Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика периода. Российская журналистика в период нового общественного подъема




Российская журналистика в период нового общественного подъема

Вопросы для повторения.

1. Положение печати в годы реакции.

2. Осмысление роли интеллигенции в революции: сборник «Вехи»

3. Сатирическая журналистика в 1907-1909 годах.

4. Большевистская печать об итогах революции.


Глава 5.

(1910-1914 гг.)

В начале 1911 года журнал «Вестник Европы» писал: «на грани наступающего года что-то произошло. Что именно, с точностью формулировать пока трудно. Но что в воздухе потянулись какие-то струи ветра, заколебавшие как будто атмосферу, - это чувствуется достаточно определенно». Так журналисты ведущего «толстого» журнала ощутили новый общественно-политический подъем, который начался с 1910 года в России. Летом 1910 года во многих промышленных центрах страны прошли стачки, но самым сильным толчком, послужившим резкому росту рабочего движения, стал расстрел бастующих рабочих 4 апреля 1912 года на Ленских золотых приисках. В результате его было убито 270 человек, ранено 250. Ленские события вызвали взрыв негодования по всей стране, в движении протеста приняли участие более 300 тысяч рабочих.

Оживилось революционное движение и в деревне. В 1912 году было зарегистрировано 160 выступлений крестьян, которые громили помещичьи усадьбы, захватывая их земли.

Осенью 1912 года прошла шумная избирательная кампания в IV Государственную Думу. Было избрано 438 депутата, по партийному составу новая Дума немногим отличалась от предыдущей. Однако она оказалась более оппозиционной по отношению к правительству, чем предыдущая. Председателем ее был выбран М.В. Родзянко. В работе Думы был заметен рост буржуазной оппозиции, стремление крупной буржуазии к политической консолидации и усилению влиянию на государственные дела. Тон задавали представители блока прогрессистов, возникшего в ноябре 1912 года.

В международном масштабе это были предвоенные годы. Происходило обострение противоречий между крупнейшими европейскими державами, Англией и Германией, возглавивших два противостоящих друг другу военно-политических блока - Тройственный союз (Германия) и Антанту (Англия). Россия в этой ситуации попыталась выступить в роли миротворца, по ее инициативе в 1907 году состоялась вторая Гаагская конференция, на которой был принят ряд конвенций, в том числе об ограничении вооружений, о введении третейского суда для мирного разрешения международных конфликтов и др.

В 1908-1909 году Россия оказалась втянутой в Боснийский кризис. Однако правительство заняло твердую позицию: избежать войны любыми средствами. Столыпин был твердо убежден: «развязать войну – значит развязать силы революции». Поэтому Россия согласилась на требования германского ультиматума (признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от созыва международной конференции по боснийскому вопросу и др.).

Прямым следствием Боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России началась разработка программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в 1909 году был упразднен Совет государственной обороны, а все учреждения военного ведомства перешли в подчинение военному министерству. В 1910 году утверждается новая дислокация армии по принципу более равномерного распределения войск на территории России, отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники с тем, чтобы не подставить их под удар противника в первые дни войны, расширен офицерский корпус. Российский Генштаб, готовясь к войне, был убежден в том, что вероятными противниками России в ней станут Австро-Венгрия и Германия.

При новом министре иностранных дел, С.Д. Сазонове, был предпринят ряд шагов с целью нормализации русско-германских и русско-австрийских отношений. Сазонов, как и Столыпин, не желал ввязываться в общеевропейскую войну, понимая ее опасность для нарушения социальной стабильности внутри России. Более того, все наиболее дальновидные политики русского дипломатического корпуса предостерегали правительство от участия в войне.

В результате долгих русско-германских переговоров в 1911 году было заключено Постдамское соглашение, которое, хотя и не устранило противоречий между Россией и Германией, но несколько смягчило отношения между ними.

В 1912 -1913 году вновь произошло обострение военно-политической ситуации на Балканах. Балканские войны стали прологом Первой мировой войны, и в последние предвоенные годы во всех странах, в том числе в России, началась невиданная гонка вооружений. Резко возросли военные ассигнования, расширился численный состав армии, увеличился срок военной службы.

Но, несмотря на сложную международную обстановку и угрозу мировой войны, в России на волне нового общественно-политического подъема, а в известном смысле благодаря ему, отмечается зарождение целого ряда новых направлений в литературе и искусстве.

В 1910 году символизму стало противостоять новое течение в русской поэзии – акмеизм (от греческого «акмэ» - высшая ступень, цветущая пора). Главным идеологом русского акмеизма был Н.С. Гумилев, основавший в 1911 году «Цех поэтов» - в него вошли С.М. Городецкий, А.А. Ахаматова, О.Э. Мандельштам.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 годы возникло другое модернистское течение в русской литературе и искусстве – футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения), отрицали традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности. Принципы футуризма были изложены в своеобразном манифесте под названием «Пощечина общественному вкусу». К кругу футуристов принадлежали В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, Игорь Северянин (И.В. Лотарев). С футуризмом были связано начало поэтического творчества В. Маяковского, Н. Асеева и Б. Пастернака.

В предвоенные годы возникли и новые модернистские течения в русской живописи. Идеи символизма были характерны для художественного объединения «Голубая роза» - оно возникло в 1907 году в Москве, наиболее видными его представителями были Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов. В 1910-1911 году возникло объединение московских художников импрессионистского направления «Бубновый валет». В ноябре 1910 года объединение провело серию выставок, а в 1911 году приняло свой устав. Представителями этого объединения были П.П. Кончаловский, А.В.Лентулов, Р.Р. Фальк и И.И. Машков. В конце 1911 года от них отошла группа, тяготевшая к авангардизму и абстракционизму, которая устроила в 1912 году в Москве выставку «Ослиный хвост».

Продолжал свою деятельность С.П. Дягилев: с 1909 года он организовывал ежегодные «Русские сезоны» в Париже, которые были прерваны войной в 1914 году. В программу «Русских сезонов» входили симфонические, оперные и балетные произведения русских композиторов. В 1911 году была создана труппа «Русский балет Дягилева». Сам же Дягилев осуществил 80 оперных и балетных постановок, в которых участвовали ведущие русские певцы, балерины, композиторов и дирижеры. Он устраивал выставки картин русских художников и концерты русских артистов в Берлине, Венеции и Монте-Карло.

Новым культурным явлением было кино, или, как его тогда называли, «иллюзион». В России два первых кинотеатра (в Москве и Петербурге) появились вскоре после изобретения кинематографа братьями Люмьер, а в 1905 году только на Невском проспекте в Петербурге действовало около 100 «иллюзионов». К 1914 году в России насчитывалось до 4 тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещали около 2 миллиона зрителей. Это был массовый и популярный вид искусства. В России создавали хроникальные и игровые картины, в 1908-1917 годах было снято свыше 1 тысячи художественных фильмов. Демонстрация фильма длилась 10-15 минут. Первыми знаменитыми актерами русского «немого» кино были Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В быт людей в начале XX века прочно вошел граммофон. За 1910-1915 годы в России было продано 500 тысяч граммофонов, ежегодно выпускалось 20 миллионов грампластинок с записями классической музыки и народных песен в исполнении популярных тогда певцов и композиторов.

Все эти явления международной, общественно-политической и культурной жизни получили широкое освещение на страницах российской периодической печати.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.