Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ в детском возрасте и воспитание441




на этом базисе, не вступил на этой почве в любовные отноше­ния, которые, перейдя потом в отождествление, в свою очередь оказали бы влияние на развитие его Я.

При «анализе характера» у взрослого мы должны, собствен­но, распотрошить всю его жизнь, сделать невозможное, а имен­но: аннулировать поступки, не только осознать их влияние, но и упразднить его, если мы хотим иметь действительный успех. Следовательно, в этом вопросе анализ ребенка имеет много преимуществ перед анализом взрослых.

Вторая возможность касается воздействия на сверх-Я. Смяг­чение его строгости является, как вы знаете, одним из требова­ний, предъявляемых к анализу невроза. Здесь, однако, анализ взрослых пациентов встречает наибольшие затруднения; он должен вести борьбу с самыми старыми и самыми важными любовными объектами индивида, с родителями, которых он интроецировал путем отождествил; память о них хранится в большинстве случаев с благоговением, и поэтому тем труднее бороться с ними. При детском анализе, как вы уже видели, мы имеем дело с живыми, реально существующими во внешнем мире лицами, которые не преображены воспоминаниями о них. Если к работе, ведущейся изнутри, присоединить еще работу извне, если мы попытаемся видоизменить с помощью аналити­ческого влияния не только существующее уже отождествление, но если наряду с этим мы постараемся видоизменить с помо­щью обычного человеческого воздействия также и реальные объекты, то эффект получится полный и поразительный.

То же самое относится и к третьему пункту. При работе со взрослыми мы должны ограничиться тем, что помогаем им приспособиться к окружающей среде. Мы не имеем ни наме­рения, ни возможности преобразовать эту среду соответствен­но его потребностям, при детском же анализе мы легко можем сделать это. Потребности ребенка проще, их легче понять и удовлетворить; наши возможности в соединении с возможно­стями родителей бывают при благоприятных условиях впол­не достаточны, чтобы на каждой ступени лечения ребенка и улучшения его состояния доставлять ему все или многое из того, что ему необходимо. Таким образом, мы облегчаем ре­бенку приспособление, пытаясь приспособить окружающую


442 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование

среду к нему. И в данном случае мы проделываем двойную работу: изнутри и извне.

Я полагаю, что благодаг)я наличию трех этих моментов мы добиваемся в детском анализе — несмотря на вышеперечислен­ные трудности — такого изменения характера, такого улучше­ния и выздоровления, о котором мы и не мечтаем при анализе взрослых.

Я подготовлена к тому, что присутствующие здесь практи­ческие аналитики после всего вышеизложенного скажут: то, что я проделываю с детьми, настолько отступает от общепри­нятых пралил психоанализа, что оно не имеет уже ничего об­щего с ним. Это — --'дикий» метод, который заимствует все у анализа, но не следует строгим аналитическим предписаниям. Но представьте себе такое положение: вообразите, что во вре­мя приема к вам приходит взрослый невротик и просит вас взять его па излечение; после более подробного ознакомления оказывается, что его влечения, его интеллект так же мало раз­виты, зависят в такой же степени от окружающей среды, как и у моих маленьких пациентов. Тогда вы, вероятно, сказали бы:

«Фрейдовский анализ является прекрасным методом, но он не создан для таких людей». И вы применили бы к нему смешан­ное лечение, вы вели бы чистый анализ постольку, поскольку это соответствовало бы его сущности, а в остальном вы восполь­зовались бы детским анализом, потому что лучшего он и не за­служивает в соответствии с его инфантильным характером.

Я думаю, что аналитический метод — предназначенный для определенного своеобразного объекта, для взрослого невроти­ка — нисколько не пострадает, если мы попытаемся применить его в модифицированном виде к другим объектам. Если кто-нибудь захочет найти иное применение психоанализа, не сле­дует ставить ему это в упрек. Следует только всегда знать, что делаешь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.