Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настоящий разведчик 1 страница




На большой перемене, когда ученики вернулись из столовой, девчонки собрались на задней парте, где сидели Даша и Катя. Девочки оживленно обсуждали школьные дела.

В этом году тем, кто хорошо учился, поручили взять шефство над учениками младших классов. Даше достались две девочки. Катерине – мальчик. Вере и Тане тоже досталось по одному ученику, и им не терпелось посоветоваться, с чего начать помогать им.

На соседнем ряду сидела толстая Клавка. На обед она никогда не ходила, поэтому сейчас достала литровую банку с салатом и здоровенной ложкой черпала оттуда содержимое. Разговоры девочек вызывали у нее ядовитую усмешку.

Клавку в классе не любили. Крупная полноватая девочка была излишне резка и даже грубовата. Она была твердой хорошисткой, хотя оценки ей давались ценой большого напряжения. Единственный предмет, где она с трудом перебивалась с двойки на тройку, была физкультура.

Этот предмет Клавка самозабвенно ненавидела, впрочем, физкультура отвечала ей тем же. Появляясь на уроке физкультуры в красной, как пожарная машина, форме, она заранее злилась на то, что у нее опять ничего не получится. Костюм сидел на ней как целлофановая обертка на сосиске. Видимо, он достался ей от старшей сестры, десятиклассницы, которой костюм был куплен еще тогда, когда она училась в первом классе. Затянутая до предела и топая как слон, убегающий от охотников, она неизменно плелась в самом хвосте класса, когда необходимо было пробежать круг по стадиону. Дружным хохотом ученики встречали ее мужественные попытки подтянуться на турнике. Еще большее веселье вызывали отчаянные усилия залезть по канату. Клавка с такой яростью дергала и раскачивала канат, что казалось, она вот-вот сорвется вниз вместе с канатом и куском потолка.

Воспитанием Клавки занималась в основном мама, женщина властная и самоуверенная. Она работала где-то в торговле или в столовой, и, наверное, поэтому была женщиной чрезмерно упитанной. На родительских собраниях она всегда появлялась в пышных нарядах, настолько же дорогих, насколько и безвкусных. Ее пальцы были унизаны массивными золотыми перстнями, на шее красовалась толстая золотая цепь.

Удивительней всего было то, что при всем видимом благополучии мамы, сама Клавка одета была очень скромно. Было видно, что она донашивает чьи-то вещи. И портфель, и пенал, и даже ручки в этом пенале были, минимум, пятилетней давности. Такое положение всегда вызывало в Клавке зависть к другим ученикам: к их новой одежде, тетрадкам и, самое главное, к мелочам, которые родители покупали для своих детей.

С Клавкой мама обращалась излишне жестко. Нередко, после родительского собрания она начинала воспитывать ее прямо в коридоре. Взрывная волна воспитательных мероприятий разносилась по всей школе, сотрясая стены и двери кабинетов. Обращение «жирная корова», сменяли не менее экзотические: «тухлое сало», «бекон пучеглазый», «квашня» и еще масса всего, что приходило на торговый ум мамы. Надо отдать должное Клавке: в долгу она оставалась редко.

На самом деле где-то в глубине души Клавка была доброй, но постоянное давление мамы и насмешки одноклассников не давали ей вырваться из этого изнурительного напряженного состояния.

Вот и сейчас, глядя на девочек, Клавка как будто напрашивалась на конфликт.

– Тоже мне, шефы выискались, – наконец не удержалась она.

Дарья спокойно улыбнулась в ответ на эту реплику. Но Клавка не унималась:

– Юным учителям – наш физкульт привет, вы только платками носовыми запаситесь, шантрапе носы утирать.

Первой не выдержала Таня:

– Тебе, Клава, просто обидно, что тебе шефство не поручили, вот ты и злишься.

Наконец предлог для столкновения был найден, и Клавка, как бык на красную тряпку, кинулась в атаку:

– Это мне-то обидно! Вот счастье с двоечниками возиться. Да чтобы я согласилась за этих бездельников уроки учить, да чтобы я этих голодранцев домой к себе пригласила. Никогда в жизни. Потом милицию надо звать, потому что они обязательно что-нибудь упрут...

Клавка еще долго бы продолжала эту тираду, но тут раздался мелодичный звонок мобильного телефона. Даша открыла портфель и достала оттуда последнее слово науки и техники. Даже невооруженным взглядом было видно, что телефон очень дорогой. Она раскрыла мобильный телефон и негромко сказала:

– Хорошо, бабулечка… поняла. Конечно… обязательно встречу.

Она сложила мобильный телефон и уже было собиралась бросить его в портфель, но ее остановили удивленные возгласы девочек.

– Что это у тебя, Дашенька, – воскликнула Таня, – дай посмотреть.

Даша протянула ей мобильный телефон и собиралась продолжить разговор про подшефных, но эта тема уже никого не интересовала. Девочки как завороженные разглядывали телефон.

– Вот это да! – наконец восхищенно проговорила Таня. – У него и экран цветной, и музыка такая чудесная, наверное, и с Интернетом связь есть.

– У него и фотоаппарат, и видеокамера есть, – равнодушно ответила Даша.

– Ты, Дашенька, так говоришь, будто тебе все равно, что у тебя такой телефон дорогой, – заметила Таня.

– Мне, действительно, все равно, – ответила Даша. – Телефон, наверное, хороший, только я им обычно не пользуюсь. Сегодня мне бабушку надо было встретить, вот я его и взяла. Да ведь я и не маленький ребенок, чтобы с этой игрушкой баловаться, – добавила она.

– Это родители тебе такой подарили? – спросила Катя.

– Нет, Катюша, – ответила Даша, – да я бы такой никогда и не попросила. Это папин друг мне подарил, дядя Игорь. Он бизнесмен. Как-то он в гости к нам пришел и пожаловался, что проблема у него возникла на работе. Пока они с папой разговаривали, я их внимательно слушала, а потом подумала да и подсказала, как ему эту проблему решить. Сначала он мне не поверил. Но, так как деваться ему было некуда, попробовал сделать то, что я предложила. В результате и проблему решил, и прибыль большую заработал. Потом он ко мне на день рождения пришел и торжественно этот телефон вручил. Он, наверное, думал, что я до смерти обрадуюсь. Дядя Игорь хороший, только наивный немножко.

Девочки удивленно на Дашу смотрят. А Клавка с нескрываемой завистью телефон разглядывает.

– Врешь ты все, Дашка, – говорит она, – да за такой телефон полжизни отдать не жалко.

Даша хитро на Клаву посмотрела да и говорит:

– Хочешь, Клавочка, я этот телефон тебе подарю.

Клавка аж подпрыгнула:

– Да тебе родители за него голову оторвут.

Дарья расхохоталась:

– Что ты, Клавочка, да моим родителям даже в голову такая мысль не придет. Это что б мы из-за какой то железки ссориться стали, да никогда в жизни.

– Нет, – наконец выдавила из себя Клава, – не могу я такой дорогой подарок принять, вот если обменять на что-нибудь. Только я даже не знаю, что можно предложить за такую вещь.

Даша смотрела на Клавку прищурившись.

– Знаешь, – говорит она, – есть одна вещь, которую ты можешь мне предложить.

– И что же это? Может цепочка золотая или перстень? – предположила Клавка.

– Нет, – улыбнулась Даша, – у тебя есть нечто намного более ценное. Мне от тебя, Клавочка, не вещь нужна, а услуга. Есть у нас в младшем классе ученик – Сережа Шипкин. Хороший мальчишка, только учится уж больно плохо. В этом году его могут на второй год оставить. Если ты над ним шефство возьмешь да с учебой поможешь, тогда телефон твой.

– Ты хочешь сказать, что за какого-то сопливого двоечника ты готова мне телефон подарить? – с сомнением спросила Клавка.

Даша кивнула.

– А почему сама ему не поможешь? Если он тебе так дорог?

– Я уже двух девочек взяла. А с Сережей у тебя, Клавочка, лучше всех получится, уж поверь мне.

Клавка задумалась.

– А не обманешь? – наконец спросила она.

Дарья забрала у девочек телефон и вышла на середину класса. Она подняла его над головой и громко сказала:

– Ребята, будьте свидетелями, я заключаю с Клавой договор: если она поможет Сереже Шипкину с учебой, я подарю ей этот телефон.

Класс смотрел на нее удивленно.

– Согласна? – обратилась она к Клаве.

– Заметано, – хлопнула Клавка ладонью по парте. – Я из этого Шипкина отбивную сделаю!

– Ты лучше из него отличника сделай, – посоветовала Даша.

– Он у меня академиком станет, – усмехнулась Клавка.

На том девочки и порешили.

После уроков Клавка пошла разыскивать своего подшефного. Она заглянула в класс, где учился Сергей. Урок в классе уже закончился, но ребята еще толпились вокруг учительницы.

– Где тут у вас Шипкин? – спросила Клавка у проходившей мимо нее девочки. Та указала на заднюю парту, где маячила одинокая фигура ученика. Клавка направилась в указанном направлении.

За партой сидел худенький паренек. Он был одет в сильно поношенный синий костюм. Давно немытые волосы торчали в разные стороны. Сережа старательно выводил что-то в тетрадке. Его руки были перепачканы чернилами. Клава с удивлением заметила, что чернильные пятна были даже на лбу и на носу. Она заглянула в тетрадь. «Ну и грязища», – подумала Клавка. На открытой странице красовалась жирная двойка.

Наконец Сережа поставил точку, закрыл тетрадку и побежал к учительнице. Когда он вернулся и стал собирать портфель, чтобы пойти домой, Клавка остановила его.

– Твоя фамилия Шипкин? – обратилась она к ученику.

Тот удивленно глянул на нее и кивнул головой.

– Тогда можешь не торопиться, – твердо сказала Клавка, – меня твоим шефом назначили.

Сергей почесал затылок, потом застегнул портфель и сказал:

– Ясно.

– Вот и хорошо, что тебе ясно, – сказала Клавка, – тогда бери вещи и пошли заниматься. Она вышла из класса и двинулась по коридору. Сережа уныло плелся за ней.

– Мы будем заниматься по системе, – заявила Клавка. – Я проверю твои тетрадки, и мы составим для тебя индивидуальную программу, – разглагольствовала она. – Заниматься будем в нашем классе. Сначала каждый день. А потом посмотрим.

Когда Клавка дошла до своего класса и открыла дверь, чтобы пропустить Шипкина, то обнаружила, что находится в коридоре одна. Она удивленно завертела головой, думая, что Шипкин просто заблудился, но когда поняла, что он попросту сбежал – сильно обозлилась.

– Ну, паразит, я тебе покажу индивидуальную программу, – прошипела она.

На следующий день, когда довольный Шипкин вышел из класса, прямо у дверей его перехватила Клавка. Она схватила его за шиворот и пару раз встряхнула.

– Ты что, бездельник, в прятки со мной играть вздумал? Так вот – игра закончилась!

– А я что, я ведь ничего, – пробормотал Сережа, болтаясь в крепкой Клавкиной руке. – Клавочка, отпусти меня, пожалуйста, я сегодня не убегу. Мне вчера очень нужно было.

Клавка ослабила хватку. Удерживая Шипкина за шиворот, она направилась к своему классу.

Когда они вошли в класс, Клавка закрыла дверь и скомандовала:

– Садись!

Шипкин забрался на стул и стал доставать тетради и учебники. Клавка плюхнулась рядом.

– Дневник давай, – потребовала она.

Сережа протянул ей дневник.

Дневник был старый и изрядно потрепанный. Клавка открыла его и уже через минуту поняла, что помочь Шипкину будет очень трудно.

Каждая страница дневника представляла собой настоящее рукописное побоище. Жирными каракулями в дневнике были записаны школьные предметы. На многих страницах они были перепутаны, потом зачеркнуты и написаны заново, но, как поняла Клавка, опять неверно. Запись домашних заданий была похожа на тщательно зашифрованный текст. По виду они напоминали китайские иероглифы. Разобрать, что было задано, мог только эксперт- криминалист. На каждой странице стояла двойка, а то и две. Судя по всему, самым высшим достижением в учебе для Шипкина были несколько троек с длинными минусами. Сами страницы были настолько грязными, будто на них каждый день готовили обед. Тетради выглядели не лучше.

Клавка брезгливо оттолкнула от себя дневник и спросила:

– Ну и что тебе задано?

Шипкин глянул в дневник, потом открыл учебник русского языка.

– Во, – ткнул он в какое-то упражнение. – Надо слова написать и буквы вставить.

Сережа поерзал на парте. До пола ногами он не доставал, поэтому левую ногу закинул под себя.

– Ладно, давай пиши, – вздохнула Клавка. – Только аккуратно, – добавила она, – а то голову оторву!

Сережа открыл тетрадку и начал старательно выводить слова «Домашняя работа». Полюбовавшись на свое творчество, он заглянул в учебник и написал: «Упражнение № 342».

Задание было длинным. Сережа высунул язык и стал записывать слова в тетрадку. У Шипкина, видимо, был насморк, поэтому он дышал через рот. Время от времени он шмыгал носом и утирался рукавом своего пиджака. После чего он смачно облизывался и снова склонялся над тетрадкой.

– О-о, – застонала Клавка, – и отвернулась к окну.

Она стала разглядывать белый снег, лежащий на крыше, и мечтать о том, как она придет в школу с Дашиным телефоном. Она представила завистливые взгляды девочек, и на душе стало тепло и радостно.

От сладких грез ее оторвал голос Шипкина:

– Посмотри, Клавочка, как я красиво букву «л» написал.

Клавка глянула в тетрадь и оторопела. Буква «л» действительно была написана красиво. А вот все остальное…

К этому времени Шипкин успел написать слов десять. Первое было написано неплохо, но чем дальше он писал, тем хуже становился почерк. Пропущенные в учебнике буквы, Сережа мужественно заполнил, но, как специально, все неправильно. Слово «Родина» он написал с маленькой буквы, а вот «колбаса», по какой-то, только ему известной причине, написал с большой, да еще и через букву «ы». На странице красовались две свежих чернильных кляксы.

– Это что такое?! – воскликнула Клавка.

– Тебе не нравится, как я написала букву «л»? – удивленно спросил Сережа.

– Какое «л», это что за «кылбаса»? – завизжала Клавка. – Это что за грязища в тетради. Ты какие буквы в слова вставил?

– А что, неправильно? – вжимая голову в плечи, спросил Шипкин.

– Ты хоть одно правило читал? Ты на уроке что-нибудь слушал? А ну возьми черновик и все упражнения там аккуратно сделай. А для начала высморкайся, «кылбаса сопливая»!

–У меня платка нет, Клавочка.

– На, мой возьми, – Клавка бросила ему свой чистый платок.

– Жалко, Клавочка, такую красоту портить, – с сомнением сказал Сережа.

– Да высморкаешься ты, паразит, или нет, – рявкнула Клавка.

Сережа стал торопливо использовать носовой платок по назначению. Он так старался, что казалось, платок сейчас разорвется пополам.

В этот момент в класс заглянул Сережин одноклассник.

– А можно Сергея на минутку? – спросил он робко.

– Нет, – отрезала Клавка.

Дверь захлопнулась.

– Пока все уроки не сделаешь, никуда не пойдешь, – грозно заявила она. – Пиши.

Шипкин склонился над черновиком и под строгим Клавкиным присмотром стал карандашом выводить слова.

Минут через пятнадцать, когда половина слов была написана, он поднял на Клаву глаза и попросил:

– Можно мне в туалет, Клавочка?

– Ладно, иди, – согласилась Клавка, – только все вещи здесь оставь.

Когда Шипкин ушел, Клавка какое-то время сидела за партой, бездумно глядя в окно. Прошло пять минут, потом десять, пятнадцать – Сережка не возвращался. Наконец Клавка не выдержала и пошла его разыскивать.

Она вышла в коридор. Там никого не было. Тогда она спустилась на второй этаж, где был туалет для мальчиков. Подойдя к дверям туалета, она громко крикнула:

– Шипкин, ты здесь?

Ответом ей была гробовая тишина. Тогда Клавка совсем обозлилась.

– Если ты, паразит, через секунду не выйдешь, я зайду в туалет и утоплю тебя в унитазе, – рявкнула она.

Ей никто не ответил.

Тогда Клавка решительно подошла к двери и рванула ее на себя. Зайдя в туалет, она внимательно осмотрела все углы. Никого.

Она вышла из туалета. «Может, он уже в классе, – подумала Клавка, – наверное, по черной лестнице поднялся». Клавка побежала назад. Когда она зашла в класс – Шипкина там не было. В классе отсутствовал не только Шипкин, там не было и его вещей.

– Так, так, – сказала Клавка, уперев руки в бока, – поиграть со мной вздумал. Ну, ладно, посмотрим кто кого.

Она собрала вещи и отправилась домой.

На следующий день после уроков она решительным шагом направилась к классу, где учился Шипкин. Заглянув в класс, Клавка увидела, что за столом сидит учительница, а вокруг нее пять учеников. Шипкина среди них не было.

– Здравствуйте, – поздоровалась Клавка.

– Здравствуй, – ответила учительница.

– А где Сережа Шипкин? – спросила Клавка.

– Я их сегодня пораньше отпустила, – ответила учительница, – он уже, наверное, домой убежал.

– А вы адрес его не подскажете? – спросила Клавка.

Учительница полистала журнал и назвала адрес Шипкина. Клава записала его на листочке и вышла из класса.

Доехав на автобусе до нужной улицы, Клавка вышла и стала разыскивать дом Шипкина. Она шла по тротуару, разглядывая номера. Наконец она увидела нужный дом. Он был трехэтажный, довоенной постройки. Толстые кирпичные стены были покрыты облупившейся штукатуркой. На первом этаже расположилась маленькая уютная пирожковая.

Войдя в подъезд, Клавка поднялась на третий этаж. На большой, давно неметеной лестничной площадке стояла старая детская коляска. У кого-то в глубине квартиры оглушительно ревела музыка. Клавка нашла нужный номер квартиры и позвонила в дверь. Ей никто не ответил. Выждав из вежливости несколько секунд, Клавка снова нажала кнопку звонка. Никакой реакции. Клавка разозлилась и стала трезвонить не переставая.

Наконец она услышала шаги и отпустила кнопку. Дверь открылась. На пороге стоял удивленный Шипкин.

– Привет, – сказал он растерянно.

Не удостоив Сережу ответом, Клавка отодвинула его в сторону и вошла в квартиру. Скинув с себя шубу, она отдала ее Шипкину.

– Повесь, – напуская на себя деловой вид, сказала она, – и говори, куда идти.

Шипкин топтался в прихожей, не зная, что предложить.

– Может, на кухню, Клавочка? – наконец решил он.

– Ну, на кухню, так на кухню, – усмехнулась она.

Кухня была довольно большой. Клавка осмотрелась. На грязной электрической плите стояли немытые кастрюли и сковородки. Обеденный стол был заставлен тарелками и стаканами. Между ними валялась грязная тряпка. Клавка брезгливо поморщилась.

– И куда тут можно присесть?

Шипкин заметался по кухне. Он собрал грязную посуду и быстро сложил ее в раковину, мокрой тряпкой смахнул со стола крошки. Потом схватил стул и пододвинул его Клаве.

Музыка гремела нестерпимо. Клавка едва слышала свой голос.

– Ты не мог бы сделать музыку потише? – спросила она.

– Это у сестры. Она, наверное, не согласится, – ответил Шипкин.

– А кто из родителей дома есть? – спросила Клавка.

– Никого, – тихо ответил Сережа.

– А ну дай я с ней поговорю, – потребовала Клавка.

Она встала и пошла разыскивать сестру. Квартира, в которой жил Сережа, была двухкомнатная. Длинный коридор был завален разным старьем. Возле стены стоял большой шкаф. На нем кучей были свалены бумажные коробки. Напротив него стоял диван с полинявшей обивкой. Протиснувшись между диваном и шкафом, Клавка постучала в дверь, из-за которой доносилась музыка. Никакой реакции не последовало. Тогда она толкнула дверь и вошла в комнату.

В небольшой комнате царил ужасный беспорядок, и было жутко накурено. На незаправленной кровати лежала девица, лет двадцати, с сигаретой в зубах. На тумбочке стоял здоровенный магнитофон с колонками исполинского размера. Вот из них-то и несся весь этот ужасный шум, который с большой натяжкой можно было назвать музыкой.

– Здравствуйте, – прокричала Клавка.

Ответа не последовало. Девица лежала с закрытыми глазами и во всю мощь своих легких подпевала магнитофону. Клавка подошла ближе и потрогала девицу за плечо. Та открыла глаза и удивленно уставилась на Клавку. Она что-то сказала, но из-за музыки слов было не разобрать. Тогда девица потянулась к магнитофону и одним движением выключила звук.

– Ты кто? – услышала Клавка.

Тишина, наступившая после этого ужасного грохота, была оглушительной. Клавка даже не сразу сообразила, о чем ее спрашивают.

– Меня Сережиным шефом назначили, – наконец ответила она. – Я заниматься пришла. Могу я вас попросить сделать музыку потише.

– Попросить можешь, – усмехнулась девица. – Проси.

Клавка удивленно уставилась на собеседницу. Она только тут заметила, что девица была изрядно выпивши.

– Ладно, – решительно сказала девица, – если просить не хочешь, давай водочки хлопнем.

– Я водку не пью, – твердо ответила Клавка.

– А что ты с ней делаешь, – удивленно спросила та, – на куски ее рубишь, что ли?

– Я вообще спиртного не употребляю, – устало ответила Клавка.

– А-а, – понимающе протянула девица, – язва?

Клавка совсем растерялась. Она хотела ответить, что никакой язвы у нее нет, но тут девица задала следующий вопрос:

– Так чем ты, говоришь, с Серегой заниматься пришла? У вас что ли любовь?

– Какая к черту любовь, – вспыхнула Клавка. – Я уроки делать пришла.

– Любовь – это хорошо, – не слушая Клавку, продолжила девица. – Ты его береги. А то ведь знаешь, какие они, мужики-то. Раз и все.

Чего все Клавка так и не поняла, потому что в этот момент в комнату вошел Шипкин и вывел ее в коридор.

– Ты, Клавочка, на Ирку не сердись, – попросил Шипкин. – Репрессия у нее. Вот она и пьет.

– Депрессия, наверно, – автоматически поправила Клавка, – ладно, пошли заниматься.

Они снова пришли на кухню. Шипкин достал свои тетради и учебники.

– Ты, Клава, извини, что я от тебя сбежал. Просто сегодня с Сашкой посидеть некому. Скоро баба Тоня придет. Она меня подменит.

– Ладно, – сказала Клавка.

Она не знала, кто такой Сашка, да и, честно говоря, ее не очень-то это интересовало. Клавка взяла дневник Шипкина и попыталась определить, что ему задано. Однако, порывшись немного в его записях, она безнадежно протянула дневник Сереже.

Шипкин быстро глянул на свои каракули и начал листать учебник. Он открыл тетрадку, собираясь записывать упражнение, но тут раздался топот детских ножек.

Через мгновение на кухню вбежал маленький мальчик. На вид ему было годика три. Он посмотрел на Клавку, потом подошел к Сереже и доверчиво прижался щекой к его боку.

– Пливет, – сказал он, обращаясь к Клавке.

– Привет, – ответила та, разглядывая ребенка. – Наверно, это и есть Сашка, – догадалась она.

На парнишке, кроме давно не стираной рубашки, ничего не было. Он стоял босыми ногами прямо на полу и улыбался во весь рот.

– Есть хочешь? – спросил Шипкин.

– Не-а, – ответил Сашка, – я конфету съел.

То, что он съел конфету, было видно по его перепачканным рукам и лицу.

– Твои папа и мама на работе? – спросила Клавка.

Шипкин в ответ как-то неопределенно мотнул головой.

– Наса мама в тюльме, – неожиданно сказал Сашка.

– Как в тюрьме? – опешила Клавка.

– Ну, понимаешь, Клавочка, – как бы оправдываясь, проговорил Шипкин, – так получилось.

Он хотел еще что-то добавить, но тут пришедшая в себя Клавка закрыла эту тему.

– Ладно, – сказала она, – пиши давай.

Сережа склонился над тетрадкой и стал записывать упражнение. Он успел написать только половину, как вдруг неожиданно снова загрохотала музыка. Видно, Ирку снова скрутил очередной приступ депрессии.

– Ну, надо же! – воскликнула Клавка.

Она снова было собралась зайти в Иркину комнату, но тут хлопнула входная дверь, и через минуту в кухню вошла пожилая женщина. Увидев ее, Сашка со всех ног бросился ей навстречу.

– Баба Тоня присла, – залепетал он.

Женщина подхватила ребенка на руки и прижала к себе.

– Я так понимаю, что теперь здесь есть, кому посидеть с ребенком? – спросила Клавка, обращаясь к Шипкину, и, когда тот утвердительно кивнул головой, скомандовала: – Тогда собирайся и пошли ко мне.

– Может, в следующий раз, Клавочка, – попытался отговориться Шипкин. – У меня сегодня срочное дело.

– Самое срочное дело – это твоя учеба! – отрезала Клавка. – Я жду.

Сережа положил учебники и тетради в портфель, оделся и вслед за Клавкой вышел на улицу.

До Клавкиного дома они добрались быстро. Поднялись на четвертый этаж, и Клавка своим ключом открыла дверь. Семья Клавы жила в большом пятиэтажном доме, сталинской постройки. Лет пять назад ее мама сделала удачный обмен, и они переехали в просторную квартиру с высокими потолками.

Внутри царила идеальная чистота. Обстановку можно было даже назвать роскошной, особенно после Шипкинского жилища. Дорогие обои, паркетный пол, большая напольная ваза – говорили о том, что здесь живут состоятельные люди.

Сережа разделся и застенчиво топтался в прихожей.

– Пошли! – скомандовала Клавка.

Она привела его в большую комнату и усадила за стол.

– Заниматься будем здесь! – объявила она.

Сережа достал из портфеля учебники и тетради. Разложив их на столе, он открыл тетрадь и начал дописывать незаконченное упражнение. Клавка пошла в свою комнату, переодеваться. Из кухни доносились приятные запахи и звон посуды. Клавка вернулась и присела на стул рядом с Сережей.

Через несколько минут в комнату заглянула бабушка.

– Это что ж это вы за работу принялись даже не пообедав? – всплеснула она руками. – А ну, Клавочка, давай кормить гостя.

Клавке и самой хотелось чего-нибудь поесть, поэтому она отложила учебники и отправила Сережу мыть руки.

Через несколько минут стол в гостиной был накрыт. Бабушка налила Сереже горячих щей и дала здоровенную ложку.

– Клавочка, я сметану забыла, – спохватилась бабушка, – сходи, пожалуйста.

Клавка вышла из-за стола и пошлепала за сметаной. Когда она вернулась назад, Сережа уже уплетал щи. Он торопливо черпал их из тарелки, обжигаясь и смачно прихлебывая. Клавка почему-то обратила внимание на то, какой он худой.

Сережа сидел за столом сгорбившись, пряча ноги под стул. Брюки были ему коротковаты, и в сидячем положении штанины задрались высоко вверх. Из-под них торчали носки разного цвета. На одном из них была дырка, из которой сиротливо выглядывал палец. Почему-то этот вид неожиданно вызвал в Клавке острое чувство жалости. Она вдруг вспомнила неухоженную Шипкинскую квартиру, чумазого Сашку. Клавка встряхнулась, стараясь избавиться от этого незнакомого ей доселе чувства. Она вошла в комнату и поставила банку со сметаной на стол.

Когда обед был закончен, Сережа откинулся на спинку стула и блаженно закрыл глаза.

– Вот бы каждый день так! – мечтательно проговорил он.

– Ты бы лучше так учился, как ешь, – нарочито сердито проговорила Клавка. – Учебники доставай!

Через минуту Шипкин снова сидел за столом, уткнувшись носом в учебники. Вскоре он с грехом пополам доделал русский язык и взялся за математику. Клавка, как грозный часовой, сидела рядом. Она собиралась начать объяснять ему, как решается задача, но тут в комнату вошла бабушка.

– Солнышко мое, – проворковала она, обращаясь к Клавке, – ты прости, что я тебя отрываю, но я вечером решила блинчиков твоих любимых испечь, схватилась, а молока нет. Уж не сочти за труд, сходи в магазин.

Клавка не стала отказывать бабушке. Она сунула Шипкину учебник под нос и приказала внимательно прочитать задачу.

– Попробуй решить сам, – сказала она, – хотя бы подумай, как это можно сделать. Приду – проверю.

Она собралась и отправилась в магазин.

Очередь в магазине была длинной, и Клавка проторчала там не менее получаса. Когда она поднялась на свой этаж, то увидела, что возле дверей квартиры стоит помойное ведро, очень похожее на их собственное. Она не стала долго размышлять о том, их это ведро или нет, а просто зашла в квартиру.

Шипкина в комнате не было. Клавка зашла на кухню. Там бабушка возилась с какими-то кастрюлями.

– А где Сережа? – спросила Клавка.

– Так он вызвался ведро помойное вынести, – беззаботно ответила бабушка. – Уж такой он ласковый да обходительный. Все обед мой нахваливал, – похвасталась она. – Правда, его что-то долго нет, не заблудился ли?

Клавка вбежала в комнату. Вещи Шипкина отсутствовали.

На этот раз Клавка не обозлилась. Она устало вздохнула и поплелась в свою комнату.

На следующий день, когда уроки кончились, Клавка подошла к Даше.

– Ничего, Дашка, у меня не выходит, – уныло сообщила она. – Этот Шипкин учиться никак не хочет. К тому же, он постоянно от меня сбегает.

Даша внимательно посмотрела на Клавку.

– Знаешь, Клавочка, – сказала она, – научить кого-нибудь из-под палки очень сложно.

– Да как же мне его учить-то?

– Ты, Клава, попробуй с ним ласково. Знаешь, кто-то из великих сказал, что если у тебя что-то не получается – сделай что-то другое. Поинтересуйся, что он за человек, чем увлекается. Может быть, через его увлечение любовь к учебе привить удастся.

Даша хитро улыбнулась и вытащила из портфеля мобильный телефон. Она заметила, как жадно Клавка впилась в него глазами. Дарья раскрыла телефон и нажала одну из кнопок. На дисплее высветилась запись: «Зайти за хлебом».

– Это он мне напоминает, что в булочную надо сходить, – объяснила Даша. – А у тебя, Клавочка, все получится, я нисколько не сомневаюсь. – Она положила телефон в портфель и поднялась. Клава с трудом оторвала взгляд от портфеля и тоже поднялась.

– Ладно, – сказала она решительно, – я еще раз попробую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.