Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественные работы в области психологической диагностики




Многие исследования в России проводились под знаком материалистических идей. У истоков стояли И. М.Сеченов 1829-1905 и И.П. Павлов 1849-1936. Они изучали материальный субстракт - мозг. Сеченов построил рефлекторную теорию психической деятельности, продолжателем его дела был Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по физиологии ЦНС к изучению материальных основ психических явлений. Вслед за Павловым и Сеченовым свои работы вел В.М.Бехтерев. Его учение называлось «Рефлексология», это была реализация теории Сеченова. Бехтерев показал связь психической деятельности с мозгом. В России открывались экспериментальные психологические лаборатории. Первая была открыта в 1885 году, инициатором открытия был С.С. Корсаков. Это была психологическая лаборатория при психиатрической клинике московского университета. Врачи-невропатологи совмещали психологические исследования с врачебной практикой. Считалось, что здесь объективно исследовались психические явления. Таким образом, во второй половине 19 века в отечественную психологию был введен эксперимент.

Практике понадобились знания об индивидуальных особенностях человека. Работа Г.И. Россолимо, его цель в исследовании была найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Этот метод получил широкую известность в России, была разработана методика индивидуально-психологического профиля. Форма профиля, которую он разработал, казалась надежным критерием определения умственной отсталости.

С развитием дифференциально-психологических исследований обогатился вклад в психологию. Собственно психо-диагностические работы в России начали интенсивно развиваться в 20-30 гг 20 века в области психотехники, медицины, педологии (наука о целостном, комплексном изучении детей). Большинство тестов и методик было копированием западных психологических тестов. Был исследователь Болтунов И.П. и им была предложена измерительная шкала ума в 1928 году. По сути это была адаптация шкалы Бине-Симона. В ней было модифицировано большинство заданий, введены новые задания, изменена инструкция и добавлена возможность группового проведения. В ней сильно сказывается унитарный механистический подход к проведению тестовых методик. Надвигался кризис психотехники. Взяли много западных тестов, их адаптировали как-то, и понаделали выводов об умственной неполноценности детей. Не было комплексного подхода.

Сыркин М.Ю. изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения.

В 20е годы 20 века развитие получила психология труда и психотехника (тестирование индивидуальных особенностей личности). Психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически необоснованных тестов. Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период критики педологии. Однако системный подход для исследования психических особенностей детей отсутствовал. В связи с этим в 30-е годы стали выносить неправомерные диагнозы. Началась критика многих положений педологии, в 1936 году был издан документ «О педологических извращениях в системе наркомпроса». С тестами переусердствовали и на их основе выносили важные решения. С этого момента использование тестов было приостановлено, наложен запрет на использование тестов в школе, практически все психодиагностические исследования были приостановлены. Понадобилось 40 лет для возобновления исследований. В конце 60 гг эти исследования возобновились, был проведен ряд конференций на эту тему в Таллине, Братиславе, которые дали новый толчок к развитию психодиагностики. 70-е годы – возрождение психодиагностики и толчок к тому. Что тесты - необходимость. В 1981 году вышла монография под авторством Муревича. Работа Анны Анастази «Психологическое тестирование» - одна из основных в этой области. Сейчас инструментов создано много, но отечественные исследователи продолжают адаптацию иностранных методик.


5. Метод тестов.

Далее Кеттел вводит понятие «интеллектуальный тест», 1890 год. Тест приобрел широкую известность. А Кеттел писал, что применение тестов на большой выборке людей позволит превратить психологию в точную науку. Он также провозгласил необходимость стандартизации тестов – единообразие условий проведения тестов, чтобы можно было потом результаты тестов сравнивать. В качестве образца Кеттел предложил 50 тестов, они сводились к различным измерениям:

· сенсомоторной чувствительности,

· времени реакции,

· времени, затрачиваемого на называние цветов,

· времени, затрачиваемого на называние количества звуков после прослушивания

Тест структуры интеллекта Антхауэра (был у нас на вступительном экзамене) включает блок вербальных заданий, математических заданий, пространственные задания, задания определяющие свойства памяти.

Новый шаг в развитии метода тестов сделал Л. Бине 1857-1911, французский врач и психолог, создатель самой популярной в начале 20 века серии интеллектуальных тестов. До Бине различия в сенсомоторных качествах являлись отражением психических способностей. Но практика требовала информации о высших психических функциях, таких как ум, интеллект.

Модель интеллекта Гилфорда – многофакторная модель, 120 показателей, конвергентные и дивергентные задачи, скорость реакции, различительная чувствительность, и т.д.

Бине замахнулся на то, чтобы использовать не только сенсомоторные качества. Вместе с Симоном он разработал первый в истории психодиагностики интеллектуальный тест (была задача отделить детей, способных к учению от детей, не способных учиться в нормальной школе). Шкала Бине-Симона появилась в 1905 году, потом она несколько раз пересматривалась. Специфика их подхода в том, что показателем интеллекта был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по уровню тех заданий, которые мог решить ребенок. Задания были сгруппированы по возрастам от 3 до 13 лет. Максимальный умственный возраст – 15-16 лет, далее идет узкая специализация.

Вторая редакция шкалы Бине была в Стендфордском университете – Шкала интеллекта Стендфорд-Бине, работа по проверке стандартизации под руководством Термена Л.Н., первый вариант адаптации тестовой шкалы Бине предложен в 1916 году. Нововведения в этой шкале:

1) вводился показатель IQ из соотношения между умственным и хронологическим возрастами;

2) введение понятия статистической нормы.

Шкала была рассчитана на детей от 2,5 до 18 лет, задания разной степени трудности, стандарт – 100 баллов.

Шкала Стендфорд-Бине была популярной, было несколько редакций, последняя в 1986 году, показатель IQ из этой шкалы на долгие годы стал синонимом интеллекта.


6. Возникновение группового тестирования.

Все тесты первого 10-летия 20 века были индивидуальными. Практика требовала диагностировать большие группы людей. В США в период Первой мировой войны появилось групповое тестирование. Был запрос из практики – отобрать и распределить по учебкам полуторамиллионную армию рекрутов. Л.С. Отис создает две формы армейских тестов - тесты альфа (для знающих английский) и тесты бета (для неграмотных и иностранцев).

Групповые тесты – это специфические измерительные процедуры. У индивидуального тестирования плюс в том, что оно учитывает индивидуальные особенности человека. У группового тестирования плюс в том, что оно может обследовать большую массу людей. Но мы не наблюдаем, как человек выполняет задание и в чем причины его результатов. Здесь важны усредненные показатели и учитываем погрешности (ошибка измерений, где учитывается вариативность): среднее плюс-минус стандартное отклонение. Групповое тестирование не позволяет строить индивидуальные заключения и делать выводы относительно одного человека.

Групповое тестирование позволяет наблюдать общие тенденции (некий срез). Групповые тесты делают реальными испытания больших групп, допускают упрощения инструктирования, процедуру проведения и оценку результатов тестирования. Групповые тесты использовались в системе образования, в промышленности, в армии. Индивидуальные – в клинике для консультирования.


7. Сферы применения психодиагностики

Где можно использовать психодиагностику:

1) Сфера образования и воспитания (можно измерять уровень способностей, интеллекта, личностные характеристики, изучается профориентация, психические процессы, проводится поддержка учащихся, учителей, администрации, выявление причин неуспеваемости, отбор в профклассы).

2) В области медицины – работа в психиатрических и неврологических клиниках, в центрах семейной медицины, где есть штатный психолог, психосоматика. Для чего проводится психодиагностическое обследование, цели психодиагностики в медицине:

1. Уточнение или постановка диагноза заболевания (определить патопсихологический синдром),

2. Оценка эффективности терапии (можно увидеть динамику заболевания),

3. Для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз – определяют вменяемость, проводят наркологическую экспертизу.

