КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV.Тестирование особых популяций
III.Сообщение результатов теста. II.Конфиденциальность. I. Защита неприкосновенности личной жизни. Довести до сознания тестируемого будущее использование результатов теста (например, подписанное согласие). Если мы исследуем личностные особенности, то мы уже вторгаемся в личностные границы, и уже нужно личное согласие. - Запрашиваемые сведения должны быть релевантными заявленным целям исследования. - Осведомленное согласие. (от кого тайну храним, доступность третьим лицам) - мы не раскрываем без ведома и согласия испытуемого результаты (исключение: решение суда, запрос официальных инстанций), - контроль доступа к архивным данным. Доступный язык изложения, учитывать уровень образования, эмоциональное состояние того, кому сообщаем. Это дети, люди с ограниченными способностями, этнические меньшинста. Важно соблюдать этические принципы.
32. Требования к разработчикам тестов. Профессиональная ответственность издателей тестов. Право на приобретение тестов обычно представляется лицам, имеющим определенную квалификацию. В каталогах основных издателей тестов приводятся те требования, которым должны удовлетворять их покупатели, обычно правомочными признаются или профессиональные психологи, или специалисты, чье образование может быть приравнено к психологическому. Некоторые издатели распределяют тесты в зависимости от уровня квалификации использующих их людей, начинают с тестов достижений в учебной деятельности и тестов профессиональной пригодности, затем помещают тесты интеллекта и опросники по интересам и заканчивают клиническими методиками типа индивидуальных тестов интеллекта и основных личностных тестов. Меры по ограничению распространения тестов преследуют двоякую цель: неразглашение тестовых материалов и предупреждение их неправильного применения.
Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководства, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов ряда стран. Целесообразно различать круг требований к документам разного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-аналитическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а также содержательно-теоретические аспекты применения какой-то методики или какого-то класса методик, 3) к «подручным методическим материалам», непосредственно инструктирующим пользователя в применении методики и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интерпретации, 4) к популярным изданиям по психодиагностике. 1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические основания методики (концепт и методический прием), способы разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионные и факторные веса). Для читателей в научном сообщении могут быть даны «образцы» отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными ограничениями («п-методик») - полный текст заданий ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. Обо всей этой информации автор научного сообщения должен говорить лишь косвенно, используя ссылки на распространяемую среди специалистов «инструктивную» литературу В научном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых (и их возможное применение) непрофессионалами не может принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики Этот класс методик предлагается условно обозначить термином «открытые методики» («о-методики»). Автор научного сообщения имеет право определить статус разработанной им методики как открытой методики, но любые модификации или адаптации методики, уже определенной как профессиональная «п-методика», должны освещаться в научных сообщениях в соответствии с указанными требованиями. : 2. Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (вопросов ключи, нормы, но при одном принципиальном условии: изданию придается статус издания для специалистов, обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лично отвечает перед Обществом психологов за распространение тиража этого издания по назначению. 3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения. Описание обязательно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики и полученных при этом данных о надежности и валидности. Приведенные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно сотрудничающих с психологом в: целях помощи исследованию («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), использование методики в ходе запроса испытуемого на получение консультативной помощи («ситуация клиента»), использование методики в ходе принудительного (сплошного) административного обследования («ситуация экспертизы»). Справочно-методические издания и инструктивные документы должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться, так как условия применения методик со временем неизбежно меняются, а следовательно, изменяются психометрические свойства. В справочных и инструктивных материалах должны быть однозначно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики. Инструктивные документы должны пройти объективные испытания на однозначность указанных в них предписаний: пробная группа пользователей методики (теста) должна направлять автору документа копии протоколов по результатам обследования, на основании которых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского варианта методики и тех характеристик методики, которые выявляются при ее использовании. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предполагающих значительное участие «экспертной» оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпретации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т. п.). Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать идентичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями. Предпочтительно включение и использование пользователями тестов локальных тестовых норм (по сравнению с не специализированными по популяции). 4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.
33. Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность. Требования к психологу-пользователю. Требование, чтобы тесты использовались только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от неправильного использования тестов. Конечно, нужная квалификация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей. Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так и для человека, которого он тестирует. Он знаком с литературой по выбранному тесту и способен оценить технические параметры таких его характеристик, как нормы, надежность и валидность. Он чуток к тем условиям, которые могут влиять на выполнение теста. Он делает выводы или дает рекомендации, только связав рассмотрение тестового результата (или результатов) с другой имеющей отношение к тесту информацией об индивиде. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеческом поведении, что позволит ему избежать неоправданных выводов при интерпретации тестовых результатов. Если тесты проводятся лаборантами,или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых заданий важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифицированный психолог. Неверным представлением о природе и цели тестов, а также неправильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов. Отчасти трудности возникают из-за отсутствия понимания между специалистами по психометрии и заинтересованными в ней людьми-преподавателями, родителями, юристами, поступающими на работу и т.д. Вероятно, больше всего критикуются необоснованные выводы из IQ.Впрочем, не все неверные представления о тестах можно отнести за счетнепонимания между психологами и непсихологами. Психологическое те-стирование само по себе постепенно отделяется от основных направле-ний развития науки о поведении (A. Anastasi, 1967). Возрастающая слож-ность психологии неизбежно приводит к увеличению специализациипсихологов. В этом процессе специалисты по психометрии все большеи больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенство-вании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходитв смежных областях, таких, как педагогика, детская психология, психологические аспекты построения теста исподволь сужают психологический кругозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения,которое тест предназначен измерять.Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за разнообразия областей исследования и, следовательно, специализаций в подготовке ни один психолог не может быть сведущим во всех областях. Как признание этого факта, <Этическими нормами> установлено:<Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установ-ленным в конкретных областях исследования). Полезно различать психологов, работающих в системе учреждений,например в школе, университете, клинике или государственных органах,и психологов, занимающихся частной практикой. Поскольку практикующий психолог менее зависим от оценок и суждений квалифицированныхколлег, чем психолог, работающий в учреждении, он должен отвечать более высоким требованиям профессиональной квалификации. Это же справедливо в отношении психологов, осуществляющих контроль за ра-ботой психологов в различных организациях или консультирующих ихперсонал.Значительным шагом, повысившим профессиональные нормы и дав-шим общественности критерий для определения уровня квалифицированности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и аттестации психологов. Пользователь-психолог: а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области; б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста; в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок; г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат; д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы; е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики; ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики; з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность; и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве; к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. 34. Требования к специалистам-непсихологам Если тесты проводятся лаборантами,или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых заданий важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифицированный психолог. Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования: а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими; б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики; в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны; г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация; д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами; е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик. Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм. 35. Защита неприкосновенности личной жизни. Довести до сознания тестируемого будущее использование результатов теста (например, подписанное согласие). Если мы исследуем личностные особенности, то мы уже вторгаемся в личностные границы, и уже нужно личное согласие. - Запрашиваемые сведения должны быть релевантными заявленным целям исследования. - Осведомленное согласие.
36. Конфиденциальность. (от кого тайну храним, доступность третьим лицам) - мы не раскрываем без ведома и согласия испытуемого результаты (исключение: решение суда, запрос официальных инстанций), - контроль доступа к архивным данным. Так же как и сохранение тайны, связанная с ней проблема конфиденциальности тестовых данных многоаспектна. Основной ее вопрос: <Кто будет иметь доступ к тестовым результатам?> Ответ на него в конкретных ситуациях определяется такими соображениями, как неразглашение содержания теста, опасность неверного понимания показателей теста и заинтересованность разных лиц в его результатах. Растущее понимание права индивида на получение доступа к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заставляет консультантов все больше делать клиента активным участником собственного обследования. Для этих целей тестовые результаты должны быть представлены в удобной для понимания форме, свободной от специальных терминов или профессионализмов и ориентированной на непосредственные задачи тестирования. Против неправильного использования и неверной интерпретации тестовых данных должны быть приняты соответствующие меры предосторожности. При тестировании несовершеннолетних следует также принимать во внимание право родителей на получение тестовых данных ребенка. Такое право может означать конфликт с собственным правом ребенка, особенно старшего возраста, на сохранение этих сведений в тайне. 37. Сообщение результатов теста. Доступный язык изложения, учитывать уровень образования, эмоциональное состояние того, кому сообщаем. Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информация в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показатели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов, тип выводов, которые действительно следуют из полученных результатов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее, провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней выполнения, а не только в виде числовых показателей. Это особенно справедливо для тестов интеллекта, которые по сравнению с тестами достижений чаще интерпретируются неверно. Сообщая результаты учителям, школьному руководству, работодателям и другим лицам, следует принимать те же меры. Сведения об общем уровне выполнения и качественные описания, приводимые на доступном языке, предпочтительней специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты сообщаются психологу-профессионалу. При сообщении информации о любых тестах желательно учитывать особенности того человека, которому она передается. Эмоциональная причастность родителей или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному пониманию фактической информации. Последней, но никак не самой незначительной является проблема сообщения тестовых результатов самому индивиду, ребенку или взрослому. В этом случае применяются те же меры предосторожности против неправильной интерпретации, что и при сообщении данных третьему лицу. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные достоинства и недостатки. Когда индивиду сообщают его тестовые результаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные люди, при этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого, кого такая информация эмоционально обеспокоит. Например, студент колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест способности к обучению. Одаренный школьник может приучиться к лености и безынициативности или может стать упрямым и плохим товарищем, если обнаружит, что он гораздо способнее своих сверстников. Серьезные нарушения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить результаты его личностного теста. Столь нежелательные воздействия не зависят, конечно, от правильности или неправильности самого показателя. Даже если тест тщательно про-веден и верно интерпретирован, знание тестовых результатов без возможности обсудить его более подробно может повредить индивиду. Консультирующие психологи особенно заинтересованы в поиске эффективных способов передачи тестовых данных своим Есть два ведущих подхода. При первом сообщение результатов тестирования рассматривается как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и соответственно включается в общие отношения консультанта и клиента. При втором результаты теста предлагается, на-сколько это возможно, сообщить в виде ответов на специфические вопросы консультирующегося. Важным моментом консультирования является восприятие клиентом предоставляемой ему информации, если он по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, она, по-видимому, была получена впустую. 38. 38. Тестирование особых популяций. Это дети, люди с ограниченными способностями, этнические меньшинства. Важно соблюдать этические принципы. После 50-х гг. возрос интерес общественности к правам меньшинств, в связи с поиском способов улучшения образовательных и профессиональных возможностей меньшинств специалисты по психологическому тестированию уделяют этому вопросу особое внимание. И хотя женщин, согласно статистике, никак нельзя отнести к национальным меньшинствам, но в правовом отношении, по роду своих занятий и т. п. они разделяют с меньшинствами многие из их проблем. Много внимания в исследованиях уделяется снижению тестовых результатов из-за возможного влияния культурных условий, отражающихся на развитии способностей, интересов, мотивации, установках и других психологических особенностях представителей меньшинств. На некоторых из предложенных решений этой проблемы сказывается неверное понимание природы и функций психологических тестов. Различия прошлого опыта групп или отдельных индивидов неизбежно проявляются при выполнении тестов. Каждый психологический тест измеряет выборку поведения. Поскольку культура влияет на поведение людей, ее влияние будет и должно обнаруживаться тестами. Если мы исключим из теста все культурные различия, мы тем самым можем уменьшить его валидность в той области поведения, для оценки которой он предназначен. В этом случае тест не сможет обеспечить нас информацией, необходимой для исправления тех условий, которые ухудшили его выполнение. При тестировании лиц с различной культурой важно разделять межкультурные факторы, влияющие как на сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых ограничивается лишь тестом. Последние снижают валидность теста. В качестве примера таких факторов можно назвать опыт участия в тестах, стремление хорошо выполнить тест, отношения с экспериментатором и другие влияющие на выполнение конкретного теста перемены, не связанные с используемым критерием. Если тестируются лица с несхожими культурами, то необходимо сделать все, чтобы уменьшить действие относящихся к тесту факторов. Желательно создать сходные отношение к тесту и степень знакомства с ним. Для испытуемых с низкими тестовыми результатами, имевшими незначительный опыт в тестировании или не имевшими его вовсе, рекомендуется повторное тестирование с помощью параллельной формы. Содержание теста также может повлиять на тестовые показатели способами, которые не связаны с критерием выполнения. Например, в тесте на арифметическое рассуждение использование названий или изображений предметов, неизвестных в какой-либо культурной среде, разумеется, затруднит его выполнение представителем этой культуры. Способность выполнять счетные операции не зависит от знакомства с и нназваниями. Вместе с тем, если само развитие арифметических способностей больше поощряется в одной культуре, чем в другой, разницу в результате по арифметическому тесту не следует преуменьшать или скрывать. Еще менее заметные способы, которыми содержание конкретного теста может повлиять на его выполнение, связаны с эмоциональными и установочными реакциями испытуемого. Например, рассказы или картинки, изображающие типичные для людей среднего класса семейные сцены, могут насторожить ребенка, живущего в необеспеченной семье. Изображение в тестовых рисунках физических черт только одной расы может также сказаться на их восприятии этническим меньшинством. По этой же причине женские организации протестовали против ставшего стереотипным изображения в тестах мужчин, например, врачами или должностными лицами, а женщин-медицинскими сестрами или секретаршами. Также могут показаться обидными для представителей меньшинств значения некоторых слов. Как справедливо заметил один издатель тестов, <до недавнего времени большинство стандартизованных тестов создавалось представителями среднего класса белых, которые, сами того не ведая, иногда грубо оскорбляли чувства тестируемых. Следует сказать, что мы никогда бы не стали столь тенденциозны в своей культуре, если бы не были <культурно слепы> (T.J. Fitzgibbon, 1972. р. 2-3). Большинство издателей тестов теперь прилагают специальные усилия, чтобы очистить тест от неподходящего содержания. Их собственный персонал, занимающийся разработкой тестов, специально тренируется на умении выявлять материал, задевающий национальные чувства, рассчитанный на определенную культуру или в чем-то стереотипный. Представители разных этнических групп принимают участие в создании тестов либо как постоянные служащие, либо как консультанты. Проверка содержания теста с точки зрения возможного участия меньшинств является непременным этапом в процессе создания теста. Одной из наиболее важных проблем в тестировании лиц с различной культурой, как и вообще в тестологии, является проблема интерпретации тестовых результатов. Наиболее часто нарекания в применении тестов к представителям меньшинств вызывает неправильная интерпретация показателей. Если представитель национального меньшинства получает низкий показатель по тесту способностей или отклонение в показателе по личностному тесту, важно выяснить, как это получилось. Например, низкий показатель в арифметическом тесте мог быть результатом нежелания выполнять тест, неумения хорошо читать или, среди прочих причин, неадекватного знания арифметики. Следует также обратить внимание и на тип нормы, используемый при оценке индивидуальных результатов. В зависимости от цели тестирования за соответствующую норму могут быть приняты общие нормы, нормы для подгруппы, состоящей из лиц с одинаковым опытом в тестировании, или полученные ранее показатели данного индивида.
39. Структура психологического заключения. 1. Заголовок: заключение по психологическому обследованию ФИО (иногда не указывается, или анонимно), пол, возраст (кол-во лет), образование. 2. Причина обращения или мотивы направления на обследование. Тестирование (обследование) проводилось по инициативе… Есть еще подпункт, где приводятся жалобы, относящиеся к целям и содержанию обследования. 3. Характеристика отношения к обследованию. Эти данные определяют уровень валидности и достоверности результатов. Обследование начинается с момента, как испытуемый вошел в кабинет (например, отношение к обследованию было негативным). Здесь выделяют три вида отношения: адекватное, неадекватное, формальное. Признаки адекватного отношения к обследованию: - сформированность мотива экспертизы; а) адекватность эмоциональных реакций на успех и неуспех, б) адекватность реакции на коррегирующее замечание экспериментатора, в) заинтересованность в результатах обследования (прямые вопросы по поводу успешности/ неуспешности выполнения задания), уточнение неясных аспектов инструкции (со стороны испытуемого), аккуратность и старательность выполнения задания. - отсутствие признаков установочного поведения. Под установочным поведением понимается: симуляция, аггравация, дисиммуляция. Симуляция – это намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждении с последующим получением каких-либо выгод Аггравация – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. (LFK в тесте MMPI если воронка, то симуляция, а если гора, то аггравация) Дисиммуляция - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. - отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы. Признаки неадекватного отношения к обследованию - несформированность мотива экспертизы (то, что выше, но с обратным знаком) - наличие признаков психической патологии, препятствующих формированию мотива экспертизы. Признаки формального отношения к обследованию Те же, что и при неадекватном отношении, отличаются только тем, что наблюдаются в ситуации принуждения к обследованию. 4. Характеристика контакта с испытуемым: - свободный (задаем вопросы, пациент свободно отвечает), - затрудненный (например, человек плохо слышит), - нарушенный, - формальный (если человек по принуждению). 5. Основной раздел – заключение. Здесь психолог максимально свободен в выборе «композиции», обязательно указывается, какие диагностические методики были использованы при обследовании. Как правило, используются более, чем одна методика, что требует совмещать результаты нескольких методик. Неверным является последовательное описание результатов каждой методики по отдельности. В итоге, должно сложиться целостное представление о личности испытуемого. Планируя исследование и подбирая психодиагностический инструментарий, специалист учитывает пересечение характеристик, выявляемых каждой методикой. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов. Ведь тогда результаты разных методик подтверждают друг друга. Пересечение характеристик позволяет объединить результаты в целое. Помимо пересечений каждая методика имеет свои уникальные характеристики, которые также должны быть учтены при составлении заключения. 6. Резюме. Обычно выделяется в отдельный абзац. Начинается обычно вводными словами: итак, таким образом. Это краткое и сжатое изложение результатов обследования. Задачи резюме: - обобщить выводы анализа, проделанного в основной части заключения, - подчеркнуть самые важные моменты и результаты обследования, - сделать последнюю попытку разъяснить неспециалисту, читающему заключение, его основной смысл. Если перед психологом ставились специальные вопросы, на которые он должен был ответить в результате обследования, то они тоже выносятся в резюме. Важное правило. В резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только изложение уже полученных результатов. Поэтому в нем не может быть ничего нового, то бы не присутствовало в основной части заключения. 3 стилистических приема при написании резюме: - использует метафору фигура-фон: таким образом, на фоне того-то и того-то на первый план в исследовании выступило нечто. В качестве фона выбирают особенности личности, так или иначе оказавшие влияние на большую часть результатов обследования(тревожность, неустойчивость самооценки, астения) - если нет возможности применения 1-го приема, то 2 стилистический прием – подчеркнуть главное. Итак, на первый план в исследовании выступило то-то и то-то. - используется в комбинации с предыдущими для дополнительной информации. Таким образом, исследование выявило сочетание того-то с тем-то. 40. Характеристика отношения к обследованию. Характеристика контакта с испытуемым. Характеристика отношения к обследованию. Эти данные определяют уровень валидности и достоверности результатов. Обследование начинается с момента, как испытуемый вошел в кабинет (например, отношение к обследованию было негативным). Здесь выделяют три вида отношения: адекватное, неадекватное, формальное. Признаки адекватного отношения к обследованию: - сформированность мотива экспертизы; а) адекватность эмоциональных реакций на успех и неуспех, б) адекватность реакции на коррегирующее замечание экспериментатора, в) заинтересованность в результатах обследования (прямые вопросы по поводу успешности/ неуспешности выполнения задания), уточнение неясных аспектов инструкции (со стороны испытуемого), аккуратность и старательность выполнения задания. - отсутствие признаков установочного поведения. Под установочным поведением понимается: симуляция, аггравация, дисиммуляция. Симуляция – это намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждении с последующим получением каких-либо выгод Аггравация – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. (LFK в тесте MMPI если воронка, то симуляция, а если гора, то аггравация) Дисиммуляция - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод. - отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы. Признаки неадекватного отношения к обследованию - несформированность мотива экспертизы (то, что выше, но с обратным знаком) - наличие признаков психической патологии, препятствующих формированию мотива экспертизы. Признаки формального отношения к обследованию Те же, что и при неадекватном отношении, отличаются только тем, что наблюдаются в ситуации принуждения к обследованию. Характеристика контакта с испытуемым: - свободный (задаем вопросы, пациент свободно отвечает), - затрудненный (например, человек плохо слышит), - нарушенный, - формальный (если человек по принуждению)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |