Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Ирана (5-17 вв.)




Связь с традициями предшествующей эпохи. Распространение мистической ветви ислама – суфизма (11 в.).

Изменение архитектурного образа городов: преобладают небольшие поселения рядом с укреплёнными усадьбами (шахристаны); позже центры хозяйственной жизни перемещаются в торгово-промышленные предместья (рабады); характерная традиционная планировка жилых кварталов с запутанной сетью кривых узких улочек, переулков и тупиков.

Тип иранского минарета (11-13 вв.): высокая, тонкая, круглая башня с балкончиком, который помещён в специальный фонарь наверху постройки; антисейсмическая устойчивость; разделение минарета на два яруса.

Башнеобразные постройки, увенчанные шаром, – наиболее распространённый тип иранского мавзолея.

Придворный характер культуры 16-17 вв. Укрепление религиозных позиций. Декоративность архитектуры дворцов: отдельные павильоны дворцов расположены среди парка; сочетание больших размеров с лёгкостью и стройностью форм; большая терраса с плоской крышей, опирающейся на множество высоких деревянных колонн.

Ширазская школа иранской миниатюры (кон. 14 в.): Шираз – один из древних культурных городов, родина великих персидских поэтов Саади и Хафиза; иллюстрации к поэме Фирдоуси «Шахнаме» (1370 г.); иллюстрации-пейзажи из «Антологии персидской поэзии» (1398 г.); редкость пейзажей без живых существ; образ мусульманского рая как сказочного сада; иллюстрации к поэме Низами «Хосров и Ширин» (1410 г.).

Произведения иранской керамики: разнообразие изделий; ярко выраженная изобразительность; мягкая пластичность форм; ясные объёмы, округлые линии; люстровая роспись; декоративное заполнение любой плоскости яркими образами фантастических животных, всадниками, музыкантами, сценами придворной жизни; густая орнаментация одежды, тел зверей и поверхности растений.

Посуда минаи (стеклянный): полихромная роспись эмалевыми красками; техника быстрого нанесения мазком кисти прозрачных цветных эмалей и последующее обжигание; тонкостенность и лёгкость; изысканные пропорции; изображения птиц, зверей, маленьких человечков, «похожих на куколок» (В.Веймарн, Т.Каптерева ), которые скачут на конях, играют на музыкальных инструментах, пьют вино, беседуют; система росписи, строящаяся на основе красочных пятен; органичное сочетание колористической яркости и чёткости линий; обведение красочных пятен чёрной краской – тёмным контуром («мёртвый край»); сосуды в виде фигурок сокола, коня, верблюда и др.

Иранские ткани: декор в виде ритмически повторяющихся медальонов с изображениями охоты, животных, птиц; чёткая графичность узоров; геральдическая симметрия в композиции мотивов; контрастное сочетание двух-трёх тонов (тёмно-синего и красного; тёмно-синего и жёлтого; лилового, красного и серого; жёлтого, красного и синего).

Три типа тканей 16-17 вв.:

· ткани с растительным орнаментом: обычное украшение – цветы (гиацинты, тюльпаны, ирисы, анемоны, нарциссы на тонких стеблях со склонёнными головками); их окраска близка естественной, но, одновременно, – сказочна; фон, как правило, светлый (белый, бледно-жёлтый, нежно-зелёный, затканный золотыми или серебряными нитями);

· ткани с надписями: зигзагообразные или волнистые плавные линии; содержание надписей – разнообразные пожелания, лирические стихи иранских поэтов;

· ткани с фигурными изображениями: это целые композиции, иллюстрирующие знаменитые восточные произведения; сцены придворной жизни; охота; люди, звери и птицы в природе; отдельные человеческие фигуры; красочность, нарядность, изысканности стиля.

Для всех типов тканей характерны тончайшее мастерство исполнения, цветовое и композиционное совершенство; созвучность художественного решения сюжетному мотиву.

Персидский ковёр – одно из самых ярких выражений декоративной специфики средневекового искусства Ирана. Иранские ковры известны с 16 в. Ковровое производство требовало большого количества людей и долгой работы. Эскизы создавали прославленные художники. Материалы – шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити, растительные красители – только самого высокого качества. В художественном решении ковра и восточной миниатюры было много общего. Одно из самых замечательных свойств персидского ковра – удивительная красота цвета. Специфика коврового производства разрешала более богатое, чем в других областях прикладного искусства, применение разнообразных цветовых тонов (до 12). Краски должны быть гармоничными, в основе их гармонии лежит принцип тонального единства. Предпочтительным является сочетание ярких и насыщенных красок с мягкими и изысканными. Выделяется ведущая цветовая гаммы: солнечно-золотая, серебристо-зелёная, сине-малиновая, жёлто-красная. Рисунок ковра – сложнейшая композиция переплетающихся линий, орнаментальная симфония со строгой симметричной композицией. Часто используется медальонная композиция. Особый эффект создаётся благодаря ворсу, которые придаёт плотность и массивность фактуре и сообщает поверхности бархатистый и нежный отлив. Ковры очень разнообразны: звериные, охотничьи, садовые, вазовые. Деревья, водоёмы, фигуры изображаются в горизонтальной проекции. Символика изображений: кипарис – вечная жизнь, цветущее плодовое дерево – любовь, сад – высшая красота природы. Образ персидского ковра в культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.