Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение необходимых условий в раннем возрасте 443




необходимых условий в раннем возрасте и воспитание1

I в

Джон Орр (1944) в своем вдохновляющем докладе о всемир­ном продовольственном плане обрисовал картину послевоен­ного мира, где люди разных национальностей больше не воюют друг с другом, а используют свою силу для борьбы с врагами, угрожающими физическому и умственному здоровью челове­чества. Он выделяет три угрозы здоровью человека: неполно­ценное питание, жилищные проблемы и факторы, которые при­водят к ухудшению психологической адаптации индивида. Он настаивает на том, что нормальное физиологическое v психо­логическое состояние может быть достигнуто только в случае обеспечения продуктами первой необходимости, и призывает к объединению усилий физиологов и психологов для точной оценки основных нужд человечества.

Подобное требование неоднократно выдвигалось людьми, имеющими дело с воспитанием маленьких детей. Незрелый организм маленького ребенка гораздо тяжелее переносит лише­ния, чем сформировавшийся организм взрослого человека. Не­достаток пищи в младенческом возрасте вызывает не только за­болевания на данном этапе, но и влечет дальнейшее неправиль­ное развитие организма. Психоаналитические исследования последних пятидесяти лет показали, что существует тесная связь между физическими и психическими процессами, если рассмат­ривать таковые в данном контексте. Независимо от того, в каком возрасте ребенок подвергся серьезной дспривации, в дальней­шем это скажется на его умственном развитии. Любой процесс, происходящий в развивающемся сознании, является решающим для психического здоровья взрослого человека, точно так же, как и все происходящее с телом ребенка, отражается на его дальней­шем физическом развитии. Как ранее было отмечено Гловером (1946), глубинное культурное развитие человеческого сознания может начинаться в первую очередь с этапа передачи духовного наследия, то есть в процессе раннего воспитания.

' Текст дан по изданию: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999. С.245-258.


444 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование

Таким образом, удовлетворение первичных потребностей взрослых люден будет эффективным только в случае, если в ран­нем детстве была подготовлена почва для умственного и физи­ческого здо;:)0!Н>я.

Физические потребности ребенка

Пвща. Из всех необходимых условий для правильного разви­тия в первую очередь необходимо сказать о потребности в тща­тельно сбалансированном питанин ребенка. Во многих цивили­зованных странах общественные организации контролируют питание детей: в детских благотворительных клиниках дают матерям советы, своевременно снабжают жизненно необходи­мыми продуктами, которые сложно достать либо из-за их де­фицитности, либо из-за бедности родителей. Рацион ребенка составляется с учетом результатов психологических исследо­ваний и исследований в области диетологии, и это коренным образом меняет рацион ребенка по сравнению с предыдущим поколением. Что прежде считалось роскошью или деликатеса­ми (фруктовые соки, сладости, рыбий жир и так далее), теперь признаете жизненно необходимым, и нынешние дети обеспечи­ваются этими продуктами. Существует определенная тенден­ция распространить эту политику и на более поздние стадии детства, что подтверждается введением школьных завтраков и обедов. Также имеет место возрастающая тенденция перело­жить обязанности по обеспечению питания детей с родителей на общественные институты.

Пространство. Взрослые считают потребность в пище бо­лее важной для детей, чем другую, равнозначную ей, физиче­скую потребность, нашедшую выражение у Джона Орра в тре­бовании «полноценного крова». Многие дети отстают в разви­тии из-за недостатка свежего воздуха, отсутствия необходимых гигиенических средств, из-за того, что у ребенка нет отдельной кроватки.

Еще одна физическая потребность маленьких детей все еще недостаточно освещена, хотя и занимает высокое положение сре­ди основных требований для воспитания здорового поколения. Маленькие дети нуждаются в активной помощи со стороны


Обеспечение необходимых условий в раннем возрасте 445

взрослых в развитии их мышечного контроля и физических на­выков. Не то чтобы их надо чему-то учить в этом отношении. Умение ползать, ходить, бегать, прыгать и лазать развивается естественным путем. Но для того, чтобы повысить уровень, которого способен достигнуть каждый ребенок индивидуаль­но, эти умения должны совершенствоваться, и взрослые долж­ны способствовать этому совершенствованию. Детям необхо­димо обеспечить полноценное пространство и достаточно без­опасные условия для достижения полного контроля над своим телом. При стесненных условиях, в которых многие дети про­водят свои первые два-три года, они неизбежно сталкиваются с некоторыми ограничениями физической свободы. Р1х движе­ния сдерживаются, чтобы они не нанесли вреда себе или иму­ществу взрослых. Последствия подобных ограничений в ран­нем детстве не проявляются так явно или быстро, как послед­ствия неполноценного питания. Но есть много детей, которые всю жизнь остаются намного ниже своего потенциально зало­женного уровня в достижении физического контроля над те­лом. Они остаются неуклюжими и неразвитыми в своих дви­жениях, хотя могли бы стать свободными, ловкими и грациоз­ными, если бы им предоставляли достаточно пространства и возможность пользоваться игрушками, предназначенными для развития моторики в раннем детстве.

Также мало внимания уделяется и развитию различных навыков в раннем возрасте. Навыки хватать, держать, тянуть, толкать, трогать и другие совершенствуются последователь­но, если ребенок развивается нормально. Но большая разни­ца заключается в том, приняты или отвергнуты средства для совершенствования этих навыков. Существует великое мно­жество обучающих игрушек, которые прекрасно служат этой цели. Требование, что каждый ребенок должен иметь доступ к таким вещам, как одно из прав любого ребенка, сейчас рас­сматривается общественными органами (например, Ассоци­ацией детских садов Великобритании). Те же навыки, овладе­ние которыми ожидается от ребенка и от взрослого в более позднем возрасте, довольно часто с самого начала не разви­ваются из-за того, что для этого не созданы необходимые ус­ловия.


446 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование

Кроме этого, в связи с двумя вышеупомянутыми требования­ми существует определенная тенденция переложить обязанно­сти по обеспечению детей всеми необходимыми условиями с родителей на общественные институты, то есть дополнить то, что могут предложить родители своим детям в этом отноше­нии, за счет общественных органов управления. Обеспечение детей, которые посещают детские сады, всем необходимым (в соответствии с новым законом об образовании) является наиважнейшим шагом в этом направлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.