КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природный крест
КРЕСТ За всё время существования цивилизации люди придавали большое значение избражению символов. Главными символами были объекты или предметы, имеющие неформальное значение для жизни человека. В первую очередь это Солнце (символы: крест и круг), луна (серп, нарождающийся месяц), звёзды, природные стихии (молнии, вода, засеянное поле и т.д.). И одним из древнейших народных символов было изображение креста.
Крест – один из самых древних символов, известных человечеству, несущий в себе образ солнца и других звёзд, это – солярный знак. Если посмотреть на солнечный зайчик на воде, или на солнце, прищурившись от его яркости, то можно прекрасно различить крест с четырьмя длинными концами. Он виден примерно так, как на этой фотографии звёздного неба (Рис.1). Кроме того, солнцеворот характеризуется четырьмя переходами: зимнее и летнее солнцестояниями (самый короткий или самый длинный день) и весенним и осенним равноденствиями, что так же могло повлиять на выбор солярного символа. Крест, вписанный в круг, в первую очередь, относился именно к солнцу, крест без круга — к другим звёздам. На протяжении всего времени существования разумной жизни солнце и звёзды притягивали мысли людей, завораживали взгляд. Отсюда идёт и древнейшее поклонение кресту как символу солнца и звёзд, символу неизведанного, мифического. Солнце давало свет и тепло, убирало темноту и прогоняло ночные страхи, поэтому всегда было главным кумиром наших предков. Даже пришедшее на смену солнцепоклонничеству христианство не смогло уничтожить или переиначить любовь и поклонение солнцу, как это произошло со многими другими языческими символами и догматами. Почти на всех католических храмах есть изображение солнца в виде окон или барельефов, как на этих фрагментах храмов Испании и Франции (Рис.3 и 4). Армянские христиане его даже и распинают вместо Христа (Рис.2).
Но уже с древности солнце изображалось, как крест в круге (Рис.5). Ведь это самое простое изображение. Его мы можем видеть на многих предметах старины: резьбе (Рис.6), вышивках и т.д., и даже сегодня мы — не случайно, а по древней памяти! — так изображаем свет (огни, лампочки) на схемах и чертежах. Кроме солярного (солнечного) смысла крест с удлинённым нижним лучом символизировал собой ещё и стилизованное изображение "Мирового древа", что тоже видно на резьбе и вышивках наших далеких предков, на старохристианских крестах (Рис.7), старых иконах (Рис.8), на лепнине храмов (Рис.10) или средневековой западно-европейской гравюре "крестного дерева". (рис. 9). Также похож на крест раскинувший руки человек (как на древнем "идоле", Рис.11) и многое другое, встречающее в окружающем мире, т.е. символ креста — в полном смысле Природный символ, солнечное (солярное) значение которого, конечно, главное.
Как четырёхсторонний крест выглядят направления сторон света, и русские названия этих сторон: Восток — восход (востекать, всходить), Запад — закат (западать, закатываться) относятся, конечно, к солнцу. Названий "юг" и "север" раньше не было, эти стороны света понимались как "полдень", и "полночь", что опять же напоминает о солнце: полдень — это юг, направление, куда указывает полуденное солнце в высшей своей точке, а полночь — север, холодное направление, в противоположность тёплому полдню.
Христианство взяло большинство своих символов (и не только символов) из тех верований, которые бытовали до него. Часть информации о дохристианской культуре была уничтожена, часть переиначена на свой лад. Крест из-за своей важности не только остался, но и превратился в один из важнейших христианских символов.
Ныне существует даже целая наука о изучении символов креста – Ставрография (от греческого "ставрос" – крест). В ней рассмотрено много видов простого четырёхстороннего креста. Например, крест "греческий", или древлерусский "корсунчик" (Рис. 12, фиг.34), традиционная для Византии и наиболее часто и широко употреблявшаяся форма "греческого креста". Этот крест считается древнейшим "русским крестом", так как согласно церковному Преданию князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный крест сохранился ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына Владимира. Не забыло христианство и крест в круге. Он применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную (Рис. 12, фиг. 35). Похоже на "греческий крест" или на "корсунчик", вписанный в круг, изображение Коптского креста. (Рис. 12, фиг. 2-15).
Известно много разных, зачастую очень сложных изображений креста. Ведь разные люди видели в солнце и звёздах не только прямые лучи, но и лепестки цветов, тянущихся к солнцу и похожих на его земное отражение (Рис.13). Этот символ также перешёл в христианство; такой крест называется "лепестковый" (Рис. 12, фиг.33). Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита: "Крест всякой формы есть истинный крест". Вот и "лепестковый крест" очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве, к примеру, мы его видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI-го века собора Святой Софии Киевской.
В то же время, хотя, по всем источникам, Иисус Христос был распят на трёхстороннем Т-образном (или Тау-образном) кресте (Рис. 14), такая форма не получила широкого распространения в христианстве. Возможно, произошло это от того, что именно четырёхсторонняя форма солярного креста была любима, значима и привычна ещё до возникновения этой религии. Вписывая лепестковый крест в круг, и немного по-другому посмотрев на него, мы хорошо видим другой крест (в центральном, закрашенном круге) области. В ставрографии он называется Мальтийским (или Георгиевским) крестом и в таком виде (Рис. 15, фиг.42) даже присутствовал, например, на гербе Пермской губернии. Эта форма креста, кроме постоянного и повсеместного церковного употребления была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта. Отсюда и наименование: Мальтийский крест (Рис. 15, фиг. 40).
Но его же, согласно Российской геральдике, имели на своих гербах многие города, к примеру:, упомянутая выше Пермская губерния, Золотоноша (Рис. 15, фиг. 40), Миргород (Рис. 15, фиг. 41) и Зеньков (Рис. 15, фиг. 41) Полтавской губернии; Погар (Рис. 15, фиг. 40), Бонза (Рис. 15, фиг. 40) и Конотоп (Рис. 15, фиг. 41) Черниговской губернии; Ковель (Рис. 15, фиг. 40) Волынской, Павловск (Рис. 15, фиг. 44) С.-Петербургской, Виндава (Рис. 15, фиг. 40) Курляндской, Белозерск (Рис. 15, фиг. 40) Новгородской губерний, Елизавет-польская (Рис. 15, фиг. 43) губернии и прочие. Мальтийский крест получил название Георгиевского тогда, когда был выбран в качестве наградного воинского ордена (Рис. 15, фиг. 43) – "георгиевского креста", с наложенным изображением Георгия Победоносца, покровителя войнов. Крест на Рис. 15, фиг. 41 и 44 является так же объединением простых поворотных крестов — коловратов, но об этом ниже. В этой статье мы попытаемся отделить – "древний" крест от "христианского" креста, хотя реально эти понятия неразделимы, т.к христианские символы, на самом деле, не только "христианские", и даже, не только "дохристианские" – они важные символы всего человеческого мира, не зависимо от существующих религий, каждая из которых пытается приватизировать себе не только символы, но и древнюю мудрость.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |