Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начальный этап расследования




На начальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные ситуации.

1. Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют и достоверных сведений о них нет. Эта ситуация характеризуется наличием достоверных сведений о характере происшествия, времени и месте совершения, последствиях.

Наиболее часто, как свидетельствует практика, эта ситуация встречается после совершения дорожно-транспортного происшествия водителем, находящимся в состоянии опьянения. Виновный водитель чувствует свою вину, думает, что факт дорожно-транспортного происшествия никем не замечен, и есть возможность этот факт просто скрыть, либо скрыть свое участие в нем, либо объяснить этот факт объективными причинами. В данной ситуации основной задачей следователя на начальном этапе расследования является розыск транспортного средства, скрывшегося с места происшествия и самого водителя.

Для этого осуществляются поиск и допрос очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся. У них выясняются индивидуальные и групповые признаки разыскиваемого автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем, наличие пассажиров в автомашине, их приметы.

При производстве осмотра места происшествия возможно по следам колес транспортного средства, отделившимся деталям, повреждениям на объектах установить тип и марку транспортного средства, участвовавшего в ДТП.

Помимо следственных действий, осуществляются организационные и розыскные мероприятия. По прибытии на место происшествия следователь должен обеспечить блокирование района, в котором может находиться транспортное средство, причастное к расследуемому событию, принять меры к задержанию, организовать превентивные заградительные мероприятия на въездах-выездах из населенного пункта и развилках дорог еще до окончания осмотра места происшествия, и уточнения внешних признаков скрывшейся автомашины. Назначается трасологическая экспертиза. Получив информацию, содержащую необходимые данные о транспортном средстве, работники милиции должны осуществить осмотр гаражей, автостоянок, станций технического обслуживания, автохозяйств с целью выявления транспортных средств с характерными для дорожно-транспортных происшествий повреждениями. В случае необходимости, если существует подозрение о том, что разыскиваемое транспортное средство находится в частном гараже и его владелец препятствует проникновению в него, может быть проведен обыска. На станциях технического обслуживания проверяется учетная документация на автотранспорт, проходящий ремонтные работы. Однако здесь надо иметь в виду, что транспорт может быть отремонтирован и без соответствующего документального отражения, поэтому необходимо подробно опросить лиц, непосредственно занимающихся ремонтом автомашин. При проверке в автохозяйствах, нужно обращать внимание на учетную документацию выхода транспорта на линию (путевые листы, книги учета ухода автомашин из гаража и прихода в гараж, наряды на работу и т.д.), характер работ, график дежурств, журнал проверки технического состояния транспорта, журнал медицинского освидетельствования водителей перед выходом их на линию. Осматривается территория автопредприятия, все автомашины подозреваемого типа или марки, места, отведенные под ремонт транспорта. В обязательном порядке опрашиваются слесари-ремонтники, диспетчера, ответственные и контролирующие выход транспорта на линию, водители транспортных средств подозреваемого типа и марки.

Ценную информацию можно получить и при изучении характера груза, перевозимого транспортным средством, причастного к совершению дорожно-транспортного происшествия. Рассматривая информацию о грузе, можно предположительно установить, где он был получен и куда направлялся. Это даст возможность установить само транспортное средство и поможет выяснить его местонахождение после совершения дорожно-транспортного происшествия.

В целях розыска транспортного средства и установления очевидцев дорожно-транспортного происшествия необходимо и сотрудничество со средствами массовой информации

2. Потерпевший, транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства. В этом случае известны время, место совершения преступления, его последствия и транспортное средство. Нахождение автомобиля на месте происшествия облегчает задачу поиска, так как есть возможность получить сведения о владельце и автомобиле по учетным данным ГИБДД.

Как показывает практика, подобная следственная ситуация характерна в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие совершается на транспортном средстве, находящемся в угоне, либо лицом в состоянии опьянения и влечет за собой, в большинстве случаев смерть потерпевшего. В такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию, после совершения дорожно-транспортного происшествия, об угоне у него транспортного средства, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых и родственников.

Основное направление действий следователя в данной ситуации - установление и задержание лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие.

Поставленную задачу можно решить уже на этапе осмотра места происшествия. Необходимо реконструировать обстановку происшествия, чтобы представить себе, как водитель мог выходить из автомобиля, где он должен был оставить следы, какие повреждения могут иметься у водителя. Посредством осмотра кабины, поврежденных частей в салоне можно установить, в каком месте могли остаться следы рук водителя, к каким частям и предметам он прикасался. В салоне машины могут быть обнаружены документы и вещи водителя, волокна его одежды. Значение следов, обнаруживаемых внутри автомобиля, вокруг места водителя, обусловливается потенциальной возможностью их сравнения с тем, что будет найдено на теле и одежде сбежавшего после его задержания.

Следует организовать незамедлительный поиск и допрос очевидцев, так как прежде чем покинуть место происшествия, водитель мог выйти из автомашины, например, чтобы убедиться, что пострадавший мертв или находится в бессознательном состоянии. В этом случае водитель даже может общаться с очевидцами и скрыться под предлогом вызова скорой помощи или милиции. Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, обнаруженное на месте происшествия допрашивается в качестве подозреваемого, дактилоскопируется. При необходимости у него могут быть получены иные образцы для сравнительного исследования. Назначаются трасологическая, биологическая (если в салоне транспортного средства обнаружена кровь водителя) и иные экспертизы. Кроме того, в целях идентификации водителя, находившегося в момент ДТП за рулем может быть проведено предъявление для опознания.

3. Потерпевший, водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия, но есть основания предполагать, что обстановка места происшествия видоизменена участниками происшествия, причем во вновь сложившейся обстановке нельзя достоверно установить факт совершения дорожно-транспортного преступления.

Ситуация характеризуется наличием сведений о потерпевшем, водителе и транспортном средстве. Водитель либо выдвигает версию о грубой неосторожности самого потерпевшего, либо отрицает вообще сам факт совершения дорожно-транспортного происшествия. В данной ситуации основным направлением деятельности следователя будет являться восстановление первоначальной обстановки места происшествия, а также установление механизма дорожно-транспортного происшествия. В этих целях следует допросить водителя и потерпевшего об обстоятельствах происшедшего события: что предшествовавших происшествию, каков был механизм его развития, какие обстоятельства, имели место после интересуемого следователя события. Необходимо произвести поиск и допрос свидетелей-очевидцев, которые могли наблюдать данное происшествие, уделяя особое внимание выяснению у них механизма развития происшествия, характера поведения участников и временным рамкам происшествия.

Точное выяснение в процессе допроса временных рамок (когда произошло происшествие, носило ли оно длящийся характер, когда виновный водитель вернулся на место происшествия, сколько времени прошло с момента происшествия до прибытия на место автомашин «Скорой помощи» и ГИБДД и т.д.) позволит по возможности достоверно восстановить механизм происшествия или сокрытия следов, факт нахождения водителя в состоянии опьянения.

В ходе осмотра места происшествия следователь должен установить первоначальное положение транспортных средств и потерпевших по материальным следам, оставшимся на дорожном покрытии, например, по следам торможения или юза, потекам технологических жидкостей, следам волочения, следам крови, по повреждениям, оставшимся на транспортном средстве или на других объектах.

4. В зоне дорожного движения обнаружен потерпевший с телесными повреждениями или без внешних признаков таковых, либо труп, но нет признаков дорожно-транспортного происшествия, транспортное средство на месте происшествия не обнаружено. В этой ситуации программа первоочередных действий следователя будет направлена, в первую очередь, на установление самого факта совершения ДТП. Для разрешения этой ситуации, прежде всего, непосредственно после опроса потерпевшего (если это возможно), необходимо назначить судебно-медицинскую экспертизу по установлению времени и причины телесных повреждений у потерпевшего, которые, вполне вероятно, могли быть причинены и не в результате дорожно-транспортного происшествия. В ходе освидетельствования потерпевшего (или осмотра трупа) и проведения судебно-медицинской экспертизы необходимо установить характер причинения телесных повреждений (в результате чего наступила смерть потерпевшего), их локализацию, установить наличие следов на теле потерпевшего и их совмещение со следами на одежде в целях проверки версии об инсценировке дорожно-транспортного происшествия.

Задачей следователя при проведении осмотра места происшествия является выяснение, совпадает ли место обнаружения тела с местом причинения повреждений. Большое внимание следует уделить отработке версии об инсценировке дорожно-транспортного происшествия с целью сокрытия другого тяжкого преступления, а также версии о некриминальном характере происшествия.

Разновидностью данной ситуации является ситуация, когда сообщение об обнаружении потерпевшего с травмами, характерными для дорожно-транспортного происшествия поступило из медицинского учреждения, куда был доставлен, либо прибыл самостоятельно, пострадавший. Особенностью первоочередных мероприятий является поиск и допрос лица, обнаружившего и доставившего потерпевшего в медицинское учреждение. У него необходимо выяснить где, когда, при каких обстоятельствах был обнаружен потерпевший, находился ли он в сознании, что говорил, как объяснял свое состояние. В этой ситуации необходимо установить и осмотреть транспортное средство, на котором потерпевший был доставлен в медицинское учреждение на предмет поиска следов дорожно-транспортного происшествия.

5. Потерпевший обнаружен вне зоны дорожного движения (в лесу, парке, овраге), но с признаками повреждений характерными для ДТП. Ситуация характеризуется отсутствием сведений о водителе и транспортном средстве, совершившем преступление, о времени и месте его совершения. На начальном этапе зачастую отсутствуют сведения и о личности потерпевшего. Так, вне зоны дорожного движения может быть обнаружен труп со следами переезда его транспортным средством, следами волочения.

В этой ситуации основной задачей следователя является установление факта дорожно-транспортного преступления, времени и места его совершения, а также личности потерпевшего.

В первую очередь следует установить место причинения повреждений потерпевшему. Для этого при производстве осмотра места происшествия необходимо установить наличие и направление подъездных путей к месту осмотра, следов колес транспортного средства, которое доставило сюда потерпевшего, направление движения этого транспортного средства, место и время его стоянки, возможные следы ног и т.д. Также необходимо, как можно скорее назначить судебно-медицинскую экспертизу для установления времени и причины смерти потерпевшего.

Важно установить свидетелей доставления потерпевшего на место его обнаружения. Необходимо разыскать свидетелей, которые могли видеть одиночное транспортное средство в интересуемом районе, так как подобная ситуация характерна для уединенных мест, вдали от оживленных магистралей и от поселений.

После установления личности потерпевшего необходим подробный допрос близких родственников потерпевшего, для установления маршрута его движения.

6. Ситуация, при которой достоверно известно, что пострадавший на момент происшествия находился внутри транспортного средства, однако отсутствует достоверная информация о местоположении пострадавшего в транспортном средстве на момент происшествия. При столкновении транспортных средств, либо при наезде транспортного средства на неподвижное препятствие, со времени происшествия до приезда на место аварии сотрудников ГИБДД или следователя проходит определенное время, в течение которого лица, находившиеся внутри транспортного средства, успевают покинуть его, пострадавшего зачастую отправляют в медицинское учреждение. Поэтому ко времени приезда на место аварии сотрудника ГИБДД обстановка места происшествия бывает во многом изменена. В подавляющем большинстве случаев изменения в обстановку вносятся при гибели пассажира транспортного средства. Так, пострадавший пассажир транспортного средства помещается на водительское место с целью создания инсценировки того, что именно он управлял транспортным средством, совершившим дорожно-транспортное происшествие. Первоочередной задачей следствия в этой ситуации будет установление местоположения пострадавшего в салоне (кабине) транспортного средства, а также установление лица, управлявшего данным транспортным средством.

Для решения указанной задачи необходимо немедленное назначение судебно-медицинской экспертизы с постановкой вопроса о характере повреждений, имеющихся у пострадавшего. По данным заключения судебно-медицинской экспертизы можно с достаточной долей вероятности установить местоположение пострадавшего внутри транспортного средства. Лица, находившиеся в момент ДТП в салоне автомашины, дактилоскопируются. Затем назначается дактилоскопическая экспертиза по следам пальцев рук, изъятых с рулевого колеса и рукоятки переключения передач интересующего транспортного средства.

Большое значение для разрешения подобной ситуации имеет розыск и допрос очевидцев. У них необходимо выяснить, наблюдали ли они момент аварии, могут ли опознать лицо, управлявшее данным транспортным средством, не видели ли они, как кто-либо из пассажиров транспортного средства вносил изменения в обстановку места происшествия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.