Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности тактики отдельных следственных действий




Полному выявлению состава группы расхитителей и изобличению соучастников во многом способствует задержание подозреваемых в совершении преступления. Эффективность этой тактической операции в значительной степени определяется правильным выбором момента задержания. Наиболее целесообразно проводить задержание не во время вывоза похищаемого имущества с территории предприятия и транспортировки товаров, а только после его доставки к месту хранения и получения участником преступной группы. Если конечным пунктом перевозки товаров является организация торговли, где планируется их реализация, то задержание проводится немедленно после оприходования продукции продавцом. Преждевременное задержание работников торговли после разгрузки поступившей продукции сводит на нет все усилия оперативных работников, поскольку доставку товаров в данный магазин продавец легко может объяснить недоразумением. Важно отметить, что задержание подозреваемых предшествует документирование оперативными работниками вывоза и транспортировки похищенного.

Из первоначальных следственных действий по делам о хищениях лицом с использованием своего служебного положения, присвоениях или растратах обыск у подозреваемых лиц является одним из наиболее действенных средств к обнаружению доказательств и похищенных ценностей. Сложность здесь заключается в том, что похищенное часто обменивается на деньги, а последние расходуются. Поэтому относимость к делу многих вещей трудно определить. Потому при подготовке к обыску и во время его производства требуется исследование предметов и документов именно с точки зрения их относимости к расследуемому событию.

Проведение обыска в первые дни, а иногда и часы начала расследования является характерным для данной категории преступлений. Однако первоначальный обыск нередко не дает возможности обнаружить и изъять предметы и документы, имеющие значение непосредственно по расследуемому преступлению. В этой связи следует планировать производство повторного обыска, потому что дела, которые возбуждаются по акту ревизии (по письменному заявлению, подписанному руководителем организации или учреждения), для лица, совершившего хищение, возможность производства у него обыска чаще всего очевидна. То есть тут утрачивает значение основное тактическое правило при обыске -внезапность. Расхититель к нему готовится, в частности, нередко скрывает похищенное имущество и ценности, нажитые преступным путем, у родственников, знакомых, у неустановленных соучастников преступления, в иных местах. Затем, когда у него будет произведен первичный обыск, расхититель стремится возвратить свои ценности для предотвращения их присвоения и растраты лицами, которым он передал их на сохранение, либо обнаружения этих ценностей при возможных обысках у этих лиц. Успокоившийся расхититель, полагая, что «беда» миновала, не ожидает повторного у себя обыска и именно это позволяет во многих случаях обнаружить и изъять искомые объекты.

По делам о хищениях должны производиться все виды обысков: а) личный обыск; б) обыск жилища подозреваемого и помещений, занимаемых его семьей и близкими, а также иных подсобных помещений; в) обыск служебных и производственных помещений, хранилищ; г) обыск транспортных средств (яхт, катеров, самолетов, автомашин).

При этом недопустимо, чтобы следователь поручал производство обысков работникам органа дознания, за исключением случаев, когда одновременно производится несколько обысков, (когда по делу проходят несколько расхитителей). Ибо обыски по поручению часто производятся формально, без знания подробных обстоятельств дела и не приводят к положительным результатам.

Перед проведением обысков необходимо собрать сведения об имущественном состоянии лица, у которого планируется произвести обыск. Проверяется, имеются ли у него в собственности дома, квартиры, дачи, гаражи, автомашины и др., где могут быть обнаружены доказательства преступной деятельности. Устанавливаются его родственные связи и близкие знакомства, предмет увлечения (хобби), количество членов и состав семьи. Изучается характер помещений, которые он занимает и пользуется как по месту проживания, так и на работе. Необходимо накануне обыска выяснить, имеется ли у подозреваемого оружие, системы наружного наблюдения и управления доступом в помещение, личная охрана, средства оперативной связи, технические средства защиты.

Особого внимания во время обыска требуют изучение различного рода документы. У лиц, которым доверено получение и отпуск товарно-материальных ценностей дома или на рабочем месте могут находиться запасные экземпляры учетных документов. Обязательному изъятию подлежат документы с обнаруженными в них признаками подделки, а также экземпляры документов, которые должны находиться в бухгалтерии, в финансовом отделе, на складе и т.д., но никак не у них лично. Нахождение таких документов у обыскиваемых может указывать на незаконность отраженных в них операций.

Если предполагается в связи с обыском работа с большим количеством документов, то в соответствии со ст. 168 УПК РФ целесообразно пригласить специалиста-бухгалтера. В случаях производства обыска на рабочем месте рекомендуется приглашать вышестоящих должностных лиц обыскиваемого работника, не заинтересованных в исходе дела, которые могут дать необходимые пояснения относительно рабочего места, его особенностей, механизмов и другого оборудования, а также по содержанию обнаруженных документов.

Выемка. При производстве выемки изымаются документы, имеющие значение для уголовного дела. Если по тактическим соображениям нецелесообразно получить определенные документы в организации, где произошло хищение, то это можно сделать в других организациях и учреждениях. Так, экземпляр соответствующего договора с данной организацией можно получить от другой стороны этого договора, так как он составляется подлинными экземплярами по одному для каждой из сторон. Документы на отпущенную данной организацией готовую продукцию (третий экземпляр накладной и первый экземпляр счета-фактуры), можно изъять у получателя (покупателя) этой продукции. Бухгалтерскую отчетность возможно, например, изъять из территориального органа государственной статистики по месту регистрации организации (в отношении: государственных и муниципальных предприятий - из органов, уполномоченных управлять государственным имуществом; бюджетных организаций - из вышестоящего органа (ст. 15 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»); кредитных организаций - в Банке России (ст.43 Федерального закона РФ от 19 июня 2001 года № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"»)). Получить сведения (документы) о создании, реорганизации или ликвидации организации можно путем выемки регистрационного дела данного юридического лица в соответствующем регистрирующем органе согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[20].

В банке, обслуживающем интересующие следствие организации, могут быть изъяты договора банковского счета, заключенные с этими организациями (ст.845 ГК РФ), платежные поручения, выписки оборота по корреспондентскому счету самого банка в части, касающейся расчетных счетов данных организаций, и др. Выемка возможна и в отношении ценностей и документов, находящихся на хранении в индивидуальных банковских сейфах, помещенных подозреваемыми.

В торговых организациях возможно изъятие счетов и документов, регистрирующих факт крупной сделки, например, купли-продажи автотранспорта на имя или от имени подозреваемых.

В учреждениях юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (с изм. от 5 марта 2001 года № 20-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», производится выемка документов, представленных подозреваемыми (обвиняемыми) на государственную регистрацию данного недвижимого имущества.

В нотариальных государственных конторах (у нотариусов, занимающихся частной практикой) осуществляется выемка документов, связанных с нотариальными действиями в отношении имущества, совершенными подозреваемыми (обвиняемыми).

Осмотр. При расследовании хищений чаще всего является необходимость в осмотре: территории (хранилищ) и помещений складов, кладовых, других помещений организации; документов; транспортных средств; вещественных доказательств.

К началу непосредственного осмотра следует вызвать материально-ответственное лицо или другое лицо, отвечающее за объект. Производить осмотр, как и обыск (выемку), без соответствующего менеджера организации, в чьем ведении находится осматриваемый объект, не рекомендуется.

Расхитители, скрывая преступление, уничтожают, как правило, документы, но иногда производят различные черновые записи. Поэтому при осмотре служебного помещения повышенного внимания заслуживают отдельные документы, не входящие в систему учета материальных средств, а также черновые и личные записи, завалявшиеся и порванные листки ежедневника и т.п. Известны случаи обнаружения в период осмотров записей о выдаче товаров без оплаты (без накладных, счетов-фактур), сделанных на стене, на оберточной бумаге, бумажных салфетках, на упаковке сигарет.

В большинстве случаев хищений в организациях промышленного типа совершаются путем создания излишков материальных ценностей, путем вывода из строя мерного оборудования (см., например, постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 826 «Об организации оснащения технологических линий по производству алкогольной продукции приборами учета объемов производства этой продукции»). В данном случае задача осмотра выявить и зафиксировать, к примеру, наличие на пломбе контрольного прибора учета объемов спиртосодержащих полуфабрикатов, виноматериалов, этилового спирта или алкогольной продукции следов вскрытия и повторного обжима.

Осмотр транспортного средства производится с целью обнаружения следов перевозимых похищенных ценностей. Следственный осмотр необходим в случаях, когда транспортируемые ценности были сыпучими веществами, или являлись сельскохозяйственной продукцией (зерно, картофель, лук и т.д.). Редко, когда такие объекты не оставляют следов (остатков) на транспорте при перевозке. Часто осмотр транспортных средств сопряжен с осмотром товарно-транспортных накладных.

Вещественными доказательствами по делам о хищениях рассматриваемой категории могут оказаться различные предметы, как то: похищенное имущество, орудия преступления (например, лекала, которые использовались при резке или раскрое материала и имели отклонения от действующих норм, с целью создания излишков материальных ценностей), поддельные документы, ценные бумаги и др. Их осмотр должен производиться с применением соответствующих научно-технических средств и приемов, с участием специалиста, сопровождаться фотографированием и подробным описанием в протоколе.

Осмотру могут подвергаться оборудованные склады и кладовые или специально приспособленные площадки для открытого хранения запасов материальных ценностей. Материалы, находящиеся на складе, должны описываться в протоколе по каждому отдельному наименованию с указанием их типо-сорто-размера, количества, места хранения (штабель, стеллаж, полка и т.п.) и содержания ярлыков, указывающих на данную продукцию и прикрепленных к этим местам. Ярлыки нередко подделываются, поэтому их осмотр следует производить по правилам технико-криминалистического исследования документов и криминалистического исследования письма. При хранении продукции в нескольких изолированных помещениях осмотр следует производить последовательно в местах хранения этих материальных ценностей. После осмотра одного помещения оно должно закрываться (например, временно опечатываться) и после этого переходить для осмотра в следующее помещение. Не допускается вместо фактического определения материалов на складе вносить в протокол данные о них со слов материально ответственных лиц или данных учета материально-производственных запасов.

Конкретные способы хищений определяют соответствующие следы, которые могут быть установлены при осмотре документов. В общем и целом все документы, подлежащие осмотру, можно разделить на следующие виды: а) расчетные документы (платежные требования; платежные требования-поручения; счета и т.д.); б) документы приходно-расходные (приходные ордера типовой межотраслевой формы № М-4, утвержденной Госкомстатом России 30 октября 1997 года № 71а; накладные на отпуск материалов на сторону; товарно-транспортные накладные; счета-фактуры и т.д.); в) документы, фиксирующие производственные процессы (лимитно-заборные карты типовой межотраслевой формы № М-11; накладные типовой межотраслевой формы № М-15; требования-накладные; акты (извещения) о браке; «Раскройные листы»; «Раскройные карты»; план-карты; карточки складского учета и др.); г) документы, фиксирующие начисление заработной платы (платежные ведомости; приходные и расходные ордера; квитанции к ордерам; наряды на выполнение отдельных работ (табеля выхода на работу) и др.); д) документы ревизий, инвентаризаций и различных проверок (акты ревизий; акты инвентаризаций; аудиторские заключения; отчеты аудиторских проверок; акты выездных налоговых проверок и др.); е) документы, характеризующие личность подозреваемого (обвиняемого) или других лиц (характеристики; рекомендации; поручительства и др.).

В основу осмотра документов по рассматриваемой категории хищений для целенаправленного его производства следователь должен выдвинуть два предположения: документ является подлинным или документ содержит в себе ложные сведения (подлог). При этом последнее предположение должно исследоваться в ходе осмотра с двух позиций: с учетом двух видов подлога - материального и интеллектуального. Поэтому для проверки названных предположений к осмотру следует привлекать как специалиста-криминалиста, так и специалиста-экономиста. И следственный осмотр документов производить строго по правилам криминалистического исследования документов.

В ходе исследования документов следователю необходимо пользоваться двумя методами выявления в них криминалистически значимой информации: методом двойной записи и методом анализа взаимосвязанных технико-экономических показателей (ТЭП).

Метод двойной записи, являющийся важной особенностью бухгалтерского учета, позволяет изъять и осмотреть документы в организации-контрагента, в делопроизводстве (на учете) которой должен находиться аналогичный документ (соответствующий его экземпляр). Причем данное правило относится как ко внутренним операциям (внутри данной организации).

Метод ТЭП основан на том, что каждая хозяйственная операция находит отражение в бухгалтерском учете с различных сторон по виду производственных затрат. Такими затратами могут являться оплата за труд, транспортные расходы, расходы по охране материальных ценностей и др. Например, при изготовлении излишней неучтенной продукции расхитители часто вынуждены оплачивать работникам в полном объеме, чтобы не было подозрений о совершающемся хищении. Такие оплаты затем относятся на издержки производства, непланируемый расход по заработной плате и другие издержки производства. Изучение подобных затрат помогает выявлять несоответствие между изготовлением количества продукции и фактическим ее выпуском. Обстоятельства же такого несоответствия являются фактическими данными, которые несут информацию о совершенном преступлении.

Допрос подозреваемого - важное неотложное следственное действие, которое должно тщательно подготавливаться, ибо в отношении данного участника уголовного судопроизводства со стороны защиты требует от следователя высокой профессиональной работы. Прежде всего, следует обратить внимание на изучение материалов дела и особенно документов. При их изучении необходимо уяснить, какие операции они отражают, имеются ли основания сомневаться в их достоверности и т.д.

Из характеристики, личного листка по учету кадров (анкеты) и других документов можно сделать правильное представление о личности подозреваемого. Иногда данные о прошлом подозреваемого (например, административное взыскание, судимость) могут послужить ключом к раскрытию способа хищения.

К общим вопросам, подлежащим выяснению, относится установление порядка движения материальных ценностей в организации, условий их хранения, выявление круга лиц, имеющих доступ к этим ценностям, порядок их приемки, отпуска на производство и другие цели внутри организации, продажи, списания и т.д. Нередко общие сведения заведомо известны следователю, но по тактическим соображениям в плане доказывания вины допрашиваемого важно, чтобы их предварительно подтвердил подозреваемый.

От подозреваемых должны быть получены подробные показания по всем фактам, нашедшим отражение в документах. Эти документы должны предъявляться на допросе, а протоколы их осмотра - оглашаться. При этом любое обстоятельство, имеющее отношение к объяснению допрашиваемого по поводу предъявленного ему документа, по возможности, должно быть конкретизировано до мельчайших подробностей.

При допросе могут быть применены научно-технические приемы и средства, облегчающие работу следователя и создающие условия для дачи конкретных показаний. Например, допрашиваемому могут предъявляться документы для обозрения при помощи лупы, светофильтров и осветителей.

Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы. Основными требованиями при подготовке следователем исходных данных для ее производства являются следующие. Во-первых, необходимы подлинные документы, а не их ксерокопии, которые подписаны лицами, отвечающими за их достоверность. Во-вторых, все объекты экспертизы должны быть представлены комплексно, то есть сгруппированы по данному похищенному имуществу. В свою очередь, первичные документы бухгалтерского учета, подобранные (сгруппированные) по вышеуказанным признакам содержащейся в них информации, должны быть соответствующим образом взаиморасположены. Так, например, счета-фактуры должны быть подобраны в хронологической последовательности с приложением соответствующих им транспортных и платежных документов, а также соответствующих регистров бухгалтерского учета и журнала счетов-фактур, где в соответствии с правилами бухгалтерского учета, должны быть суммарно отражены данные этих первичных документов.

Производством данной экспертизы может быть: а) определена правильность оформления операций с товарно-материальными ценностями; б) установлено количество определенных видов материальных ценностей; в) установлены обстоятельства, касающиеся недостач и излишков; г) установлена доброкачественность проведенной ревизии; д) установлен причиненный ущерб и ответственные за него лица; е) дана оценка состояния бухгалтерского учета в организации.

 

Расследование взяточничества

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества

По делам о даче и получении взятки установлению подлежат следующие обстоятельства.

1. Событие преступления - имело ли место дача и получение взятки за: действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; общее покровительство или попустительство по службе.

2. Кем получена взятка. Является ли взяткополучатель должностным лицом: представителем власти или лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В каком государственном органе, государственной или муниципальной организации или учреждении, органе муниципального самоуправления, надзорном или контролирующем органе работает лицо. На основании, каких нормативных актов осуществляет свою деятельность указанный орган или учреждение. Не занимает ли лицо государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, главы органа местного самоуправления. Каким документом (указ, приказ и т.п.) данное лицо зачислено на должность, с которой связано исполнение функций, определяющих сущность должностных полномочий. Каков круг полномочий взяткополучателя: имеет ли он возможность принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения лицами, находящимися в подчиненности; осуществлять контроль в сфере управления или распоряжения имуществом, денежными средствами или услугами организации и т. д. (какие конкретно блага может предоставить, какие неблагоприятные последствия может предотвратить). Каким видом иммунитета он обладает.

3. Кем дана взятка. Имелись ли посредники при передаче предмета взятки.

4. Что являлось предметом взятки: деньги, ценные бумаги, иное имущество, различные выгоды (занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами) или услуги имущественного характера оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и др.). Какова денежная оценка таких выгод и услуг. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг были предоставлены родным и близким должностного лица, знало ли оно об этом, не возражало ли против этого.

5. Каковы индивидуальные свойства и характеристики предмета взятки. Так, если предметом взятки являлись деньги, устанавливается, какая именно сумма передавалась, в какой валюте, какими купюрами, каковы индивидуальные признаки купюр, номера переданных купюр, сведения об особенностях и индивидуальных признаках упаковки. Если предметом взятки явились товарно-материальные ценности, следует установить их наименование, количество, качественные признаки, форма, размер, цвет, объем, вес, индивидуальные признаки, номера, дефекты, данные о месте и времени приобретения, данные об источнике средств для приобретения предмета взятки, материал, из которого они изготовлены, наличие клейм, маркировка, характеристика упаковки. При выполнении работ и услуг для взяткополучателя, которые могут быть оформлены в виде заключения различных договоров (заказ, подряд, перевозка, ремонт квартиры, наем жилья и другие услуги), устанавливается: каков объект услуги (предоставление туристических путевок и направлений в санатории и дома отдыха, организация зарубежных поездок под видом лекций и с деловыми целями, участие в симпозиумах и др.) или работы, как документально оформлено, кто исполнитель, время и место исполнения, средства выполнения работ и услуг, иные обстоятельства, связанные с исполнением.

6. Каков способ подготовки, получения-дачи взятки и ее сокрытия. Использовалась прямая передача взятки или завуалированная. Под какое правомерное действие была завуалирована передача взятки.

7. Место и время выполнения каждого конкретного действия (бездействия), образующего способ совершения преступления каждым из субъектов: (дата и час).

Обстановка в которой совершено взяточничество: структура органа и место в ней должностного лица; система документооборота; режим работы, процедура принятия решений (коллегиально или единолично принимаются решения, кто и каким образом готовит рассмотрение вопросов, какова очередность их решения и прочие особенности функционирования органа или учреждения).

8. Какие действия (бездействие), совершило или намеревалось совершить должностное лицо в интересах взяткодателя, входят ли они в служебные полномочия лица, оказывалось ли покровительство и попустительство по службе, являлись ли действия (бездействие) незаконными. Каков характер и размер ущерба, причиненного взяточничеством.

9. Какова конкретная вина каждого субъекта взяточничества. В чем заключались интересы субъектов взяточничества, какова их цель и мотив, за какие именно служебные действия была передана взятка.

10.Как характеризуются обвиняемые - каковы их социально-демографические и нравственно-психологические свойства личности. Каковы источники доходов семьи взяточника (заработная плата и иные доходы всех членов семьи, доходы от разрешенной преподавательской, творческой и научной деятельности, от ценных бумаг, полученные наследства, выигрыши в лотерею, подарки, премии, материальная помощь, иные доходы) и подтвержденные расходы (оплата жилья, питания, расходы на содержание детей в престижных детских учреждениях, обучение в вузах, проведение ремонта квартиры и других объектов, содержание транспорта, строительство дач, особняков, подарки родным и знакомым, посещение дорогих увеселительных мест, участие в азартных играх, устроение праздников, юбилеев и др.). На какую сумму расходы взяточника превышают его легальные доходы. Какое имущество приобретено на средства, добытые преступным путем. Каковы связи подозреваемого в преступной среде.

11.Имеются ли смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц обстоятельства и какие именно. Имело ли место получение или дача взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия); получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в которую входят не менее двух должностных лиц; вымогательство взятки.

Имело ли место получение взятки в крупном размере (свыше ста пятидесяти тысяч рублей).

12. Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; не имело ли место вымогательство взятки со стороны должностного лица; не имело ли место со стороны взяткодателя добровольное сообщение о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

13. Причины и условия, способствовавшие взяточничеству.

Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела

Практика показывает, что в заявлениях и сообщениях граждан о фактах взяточничества обычно не содержится достаточного объема информации, позволяющего судить о полноте признаков состава указанного преступления: например, при указании на конкретное должностное лицо отсутствуют данные о том, когда, от кого, за что получена взятка; иногда сообщаются конкретные факты получения взятки, но при этом заявитель ссылается на информацию, полученную от других граждан; нередки случаи анонимных заявлений -письменных или устных, сообщаемых по телефону. Поэтому такие заявления должны тщательно проверяться.

В первую очередь необходимо получить подробные, детальные объяснения от заявителя и иных лиц с уточнением обстоятельств событий, указанных в заявлении. Затем следует запросить из организаций, учреждений, предприятий документы, которые могут свидетельствовать о наличии указанного в заявлении факта, а также получить информацию из других правоохранительных органов о наличии материалов в отношении названного в заявлении лица, по которым ранее было отказано в возбуждении уголовного дела.

При проверке сведений о фактах взяточничества рекомендуется:

а) изучить структуру организации (учреждения) и условия ее деятельности - по месту работы взяткополучателя. Истребовать и изучить управленческие, финансовые документы для объективного выявления, определения функций учреждения, а также состояния учета и контроля за прохождением документации. По инициативе следователя может быть проведена проверка финансово-хозяйственной, организационно-управленческой деятельности учреждения, где работает взяткополучатель;

б) ознакомиться для получения информации о проверяемых лицах с хранящимися в архивах правоохранительных органов и судов материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовных дел, материалами судебного следствия и т.д.;

в) использовать возможности оперативно-розыскной деятельности для получения дополнительной информации;

г) в случае наличия пропускной системы ведомства, где работает взяткополучатель, истребовать журналы учета посетителей и установить, кто чаще всего к нему приходил;

д) запросить у операторов связи сведения о переговорах интересующего абонента, либо соединениях (кто звонил и в какое время).

Основной тактической операцией является задержание с поличным. Для его успешной реализации необходимо обеспечить соблюдение следующих требований.

В присутствии понятых нужно переписать номера и пометить специальными средствами денежные купюры, которые будут переданы лицу в качестве взятки. Это оформляется соответствующим актом (протоколом), в котором указывается, кем, в присутствии кого и кому зафиксированные по номерам денежные купюры переданы, с какой целью, если они помечены, то каким средством и каков способ его проявления.

Следует снабдить лицо, привлекаемое к участию в захвате с поличным (мнимого взяткодателя), средствами фиксации переговоров между ним и взяткополучателем, что дает возможность зафиксировать содержание разговора между ними. О передаче этих средств (таковыми могут быть магнитофон, диктофон, радиомикрофон) также составляется соответствующий акт в присутствии понятых; в нем указываются характер и номер технического средства, переданного лицу, участвующему в данном оперативно-розыскном мероприятии. На аудиокассету в начале ленты рекомендуется записать информацию, содержащую сведения о том, где, когда, кому, в присутствии кого и с какой целью вручена соответствующая техника, отразить факт опечатывания кассетоприемника с указанием номера печати и того, что она заверена подписями всех участников мероприятия. Это обстоятельство, соответственно, фиксируется и в акте.

В некоторых случаях рекомендуется решить вопрос о необходимости досмотра мнимого взяткодателя (или взяткополучателя) перед выходом на участие в захвате с поличным взяткодателя (взяткополучателя). Факт досмотра отражается в акте с указанием на то, что у него на данный момент отсутствовали при себе какие-либо иные денежные средства или предметы, кроме используемых в качестве предмета взятки.

Посредством видеозаписи рекомендуется фиксировать, как происходит встреча взяткодателя и взяткополучателя. После передачи предмета взятки осуществляется задержание с поличным, о чем составляется соответствующий протокол, в котором отражаются сведения о времени и месте проведения захвата, о лицах, принимавших в нем участие, об использовании технических средств, о ходе встречи между взяткодателем и взяткополучателем, об их действиях, в том числе по передаче чего-либо, а также о действиях группы захвата.

После задержания взяткодателя (взяткополучателя) группой захвата необходимо произвести его досмотр, а также досмотр мнимого взяткодателя (взяткополучателя). В протоколе личного досмотра указываются сумма, количество, достоинство и номера купюр, а если деньги были помечены - средства с помощью которых выявлены пометки и какие именно. Если передавалась вещь, указываются ее общие и частные признаки, упаковка.

При этом деньги, другие предметы, свидетельствующие о совершении факта взяточничества, изымаются с соблюдением мер предосторожности, обеспечивающих сохранность отпечатков пальцев, упаковываются, заверяются подписями понятых, а также лиц, участвующих в проведении захвата с поличным, и самого взяткодателя (взяткополучателя), если он соглашается на это. Затем в присутствии понятых изымаются и осматриваются технические средства, выданные ранее взяткополучателю (взяткодателю), которые фиксировали ход проведения оперативно-розыскного мероприятия.

Отбираются письменные объяснения от понятых и всех участников захвата с поличным, а также от задержанного.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии: а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место; б) получения взятки не было, имел место оговор должностного лица; в) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица как вымогательство взятки; г) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар, наследство, возвращенный долг и т.п.), не совершая каких-либо действий в интересах третьих лиц (структур).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.