общества, объединенная в политическую организацию, ставящую своей целью отстаивание интересов определенной социальной группы. Назначением политической партии является достижение власти. Любая политическая партия имеет нормативные документы, прежде всего программу и устав. В программе излагаются цели и задачи партии, а также средства и методы их достижения. Устав представляет собой документ о строении партии, о местных организациях, о центральных руководящих и печатных органах, о нравах и обязанностях членов партии. Образование политических партий в Р. имело ряд особенностей: 1. политические партии в Р. возникли значительно позже. чем их аналоги на Западе. Первой политической организацией, присвоившей себе название партии, была “Народная воля”(1879)2. создание партийных структур шло быстрее на национальных окраинах Р., а не в центре. Например, в 1893 оформилась партия социал-демократия королевства Польского. В 1896 возникла Литовская социал-демократическая партия, а в 1897 состоялся Учредительный съезд Бунда- это объединенная еврейская рабочая партия Литвы, Польши, России. 3. Во главе практически всех политических партий России стояла дворянская и разночинная интеллигенция, в то время как на Западе партии преимущественно провозглашались представителями буржуазии. 4. В Р. отсутствовала правительственная партия(На западе она всегда была). 5. Большинство партий Р. находилось а нелегальном или полулегальном положении. Основные политические силы России: 1. большевики- это направление в социал-демократии, которое связано с именем Ленина. В 1894 “Кто такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов”. Работа была направлена против народничества. В 1899 написана работа в протест российских социал-демократов- направлена против экономического движения в марксистском течении. В 1902- “Что делать”- задача создания марксистской рабочей партии. В марте 1898 небольшая группа второстепенных деятелей социал-демократии основала РСДРП.

2.меньшевики- как политическое течение. Меньшевик родился на 2 съезде РСДРП. Идейными вождями меньшевизма выступают Мартов, Аксеньрот, в последствии Плеханов. Первое столкновение с большевиками произошло по организационным вопросам. Меньшевики полагали, что социал-демократия должна протянуть руку дружбы либеральной буржуазии, ибо у них общие цели- борьба с самодержавием. Большевики были против этого.

3. Эсеры- социалисты-революционеры. Процесс формирования этой партии был довольно длительным. Непосредственными предшественниками эсеров были народовольцы. В конце лета 1900 представители эсеровских групп юга России собрали съезд, по итогам которого выпустили документ партии- “Манифест”. В 1902 все эсеровские группы объединились в единую партию социалистов-революционеров. Руководящим органом партии стал центральный комитет. Важную роль в партии играла боевая организация. Это была самая законспирированная часть партии, численностью до 30 человек. Задачей боевой организации был террор против гос-венных деятелей. Они зарывали и обстреливали Чарских министров. В январе 1906 съезде в Финляндии была принята программа партии. Ее написал Чернов. Конечной целью партии провозглашалось экспропреяция капиталистической собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах.

4. кадеты- конституционно-демократическая партия. Они располагались на левом фланге российского либерализма. Это была партия интеллектуалов- цвет российской интеллигенции- Милюков(историк), профессора-юристы Муромцев и Новгородцев, экономист Струве, философы Булгаков и Бердяев. Учредительный съезд кадетской партии состоялся в октябре 1905. Он разработал и принял программу партии. Кадеты были сторонниками эволюционного развития общества.

32.

32. 32. Политические партии в первой русской революции. 1 и 2 Государственные думы.

1 Государственная дума. В апреле 1906 г. открылись заседания I Го­сударственной думы. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октяб­ристов, 23% трудовиков, близких к эсерам и выражавших интересы крестьянства. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выбо­ры бойкотировали. Дума предложила программу демократизации России. Она преду­сматривала: введение ответственности министров перед Думой; гаран­тию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политиче­скую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законопро­екта: кадетов и трудовиков. И те, и другие стояли за создание «госу­дарственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи имения. Изымаемую часть помещичьей земли они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой оценке». Обра­зец такой «справедливости» крестьяне уже видели в 1861 г. По проекту кадетов аграрный вопрос снова решался за счет крестьян. Проект тру­довиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, оставив их хозяевам только «трудовую норму». В процес­се обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект - полное уничтожение частной собственности на землю, объяв­ление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием.

Правительство, поддержанное консервативными помещиками, от­вергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распус­тил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. Во главе правительства был поставлен П.А. Столыпин.

2 Государственная дума. При выборах новой Думы было урезано право от рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить по­слушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума (февраль - июнь 1907 г.) оказалась еще бо­лее левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг - в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали «левый» блок, имевший 222 места (43%).

Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разде­лить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у поме­щиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект. Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и соз­дания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просущест­вовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного пере­ворота.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государ­ственной думы был опубликован новый избирательный закон. Издание закона по одной только воле правительства явилось прямым нарушени­ем Манифеста 17 октября 1905 г., так как в нем царь обещал, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государст­венной думой». 3 июня считается последним днем революции 1905-1907 гг.

Современники назвали I Государственную думу «Думой народных надежд на мирный путь». Однако ее законодательные права были уреза­ны еще до созыва. Совещательный Государственный совет был преобра­зован в верхнюю законодательную палату. Новые «Основные законы Российской империи», опубликованные до открытия Думы, оставили за царем право издания указов без ее одобрения, что противоречило обе­щаниям Манифеста 17 октября. Тем не менее некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы и должна была утверждать государ­ственный бюджет.

 

33. Попытка социально-экономического обновления России: реформы Столыпина.

В начале 20 в. серьезно обострился крестьянский вопрос(страдали от малоземелья). Пути решения были разные. Один из путей был предложен премьер-министром(1906-1911) Столыпиным. Столыпин заявил, что правительство желает видеть русского крестьянина богатым и свободным. Для этого необходимо дать возможность трудолюбивому крестьянину освободиться из общины, т.е. правительство перешло к насильственному разрушению крестьянской общины. Было создано новое аграрное законодательство, основу которого составляет указ от 9 ноября 1906. в его основу положено: 1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общем праве, получает требование укрепления в личной собственности причитающей ему части земли. 2. Для выдела из общины необходимо было получить согласие сельского схода. Если в течении 30 дней не согласится, то выдел производится распоряжением земельного начальника. Выделившийся крестьянин имел право требовать, чтобы общество предоставило ему взаймы участок. Этот указ имел трудную судьбу. В 1910 был одобрен государственной думой. Крестьяне укрепляли землю в личную собственность. Если хозяйство крестьянина оставалось на территории села, оно называлось отрубом, вне села- хутором. Важные инструкции разрушения общины и насаждения мелкой личной собственностью на землю: крестьянский банк. Еще в августе 1906 Крестьянский банк получил сравнительно большой земельный фонд. Его состав: часть помещичьих, часть казенных, часть удельных земель. Эти земли Крестьянский банк дробил и пускал в продажу. Ставил перед собой задачу: разрядить земельную тесноту в центре губернских деревень. Основными районами переселения крестьян были: Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия. В первые годы реформы переселение шло быстрыми темпами 1906-1909. число крестьян переселившихся 1 млн. 910 тыс. человек, затем темпы переселения замедлились, 1910-1916 переселением было охвачено 1 млн. 224 тыс. человек. Первая половина имела существенные недостатки: плохо организована. Итог: более 0,5 млн. вернулись назад. В целом, реформа не устранила главные противоречия в русской деревне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.