 

3) Психологическое консультирование. В психологических центрах – психологическая поддержка людям, не имеющим патологических нарушений, но столкнувшимся с трудностями психологического характера.

4) Сфера трудовой деятельности, вся организационная психология: профотбор, профконсультирование, профобучение, оптимизация профессиональной деятельности.

5) Проведение судебно-психологических экспертиз.

6) Прочие сферы: армия, полиция, спорт, коммерческие структуры, повышение эффективности трудовой деятельности, и т.д.

 

Какие ошибки могут быть допущены при работе психолога, чего избегать и где укреплять свои сильные стороны:

1. Некритическое использование зарубежных методик. На постсоветском пространстве очень много разных культурных зон, разные традиции у разных народов.

2. Использование методик без понимания того, что они измеряют. Например, личностный опросник Кеттела. В ней есть шкала В – шкала интеллекта. Она измеряет только вербальный интеллект, и ко всему интеллекту не относится.

3. Статистический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе, и потому неоправданно категоричные выводы и заключения.

4. Использование методик неспециалистами.


8. Психодиагностические задачи

Необходимо различать ситуации проведения психодиагностики. Выделяют две ситуации:

· Ситуацию экспертизы и

· Ситуацию оказания помощи

В ситуации оказания помощи человек охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя и фальсифицировать результаты. То есть, требования к инструменту менее жесткие (в плане надежности и валидности). Здесь человек самостоятельно приходит в центр в кризисных ситуациях.

В ситуации экспертизы мы, скорее всего, будем использовать стандартизированные методики со шкалой лжи, точной процедурой, и т.д. Человек осознанно контролирует свое поведение и ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете – дает социально-желательные ответы. Есть шкала социальной желательности, шкала лжи, с помощью которых проводится коррекция социальной желательности.

Аггравация – преувеличение симптоматики.

Как себя уберечь от недостоверных результатов? Нужно заранее замотивировать испытуемого на достоверный ответ, важно показать, для чего это делается и что это даст, с учетом целей обследования, договориться о конфиденциальности результатов.

Задачи психодиагностики можно различать с точки зрения того, кто будет использовать данные, и какова ответственность психодиагноста за выбор способов вмешательства в ситуацию обследуемого. Важно, кто еще будет эти результаты смотреть, какова моя ответственность как специалиста. Возможны 4 ситуации:

1) Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Пример: диагноз ставит врач и лечение назначает врач, результаты тестов не повлияют на лечение, а только расширят представление о психологических особенностях данного клиента.

2) Данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Пример: поиск причин школьной неуспеваемости. Диагноз психологический, а работу по реализации рекомендаций проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3) Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия. Такая ситуация характерна для консультирования.

4) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития коррекции поведения, и т.д. Психолог проводит тестирование, сообщает результаты испытуемому, а то, как будут использованы полученные данные – ответственность клиента.

В 1) и 2) ситуациях методы должны обеспечивать стратегию, более или менее долгосрочный прогноз, должны позволять соотнести обследуемого с другими людьми. В ситуации 3) происходит регулирование тактики практической работы самого психолога, здесь соотнесение с нормой не так уж важно. В 4) ситуации главное требование к методам – легкость перевода получаемых данных на язык самого обследуемого. В гештальте, например, есть много методик самопомощи, приемов самодиагностики.


9. Диагностический процесс

Это некий алгоритм, опираясь на который строится процесс психодиагностики. Этапы диагностического процесса:

1. Ориентация в проблеме, изложенной клиентом.

2. Описание проблемы на языке конкретных фактов. Восприятие проблемы клиентом, контекст, в котором он ставит проблему.

3. Формулирование и отбор независимых гипотез об особенностях восприятия проблемы или проблемного поведения (диагностика гипотезы, можно проводить психодиагностику разными способами).

