КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алаш, Советы, большевики 1 страница
ДОБРИТЕ УЧЕНИЦИ И на МАЛКИ и ГОЛЕМИ
Само когато слънцето грее, животът има смисъл. Само когато реките текат, земята се разработва. Само когато дъждът пада, сятото се благославя. Когато плодовете зреят, душата се радва. Хранете се с плодовете на добродетелта. Обичайте се и Господ ще бъде и вън, и вътре във вази. Носете дрехите на правдата. Обработвайте сърцето си с любовта. Разкопавайте ума си с мъдростта. Служете на душата си с истината и великият, живият Баща на мира, Отец на бъдещите векове ще бъде с вази и вие с Него; само тогава ще познаете истинския Бог и Христа.
Ж.К В.О.
(Жив е, който ви обича)
П. К. Дънов
21 декември 1917 година История движения Алаш', являясь одной из важных проблем развития национальных движений в России периода революций и гражданской войны, слабо изучена. Долгие годы эта тема рассматривалась поверхностно, по заранее заданной схеме. Дальше утверждения о буржуазно-националистическом, антинародном характере Алаш и политизированного изложения лишь отдельных, соответственно подобранных фактов из его истории советская историография, как правило, не шла2. В настоящее время имеются более благоприятные условия для правдивого и полного освещения истории национальных движений, в том числе Алаш. Новые теоретико-методологические подходы к изучению национального фактора в революции, природы национализма активно разрабатываются В. П. Булдаковым. Пробелы в истории развития Алаш отчасти восполняют публикации В. К. Григорьева. Д. Досжанова, М. Койгельдиева и др.3 Цель настоящей статьи — проследить взаимоотношения движения Алаш, Советов и большевиков в 1917 — начале 1918 г., когда в ходе революции и разгоравшейся гражданской войны эти политические силы определяли развитие событий в Казахстане, когда закладывались основы национально-государственного устройства и национальной политики будущего СССР. Исследование основано на новых архивных источниках. Движение Алаш зародилось в Казахстане в годы первой российской революции и, возглавленное казахскими интеллигентами — выходцами из богатых семей, изначально ориентировалось на идеалы конституционной демократии и буржуазного эволюционизма. До середины 1917 г. оно поддерживало идейные и организационные связи с партией кадетов, часть его представителей вступила в эту партию. Движение сблизилось также с работавшими в крае, главным образом в учреждениях Переселенческого управления, эсерами, что наложило глубокий отпечаток на позицию Алаш в земельном вопросе. После Февраля 1917 г. под воздействием общей радикализации политических настроений и роста национально-освободительной борьбы в стране в Алаш произошел сдвиг влево. Состоявшийся под его руководством I Всеказахский съезд (21 — 28 июля 1917 г. в Оренбурге собрались представители всех населенных преимущественно казахами областей, входивших в разные административно-территориальные образования России) выдвинул требование территориально-национальной автономии в рамках Российской демократической федерации. В это же время произошел разрыв движения с кадетами. Издававшаяся в Троицке газета «Казах» (орган Алаш) 24 июня Алаш) 24 июня а, что ни одна из программ существующих в стране партий «не соответствует целям казахского общества». Избранный на VIII съезде кадетов в состав ЦК лидер Алаш А. Н. Букейханов в июле заявил о выходе из партии. Одной из причин такого решения он назвал несогласие со стремлением кадетов сохранить частную собственность на землю и унитарное государственное устройство. Кроме того, он выступал за отделение церкви от государства 4. По его инициативе на I Всеказахском съезде было заявлено о намерении создать самостоятельную национальную партию. Ее организаторами и руководителями стали самые авторитетные представители казахской интеллигенции — А. Н. Букейханов, А. Б. Байтурсынов, М. Д. Дулатов. В это же время Алаш усиливает связи с эсерами, игравшими ведущую роль в
сибирском областничестве. Сблизившись с ними на основе признания федерации, лидеры Алаш вплоть до Октября не исключали возможности вхождения Казахстана в состав автономии Сибири. На 1 Областном Сибирском съезде Букейханов заявил: «Самоопределение мы хотим получить вместе с Сибирью». Съезд высказался за включение в автономную Сибирь «всего Киргизского (до конца 20-х гг. казахов называли киргизами. — Д. А.} края при свободном на то волеизъявлении населяющего эти пределы населения» 5. Сотрудничество Алаш с эсерами складывалось также благодаря сходству взглядов на урегулирование аграрных противоречий в крае. При этом Букейханов вполне определенно высказался о программе большевиков по этому вопросу, подчеркнув «приемлемость для киргизов формулы „вся земля всему трудовому народу", так как в степи никогда не существовало и не существует частной собственности», имея в виду те ее формы, которые были характерны для оседлого земледельческого населения европейской части страны (у кочевавших казахов земля принадлежала аульным обществам, по существу баям). В то же время он считал, что «наемный труд необходим для киргизского хозяйства и должен оставаться». Он сомневался в возможности массовой поддержки лозунга отмены частной собственности на землю в Европейской России при наличии 7,5 млн. хуторских хозяйств. Именно тяготением к частной земельной собственности против давления великороссов-общинников он объяснял сепаратизм украинцев. Выступления социал-демократов, прежде всего большевиков, «не имеющих своей программы по данной проблеме», Букейханов находил неуместными. «Это знают плехановцы и меньшевики и молчат, а лишь другая часть этой партии кричит „вся земля всему народу" и является партией, не знающей Маркса,— просто шарлатанами»,— заявил он в дискуссии с большевиками на заседании Семипалатинского областного земельного комитета б. Учитывая слабую структурированность и низкий уровень политической культуры казахского общества, участники движения Алаш считали неприемлемой для него диктатуру пролетариата. В проекте своей программы, опубликованном 21 ноября 1917 г, в газете «Казах», по рабочему вопросу они поддержали меньшевиков, ограничившись указанием на узость слоя рабочих в крае и необходимость подготовки рабочего законодательства 7. Крайняя малочисленность национального пролетариата отразилась на составе местных Советов рабочих и солдатских депутатов (СРСД). Казахским населением Советы часто воспринимались как чужеродное явление, ассоциировались с прежними органами царской администрации (к тому же большевистские Советы были явно отягощены явлением, получившим в партийной среде название «колонизаторство»). Председатель Аулие-Атинского Совдепа Т. Рыскулов (впоследствии видный государственный деятель) уже в сентябре 1918 г. писал в Наркомнац Туркестана: «Многотысячное население до сего времени мало понимает, что такое советская власть...» 8. Причины «отсутствия во многих аулах подлинных Советов — действительных органов диктатуры пролетариата» и развитие советской системы в Казахстане основательно проанализированы в монографии А.П. Кучкина 9. Отчужденности национального движения от Советов способствовало и то, что социалистические партии основное внимание уделяли решению социально-политических вопросов, отводя национальным проблемам подчиненное место, как следствию установления демократического строя и созыва Учреди- тельного собрания. Национальные организации большевиков в Казахстане отсутствовали. Так, среди большевиков г. Верного даже в конце апреля 1918 г. было лишь 5 представителей коренной национальности 10. Социал-демократические организации были немногочисленны и в 1917 г. объединяли меньшевиков и большевиков. Большинство Советов в крае к лету 1917 г. возглавляли эсеры. В апреле — июне 1917 г. все областные и уездные съезды Советов обсудили земельный вопрос и отложили его решение до созыва Учредительного собрания. Это отодвинуло и устранение глубоких противоречий, вызванных переселенческой политикой царизма. Постепенно
шло слияние Советов. Особенностью становления советской системы в Казахстане было также возникновение Советов казахских депутатов, которые затем присоединялись к Советам крестьянских и казачьих депутатов, например, в Кустанайском, Усть-Каменогорском, Актюбинском уездах. Взаимодействие созданных главным образом под руководством участников Алаш казахских комитетов как органов национального самоуправления с коалиционными Советами после Февраля привело к усилению недоверия и отчужденности в отношениях с входившими в них большевиками. Многие представители Алаш (А. Байтурсьшов, М. Дулатов, С. Кадирбаев, С. Дощанов, А. Беремжанов, А. Козбагаров, Р. Марсеков и др.) вошли в состав местных органов Временного правительства и всемерно отстаивали завоевания Февраля, поддерживая демократические реформы новой власти. А. Букейханов являлся комиссаром правительства по Тургайской области, другой видный деятель Алаш — М. Тынышпаев — членом Туркестанского комитета, комиссаром по Семиреченской области. Они оценивали партии по их отношению к политике правительства. Газета «Казах» писала накануне Октября: «Сейчас в России политические партии раскололись на две группы. Одна группа удовлетворена теперешним завоеванием. Вторая группа не удовлетворена... Сознательная и лучшая часть народов России поддерживает первую группу... партий» ". В связи в этим антиправительственные акции большевиков движение Алаш отвергало. Так, оптимальной формой демократического многонационального самоуправления представители движения считали не Советы, а земство. Многолетняя борьба за его введение в крае увенчалась успехом лишь после свержения самодержавия. 