Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настоящий разведчик 4 страница




Сережа Шипкин сидел красный как рак.

– Ты чего хромаешь? – спросил у Шипкина Колька. – Ногу подвернул?

– Да нет, – замялся Шипкин, – собака меня немножко догнала. Я уже в автобус почти запрыгнул, а тут она сзади.

– А, вот оно что, – усмехнулась Клавка. – Наш командир получил боевое ранение. Не в грудь, конечно, но тоже больно. Я думаю, нам его надо к ордену представить, а фотографию укушенного места на доску почета повесить. А внизу написать: «Герой-разведчик Шипкин едва не погиб в неравном бою с забором и собакой Жучкой».

– Да ладно тебе, Клава, – примирительно сказал Колька, – с кем не бывает. Ну, ошибся Серега, в следующий раз думать лучше будет.

– Э, нет, – возразила Клавка, – в следующий раз будет то же самое. Дело не в том, что Шипкин ошибся, дело в том, что он математику принципиально знать не хочет. Для проведения таких операций нужен точный расчет, а не безмозглый героизм. Кстати, а ты, Коля, что по контрольной получил?

– Три с минусом.

– А ты? – обратилась Клава к Мишке.

– Тоже тройку, только без минуса, – скромно ответил Мишка.

– Ясно, – решительно сказала Клавка. – С вашими познаниями в математике нашу разведгруппу поймают в самом начале боевых действий, если мы вообще доберемся до противника. Я подозреваю, что мы либо разобьемся об какой-нибудь столб, либо героически утонем в канаве.

Ребята понуро молчали.

– Что же нам делать, Клава? – обреченно спросил Шипкин.

– Хороший вопрос, – сказала Клавка. – У нас есть два выхода. Первый – пойти к командиру отряда и честно признаться, что мы настолько глупые и слабовольные, что не можем осилить даже арифметику. Я уже не говорю о математике, алгебре или геометрии. А поэтому наше стадо можно использовать только при сносе вражеских укреплений. Второй выход – каждый из нас поставит для себя боевую задачу: «Умереть, но осилить математику». Кстати, ума для этого большого не надо, – добавила Клавка, – как только начнете заниматься, сами убедитесь. На первом этапе я возьму над вами шефство, а потом мы пойдем на курсы разведчиков.

– А что, такие существуют? – удивленно спросил Мишка.

– А то, – уверенно ответила Клавка, – только для того, чтобы на них заниматься, надо освоить элементарные вещи. Для того, чтобы исполнить симфонию Баха, нужно хотя бы знать гаммы.

– Хорошо, – сказал Шипкин, – мы согласны.

– Вот и чудесно, – сказала Клавка, – через два дня встречаемся здесь же. А до этого времени всем вызубрить таблицу умножения.

На этом они и расстались.

С этого дня Клавка начала заниматься с ребятами. Ни на минуту она не давала им спуску. Она объясняла им материал, показывала, как это можно сделать, а потом требовала, требовала и требовала. Через какое-то время она с удивлением заметила, что когда она им что-то объясняет, то лучше понимает сама. Однажды ей на ум пришли Дашины слова: «Лучший способ научиться – это научить другого». За это время Клавка вспомнила многое из того, что уже давно забыла. Поняла то, что раньше не понимала.

Наконец наступил тот день, когда можно было сказать, что программу ребята знают на «отлично». «А ведь всего месяц понадобился», – иногда удивлялась Клавка.

Как-то после очередных занятий Шипкин спросил:

– Клава, а когда мы на курсы разведчиков пойдем?

– Завтра, – пообещала Клавка.

На следующий день она повела ребят в новое здание школы. Там были расположены учебные классы выпускников и учеников старших классов. Они подошли к одному из кабинетов, и Клавка открыла дверь.

Помещение, в которое они вошли, было довольно большое. Оно было совсем не похоже на школьный класс. Вокруг небольших столов стояли мягкие кресла. Посреди кабинета лежал огромный ковер. Половину стены занимала доска. На столах стояло несколько компьютеров.

В помещении находилось человек двадцать. Все они были заняты своими делами. Шипкин заметил, что здесь были ребята всех возрастов. Несколько человек окружили молодого парня, сидевшего за столом.

– Подождите на диване, – сказала Клавка.

Она подошла к столу, за которым сидел парень. Дождавшись, пока ребята разойдутся, она обратилась к нему и стала ему что-то негромко говорить. Парень внимательно слушал, кивая головой и поглядывая на ребят.

Шипкин немного знал этого парня. Это был молодой учитель математики, который работал в старших классах. В школу он пришел всего лишь два года назад, однако за это время сумел сделать так много, что о нем ходили легенды. Говорили, что он преподавал математику совсем не так, как принято в школе, но, несмотря на это, уровень знаний его учеников был очень высок. И дело было даже не в том, что они с легкостью побеждали во всевозможных олимпиадах.

Наконец Клавка закончила говорить.

– Понятно, – сказал парень, улыбнувшись. – Ребята, – обратился он ко всем присутствующим, – у нас пополнение. Вы уже знаете, что знания, которые вы получаете здесь, можно применить в любой сфере. С сегодняшнего дня мы будем учиться применять их в военной области. Я вам неоднократно говорил, что математика – это самый простой предмет в школе, многие из вас в этом уже убедились. В математике все остается неизменным и дважды два всегда будет четыре. Здесь, как и в разведке, необходимо научиться быстро и нестандартно мыслить. Сейчас мы проверим, насколько нестандартно умеют думать наши юные разведчики.

Он подошел к доске. Взял мел и стал говорить:

– Простая задача. Вы находитесь в тылу противника. Вам необходимо захватить и уничтожить военный катер. Катер стоит на расстоянии двухсот метров от берега. С него свисает веревочная лестница. Расстояние от ее последней ступеньки до воды полтора метра, вам до нее не дотянуться. Если бы лестница свисала ровно на метр, тогда вы смогли бы до нее достать. Вы знаете, что через десять минут начнется прилив. Скорость подъема воды десять сантиметров за пять минут. Вопрос: сколько времени необходимо, с учетом десятиминутного ожидания, чтобы лестница опустилась достаточно низко. Время на решение задачи пять минут. Вам необходимо определиться: ждать или искать другой способ подняться на катер.

Это задача только для разведчиков, – добавил он. – Все остальные решают ранее поставленные задачи.

Мальчишки задумались.

– Давай-ка я ее запишу, – сказал Колька.

Он схватил бумагу и быстро записал условие задачи.

– По-моему, ничего сложного, – задумчиво сказал Мишка. – Нам нужно, чтобы лестница опустилась на полметра – это пятьдесят сантиметров. Если мы пятьдесят разделим на десять, то получим пять. То есть пять отрезков времени. Каждый отрезок пять минут. Следовательно, пять умножить на пять будет двадцать пять. Да еще десять минут, которые необходимо подождать до прилива.

– Кажется, все верно, – радостно сказал Колька. – Мы ее решили за полторы минуты. Ай да мы.

– Не знаю, не знаю, – задумчиво сказал Шипкин.– Что-то здесь не так. Только не знаю что. Ладно, так как у меня другого решения нет, говори ответ.

Мишка поднялся и сказал:

– У нас все готово. Необходимо тридцать пять минут. Мы дождемся и будем штурмовать.

– Неверно, – не поднимая головы, ответил парень. – У вас есть еще две с половиной минуты.

– Как же так, – садясь на место, растерянно пробормотал Мишка.

Мальчишки задумались. Они и так и эдак крутили задачу, но другого решения никак не могли найти.

Когда время истекло, парень посмотрел в их сторону.

– Даю подсказку. Никогда не решайте только часть задачи, сначала представьте ее целиком. Для этого лучше всего ее нарисовать.

Мишка схватил карандаш и нарисовал катер, который стоял на воде. Потом он пририсовал к нему лестницу.

– Вот лестница, вот вода, – стал рассуждать он. – Начинается прилив, вода прибывает. Корабль поднимается. Ах ты, черт, – воскликнул он. – Ну, конечно же.

– Я тоже понял, – сказал Шипкин. – Лестница-то вместе с кораблем будет подниматься. Поэтому она никогда не опустится до нужного нам расстояния.

Они сказали ответ.

– Верно, – улыбнулся парень. – Для первого раза времени вам потребовалось чуть больше, зато вы получили опыт нестандартного мышления. Дальше пойдет лучше. Приготовьтесь решать следующую боевую задачу:

Катер вы уничтожили и удачно ушли. Противник организовал за вами погоню. Вам известно, что уходить от противника вам придется не меньше суток. Погоня отстает от вас всего на семь минут. Если вы будете двигаться с постоянной скоростью, вы сможете добраться до своих. По дороге вы можете задержаться, максимум, на три минуты, чтобы разрыв составлял не менее четырех минут.

Двигаться сутки без еды трудно. У каждого из вас есть пакет. В нем находится специальное средство, которое помогает выдерживать нужную скорость. Употреблять его можно только в том случае, если разогреть его на специальной сковородке. Каждую сторону по одной минуте. Это средство внешне напоминает обыкновенную котлету. Сковородка у вас одна и на нее помещается только две таких котлеты.

Итак, вопрос: можно ли за три минуты пожарить три котлеты. Вам нужно решить: уходить всем, уходить вдвоем или сдаться. Тот, кто это средство не съест, убежать не сможет. На решение задачи пять минут.

Парень сел за стол и стал что-то чертить в альбоме. Мальчишки задумались.

– Давайте начнем с того, – сказал Шипкин, – что сначала определим, есть ли у этой задачи решение вообще.

Они нарисовали сковороду и котлеты.

– Если на сковородку сначала положить две котлеты и поджарить, то на это уйдет две минуты. Если затем положить третью котлету, то на ее приготовление уйдет еще две минуты. Итого четыре. А у нас есть только три.

– Эта задача не решается, – сказал Колька, – кого-то придется оставлять. Это очень похоже на первую задачу. Давай говорить ответ.

– Я думаю, что не все так просто, – задумчиво проговорил Шипкин. – Вряд ли бы учитель стал повторяться. У нас еще есть время. Давайте подумаем.

Мальчишки крутили котлеты и так и эдак, но другого решения не находилось.

Когда время вышло, Мишка встал и сказал ответ.

– Все согласны? – спросил учитель.

– Я не согласен, – ответил Шипкин, – но мне надо больше времени.

– Ну что ж, даю тебе еще две минуты, – сказал учитель.

– Да брось ты, Серега, – сказал Колька, – нет у этой задачи другого решения.

Шипкин кивнул головой и задумался. Он представил себе, что кого-то из них придется бросить. Он мысленно видел, как его товарища окружают враги, и он бьется с ними до последнего патрона. Он видел, как, обливаясь кровью, мужественно погибает его товарищ. В этот момент он понял, что никого не хочет оставлять.

– Если не решу задачу, останусь сам, – решил Шипкин.

Мысленно он смирился с принятым решением и расслабился. И вдруг решение пришло само по себе. Он даже подпрыгнул.

– Как все просто оказывается!

Учитель смотрел на него с любопытством.

– Смотрите, – радостно сказал Шипкин, – сначала мы кладем на сковородку две котлеты и жарим их минуту. Потом одну переворачиваем, а другую убираем – еще минута. Потом ту, которая поджарилась, убираем и кладем первую. Всего три минуты. Мы все сможем уйти. Класс! – восхищенно сказал он. – Еще задачу хочу.

– Теперь я дам задачу только для твоих друзей, – сказал учитель.

Он продиктовал ребятам две задачи, персонально для каждого. Когда мальчишки их решили, они были в восторге.

С этого времени курсы разведчика стали для ребят любимым занятием. Они занимались три раза в неделю. У учителя всегда находилось для них что-нибудь интересное. Он как-то сказал, что математическая формула – это как ключ к вражескому тексту. С ее помощью можно решить множество задач.

Иногда он давал задания только разведчикам. Иногда задачи решали все.

Сами занятия были не совсем обычными. Время от времени, они были похожи на урок математики, а порой все присутствовавшие читали стихи или слушали музыку. Необходимо было почувствовать красоту поэтического произведения или совершенство музыкального пассажа.

– Помните, – говорил учитель, – когда вы решаете задачу, то само решение должно быть красивым. Оно должно быть изящным, как горящий огонь, и легким, как пушинка одуванчика.

Учитель умел остроумно пошутить. Нередко на занятиях он превращался в балагура и шутника, и тогда мальчишки просто умирали со смеху.

– Ваши решения должны быть остроумными и неожиданными. Если к этому прибавить красоту и изящество, то это будут лучшие решения.

Каких только заданий они не выполняли: они рассчитывали толщину досок для потолка в блиндаже, количество бревен для плота, на котором надо переправить десять солдат или танк; дальность полета снаряда при различном пороховом заряде.

Больше всего Шипкину нравилось рассматривать различные ситуации боевых столкновений, в которых одна группа была в два или три раза меньше второй. Необходимо было научиться делать расчет и прогноз ситуации, используя любые возможности для победы.

Но самым интересным было задание «интуитивного схватывания», когда задачу нужно было решить сразу и правильно, то есть решение нужно было не просчитать, а почувствовать.

Через два месяца занятий в мальчишках начали открываться ранее неизвестные им таланты. Выяснилось, что Мишка с легкостью перемножает двух и трехзначные числа. Он выдавал правильный ответ, абсолютно над ним не задумываясь. Сережа с легкостью мог нарисовать любую фигуру в разрезе. У Коли открылась способность выводить одну формулу из другой. Он не думал над ними, а как будто играл, как играет человек с кубиком Рубика, за несколько секунд собирая его из любой комбинации. Он, наверное, не смог бы объяснить, как он это делает. Иногда он говорил:

– Вот так будет красиво, – и записывал длиннющую формулу.

Мальчишек больше не надо было загонять на занятия. Их не нужно было убеждать в необходимости учиться. На этот раз их решение было абсолютно добровольным.

У них возникла только одна проблема – ребята перестали ходить на школьные уроки математики. Узнав, когда будет контрольная или проверочная, они приходили в класс, решали ее минут за пять и убегали по своим делам.

Как-то в начале апреля на перемене к Клавке подошел Шипкин.

– Клава, сегодня после уроков собираемся у нас в классе.

Сережа выглядел очень встревожено и даже растерянно.

– Хорошо, – ответила Клавка.

Когда все собрались в классе, Шипкин вышел к доске и сказал:

– Сегодня я был у командира отряда. У нас возникла большая проблема. Дело в том, что в игре «Зарница» участвуют многие школы нашего города. Вчера проводилась жеребьевка и нашими противниками будет восьмая английская спецшкола.

– Ну и что с того? – беззаботно спросил Колька. – Что они лучше нас бегают или быстрее думают?

– Дело не в том, – ответил Шипкин. – Они собираются использовать самое главное преимущество перед нами. Все переговоры по рации они будут вести на английском языке и между собой будут говорить только по-английски. Что толку от нашей разведки, если мы ничего не поймем из их разговоров. Ну, обнаружим мы их базу и дальше что? Разговоров мы не поймем, языка допросить не сможем, документы нам тоже не по зубам.

– По-моему, ты, Сережа, зря беспокоишься, – сказал Колька. – Языка мы в штаб доставим и документы туда же принесем, пускай там сами разбираются. Главное – их вообще найти.

– Все не так просто, – грустно ответил Шипкин, – сейчас старшеклассники срочно занялись английским. Более того, они ввели в группу разведчиков человека, который знает язык в совершенстве. Я думаю, они нас вообще в разведку не пустят.

Теперь все ребята пригорюнились.

– Мы столько готовились, – обреченно сказал Мишка, – и все зря.

– Так, – решительно сказала Клавка, – кажется, мы больно рано нюни распустили. Сколько у нас есть времени?

– Только апрель и май, – ответил Колька. – Шестьдесят дней.

– А три летних месяца ты забыл? – спросила Клавка. – Кстати, что у нас с английским?

Мальчишки грустно опустили головы.

– Ясно, – констатировала Клавка. – Дайте мне немного времени. Я уверена, что выход обязательно найдется. Не горюйте: не все еще потеряно.

Ребята разошлись, а Клавка стала напряженно думать. Наконец она решительно встала и вышла из класса.

На следующее утро она подошла к Даше.

– Слушай, Дашка, – обратилась она к ней. – У нас возникла одна проблема, и я не знаю, как ее решить.

Клавка коротко изложила Даше суть вопроса.

– Помоги нам. Ты же на английском языке говоришь как на русском.

– Да, – задумчиво протянула Даша. – Английский-то я знаю, да только времени у вас немного. Чтобы при таких условиях ребят научить, эмоциональный контакт нужен. А у меня с ними его нет.

Даша стояла молча, сосредоточенно глядя куда-то вдаль. Вдруг она улыбнулась и хитро сказала:

– Мне хорошая мысль в голову пришла, кажется, я смогу вам помочь. Приходите завтра после уроков в наш класс.

На том они и расстались.

На следующий день ребята собрались в классе. Они сидели мрачные и задумчивые. Было видно, что надежды у них почти не осталось. Клавка сидела на задней парте, разглядывая причудливый рисунок на стене, и пыталась угадать, что придумала Даша.

Минут через пять в класс вошла Даша. За ней шла Света Меньшикова, которая училась в выпускном классе.

Света была самая красивая девочка в школе. Многие старшеклассники пытались с ней подружиться, да и не только они. Она была выше среднего роста, очень стройная и всегда элегантно одетая. Густые русые волосы свободно опускались на плечи. Абсолютно правильные черты лица, тонкий греческий нос придавали ей вид кинозвезды.

В больших карих глазах светился недюжинный ум. Иногда в них вспыхивала какая-то бесшабашная веселость, которую сменяли то девичья нежность, а то искренняя заинтересованность и понимание, свойственные скорее взрослым женщинам. При виде Светы мало кто оставался равнодушным.

Неизменное веселье у ее подружек вызывали попытки взрослых мальчишек познакомиться с ней. В девяноста девяти случаях из ста претенденты краснели, заикались и в конце концов начинали нести всякую околесицу. Не было случая, чтобы Света над кем-то посмеялась. Когда парень замолкал, она вежливо брала его под руку и отводила в сторону. Самым нежным и доброжелательным тоном она говорила ему о том, что признательна за его интерес, но, к сожалению, ее сердце занято другим. Какие-то особые интонации, которые звучали в ее голосе, неизменно приводили парня в чувство. Он извинялся и уходил, сам не понимая, почему у него такое чудесное настроение.

И вот сейчас эта королева красоты стояла перед ними собственной персоной. Сегодня она была особенно хороша: исключительно чистая белая блузка, короткая юбка, блестящие черные туфли на высоком каблуке, как будто только что купленные в магазине. Ее стройным ногам могла позавидовать любая фотомодель.

Клавка с удивлением увидела, как подтянулись ее разведчики. Мишка торопливо пригладил непослушные волосы. Колька спрятал под стол давно нечищеные ботинки. Шипкин подтянул запачканные чернилами рукава рубахи и густо покраснел.

Клавка почувствовала, как ее непроизвольно кольнуло чувство ревности. «Чего это они прихорашиваются? – подумала она. – И Светка вырядилась как на праздник». Клавка знала Свету лучше, чем ребята. Света была не только красавицей, но и отличницей. Клавке было известно, что Света несколько лет прожила с родителями за границей и поэтому в совершенстве владела английским.

Пока мальчишки ошеломленно разглядывали Свету, возникла пауза, которую поспешила заполнить Даша.

– Ребята, – сказала она, – мне Клава рассказала, какие трудности возникли у вас с английским языком. Я попросила Свету помочь вам, и она любезно согласилась. Теперь я вас оставлю. Удачи вам.

Когда Даша вышла, слово взяла Света:

– Ну что ж, – сказала она, – то, что предложила Даша – выгодно нам всем. Дело в том, что в этом году я собираюсь поступать в Московский университет на филологический факультет. А для этого моих знаний в разговорном английском маловато. Там необходимо в совершенстве знать грамматику. Вы, наверное, знаете, что лучший способ научиться самому – научить другого. Поэтому мы будем помогать друг другу. Чем быстрее будете учиться вы, тем быстрее буду расти я.

Мальчишки смотрели на Свету с обожанием. Колька пытался незаметно почистить под столом ботинки. Мишка совершенно глупо улыбался, пропуская слова мимо ушей. И только Шипкин пытался сосредоточиться на том, что говорила Света, при этом то и дело покашливая. «Вот идиоты!» – подумала Клавка.

– У нас с вами есть три месяца, – нежно проворковала Света. – Два из них учебных до конца года и еще один летний, пока я буду готовиться к экзаменам. У вас останется еще два месяца на самостоятельную подготовку. Заниматься будем два раза в неделю. Сегодня я дам вам некоторые основы и большое домашнее задание, которое вы очень постараетесь выполнить. За это время мы научимся разговорному английскому в основном на военную тему.

С этого дня начались их занятия.

Когда через два дня Клавка зашла в класс, она сначала подумала, что ошиблась кабинетом. В классе уже сидели мальчишки, но это были уже совсем не те мальчишки, которых она привыкла видеть.

Каждый из них нарядился, словно на парад. На Кольке был абсолютно новый пиджак и идеально наглаженные брюки. Мишка сидел в костюме и белой рубашке, его ботинки были начищены до блеска. Клавка обратила внимание на то, что у него из кармана торчит какая-то дурацкая тряпка, судя по всему, изображающая платок. Даже Шипкин был при параде. Его старенький костюм был явно постиран и старательно отглажен. Волосы помыты и красиво уложены. На руках не было ни одного чернильного пятна.

Увидев Клавку, удивленно разглядывающую их, мальчишки явно смутились.

– Привет, Клава, – густо покраснев, сказал Шипкин.

– Чего это вы вырядились, как на парад? – потрясенно спросила Клавка, пропустив Сережино приветствие мимо ушей.

– Да мы ничего, – совсем смутившись, ответил Мишка.

– Я вчера на дне рождения был, – глядя куда-то в сторону, заявил Колька, – поэтому просто переодеться не успел.

– Ясно, – насмешливо сказала Клавка, – судя по вашему виду, вы вчера были на одном и том же дне рождения. Вы мне еще расскажите, что всю ночь водку пили да заночевали в гостях, поэтому сегодня оттуда прямо в школу приехали.

Мальчишки смущенно молчали.

Наконец в класс вошла Света. Она, как всегда, была на высоте.

– Здравствуйте, ребята, – сказала она, ласково улыбаясь. – Какие вы у меня сегодня нарядные, просто прелесть.

Клавка с удивлением обнаружила, что Светка – прирожденная актриса. Она вела себя так, будто и не догадывалась, что мальчишки влюблены в нее по уши. Она расхаживала по классу и самым нежным и вкрадчивым голосом объясняла правила. Если у кого-то получалось лучше всех, она обязательно подходила и гладила счастливчика по голове. В особых случаях она подсаживалась к онемевшему от радости ученику и объясняла ему что-нибудь персонально. При этом чудесный запах ее французских духов сводил мальчишек с ума.

Через какое-то время Клавка заметила, что мальчишки устроили соревнование. Они самоотверженно боролись за то, к кому больше подойдет Света и к кому чаще она присядет. Мальчишки умудрялись выучивать наизусть огромные тексты. Запоминали с первого раза самые сложные правила. Когда Света попросила их заучить двадцать неправильных глаголов, каждый перевыполнил норму, минимум, в два раза.

Однажды Светка пригласила всю компанию к себе домой. Она встретила ребят, одетая по-домашнему, отчего выглядела еще более привлекательно. Квартира, в которой жила Светка, была трехкомнатной. Она отвела ребят в самую большую и усадила на диван.

– Сегодня мы будем смотреть американский фильм без перевода и дружно будем пытаться понять, о чем там идет речь, – объявила она.

Она села на диван между мальчишками и пультом включила видеомагнитофон. Такое близкое соседство со Светкой поначалу привело мальчишек в полную растерянность. Но, так как фильм был довольно интересный, вскоре они смогли сосредоточиться на сюжете.

С первого раза им удалось понять немного. Но Светка была упорной учительницей и стала практиковать это довольно часто.

Иногда, когда ей не позволяло время, она давала мальчишкам кассету с тем условием, чтобы они на следующем занятии могли ей рассказать, что они поняли во время просмотра. У Кольки дома был видеомагнитофон, и ребята крутили кассету раз по десять, помогая друг другу понять сложные диалоги. Когда словарного запаса не хватало, они брали словарь и отыскивали нужный термин.

Через какое-то время они с удивлением заметили, что довольно сносно понимают, о чем в фильме идет речь.

Через два месяца занятий Света предложила разыграть небольшую сценку в лицах. Она раздала мальчишкам роли и предложила подготовиться. Сценка была на военную тему. Она состояла из довольно сложных диалогов с использованием военных терминов.

Шипкину достался самый длинный текст, зато в награду в конце сценки он мог взять героиню за руки и признаться ей в любви. Чтобы усилить эффект, Светка раздобыла где-то военные костюмы, а после нескольких репетиций они выступили перед учениками пятых и шестых классов, изучавших английский язык. Мальчишки играли самозабвенно, наверное, поэтому успех был ошеломляющий. Им долго хлопали и кричали «браво».

К концу третьего месяца Светка придумала еще одно развлечение. Она написала каждому мальчишке длинное письмо на английском языке и попросила прислать ей ответ. Письма были составлены таким образом, что в них говорилось о том хорошем, что она смогла узнать о каждом. Письма были очень искренними и доброжелательными. Мальчишки никогда не показывали эти письма друг другу, но как-то само собой получилось, что они выучили их наизусть.

Когда пришло время расставаться. Света предложила ребятам все лето общаться между собой только на английском языке. Если будет возможность, посещать те места, где проводят экскурсии для иностранцев, и внимательно прислушиваться к тому, о чем будет идти речь.

Она пообещала, что осенью обязательно заедет в родной город и непременно сходит в кино с тем, кто лучше всех сможет пообщаться с ней по-английски.

– Вообще-то, мне очень нравится, когда мужчина читает мне стихи, – лукаво сказала она. – Особенно, если это стихи английского поэта Байрона, лучше в оригинале.

На прощанье она чмокнула каждого мальчишку в щеку, потрепала по голове и ушла.

С уходом Светы настроение мальчишек изменилось. Неделю они ходили как в воду опущенные. Они собирались около школы, пытаясь заняться каким-нибудь делом, но были рассеяны и задумчивы. Клавке стоило больших усилий привести ребят в чувство. В конце концов это ей все-таки удалось.

Лето в этом году было довольно теплым. Все разведчики остались в городе. Однажды, когда ребята собрались во дворе школы, Мишка предложил:

– Слушайте, у меня двоюродный брат занимается спортивным ориентированием. Он уже разряд кандидата в мастера спорта имеет. Я у него вчера спросил, не согласится ли он нас потренировать. Он сказал, что не против, ему это даже интересно.

– А что такое спортивное ориентирование? – спросил Колька.

– Ну, это такой вид спорта, где нужно быстро ориентироваться в незнакомой местности, пользуясь только картой и компасом. Например, приводят тебя в лес. Дают карту и компас. По всему лесу спрятаны контрольные пункты, которые обозначены на карте. Тебе их надо найти. Кто быстрее сделает, тот и победил.

– А что, – сказал Шипкин, – ориентироваться в незнакомой местности для разведчика – первое дело, веди нас к своему брату.

Мишкин брат оказался очень веселым и деятельным парнем. Он взахлеб рассказывал о своем увлечении. Ему понадобилось совсем немного времени, чтобы рассказать тонкости этого вида спорта, и ребята приступили к тренировкам.

Это было их первое лето, когда они были под завязку загружены интересными делами.

С утра они бегали по лесу, стараясь отыскать все контрольные точки. После обеда направлялись по музеям и выставочным залам, в поисках экскурсий с иностранными туристами. Так как в городе достопримечательностей было много, то сделать это было совсем несложно. Иногда им даже удавалось вступить в диалог с американцами или англичанами.

По вечерам они посещали секцию борьбы, которую где-то на окраине города отыскал Колька. В секции преподавал бывший спецназовец, мастер спорта по самбо. Колька путано объяснил ему, чему бы они хотели научиться, и, так как летом ребят на секции было мало, тренер с удовольствием согласился.

Он показал им несколько простых, но очень эффективных приемов, которые и предложил выучить. Сначала ребята выполняли их медленно, стараясь запомнить каждое движение. Потом скорость постепенно начала возрастать. Тренер был опытным, поэтому он старался довести каждый прием до совершенства. Он объяснил ребятам, что лучше хорошо знать два-три приема, чем выучить десять, но не уметь ими пользоваться.

Наверное, ему было приятно вспомнить молодость, поэтому он по собственному желанию показал ребятам, как лучше всего снять часового или взять языка.

– Один на один справиться с часовым вам будет сложно, – говорил он, – тем более, что вам предстоит играть со взрослыми ребятами, поэтому лучше действовать группой.

Тренер выбрал рослого парня из тех, что занимались в секции, и поставил посредине зала, спиной к ребятам. Он показал, как правильно надо хватать человека за ноги, чтобы сбить на землю. Потом он продемонстрировал, что должны делать остальные, чтобы быстро скрутить противнику руки и подавить сопротивление. Он распределил роли, и ребята приступили к тренировкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.