4. Выбор средств и методов операционализации конструктов с целью проверки причинно-следственных (каузальных) факторов, отбор тестов, методов, процедур, сопоставление результатов с гипотезой, и, в конечном итоге, формулировка диагноза.

5. Формулировка рекомендаций, направленных на решение проблемы.

6. Оценивание результатов.


 

10. Классификация психодиагностических методик.

Есть несколько видов классификаций.

Классификация по наличию правильного ответа

1. Диагностические методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ

2. Методы, основанных на заданиях, где правильного ответа не существует.

К первой группе относят:

· Тесты интеллекта.

· Тесты специальных способностей (например, знание языка).

· Тесты некоторых личностных черт (тест Равена).

Ко второй группе относят:

· Задания, которые характеризуются лишь частотой и направленностью того или иного ответа, но не его правильностью, например, это личностные опросники.

Вербальные и невербальные психодиагностические методики

· Вербальные – опосредованы речевой активностью обследуемых. Задания в них аппелируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме.

· Невербальные – включают речевую способностью испытуемых только в плане понимания инструкций. Это могут быть картинки, тесты действия, графические методики, здесь принимаем во внимание возраст испытуемых.

По основному методическому принципу, который положен в основу данной методики

- Объективные тесты – методики, которые обычно предполагают наличие правильных ответов.

- Стандартизированные самоотчеты – использование вербальных способностей испытуемого, обращение к его мышлению, воображению, памяти. Их разновидности:

o Тесты-опросники – набор пунктов, относительно которых человек выносит суждения.

§ Прямые (к опыту, например, Вы боитесь темноты?).

§ Косвенные (или проективные, опосредованные – Согласны ли вы, что есть люди, которые боятся темноты?).

o Открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ (интерпретатор будет проводить качественный анализ, задавать открытые вопросы, например, как вы любите проводить время?,а не вопросы с вариантами ответов). С помощью контент-анализа обрабатываются ответы на открытые вопросы.

o Методики классификации и шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Чарльза Осгуда.

§ У Осгуда предполагаются полярные характеристики, например, хороший (+3) и плохой (-3). Нужно оценить какую-то характеристику, и испытуемый ставит оценку от -3 до 3 (например).

o Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток (конструкты Келли)

- Проективные техники, Франкл выделил 8 групп(есть импрессивные – тест Люшера, аддиктивные – незавершенные предложения) – предъявляется слабоструктурированный стимульный материал, там нет тестовых норм, основывается на качественном анализе, на феноменологическом анализе. Например, метод свободных ассоциаций, еест Розенцвейга и пр.

- Диалогические техники. Беседы, интервью, диагностические игры.


11. Тестовая и клиническая психодиагностика

В психологии клинический метод и стиль мышления традиционно синонимичен понимающему или идиографическому подходу. Антонимом является дифференциально-психологический (номотетический, психометрический) подход. Соответственно для клинической методологии более органичен метод психодиагностического эксперимента и проективные методы, а для дифференциально-психологического – стандартизированные анкеты и опросники личности. Используется диагностическая техника – важный, но не основной отличительный признак, главная часть клинического стиля мышления. Это приоритет индивидуального случая, психометрического – это статистические выводы, сопоставление с общими нормами. Клинические и психометрические методы обслуживают разные диагностические задачи.

Психометрические тесты должны соответствовать строгим требованиям валидности, надежности, предъявляемым к стандартизированным процедурам измерения. Важным требованием также для них является прогностическая валидность: способность предсказывать будущее поведение на основе поведения в тестовой ситуации. Помимо прямого предсказывания поведения, применение психометрической процедуры направлено на классификацию испытуемого по психологическим признакам. Цель такой классификации – тоже предсказание. Таким образом, в основе психометрического подхода лежит негласное убеждение в допустимости предсказания поведения либо классификация на основании единственного психологического свойства.

В противоположность этому клинический диагноз основан на синтезе совокупности признаков. Его цель – выявление причин и закономерностей наблюдаемых особенностей поведения или психического состояния.

Идиографический (клинический) подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании, ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности.

Номотетический подход - ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Личность понимается как набор свойств.

Тесты и другие стандартизированные процедуры позволяют выразить характеристики личности в количественной форме. Тестовые результаты испытуемого сравниваются с нормативными показателями.

В противоположность этому клиническое исследование позволяет понять уникальность каждого человека. Различия между этими двумя подходами:

1. Тесты и опросники состоят из вопросов, за ответы на которые начисляются баллы, результаты выражаются количественно. В клиническом исследовании нет строгого определенного набора вопросов, способы интерпретации ответов зависят от теоретической ориентации и практического опыта психолога.

2. Сторонники тестирования полагают, что главные и наиболее существенные характеристики могут быть с достаточной надежностью определены с помощью тестов, обладающих конструктной и прогностической валидностью. Сторонники клинического подхода считают, что личность не может быть сведена к некоторым количественным показателям в профиле, отражающем набор его черт.

3. Результат тестирования – это построение профиля черт или характеристик личности, итог клинического исследования – это описание, которое представляет аналог литературного произведения.

4. Это методологические и эпистеомологические (познания). Тесты соотносятся с теорией, поскольку это гипотетико-дедуктивная система, с точно операционализированными конструктами. Клинический же метод в большей степени опирается на непосредственное наблюдение и диалог.

5. Тесты стандартизированы, т.е. подчиняются определенным правилам. Клинические исследования носят свободный характер (что интервьюер посчитает нужным).

6. В процессе тестирования рассматриваются ответы на задания, эти показатели суммируются, что в итоге является индикатором степени выраженности той или иной характеристики. Клиническое исследование ориентировано на интерпретацию конкретных жизненных ситуаций.

7. Для тестологических методов важны объективность, эффективность, надежность валидность, отсюда все методы могут быть названы объективными. Для клинического метода объективным считается суждение о человеке партнера по взаимодействию.

8. Обработка тестов происходит обычно с помощью методов математической статистики. Данные клинических исследований интегрируются и зависят от теоретического и практического опыта психолога-клиниста.

Итак, клинический метод может быть использован и в организации, так же, как и тесты (хорошо бы комплексный подход).

 

12. Понятия о психологическом тесте. Виды тестов.

 

Психологический тест – классификация согласно определенной системе или процедура измерения, которая позволяет вынести определенное суждение об одной или нескольких эмпирически выделенных или теоретически обоснованных характеристиках конкретной стороны поведения человека (за рамками тестовой ситуации)

 

Можно ли проективные методики считать тестом?

Например, когда человек в Амтхауэре вычисляет какие-то задачи, то эти расчеты моделируют таковые же в реальной жизни. А при проективных методиках такого моделирования нет. При этом рассматривается реакция респондентов на определенное число тщательно подобранных стимулов. А полученные ответы сравниваются с тестовыми нормами.

3 важных компонента для определения теста:

· Тесты предполагают определенное поведение.

· Образцы поведения должны отбираться систематически.

· Цель теста – сравнение поведения двух или более людей.

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования на тесты групповые и индивидуальные, понаправленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Также тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.

Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей

· Вербальный тест — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

· Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

· Тесты личности (психология) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций,потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на:

· п роективные тесты;

· личностные опросники;

· тесты деятельности (ситуационные тесты).

· Тест достижений — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:

· конструируемый на учебном материале;

· предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.

· Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.

· Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.

· Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:

· адресуются к словесно-логическому мышлению; или

· направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

· позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.


 

 

13. Характеристики теста как психометрического инструмента.

Психометрические тесты должны соответствовать строгим требованиям валидности, надежности, предъявляемым к стандартизированным процедурам измерения. Важным требованием также для них является прогностическая валидность: способность предсказывать будущее поведение на основе поведения в тестовой ситуации. Помимо прямого предсказывания поведения, применение психометрической процедуры направлено на классификацию испытуемого по психологическим признакам. Цель такой классификации – тоже предсказание. Таким образом, в основе психометрического подхода лежит негласное убеждение в допустимости предсказания поведения либо классификация на основании единственного психологического свойства.

Тесты и другие стандартизированные процедуры позволяют выразить характеристики личности в количественной форме. Тестовые результаты испытуемго сравниваются с нормативными показателями. Тесты и опросники состоят из вопросов, за ответы на которые начисляются баллы, результаты выражаются количественно.

Результат тестирования – это построение профиля черт или характеристик личности, итог клинического исследования.

Тесты соотносятся с теорией, поскольку это гипотетико-дедуктивная система, с точно операционализированными конструктами.

Тесты стандартизированы, т.е. подчиняются определенным правилам.

В процессе тестирования рассматриваются ответы на задания, эти показатели суммируются, что в итоге является индикатором степени выраженности той или иной характеристики.

Для тестологических методов важны объективность, эффективность, надежность валидность, отсюда все методы могут быть названы объективными.

Обработка тестов происходит обычно с помощью методов математической статистики.

Дискриминативность (еще одна метрическая характеристика)

Характеризует то, насколько тест чувствителен к индивидуальным различиям (в какой степени он позволяет различать индивидов относительно выраженности того или иного свойства), насколько малые различия может выявлять данный тест.

Например, если взять все легкие задания при определении интеллекта – мы не сможем отделить средний интеллект от высокого (все справятся). А если взять все очень трудные задания, то мы не сможем отделить средний интеллект от низкого (никто не справится).

Можно исследовать дискриминативность теста в целом (коэффициент Фергюсона) или по каждому заданию (фи-коэффициенты).


14. Психометрика, определение.

Психометрика – наука о свойствах психологических тестов, т.е. насколько позволяет оценить то, что мы хотим.

Психометрика выступает в статусе технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры их разработки и применения.

Важны 3 свойства тестов:

1. Надежность данных.

2. Валидность.

3. Тип данных (в большинстве случаев – баллов), являющихся результатом тестирования.

Психологические тесты сообщают информацию о теоретических свойствах людей, а психометрика – о теоретических свойствах психологических тестов. Свойства теста должны быть оценены – это обязательная процедура.

Родоначальник психометрики – Френсис Гальтон.

Дифференциальная психометрика – это наука о дифференциальных психологических измерениях.

Общая психометрика имеет дело с задачами измерения психологических характеристик стимула, в частности моделирует функциональные зависимости между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. Каким должен быть вопрос, чтобы выявить св-во? Как он должен формулироваться?

Дифференциальная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между людьми в качественном и количественном составе психических свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные функции, мотивы, поведенческие черты и т.п. Т.е. изучаем не стимулы, а индивидов (в дифференциальной психометрике знаения приписываются не стимулам, а людям (индивидам)).


 

15. Проблемы измерения в психологии.

Никогда нельзя быть уверенным в том, что измерение безупречно. Даже используя высокоточные научные измерительные инструменты, мы не застрахованы от различных ошибок, и не в последнюю очередь от ошибок человека, считывающего показания. Во всех измерениях, а значит, и во всех науках существуют факторы, снижающие точность измерений. Но, несмотря на сходство измерений во многих науках, измерения в поведенческих науках осложняются факторами, которые не существуют или незначительны в естественных науках. Эти факторы влияют на нашу уверенность в правильности нашего понимания и интерпретации наблюдений поведения. Как мы увидим в дальнейшем, один из таких факторов связан со сложностью психологических феноменов; такие понятия, как интеллект, самооценка, тревожность, депрессия имеют множество различных аспектов. Одна из наших задач-попытаться обнаружить и поймать важные аспекты таких психологических свойств в одном числе. Реакции испытуемых-это еще одна проблема. В большинстве случаев психологам приходится измерять психологические характеристики людей, которые знают о том, что производится измерение, и сам акт измерения может влиять на интересующее исследователя состояние или процесс. То есть знание людей о том, то за ними наблюдают, может вызвать реакции, искажающие интерпретацию наблюдаемого поведения. Реактивность испытуемых может принимать различные формы. В ситуации исследования многие испытуемые могут попытаться«вычислить» замысел исследователя и изменить свое поведение в соответствии с ним (продемонстрировать требуемые характеристики). В ситуации исследования или экспертизы многие люди испытывают тревогу, другие пытаются изменить свое поведение, чтобы произвести хорошее впечатление на экспериментатора (социальная желательность), а третьи, наоборот, стараются произвести на экспериментатора плохое впечатление (симуляция). Во всех этих случаях валидность измерения оказывается под угрозой - «реальная» характеристика человека искажается временной мотивацией или состоянием, возникающим как реакция на акт измерения. Вторая проблема измерения возникает из-за того, что в психологии люди, собирающие данные о поведении (наблюдающие поведение, обсчитывающие тест, интерпретирующие словесный ответ и т.д.), могут привносить в данные свои ожидания и установки. Качество измерения оказывается под угрозой, когда наблюдатели позволяют этим влияниям искажать собственные наблюдения. Эффекты ожиданий и установок могут быть непросто обнаружены. В большинстве случаев мы можем быть уверены в том, что люди,с обирающие данные, не обманывают сознательно; однако даже малейшие неосознаваемые установки могут влиять на результаты. Третий источник различий между измерениями в физике и психологии состоит в использовании психологами составных баллов. Многие психологические тесты включают серию вопросов, каждый из которых направлен на измерение определенного аспекта психологической характеристики. Например, личностный тест может включать 10 вопросов на экстраверсию. Тесты для измерения уровня знаний также обычно состоят из нескольких вопросов. Обычно за каждый вопрос проставляется балл, затем баллы суммируются или комбинируются иным образом суммарного или составного показателя. Суммарный балл считается окончательной величиной измеряемого конструкта. Несмотря на то что у составных баллов есть свои преимущества, на которых мы остановимся позднее, множество слагаемых усложняют использование и оценку составныхбаллов. Естественные науки реже полагаются на составные баллы в своих измерительны хпроцедурах. При измерении физического свойства мира, например длины бревна, веса молекулы или скорости движущегося объекта, физики обычно используют один замер. Четвертая проблема психологического измерения - чувствительность баллов. Под чувствительностью мы подразумеваем способность инструмента различать осмысленные количества или единицы объекта, который он измеряет. В качестве примера из физического мира представим, что кто-то пытается измерить толщину волоса рулеткой. Деления на рулетке слишком велики, чтобы быть полезными в этой ситуации. Точно также психоло гможет обнаружить, что процедура измерения какого-то психологического свойства или процесса может быть недостаточно чувствительна к реальным различиям, существующим в этом свойстве или процессе. Пусть клинический психолог хочет следить за изменениями эмоционального состояния своего клиента от одной терапевтической сессии к другой. Если он выберет инструмент, неспособный уловить тонкие оттенки настроения, то может упустить небольшие, но важные изменения настроения. У психологов проблема чувствительности усложняется, поскольку необходимо подобрать разумную единицу различий для измеряемого психологического свойства. Последняя проблема измерения, которую мы обсудим, касается непонимания важности психометрической информации. В науках о поведении, особенно в их прикладных аспектах, психологическое измерение часто является социальной или культурной деятельностью. Психологическое измерение используется в самых разных контекстах – оно дает почву для обсуждения психиатрических симптомов между терапевтом и клиентом, становится предметом разговора о знаниях студента между студентом и преподавателем, дает информацию работодателю о личностных качествах и навыках соискателя. Во всех этих случаях психологическое измерение служит улучшению информационных потоков между людьми. К сожалению, часто измерение проводится без оглядки на психометрические качества тестов. Например, многие учителя в школе проводят тесты. И только в редких случаях у учителей есть информация о психометрических свойствах тестов, которые они дают. Иногда учителя даже не могут четко объяснить, зачем они проводят тестирование- пытаются ли они измерить знания (латентную переменную или гипотетический конструкт), пытаются ли они определить, кто из студентов может ответить на большинство вопросов, или пытаются усилить учебную мотивацию студентов. Поэтому многие школьные тесты являются сомнительными индикаторами различий между знаниями студентов по конкретному предмету. Более того, если тест или измерительный инструмент предназначен для того, чтобы отражать психологические различия между людьми, он должен обладать хорошими психометрическими качествами. Понимание этих качеств должно лежать в основе конструирования или выбора теста – при прочих равных условиях пользователи должны использовать психометрически качественные инструменты. В общем и целом этот обзор сложностей должен подвести нас к пониманию того, что, несмотря на некоторые сходства измерений в естественных и социальных науках, между ними существуют и важные различия. Мы должны всегда учитывать эти различия при объяснении психологических данных. В то жевремя мы надеемся показать читателям,что психологи разработали надежные методы обнаружения, минимизации и учета различных видов систематических ошибок в ответах. Точно также психологи разработали способы уменьшения влияния экспериментатора на процесс измерения.


 

16. Требования к тесту как измерительному инструменту (метрический уровень измерения, надежность, валидность, дискриминативность, стандартизация, объективность).

Характеристики теста как измерительного инструмента (как эффективного прибора для измерения психических свойств), должны понимать, что можем измерить, что не можем.

Всегда присутствует погрешность:

Хэмпирическое = Хистинное + Дельта (это погрешность, которая всегда будет присутствовать)

Характеристики теста:

1. Надежность. Выделяют 2 вида процедуры применительно к надежности:

a. Оценка надежности теста.

b. Обеспечение надежности теста.

Источники погрешности, нарушающие надежность:

i. Поведение, действия психодиагноста.

ii. Факторы, связанные с состоянием участника тестирования.

iii. Факторы, связанные с ситуацией тестирования (пространство, освещенность, удобство расположения).

Если тест не надежен, нет смысла обсуждать и анализировать другие характеристики. Надежность является предварительной и формальной оценкой теста.

2. Валидность характеризует в какой степени тест измеряет ту переменную, для измерения которой он разработан.

a. Оценка валидности – это вторая и центральная задача.

b. Существуют различные способы оценки и обеспечения валидности теста.

3. Стандартизация и оценка. Чтобы сравнивать людей между собой. Нужно уметь приводить к однообразию и находить точку отсчета, нужны одинаковые процедуры проведения теста.

a. Чтобы тест был хорошим, он должен иметь некую точку отсчета и единицы измерения (это максимальное приближение к метрическому измерению). Это выражается в оценке и стандартизации.

b. Средства приближения измерения к метрическому уровню:

i. Количество заданий (чем точнее наш инструмент, тем больше заданий).

ii. Использование шкальных оценок (чтобы можно было оценить степень выраженности согласия).

iii. Введение весовых коэффициентов для заданий (за более простые задания – 1 балл, за более сложные – 2 балла).

4. Чувствительность методики – это дискриминативность теста – это способность обнаруживать индивидуальные различия (чувствительность измерительного прибора), чтобы выявить как людей, справляющихся с тестом, так и несправляющихся.

a. Дискриминативность важна при ответственной индивидуальной диагностике.

b. Дискриминативность теста можно оценить и можно обеспечить.

c. Чем меньше погрешность, тем выше чувствительность/дискриминативность, и она очень тесно связана с надежностью. Имея информацию о надежности, мы имеем информацию о дискриминативности.

5. Экономичность:

a. Компактная процедура тестирования.

b. По затратам ресурсов для проведения(человека, стимульного материала).

c. Процедура обработки тестовых результатов.

d. Интерпретация теста (однозначность критериев).

6. Доступность тестовой методики – тест должен быть доступен любому профессиональному психологу на основе руководства, тест можно освоить при наличии профессиональной подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.