17 июня 1917 г. правительство приняло соответствующее решение. Но из-за организационной неразберихи, нарастающего кризиса в управленческих структурах власти, недостатка средств и т. д. введение земства задерживалось. В то же время оно наталкивалось на сопротивление Советов. 8 августа 1917 г. Тургайская областная управа под председательством А. Байтурсынова заслушала «целый ряд заявлений со стороны отдельных граждан и представителей демократических учреждений» о вмешательстве делегатов Оренбургского Совета солдатских депутатов в реорганизацию гражданских комитетов области без соглашения с руководством управы. Указывая, что гражданские комитеты будут в ближайшее время заменены волостными земствами и не должны реорганизовываться, управа решила просить Оренбургский Совет не вмешиваться в деятельность местных органов самоуправления. В случае же несогласия она была намерена обратиться через областного комиссара в правительство и Петроградский Совет, так как вмешательство привело бы к затягиванию введения земства и выборов депутатов в Учредительное собрание. Незадолго до этого по решению Букейханова из области был выслан большевик А. Джангильдин — инструктор Петроградского СРСД. Букейханов потребовал от Петросовета лишить его полномочий вести революционную агитацию среди казахов 12. Принципиальные различия в представлениях Алаш и большевиков о путях дальнейшего развития общества, несовместимость целей и методов деятельности партий, а также господство в политической культуре российского общества синдрома бескомпромиссности определяли взаимоотношения этих политических сил. Сравнивая радикализм РСДРП(б) с умеренной позицией других социалистов, один из авторов проекта программы партии Алаш — М. Дулатов — писал: «Большевики хотят сразу уничтожить и сломать все, взять в свои руки власть и сделать все по-своему. Конечно, мнение, что в мире не должно быть ни богатого, ни бедного и что все должны быть равны и жить мирно, солидарно, это все хорошо, но... для этого требуется несколько веков...» 13 Даже в 1924 г. представители движения заявляли, что не могли мириться с «абсурдом Октябрьской революции». А. Байтурсьшов, например, писал; «Насколько понятна была киргизам Февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская (социальная) революция... То, что вторая революция показалась... непонятной, объясняется просто: у киргизов нет... капитализма», нет характерной для промышленных районов классовой дифференциации 14. С ноября 1917 г. по апрель 1918 г. на всей территории Казахстана и Туркестана установилась советская власть (территория Казахстана к 1917 г. административно входила в состав Степного с центром в Омске и Туркестанского генерал-губернаторств, а также Астраханской губернии). Этот период отмечен нарастанием конфронтации в отношениях демократических мусульманских организаций и движения Алаш с большевиками и Советами, Наглядным примером служит история Кокандской (Туркестанской) автономии, возглавили которую видные деятели Алаш М. Тынышпаев и М. Чокаев |5. Обратимся к конкретной ситуации. Еще накануне Октября Семипалатинский областной казахский комитет направил правительству протест против решения местного СРСД о передаче в его руки власти и заявил, что Совет не является выразителем воли всего населения, «в своих действиях стал на путь большевизма, что угрожает области серьезными осложнениями», 28 октября на объединенном заседании СРСД, Совета крестьянских депутатов, казахского комитета, земской городской управы и представителей 6-го Сибирского казачьего полка обсуждалась резолюция против захвата власти в столице большевиками и за передачу ее Учредительному собранию. 1 ноября на пленарном заседании СРСД большевики, левые эсеры и меньшевики-интернационалисты большинством голосов выразили недоверие исполкому Совета, который возглавляли правые эсеры и меньшевики-оборонцы. Их лидеры были вынуждены уйти в отставку. Председателем исполкома стал левый эсер Попов. Это привело к дальнейшему размежеванию руководства Совета с казахским комитетом, что отчетливо проявилось на их втором объединенном заседании 3 ноября 1917 г. Казахский комитет в своем проекте резолюции указывал, что «крайне левое течение социалистических партий в лице большевиков стремится к узурпированию верховной власти в стране в тот момент, когда до созыва Всероссийского Учредительного собрания, этого истинного выразителя воли всего российского народа, оставалось 2—3 недели», предложил осудить это как преступный антинародный акт и выразить поддержку Временному правительству, требуя созыва Учредительного собрания и передачи ему всей власти. Аналогичный проект подготовил Совет крестьянских депутатов. СРСД высказался против сепаратного выступления большевиков, но за однородную революционную власть, опирающуюся на Советы. После острых дебатов не желавших поступиться принципами сторон вопрос был снят !6. Яркое представление о реакции на первые шаги советского правительства, противоречащие пониманию руководством Алаш норм права и демократии, дает составленная А. Букейхановым 1 декабря 1917 г. «Памятка крестьянам, рабочим и солдатам», в которой осуждалось решение СНК от 28 ноября, отложившего начало работы Учредительного собрания и принявшего декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции», согласно которому все видные кадеты, в том числе депутаты Учредительного собрания, арестовывались и предавались суду ревтрибуналов 17. В памятке указывалось также, что глава советского правительства В. И. Ленин является единоличным самодержавным и безответственным правителем, подобно Николаю II, что большевики разогнали столичные городские думы и заявляют, что «не страдают парламентским кретинизмом», приводились примеры их экстремизма, отстаивался приоритет демократических свобод и в заключение говорилось: «Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: ответственность перед народом правителей, свободу слова, свободу печати, свободу собраний, всеобщее прямое тайное голосование, неприкосновенность граждан и депутатов, власть народа буржуазным предрассудком....Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца» 18. Одна из наиболее важных особенностей движения Алаш состояла в постоянной
его эволюции на протяжении 1917—1920 гг. С середины 1917 г. оно начало трансформироваться в партию, что было ускорено приближением выборов в Учредительное собрание. В октябре — ноябре были созданы областные комитеты партии в Семипалатинске, Омске, Оренбурге (Тургайский), Акмолинске, Уральске. Сведений о центральном комитете, уставе партии пока не имеется. Создание местных организаций шло медленно. Проект программы не обсуждался и не был принят, очевидно, в связи с возникновением новой политической ситуации, заставившей лидеров партии выдвинуть на первое место вопросы национально-государственного устройства. По некоторым данным, формирующаяся партия объединяла до 5 тыс. человек 19. Следует указать, что первоочередные задачи в проекте ее программы носили общедемократический характер: всеобщее избирательное право, демократическая федеративная республика во главе с президентом и законодательной Думой, равенство входящих в нее автономий, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. Декларируя, что партия «стремится создать для народа благо и культуру», авторы проекта наиболее обстоятельно оговаривали самый злободневный для большинства населения края земельный вопрос. Они выступали против частной собственности на землю, за возвращение земель, изъятых у казахов, но еще не заселенных переселенцами, а также государственных церковных наделов их прежним владельцам — аульным обществам, где, по существу, главенствовали баи, за учет качества угодий и типа хозяйства при землеустройстве всех категории сельского населения. Обеспечивали ли эти положения массовую социальную опору движению? Безусловно. Об этом говорят итоги выборов в Учредительное собрание среди казахского населения. Так, по Семипалатинскому уезду список № 5 партии Алаш получил 85,5% голосов, по г. Семипалатинску — 33,3, в Тургайском округе — 75, в Уральском — 75, в Семиреченском совместно с другими мусульманами — 57,5%. В целом, свидетельствовал Букейханов, Алаш провела в собрание 43 депутата. Среди них были вошедшие потом в Комуч А. Байтурсынов, А. Беремжанов, С. Дощанов, Джанша и Халел Досмухамедовы, В. Таначев, М. Чокаев, М. Тынышпаев и др.21 Объективный рост этнического самосознания привел к тому, что под национальным флагом, поднятым Алаш, объединились практически все слои казахского общества. Понятие национальной автономии приобрело всеобъемлющий смысл и включило все, что составляет содержание национального чувства вообще. С образованием автономии связывалось решение остальных неотложных задач. Вместе с тем необходимо реалистически оценивать уровень общей культуры масс, имея также в виду их политическую индифферентность в целом, харизматический характер лидеров Алаш и прочные устои традиционализма, в совокупности во многом определявшие «партийность» широких слоев. Естественный ход становления партии как политического института со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительными революционными событиями, приведшими к октябрьскому взрыву. Стремясь адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия, руководители движения достаточно оперативно проводили реорганизацию своих структур22. Изменение тактики Алаш в конце 1917 г. они объясняли впоследствии следующим образом: «Народы и окраины, устремившие все свои взоры и надежды на Всероссийское Учредительное собрание, ожидавшие его санкции на право самоопределения, очутились перед фактом разгона... Учредительного собрания. Поэтому многие области вынуждены были объявить государственную самостоятельность». 