Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программы эстрадных театров миниатюр




Массовая культура — это одно, а культура для масс и, соответственно, массовых праздников — это статья особая, требующая обостренного чувства ответственности у сценариста и режиссера.

При создании у нас сценариев больших массовых праздников и представ­лений всегда надо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. Рос­сия — страна многонациональная. Ее культура — сплав и конгломерат раз­ных культур. Это открывает широчайшие возможности для творчества. Но сегодня разного рода межнациональные конфликты сотрясают весь мир. Тут сценаристу следует быть очень внимательным и тактичным.

Касается ли это режиссера массового праздника, а не только сце­нариста? Несомненно. И в полной мере.

Стр.258

В реальной жизни вполне правильный лозунг «спорт вне поли­тики» редко соблюдается в полной мере даже на Олимпиадах. Еще в большей степени это относится к эстраде и массовым праздникам. На Празднике открытия Международного фестиваля молодежи и студентов в Пхеньяне, после прохождения по дорожкам огромного стадиона больших театрализованных делегаций более чем ста стран, на эту же дорожку была выпущена одна-единственная стройная чер­новолосая девушка... В напряженной тишине насторожившегося переполненного посланцами разных стран стадиона она шла в фи­нале красочного и шумного парада всех жителей земли. Диктор объя­вил, что она представляет на празднике в столице Северной Кореи Южную Корею, что она с огромным трудом добралась в Пхеньян из Сеула через Бомбей и Франкфурт-на-Майне. Тогда стадион встал и разразился аплодисментами! Дружба народов — вещь не всегда чи­сто умозрительная, а часто вполне осязаемая...

А ведь многие помнят, как еще совсем недавно широко и радо­стно отмечался праздник 250-летия Георгиевского трактата, объеди­нившего Грузию с Россией, ныне тихо отошедший в прошлое.

Праздничная культура России отражает не только историчес­кую, но и реальную, сегодняшнюю жизнь страны и жизнь мира....

И еще один реальный пример из этой же области.

Отрабатывался сценарий выступления петербургской делегации на массовом празднике, посвященном тысячелетию Казани, к которо­му Петербург подарил столице Татарстана целую улицу (!!!). В после­дний момент выяснилось, что общественность республики не желает видеть на этой самой дареной им улице памятник Петру Великому, который их когда-то чем-то почему-то вроде бы обидел... Но пьедестал уже был воздвигнут! Встал вопрос, кого ж на него водружать?!

Хозяева праздника попросили поставить на месте реформатора Руси бюст... русского поэта Николая Гумилева. Он когда-то кому-то что-то хорошее сказал про татар. Нашли эту фразу и ночью, перебив буквы, высекли на постаменте золотыми буквами...

Соответственно, пришлось переписывать весь торжественный мо­нолог в стихах и менять часть мизансцен.

Вдумаемся в сообщения из относительно благополучной и цве­тущей курортами Испании. Там много десятилетий проводился ве­селый массовый народный праздник, посвященный произошедше­му много веков назад избавлению от мавританского ига

Стр. 259

На стенах старинных замков играли оркестры, пылали факелы, звучали патриотические монологи. Ряженые стражники сбрасывали с высоких бастионов в крепостной ров какую-то куклу, «напоминавшую древнего мавра-мусульманина». И все всегда кричали «Ура!», пили за­мечательные испанские вина и очень-очень-очень веселились...

Но в наши дни прекрасный финальный аттракцион со сбрасыва­нием куклы в пропасть пришлось отменить, чтобы не обижать религи­озных чувств части населения Испании.

Ну, а как назвать следующий эпизод, описанный в газетах, ког­да приехавшей в Ригу из Москвы на «Юморину» чернокожий сту­дент во всеуслышанье спел с эстрады такую частушку:

Эх, клюковка, да с голубикою,

Подходи, скин-хэд, — глазик выколю!

Один выколю, другой останется,

Чтоб ты помнил, гад, кому кланяться!

Можно ли позволять себе с эстрады (а потом еще и повторять в печати) такие слова!? Да еще в Латвии, стране, где сильны настроения неонацизма!

Праздник победы одной национальной футбольной команды над другой легко переходит в ужасающее побоище даже в центре Москвы...

И тем не менее массовые праздники, зародившиеся еще в седой древности, жили, живут и, конечно же, будут жить, принося много радости как их зрителям, участникам, так и режиссерам-постанов­щикам, сценаристам, артистам, спортсменам, общественным и госу­дарственным деятелям... То есть — народу.

И во имя этого следует трудиться на творческой ниве, не жалея ни времени, ни сил. Надо только не нарушать определенных, уста­новленных эпохой, традициями и самой эстрадой правил...

Стр. 260


ГЛАВА 19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕАТР МИНИАТЮР». - ДЕМОКРАТИЗМ ЖАН­РА. - УГЛУБЛЕННЫЙ СИНТЕЗ ЭСТРАДЫ И ТЕАТРА - ОДИН ИЗ СУЩЕ­СТВЕННЫХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕАТРА МИНИАТЮР. -СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЖАНРА ТЕАТРА МИНИАТЮР НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРА А. И. РАЙКИНА. - ДОМИНАНТА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ТЕАТРЕ МИНИАТЮР. - ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ЖАНРА.

Программы театров миниатюр в России имеют давнюю и инте­ресную историю, а соответственно и определенные традиции — осо­бенности драматургического пострения, специфику художественного языка, выработанную больше чем за столетие, свои, определенные приемы выразительности.

Поэтому начинающему эстрадному автору, пишущему для теат­ра миниатюр, можно посоветовать основательно изучить этот исто­рический материал. Во-первых, это позволит фантазии автора «сво­бодно гулять» по эстетическому полю жанра «театр миниатюр», точ­но попадать в своих сценариях в стиль и форму этого вида эстрадных представлений, избавит его от неизбежного для неопытного челове­ка попыток «изобретения велосипеда».

Кроме того, напомним еще раз, что новое — это хорошо забытое старое. Изучая историю театров миниатюр в России, можно почерп­нуть много интересных забытых идей, экстраполировать ходы и дра­матургические приемы в современные программы, наполнить их акту­альным сегодняшним содержанием. В этом смысле начинающему эстрадному драматургу, решившему написать несколько миниатюр, хочется посоветовать в первую очередь внимательно прочесть две прекрасные работы. Это монография Л. И. Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917» и книга Е. Д. Уваровой «Эст­радный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. (1917-1945)».

Стр. 261




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.