Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения понятия «Нейропсихология»

Самостоятельная работа

 

По дисциплине: нейропсихология

На тему: Предметно-проблемное поле нейропсихологии

 

Выполнила студентка 1 курса/г.о.

заочной формы обучения (группа ЗП-14)

Карабельникова Ирина Сергеевна

Проверил к.б.н, доцент

Никольский Андрей Вениаминович

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015 г.


 

Содержание

1. Определения понятия «Нейропсихология». 2

2. «Что есть объект и предмет нейропсихологии?», «Когда в истории возникает необходимость знаний о мозге, как специальной области знания?». …………………………………………………………………………………2

3. Схема «Место нейропсихологии в системе психологических знаний». 5

Список литературы.. 6

 


 

Нейропсихология — отрасль психологии, тесно смыкающаяся с психофизиологией, изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.(Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.)

Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговую организацию высших психических функций, эмоционально-личностной сферы человека на материале локальных поражений головного мозга и других заболеваний ЦНС, а также на материале сравнительного исследования здоровых лиц. Н. сложилась на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и физиологии.(Словарь под ред. Н.Д. Твороговой.)

Нейропсихология - Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + psyche - душа + logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р.Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.(Психологическая энциклопедия.)

Моё собственное понимание понятия нейропсихология: «Нейропсихология» – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

1. «Что есть объект и предмет нейропсихологии?», «Когда в истории возникает необходимость знаний о мозге, как специальной области знания?»

Объект: Первоначальным объектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволюции. Изучаются мозговые структуры.

Предмет: изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

В апреле 1861 г. Брока демонстрировал в Парижском антропологическом обществе мозг своего первого больного, у которого при жизни наблюдались нарушения артикулированной речи. На вскрытии у больного было найдено поражение задней трети нижней лобной извилины левого полушария. В ноябре того же года он повторил аналогичную демонстрацию мозга второго такого больного. Это дало ему возможность высказать предположение, что артикулированная речь локализуется в четко ограниченном участке мозга и что указанная им область может рассматриваться как «центр моторных образов слов». На основании этих наблюдений Брока сделал смелое заключение, принципиально продолжавшее попытки непосредственно приурочить сложные психологические функции к ограниченным участкам мозга, а именно, что клетки данной области мозговой коры являются своего рода «депо» образов тех движений, которые составляют нашу артикулированную речь. Брока закончил свой доклад патетически звучащим положением: «С того момента, как будет показано, что интеллектуальная функция связана с ограниченным участком мозга, положение о том, что интеллектуальные функции относятся ко всему мозгу, будет отвергнуто и станет в высокой степени вероятным, что каждая извилина имеет свои частные функции».

Находка Брока была толчком для появления целого ряда клинических исследований, которые не только умножали найденные им факты, но и обогащали позицию «локализационистов» целой серией новых наблюдений. Через десятилетие после находки Брока Вернике описал случай, когда поражение задней трети верхней височной извилины левого полушария вызвало нарушение понимания речи. Вывод Вернике, что «сензорные образы слов» локализованы в описанной им зоне коры левого полушария, затем прочно вошел в литературу.

Описание двух совершенно изолированных участков мозга, поражение которых приводит к нарушению столь различных «функций», вызвало небывалую активность дальнейших «локализационных» исследований.

Оно толкнуло на мысль, что и другие --даже самые сложные -- психические процессы могут быть локализованы в сравнительно ограниченных участках коры головного мозга и что мозговую кору действительно следует представлять как агрегат отдельных «центров», клеточные группы которых являются «депо» для самых различных психических «способностей». Вот почему все внимание неврологов того времени было направлено на то, чтобы описать случаи, при которых поражение ограниченных участков коры головного мозга вызывает преимущественное нарушение той или иной формы психической деятельности. Установив подобные факты и сверив клинические описания с анатомическими находками, эти авторы очень мало заботились о том, чтобы тщательно изучать наблюдаемые случаи. Они не анализировали комплекс симптомов, выходящий за пределы узкого нарушения одной функции, и не стремились точно квалифицировать выделяемое ими функциональное расстройство. Следуя Брока и Вернике, они сразу же делали из своих наблюдений заключение, что выделяемые ими участки мозга, поражение которых сопровождается определенным нарушением, являются «центрами» для соответствующих «функций», а клеточный состав этих участков-- «депо», хранящим высоко специализированные «образы памяти». Так, в течение двух десятилетий, следующих за открытиями Брока и Вернике, были описаны такие «центры», как «центры зрительной памяти», «центры письма», «центры понятий», или «центры идеации» и их связи. Поэтому очень скоро карта коры головного мозга человека заполнилась многочисленными схемами, которые проецировали на мозговой субстрат представления господствовавшей в то время ассоциативной психологии. Авторы считали эти схемы подлинным раскрытием,всех загадок, связанных с функциональной организацией коры, и составление подобных схем и карт заняло большой период в развитии клинических представлений о работе мозга.

2. Схема «Место нейропсихологии в системе психологических знаний»

 

 

 


Список литературы

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебное пособие для высшей школы - М.: Российский гуманитарный университет, 1994.

3. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред.Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.

4. Электронный ресурс: http://www.insai.ru/slovar/neiropsikhologiya-5

5. Электронный ресурс: http://www.psychoz.h15.ru/neuro.html

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила введения лекарственных веществ в основу | Основні показники, що характеризують інвалідність
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.