23Стремясь оградить свой народ от влияния большевизма, которое они считали губительным, деятели Алаш созвали 5—13 декабря 1917 г. в Оренбурге II Всеказахский съезд, который единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию, назвав ее Алаш. В состав автономии предлагалось включить все области, где преобладало казахское население «единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка». Мотивы принятия этого решения формулировались так: «Российская республика
лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом... возможно возникновение гражданской войны.,, анархия угрожает опасностью жизни и имуществу казак-киргизского народа... единственным выходом... является организация твердой власти, которую признавало бы все население казак-киргизских областей» 24, В постановлении съезда указывалось, что все национальные меньшинства, живущие в крае, пользуются равными правами. Вошедшим в состав Алашской автономии народам гарантировалось представительство во всех учреждениях на пропорциональной основе. Предусматривалось также обеспечение культурной и национальной автономии, «если в составе Алашской автономии окажутся безземельные народы». Съезд избрал правительство — Всеказахский временный народный совет Алаш-Орда из 15 человек. Еще 10 мест в нем «были оставлены представителям других народов Казахстана». 40 голосами против 18 из трех кандидатур тайным голосованием председателем Алаш-Орды был избран А. Букейханов. Столицей Алаш временно предложен г. Семипалатинск. При обсуждении вопроса о сроках провозглашения автономии съезд разделился на сторонников немедленного принятия этого акта и выступавших за публикацию и реализацию решения после выяснения отношения к нему неказахского населения и создания народной милиции. Первые оказались в меньшинстве, но после их заявления о намерении присоединиться к Туркестанской автономии в случае отказа объявить автономию Алаш немедленно съезд единогласно принял компромиссное решение. Алаш-Орда обязывалась в месячный срок выяснить вопрос о возможности присоединения всех казахов Туркестана (имелось в виду присоединение Сырдарьинской и Семиреченской областей) к автономии Алаш, затем объявить решение съезда официально. Состоявшийся во второй половине января Сырдарьинский областной казахский съезд принял решение временно оставаться в составе Туркестанской автономии. Если же Алаш-Орда объявит автономию и заключит союз с Кокандом, съезд выразил готовность присоединиться к ней. При этом депутаты Учредительного собрания от области автоматически становились депутатами предполагаемого алашского Учредительного собрания, призванного принять подготовленный Алаш-Ордой проект Конституции 25. Окончательно Конституцию Алаш предусматривалось утвердить на Всероссийском Учредительном собрании. Позже газета «Казах» объясняла, что главной причиной отказа сразу же провозгласить автономию были неопределенность ситуации в крае и положение в соседних регионах 26. Это относилось прежде всего к Туркестану и Сибири, где активно действовали местные автономисты. Тем временем в Семипалатинске в конце декабря областное земство во главе с алашординцем Р. Марсековым на основе постановления Совета крестьянских депутатов и казахского комитета приняло решение о передаче власти временному высшему совету из представителей земства и казачества. Но СРСД, которому было предложено в Совете два места, на компромисс не пошел и организовал «Совет комиссаров», объявив об участии в нем представителей казахского комитета и крестьянского Совета без согласования с ними. Последние заявили протест, земское собрание выступило «против насилия и навязывания области власти небольшой группой местных рабочих и солдат». СРСД перешел к действиям — захватил типографию, прекратил выпуск газеты «Дело», попытался отнять земские помещения. В ответ временный высший совет призвал население области решительно протестовать против захвата власти большевиками, игнорировать их распоряжения и бороться против них всеми мирными средствами.
1 января 1918 г. большевики оформили свою фракцию в СРСД и уже 3 января провели в нем резолюцию о признании советской власти. Семипалатинское земство, казахский комитет и Совет крестьянских депутатов заявили о правомочности своей власти и признании Временного Сибирского правительства, которое к тому времени заявило о себе, до провозглашения казахской автономии. 15 января они направили в уездные организации разъяснения о сущности предстоящего
образования Алашского автономного государства и основах его национальной политики. Советы тем временем повсеместно активизировали борьбу за власть. Свою роль в их успехе сыграли действия центральной власти большевиков, провозгласившей право народов на самоопределение, их равенство и суверенность, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. Особое значение имели в этом отношении «Декларация прав народов России» и воззвание СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» 27. На III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшая затем в первую советскую Конституцию, в соответствии с которой все народы России имели право «принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях» 28. Главным принципом, на котором должна была базироваться федерация, объявлялась власть Советов, избранных не на основе всеобщего избирательного права и сформированных из рабочих и крестьян. 31 января в Семипалатинске состоялся митинг, высказавшийся за власть Советов, а в ночь с 16 на 17 февраля 1918 г. СРСД под руководством большевиков взял власть в свои руки. 9 марта открылся областной съезд СРСД. Председательствовал большевик А. А. Звездов, прибывший из Омска во главе красногвардейского отряда. Съезд одобрил «Проект организации советской власти в Сибири», принятый II Всесибирским съездом Советов. Было решено упразднить земства и местные суды, приступить к реализации Декрета о земле и создать Красную гвардию. При обсуждении вопроса о составе исполкома зампредседателя Алаш-Орды X. Габбасов настаивал на равном председательстве всех групп населения (казахского, казачества, крестьян и рабочих). Большевик же М..Трусов говорил о косности представителей партии Алаш, о непопулярности их в казахском народе и протестовал против предложения Габбасова. После частных совещаний делегатов съезд высказался за паритетное представительство, но отложил проведение решения до созыва казахского и казачьего съездов. Алашординцы вошли в облисполком объединенного Совета рабочих, крестьянских, казачьих и казахских депутатов 29. Об окончательном решении спорного вопроса о представительстве всех групп населения в исполкоме сведений не обнаружено. Незадолго до этого Алаш-Орда и Временное Сибирское правительство обменялись приветствиями и стали налаживать связи, но утверждение советской власти в северных городах Казахстана прервало эти отношения. Лидеры Алаш, как и ряда других национальных движений и политических партий, считали федерацию, утвержденную демократически избранным Всероссийским Учредительным собранием, оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных образований, успешного совмещения выгод государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов федерации. Стремление к самостоятельности в форме автономии без выдвижения требования полной независимости отражало реализм позиции Алаш и опиралось на объективное положение казахского общества. Оно учитывало достаточно глубокую интегрированность края в российскую политико-экономическую систему, исторически сложившуюся взаимосвязь России и Казахстана, весьма значительную вероятность потери даже минимальной самостоятельности в случае провозглашения суверенитета. Кроме того, необходимо иметь в виду присущее движению Алаш стремление провести модернизацию казахского общества, ускорить его прогресс на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями российской культуры, общечеловеческой цивилизации в целом, что не раз подчеркивал А. Букейханов 30. Отношение РСДРП(б) к федерации как форме государственного устройства России на разных этапах истории партии хорошо известно 31. Ее создание после Октября позволяло новой власти решить две важнейшие задачи — удовлетворить чаяния угнетавшихся царизмом народов и сохранить целостность России. Но сама федерация для большевиков выступала лишь как переходная форма к социалистическому унитаризму. Об этом говорилось, в частности, во второй Программе РКП(б)32. Особенно активно на этом настаивал нарком по делам национальностей И. В. Сталин. В докладе о федерации на заседании фракции большевиков III съезда Советов 15 января 1918 г. он отмечал, что большевики не могут не признавать демократического принципа самоопределения, хотя этот принцип был уже использован реакционной буржуазией, в частности, Украинской Радой. Но для нас, утверждал докладчик, этот принцип не фетиш, и мы должны использовать его в интересах социализма. Нужно уметь противостоять децентралистским стремлениям с точки зрения централизации советской власти, объединения и укрепления советских элементов «в федерирующихся частях», с точки зрения социалистического переустройства и классовых интересов пролетариата. Поэтому, делал вывод Сталин, практически следует ограничить применение принципа самоопределения согласием съезда входящих в советскую федерацию республик. Выступая на самом съезде, Сталин подчеркнул: «Принцип самоопределения должен быть средством для борьбы за социализм и должен быть подчинен принципам социализма» 33. В связи с этим становится понятным и логичным обоснование им идеи самоопределения трудящихся масс каждой национальности, против чего по существу не возражал и Ленин, считая эту идею лишь преждевременной на настоящей стадии развития ряда народов 34.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |