КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Композиция драмы
ВОСТОК При отсутствии перечисленных документов или при ненадлежащем их оформлении, лагерь оставляет за собой право отказать в приеме ребенка. Заявки принимаются по телефону: 8-964-382-95-98, 8(81366)58-323 (в рабочие дни с 09.00 до 17.00ч.) или по электронной почте: dolvostok14@mail.ru (ФИ ребенка, дата рождения, адрес прописки ребенка, ФИО родителя, место работы родителя, контактный телефон, № смены) Контактные лица: Директор ДОЛ – Левченко Елена Владимировна -8(911)773-28-16, Документовед – Поплавская Кристина Валерьевна - 8-964-382-95-98. ЛОК 2015г. Стоимость путевок для детей Ленинградской области
Стоимость путевок для детей г.Санкт-Петербурга
Композиция — взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т. е. построение художественного произведения. Понятие "композиция" (от лат. componere - складывать, строить) относится ко всем родам и видам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетической природой. Термин "композиция" пришел в теорию драмы из теории живописи в XIX веке. То, что сейчас подразумевается под понятием композиции, у Дидро обозначалось понятием "план". И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, нежели пьес, хорошо построенных. "Талант к расположению сцен" он полагал самым редким свойством драматурга. Даже Мольер с этой точки зрения, по его мнению, далек от совершенства. Вопросы композиции, как и другие эстетические проблемы, впервые получили теоретическое осмысление в "Поэтике" Аристотеля. Античный философ утверждал, что драма представляет собой единое целое и сформулировал внутреннюю структуру этого единства так: "Целое есть то, что имеет начало, середину и конец" (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1961. С. 62). Гегель в своей "Эстетике" говорит, что драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии. Соответствующая исходная точка заключается в той ситуации, из которой в дальнейшем должно развиваться это противоречие, хотя пока оно еще и не выявилось. "Конец же будет достигнут тогда, когда во всех отношениях осуществлено разрешение разлада и его перипетий. Посередине между исходом и концом поместится борьба целей и спор сталкивающихся характеров. Эти различные между собой звенья, будучи в драме моментами действия, сами суть действия..." (Аристотель. Об искусстве поэзии. М, 1961. С 62-63). Следовательно, можно понять драму как систему действий, которые в своем единстве образуют процесс становления. Внутри этой сложной системы одно действие вытекает из другого и ведет к третьему, отличному от него действию. Но при этом надо помнить, что последовательность в развитии действия в драме может не соответствовать временной последовательности и другим чертам реально развивающегося жизненного явления. Рецептов, с помощью которых строится "безупречная" пьеса, быть не может. Однако, существуют закономерности построения сюжетной драмы реально существуют. Экспозиция и завязка. Первоочередной задачей драматурга является необходимость, верно определить исходную ситуацию - как первооснову коллизии, из которой должен развернуться драматургический конфликт. В этой ситуации конфликт "еще не реализовался, но намечается в дальнейшем" как коллизия. Воспроизводя исходную ситуацию, драматург тем самым экспонирует (буквально — выставляет напоказ, показывает) начало пьесы. Первая часть аристотелевского определения завязки: "...Обыкновенно обнимает события, находящиеся вне (драмы), и некоторые из тех, которые лежат в ней самой" (Там же С. 997), - относится, по существу, к экспозиции. Уже само название пьесы служит в известной степени экспонирующим моментом. Жанровое определение, данное автором или режиссером, тоже экспонирует пьесу, являясь для зрителя своего рода эмоциональным камертоном. Современные драматурги нередко расширяют значение жанрового подзаголовка - от чистой информации он поднимается до обобщения образной структуры. Например, "Сцены из жизни "стариков", «танцы и всякая музыка". Важную экспозиционную функцию выполняет афиша (список действующих лиц), ибо само по себе имя зачастую в общем виде характеризует действующее лицо. По мнению Дидро, первый акт драмы - самая трудная ее часть: он должен открывать действие, развиваться, иногда излагать и всегда связывать. Драматург должен экспонировать не только жизненные обстоятельства, которые являются первоосновой конфликта и служат в дальнейшем для него питательной средой, но также и характеры героев и их сложные взаимоотношения. Драматург может слить экспозицию обстоятельств, характеров и отношений воедино или расчленить ее. Он волен дать сначала детальную картину исторических, общественных, бытовых обстоятельств, а затем экспонировать характер главного героя (как, например у Гоголя в "Ревизоре") или же сначала прояснить для зрителя характер героя, а потом ознакомить их с подробностями обстановки, в которой герою предстоит действовать (как в драме Ибсена "Нора, или Кукольный дом"). Способы экспонирования многообразны. Но, в конечном счете, все они могут быть подразделены на два основных вида - прямую и косвенную экспозицию. Прямая экспозиция: Когда стоит задача ввести зрителя в курс ранее совершавшихся событий, познакомить с действующими лицами открыто, решается прямолинейно. В косвенной экспозиции, драматург вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия, включает их в разговоры персонажей. Экспозиция слагается из множества постепенно накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно - в ходе обмена репликами между персонажами. Для драматургии большого социального звучания роль экспозиции не сводится только к выявлению сюжетной первоосновы. Она призвана дать картину общественной среды, в которой развертывается драматическая борьба, и - в теснейшей связи со средой - анализ характеров, вступающих в эту борьбу. Вот почему Островский, Ибсен, Чехов, Горький и их великие предшественники, включая Шекспира, непревзойденного мастера драматургической динамики, никогда не скупились на место, уделяемое экспозиции. Экспозиция действенно готовит завязку. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции. Таким образом, экспозиция и завязка – это неразрывно слитые элементы единого начального этапа драмы, которые образуют исток драматического действия. Развитие действия, кульминация, развязка. Развитие действия - это самый сложный этап в построении драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды. Динамику драмы порождает переменчивость успеха, неопределенность результата частного драматического столкновения. Но каждый из этих циклов действия, которые могут быть выделены с разной мерой отчетливости в произведениях любого вида драматургии, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа - развязки. То есть действие в драме развивается по восходящей, напряжение по мере развития действия усиливается. Эту закономерность отмечает подавляющее большинство теоретиков искусства. Следовательно, конструктивно единое действие в драме строится из совокупности "циклов действий", обладающих всеми признаками драматической композиции: в каждом из них есть экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В развитии единого действия каждой пьесы есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка. Этот рубеж называется кульминацией, а в западном искусствознании главной сценой. Аристотель придавал огромное значение кульминационному моменту, называя его "пределом, с которого наступает переход к счастью от несчастья или от счастья к несчастью" (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1961. С. 97). Несмотря на кажущуюся архаичность, это определение наиболее глубоко и точно выражает сущность кульминации. Только понимая сущность, внутреннюю обусловленность идейной и композиционной структуры драмы, можно безошибочно отыскать кульминационный момент, перелом в развитии действия. Архитектоника кульминации может быть весьма сложной, кульминация может охватывать несколько сцен. Попытки теоретически установить ее место в драматической композиции, как правило, бесплодны. И протяженность кульминационного момента, и его место в каждом отдельном случае определяются стилевым и жанровым обликом пьесы, но прежде всего - смысловой задачей. Неизменно лишь одно - эстетическая сущность кульминации, знаменующей собой перелом в ходе драматической борьбы. Построение действия по восходящей ("нарастание действия"), по мнению теоретиков, - общая закономерность, не знающая исключений. Она равно проявляется в пьесах всех видов, в произведениях любых композиционных структур вплоть до пьес, обращающих действие вспять. Отступление от этой непреложной закономерности, коренящейся в самой специфике драмы и в структуре действия, означает введение в драму лирического или эпического элемента. Но и после кульминационного момента напряжение отнюдь не спадает, действие не движется по нисходящей. Проблема композиционного завершения драмы, проблема развязки теснейшим образом связана с требуемым от нее нравственным эффектом. Впервые на это обратил внимание Аристотель, выдвинувший понятие катарсис - трагическое очищение. Но так как Аристотель не дал развернутого определения этого понятия, то споры по поводу его толкования имеют вековые традиции и не прекратились по сей день. Тем не менее несомненно одно: катарсис, по Аристотелю, указывает на связь между эстетическим и этическим началами, утверждая высшей целью трагедии определенный нравственный эффект. Этот эффект подготавливается всем развертыванием трагического конфликта, окончательно же реализуется развязкой, разрешением конфликта. Именно в развязке - средоточие нравственного и эмоционального пафоса драмы. Развязка выводит нас на новую нравственную высоту, с которой мы заново обозреваем весь ход драматического сражения, переоценивая идеи и принципы, двигавшие героями, вернее, обнаруживаем меру их истинной ценности. Чем многообразнее жизненные связи, образующие драматический конфликт, тем шире возможности различных его разрешений. Распространенное мнение, будто последовательное развитие коллизии автоматически ведет к определенной развязке, теоретически неоправданно, практически же отвергается опытом драматургии. Выбор развязки диктуется не только (а подчас и не столько) объективной логикой характеров и обстоятельств, но и фактором субъективным - волей автора, направленной его мировоззрением, сущностью нравственной задачи. Так в конкретной драме драматургу ничего не стоит "спасти" своего героя, но герой умирает, самой своей смертью утверждая нравственное величие своего духа. Трудности, встающие перед драматургом при вычленении из "эмпирической действительности" (выражение Гегеля) исходной драматической ситуации, завязки, возникают вновь, когда необходимо найти разрешение коллизии. Дело не только в том, чтобы, исходя из своего взгляда на мир, понять, чем завершится обнаруженная в действительности коллизия, - предстоит еще найти тот этап, который завершит ее с наибольшей вероятностью, и конкретную форму, в которой развязка осуществится. Следовательно, развязка восстанавливает равновесие, нарушенное в завязке: конфликт исчерпан, противодействие одной из борющихся сторон сломлено, одержана победа. Для данного драматургического действия значение этой победы абсолютно, хотя по своему реальному жизненному содержанию она может быть преходящей, временной. Но в XX веке был ясно осмыслен и другой непреложный факт: есть (и были всегда) пьесы сюжетные и бессюжетные, как то: шекспировские "хроники", "Месяц в деревне" Тургенева (сцены из уездной жизни), пьесы театра "абсурда" и многие другие. Поначалу в такого рода драматургии как бы находили сюжет, говоря, что он здесь ослаблен, условен, размыт. А в одном из писем Немировичу-Данченко Станиславский, имея в виду сюжет пьесы "Три сестры", говорит: "Офицеры уезжают, а дамочки остаются". Но если сюжет ослаблен, "размыт", на чем может держаться интерес к спектаклю и зиждется восприятие его сути? На этот вопрос в послеантичной цивилизации раньше всех частично ответил в своей "Эстетике" Гегель, отмечая, что различные звенья драмы "сами суть действия". Яснее всего это можно представить себе на оси координат в виде полукругов:
Процесс (действие) в жизни "Действие в драме" отстоит от "действия в жизни", ибо переносится на подмостки (воссоздается) процесс жизни не буквально, со всеми подробностями, но отобранно, в эстетической специфике. Действие в драме, как и в жизни, циклично, делится на акты (действия) - тоже относительно завершенные:
1 акт 2 акт 3 акт В каждом акте имеют место картины (в современной драматургии их не фиксируют), эпизоды, сцены:
Картина I Картина II Картина III Картина состоит из эпизодов, сцен, событий.
Вот почему, не занимаясь теорией, но гениально работая практически, режиссерски, А.В. Эфрос в книге "Репетиция - любовь моя!" восклицает: "Нужна структура!..": "Когда читаю акт - читаю структуру. Структура - это изогнутая проволочка". "Это прежде всего точное схватывание: с чего начиналось? как развивалось? и чем кончилось?!.. Когда мы смотрим медицинскую кардиограмму и там идет прямая линия без всяких изгибов -значит, жизни нет. Изгиб означает жизнь. Так и в нашем деле" (Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя М., 1975. С. 35). Именно поэтому ему так удался спектакль "Месяц в деревне". Все действенные структуры объединены монтажно в один смысловой и эмоциональный поток, названный критиками после просмотра чеховских спектаклей Станиславского "особой атмосферой". Осмыслить существо и причину этой особой атмосферы критики тогда не могли (еще не было теории монтажа!), о "действенном анализе" не ведали, но многие годы после Станиславского, борясь за чеховские пьесы, режиссеры прежде всего ставили перед актерами задачу - создание "особой атмосферы" (телега впереди лошади!), однако подвести актеров к такому уровню исполнения не могли за редчайшим исключением: "Вишневый сад" в постановке Владимира Шиманского (г. Кострома) и "Черный монах" Камы Гинкаса (МТЮЗ). Гинкас монтирует спектакль не только из текстов чеховских рассказов, "кусков", событий, но и из актерских нюансировок, из интонаций героя, из плотно насыщающих его сценических метафор. "Присвоив себе авторский комментарий, он получил возможность управлять зрительским восприятием: постановщик слился с автором, и эмоциональное поле ("особая атмосфера". - А.Ч.), которым Гинкас окутывает публику, стало вдвойне плотным..." (Филиппов А. Новая постановка МТЮЗа // Известия. № 27. 1999. С. 6). Структурирование - это не выдумка теоретиков, это процесс художественно-образной организации по законам именно театральной образности различных явлений художественной и даже внехудожественной действительности. Становится понятным, почему известный американский искусствовед в одной из статей говорил: "Нельзя на современном уровне работать в театре, не зная статей Пудовкина "О монтаже". Поэтому правильнее было бы сегодня по отношению к драматургии и спектаклю говорить не о композиции, а об архитектонике - это более точный термин.
Важное место в создании целостности драматургического произведения принадлежит композиции. Композиция (от лат compositio - «расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление, сложение, соединение частей в единое целое в определённом порядке составляют определённую форму. В Большой советской энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие. «Композиция - важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. ... Комп озиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» (8, 593). Таким образом, композиция позволяет автору произведения искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное, добиться максимальной выразительности содержания и формы в образном единстве. Структурность художественного произведения - это отражение закономерностей окружающего мира, или, говоря словами С. Эйзейнштейна, художественная структура -«сколок со структуры тех закономерностей общего движения и развития, по которым, сменяя геологические эры и исторические эпохи и следующие друг за другом социальные системы, движутся и космос, и история, и развитие человеческого общества» (76, 203). Основными законами композиции являются: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Так, закон цельности позволяет нам воспринимать произведение искусства как единое неделимое целое. Главная черта закона цельности - неделимость композиции. Неделимость закладывается в композиции через нахождение автором так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное», -писал известный художник В.А. Фаворский. Закон типизации требует не только типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие, формируются характеры действующих лиц, но и эстетического отображения жизненных процессов, некой новизны в открытии автором окружающей действительности и её образном решении. Закон контрастов имеет отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета. Он является воздействующей силой композиции, вызывает интерес к произведению, так как определяет её выразительность. Важным законом композиции является закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Он обязывает автора создавать цельное по восприятию, выразительное, высокохудожественное произведение. Следуя этому закону, автор выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемым жизненным противоречиям, его понимание - дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает автор, в особенности создаваемое воображением, становится художественным явлением тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через выстраивание композиции. «Классические построения музыкальных произведений, драм, кинопроизведений или образцов живописи, - писал Эйзенштейн, - почти всегда держаться на борьбе противоположностей, связанных в единстве конфликтов», - и объяснял это тем, что «любая нюансировка композиционного хода вытекает не из формальной потребности, а из концепции, выражающей тему и отношение к ней автора» (50, 89). Ярким примером выстраивания композиций являются шедевры изобразительного искусства. Композиция картин великих художников строится таким образом, что внимание зрителя сосредоточивается на главном, «на идейно-психологическом «центре» изображения. Так, например, в картине Рубенса «Охота на вепря» (1618-1620) мы видим, как всадники на конях, люди с рогатинами, охотничьи собаки - все устремлены к затравленному зверю, и куда бы мы ни взглянули, наш взор неизбежно направляется к окруженному со всех сторон хищнику. Таким образом, мы видим, что композиция не только ориентирует наше внимание при восприятии произведения, но и играет активную роль в самом раскрытии идейного замысла. Требования к композиционной структуре драмы очень точно определил В.Э. Мейерхольд: «Пьеса должна считаться со способностью зрителя к восприятию. Если все акты пьесы написаны с исключительной силой, провал спектакля обеспечен: зритель такого напряжения не выдержит. Пьеса стоит на трёх точках опоры: 1. Начало. Оно должно быть увлекательным, заманчивым, должно обещать; 2. Середина. Одна из картин этой части должна быть потрясающей по силе, пусть даже бьёт по нервам - бояться этого не следует; 3. Финал. Здесь нужен эффект, но не нужна напряжённость. Между этими точками вся протоплазма может быть несколько разжижена... Вообще, ничего не следует делать экстрактами. Даже в стихотворении хорошая рифма запоминается тогда, когда возникает в окружении более или менее обычных созвучий». Основными, обязательными элементами композиции драмы являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Они и составляют целостность драматического произведения. Кратко остановимся на каждом из основных элементов композиции, выявим их функции и назначение в драматургическом произведении. Чаще всего драматургическое произведение начинается именно с экспозиции, хотя иногда она даётся и в конце произведения. Часто экспозиционные сведения мы может встречать и на протяжении всего произведения. Так, например, в «Бедной невесте» Островского экспозиция занимает целый акт в начале пьесы, в пьесе Ануйя «Подвал» экспозиция находится в конце произведения, в пьесах Ибсена, экспозиционная информация излагается почти на протяжении всей пьесы. Что же собой представляет экспозиция и каковы её функции в драматургическом произведении? Экспозиция в литературоведческих словарях (лат. expositio -изложение, объяснение, описание) раскрывается как предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Здесь, в самой общей форме, излагаются обстоятельства, обрисовываются предварительно персонажи, сообщается их общественное положение, пунктирно характеризуются их взаимоотношения. Экспозиция служит для того, чтобы дать зрителям сведения о той обстановке, в которой формировались характеры действующих лиц, месте и времени действия, показать зрителям исходные отношения персонажей, познакомить его до того, как начнутся главные события, со сложившимися к началу пьесы взаимоотношениями действующих лиц, мотивировать их последующее поведение. «Говоря военной терминологией, экспозиция - это и дислокация и демонстрация сил перед готовящимся сражением, иногда сочетающаяся с разведкой боем. Само сражение начнется с завязки...», - пишет в своём пособии С.М. Осовцев (45, 115). Как и все другие элементы сюжета, экспозицию следует рассматривать в ее содержательном назначении, что будет способствовать обогащению понимания произведения и поможет установить вязь между характерами персонажей, заявленными автором в произведении, и теми предлагаемыми обстоятельствами, в которые они поставлены. Так, представленная Н.В. Гоголем в «Ревизоре» ничтожная жизнь обитателей городка, завядшая в невежестве, жадности, зависти, полная мелких страстей, надутой претенциозности и деспотизма, открывает перед нами и те условия, в которых формировались их характеры, а также объясняет мотивы их дальнейшего поведения в условиях развивающегося конфликта. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» экспозиция разворачивается вокруг ожидания опаздывающей четы Серебряковых к чаю, когда уже и самовар остыл. Именно данный факт и является источником конфликта для всех персонажей пьесы. Для Марины, старания которой по поводу самовара и утреннего чая пропали зря, для Астрова, который 30 вёрст скакал не из-за больного Серебрякова, а из желания увидеть Елену Андреевну, а она уже два часа как ушла гулять и забыла про него. Не нравится всё это и няньке, которая начинает срывать зло на Астрове. Войницкий также недоволен. Он вышел «в щеголеватом галстуке», который надел ради Елены Андреевны, но уже два часа она не появляется, что и явилось причиной возникновения между Войницким и Серебряковым конфликта, который вызвал все дальнейшие события пьесы. Следующим элементом композиции выступает завязка. Она являет собой начало истории, которая предстанет перед зрителем в процессе дальнейшего развития событий. Именно завязка даёт толчок дальнейшему поведению персонажей. Она - начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Это начало конфликта, который определяет все последующие события пьесы. Это исходный эпизод, в котором завязывается первый узел основного конфликта пьесы. В добротном драматургическом произведении, завязка существует уже в экспозиции в виде потенции, а не просто следует за ней. Иногда завязка может быть неожиданной, внезапной, что придаёт произведению особую остроту развития действия. Раскрывая возникшее противоречие, завязка подводит читателей к пониманию темы произведения. Так, завязкой пьесы «Ревизор» можно назвать готовящуюся ревизию представленного автором мира, где занимаются самоуправством Сквозник-Дмухановские, процветают Ляпкины-Тяпкины и пляшут под их дудку, беспрекословно исполняя их волю, Свистуновы и Держиморды. Завязку комедии составляют сразу несколько событий: полученное городничим письмо, где сообщается о скором приезде ревизора, сон Городничего, предвещающий близящееся возмездие, и распространившиеся сплетни об «инкогнито из столицы», что наводит ужас на чиновников захолустного городка. Завязкой произведения выдвигается вопрос: может ли и должен ли существовать мир взяточников и казнокрадов, карьеристов и бездельников? В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» завязкой является конфликт, разгоревшийся между Иваном Петровичем Войницким и профессорам Серебряковым. Войницкий вымещает на нём свою личную досаду, что, мол, не тому Богу молился. Сейчас он убеждён в «бездарности» Серебрякова и не понимает, как этого не замечают его близкие, хотя и сам он этого долго не замечал. Было время, когда Иван Петрович Войницкий чуть ли ни молился на профессора Серебрякова. Он гордился родством с профессором, собирал все его печатные работы, все статьи о нём он не только управлял имением Серебрякова, но и по ночам переводил с немецкого необходимые для него материалы. Теперь же он оскорбляет профессора в глаза и за глаза, называет его бездарностью, старым сухарём, учёной воблой. «Во всяком случае, какова бы ни была научная ценность профессора, он, прежде всего, несчастный, старый человек, болезненно переживающий свою отставку, приехавший искать приюта и понимания у единственно близких ему людей, -рассуждает А. Поламишев. - И как же встретил его дядя Ваня? По принципу «бить лежачего»? (49, 43). Вместе с тем, Серебряков ведёт себя эгоистично. Ему безразлично, что он нарушил давно установленный порядок, что его поведение может вызвать раздражение окружающих его людей. Он ведёт себя так, как ему заблагорассудится, с чем не желает смириться дядя Ваня. Так возникший между дядей Ваней и профессором Серебряковым конфликт обуславливает дальнейшее поведение всех персонажей и развитие дальнейших событий на протяжении всей пьесы. Большое содержательное значение имеет в драматургическом произведении и развитие действия, начало которому положено завязкой. В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между людьми, заложенные автором в произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. «Если завязка подводит читателя к пониманию поставленной в произведении проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее разрешения» (1, 125). Так, в «Ревизоре» развитие действия проясняет характеры действующих лиц. Испугавшись нависшей угрозы уничтожения привычного и выгодного для них строя их жизни, чиновники городка стараются подкупить Хлестакова, расположить его в свою пользу, так как принимают его за ревизора. В ходе этой своеобразной церемонии представления каждого перед мнимым ревизором и преподношения взяток характеры персонажей раскрываются во всем их многообразии. В ходе развития действия становится понятным, что мир, в котором живут и правят Сквозник-Дмухановские, может сохраниться на долгое время при условии ненастоящей, фальшивой ревизии. Развитие действия в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» происходит следующим образом: Елена Андреевна - единственная, кто связывает Серебрякова с его лучшими днями, когда он был не только известным учёным, но и просто любимым мужчиной, теперь окружена вниманием других. За ней открыто ухаживают Войницкий и Астров. Из-за этого влюблённая в Астрова Соня перестала разговаривать с мачехой. Профессору невыносимо видеть всё это, ему нехорошо. Он не терпит и не выносит Астрова, часто ссорится с Войницким. В доме всем плохо. Обстановка накаляется. Елена Андреевна пытается примирить всех. Однако уже поздно и никого остановить нельзя. Тогда Серебряков решил продать имение, чтобы расправиться со всеми. Однако ещё до объявления этого решения Войницкий стал свидетелем того, как Астров целовал Елену Андреевну. Его постиг страшный удар, так как в течение всего лета Иван Петрович добивался любви Елены Андреевны. В сентябре в ответ на очередное объяснение ей в любви Войницкий получает отказ. Затем, он застаёт Елену Андреевну в объятьях Астрова. Не в силах перенести всего происшедшего, Войницкий уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Таким образом, между персонажами пьесы происходит обострение противоречий, заявленных в завязке, и чем ближе к их разрешению, тем эти противоречия больше. Как мы уже говорили выше, структура драматического произведения предполагает нарастающее развитие событий от начала пьесы до её окончания. Вместе с тем, как показывает опыт развития мировой драматургии, действие необходимо понимать не только как поступательное движение событийной цепи, посредством которого происходит раскрытие содержания в драме, но и как образный процесс, способствующий возрастанию значимости произведения. Последовательно развиваясь, действие подводит нас к кульминации вразвитии конфликта. «Кульминация (от лат. culmen - «вершина») - это событие, в котором действие достигает высшего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Так, кульминацией действия в «Ревизоре» является сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной, дочерью Городничего. У обитателей городка сложилось мнение, что ревизор, стал для них своим человеком. А это значит: всё останется по-прежнему: можно продолжать грабить, брать взятки, сплетничать. Уверенность в сохранении старого образа жизни сводит всех действующих лиц комедии в доме Городничего. Вместе с тем, зрителю известно, что Хлестаков не настоящий ревизор и что эта радость и ликование недолговечны. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» кульминацией развития действия является нелепый выстрел Войницкого в Серебрякова. Не в силах перенести всего происшедшего, дядя Ваня, пригрозив Серебрякову, уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Но застрелиться не хватило решимости. В это время Соня и Елена Андреевна уговаривают Серебрякова проявить по отношении к Войницкому «милосердие», пойти «успокоить» его. Серебряков оглашается и вместе с Еленой Андреевной отправляется в комнату дяди Вани - в это время пуля летит в сторону Серебрякова. Таким образом, мы видим, что кульминация в произведении -это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев. После кульминации следует развязка, чаще всего как завершающая часть композиции пьесы. Развязка разрешает развивающийся в произведении конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. Здесь происходит исход событий, разрешение противоречий, конфликтов, которые определяли движение фабулы драматургического произведения. Развязка играет важную роль в идейно-художественной концепции пьесы. Она помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Так, развязкой в комедии Н.В. Гоголя является выявление истинного положения Хлестакова и последовавшее за этим известие о приезде настоящего ревизора, от которого все обитатели городка застывают в ужасе. Немая сцена завершает развязку комедии. Здесь явно утверждается и подчёркивается мысль о том, что не может и не должна существовать жизнь, изображённая автором в пьесе: она безобразна и несправедлива. Все понимают, что мир насилия и грабежа, грубости и подлости при настоящей ревизии удержаться не может. Развязкой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» является последний конфликтный факт: «Серебряковы уехали, и всё пошло по-старому...». Он вмещает в себя чрезвычайно много. Он говорит о том, что не под силу «дядям Ваням» изменить что-либо в своей судьбе, да и в этом мире. «Мир погибнет не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех мелких дрязг» - не эта ли боль Елены Андреевны выражает и боль автора? Скорее всего, именно здесь Чехов высказывает основную мысль своего произведения. Таким образом, последнее событие завершает сквозное действие пьесы и потому наиболее полно выявляет её идею. В связи с этим последнее событие пьесы всегда является её главным событием. Итак, мы рассмотрели основные элементы композиции драматургического произведения. К композиционным элементам драмы относятся также пролог и эпилог. И хотя они не обязательны в драматургическом произведении и встречаются редко, попытаемся понять функции и назначение этих элементов драмы, для чего обратимся к известным источникам. В «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» читаем: Пролог (от греч. Prologos - «вступление») указывает и на его древность, и на его место в произведении. Пролог, начиная ещё с античного театра, предшествовал основному действию. Им являлась вступительную речь актера, в которой излагался миф, положенный в основу трагедии, или сцена, которая предопределяла предшествующее действие. Пролог имели и средневековые обрядовые драмы - мистерии. Он был непосредственно связан с сюжетом произведения и также нёс в себе сакральное, притчеобразное начало, как и в период античности. В литературе XVIII века получили распространение так называемые «предуведомления» и «предисловия», которые, в отличие от пролога, содержали общеэстетические или этико-гражданственные размышления автора и не были непосредственно связаны с развитием сюжета. Такие предисловия позже всерьез стали восприниматься только в сатирических произведениях, как, например, предисловие к роману Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка...», которое начинается словами: «Великой эпохе нужны великие люди» - или своеобразное предисловие «От авторов», открывающее известный роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». В новейшей драматургии, как было уже упомянуто выше, пролог встречается редко, но также имеет место. Так, например, прежде чем изобразить жизнь Снегурочки у людей-берендеев в пьесе «Снегурочка», Островский дал сцену в лесу, где Весна и Дед Мороз спорят о судьбе своей дочери и в результате решают отдать ее Бобылю. Иллюзию обольщения Фауста Мефистофелем и любовную интригу Фауста и Мефистофеля в драматической поэме «Фауст» Гете мотивирует «прологом в
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |