Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, первым признаком, отличающим эстрадную клоунаду от цирковой, является мера использования циркового трюка




Если раньше эстрадная клоунада была лишь одним из оригинальных жанров эстрады, который правильнее всего было бы назвать эксцент­рической, буффонной пантомимой, то сегодня она сформировалась в отдельный жанр.

ДРАМАТУРГИЯ ЭСТРАДНОЙ КЛОУНАДЫ

КЛОУНАДА НА СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ. - РАЗНОВИДНОСТИ КЛОУНА­ДЫ. - ОТЛИЧИЕ ЭСТРАДНОЙ КЛОУНАДЫ ОТ ЦИРКОВОЙ. - КЛОУНСКАЯ МАСКА. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ КЛОУНСКИХ МАСОК В ДРАМАТУРГИИ НОМЕРА. - НАХОЖДЕНИЕ «ПРАВДОПОДОБНО­ГО АЛОГИЗМА ПОВЕДЕНИЯ» КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ СЦЕНАРИ­СТА КЛОУНСКОГО НОМЕРА. - ТРЮКОВОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В СЦЕНАРИИ. - КЛОУН-МИМ-НОМЕР. - СПЕЦИФИКА ДРАМАТУРГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛОУНАДЫ (ЭКСЦЕНТРИКИ).

Клоунада всегда была одним из основных жанров циркового ис­кусства. «Без клоунов нет цирка!»1 — к такой, очень точной форму­лировке прибегнул известный исследователь цирка и эстрады Ю. Дмитриев.

Вместе с тем в последние десятилетия клоунские номера все чаще и чаще стали появляться на эстрадных подмостках. И дело здесь даже не в количестве, а в том, что клоунада заняла на эстраде свое обособленное место, стала очень популярной.

Можно сказать, что в системе оригинальных жанров появилась новая разновидность — эстрадная клоунада. «Комическая эксцент­рика, — отмечает Н. Тихонова, — очевидно входит в силу и распро­страняется, захватывая и профессиональное искусство, и само­деятельность, пронизывая своим праздничным многоцветьем, склон­ностью к гротеску и буффонаде буквально все жанры эстрады, проникая и в театр, и в кино, и в телевизионные постановки» 2.

Стр.163

В современном цирке сложилась следующая система разновид­ностей клоунады:

- буффонные клоуны,

- коверные клоуны,

- музыкальные клоуны (музыкальные эксцентрики),

- клоуны-дрессировщики,

- клоуны-сатирики,

- клоуны-мимы.

Из разновидностей клоунады на эстраде в основном встречают­ся две:

- клоуны-мимы,

- клоуны — музыкальные эксцентрики.

Если в цирке клоуны, как правило, насыщают свои выступления цирковыми трюками, то эстрадные клоуны чаще строят свои номе­ра на основе ярких сюжетных поворотов и комических трюков. Ко­нечно, и эстрадные клоуны используют иногда цирковой трюковой арсенал, но для них это скорее исключение.

В цирке выступления клоунов, основанные на коротком и лако­ничном сюжете, называются репризой (не путать со словесной ре­призой); если сюжет развернут и подробен — это уже антре. На эст­раде выступление клоуна — номер. Поэтому клоунада на эстраде, с одной стороны, подчиняется всем общим закономерностям по­строения драматургии эстрадного номера, с другой — неизменно не­сет в себе признаки драматургии циркового искусства.

Одной из важнейших особенностей, на которую опирается эст­радный драматург и которая взята из цирка, — клоунская маска, о которой так пишет С. Макаров:

«Подчеркнем, что понятие „маска клоуна" включает оригиналь­ный грим, гиперболизированные черты характера, самобытный кос­тюм, своеобразную манеру речи и поведения, индивидуальную ало­гичную логику мышления. Создавая клоунскую маску, артист часто наделяет ее чертами собственного характера, разумеется, значитель­но преувеличивая их.

Это может быть, к примеру, добродушная общительность, лю­бознательность, застенчивость, дотошность, меланхолическая задум­чивость, доведенные до комической назойливости. В маске

Стр.164

обыгрываются также внешние данные исполнителя: небольшой рост или чрезмерная полнота, худоба или сутуловатость. Клоуны чаще всего создают постоянные маски, выступая в них долгое время, порой до конца творческой жизни»3.

При всем разнообразии клоунских масок, в основе их две — Бе­лый и Рыжий. Рыжий более «молод», он появился в XIX веке. Сна­чала они существовали по отдельности, затем стали объединяться. С тех нор любая клоунская пара, — в цирке это происходит или на эстраде, — так или иначе является разновидностью двух масок, а именно — Белого и Рыжего.

Белый клоун всегда разумен и логичен. Рыжий же нелеп, глу­поват, неуклюж, он является предметом насмешек, все делает невпо­пад. И какой бы сюжет ни разыгрывали Белый и Рыжий, в его осно­ве всегда лежит конфликт их характеров. Рыжий постоянно стремит­ся обмануть, перехитрить Белого. Но даже когда они выступают не вместе, а создают сольные номера, эти черты основных клоунских масок сохраняются.

Поскольку Рыжий несет основной смеховой эффект в парной клоунаде, может показаться, что он в паре — главный. Но суть в том, что наиболее ярко, заразительно, смешно выступление Рыжего про­ходит только тогда, когда находящийся рядом Белый всем своим поведением (а если есть, то и текстом) оттеняет поведение Рыжего и как бы сосредоточивает внимание зрителей на последнем.

Эти две маски всегда контрастны, что выражается не только в гриме и костюме, но в их характерах, устремлениях, системе жизнен­ных ценностей персонажей, их мировоззрении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.