Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. Чуя - р. Катунь




 

Пос. Кош-Агач (Ортолык) - р. Чуя (без прохождения Мажойского каскада) - р. Катунь - пос. Чемал (Манжерок) - б - VI, н.- V к. с.

(С прохождением Мажойского каскада - н - VI к. с.)

Протяженность сплава: 380 км

Продолжительность: 10 - 14 дней

Сезонность: май - сентябрь

Схема 1

 

В пос. Кош-Агач, находящемся в погранзоне, можно добраться рейсовым автобусом из Горно-Алтайска или самолетом из Барнаула. Первые 50 км сплава - от пос. Кош-Агач до слияния с р. Чаган-Узун Чуя течет, разбиваясь на массу проток, по голым, выжженным солнцем стенам, в низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой. В долине много стариц, где встречаются утки.

После впадения Чаган-Узуна слева река резко меняет свой характер: становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю "Актру", почти непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты, средний уклон Чуи 4,6 м/км, вдоль реки вьется дорога. Участок носит название Горной Чуи.

Через 6 км ниже пос. Чаган-Узун появляются шиверы, затем каскад порогов, начинающийся между 510 - 509 км трассы Бийск-Ташанта. Всего на участке 26 препятствий, большую часть из которых можно идти с ходу. Надо просмотреть порог № 11 - "Прямой", находящийся у отметки "500,7 км" длиной 500 м, наиболее сложный на Горной Чуе. В русле много камней, с навалом воды на них, пенных ям глубиной более 1 м, косых валов до 1,5 м. За мостом через дорогу из пос. Курай в альплагерь "Актру" река входит в Курайскую степь и вновь разбивается на протоки. Берега низкие, главная опасность на этом участке - завалы. У отметки "457 км" находится плотина Чуйской ГЭС. У отметки "456 км" начинается участок Дикой Чуи, на котором можно выделить Менский и Мажойский каскады порогов. 2-километровый Менский каскад начинается сразу же после плотины. Здесь мощные препятствия с уклоном до 15 - 20 м/км, с большим количеством камней, валами и ямами до 1,5 м, требующие тщательного просмотра и организации надежной страховки.

Можно выделить 4 ступени, после последней - 2-километровый простой участок и далее Мажойский каскад - сложнейшая часть Чуи. Мажой - это 20-километровое угрюмое ущелье, вверху которого снег лежит даже летом. Ущелье труднопроходимо и имеет каньонообразный характер, в нижней части переходит в каньон с обрывистыми стенками высотой 100 - 150 м. Чуя ревет мощнейшим потоком, продираясь через частокол камней, вспениваясь валами высотой до 4-х м и падая в водопадные сливы. Мажойский каскад начинается сразу за устьем левого притока Чуи реки Машасол (Мажой). Сначала идут пороги средней сложности, имеющие характер прижимов. Участок завершают два сложнейших порога "Суровый" и "Пирамида". "Суровый" пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.

Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог "Гарнитур". Это начало сложнейшей части Мажоя. 17 порогов на 5 км требуют тщательной разведки и надежной страховки. Пороги "Сито", "Приманка", "Недотрога" непроходимы в малую и среднюю воду. Плотность препятствий очень высока, иногда в день преодолевается по 500 м. Каскад заканчивается длинным красивым порогом Зайсан, за которым горы расступаются и Чуя выходит в долину.

До с. Чибит на Чуе перекаты и шиверы. Каскад удобно объехать на попутной машине по дороге в Чибит. Следующее препятствие - порог № 30 ("Сумрачный"), находящийся у отметки "423 км" за правым поворотом реки, имеет длину 600 м. Порог № 31 ("Буревестник") начинается у отметки "422,5 км" через 400 м ниже "Сумрачного", имеет длину около 300 м и состоит из 2-х ступеней. 1-я почти вся перегорожена огромными "быками", во 2-ой - пульсирующий вал, высотой до 2-х м, за ним яма глубиной до 1,5 м. Порог надо просмотреть. Через 0,5 км ниже устья р. Айгулак у отметки "414 км" - порог № 35 ("Бегемот") - V - VI к. с. Необходимо причалить при появлении моста, под опорами которого находится первый водосброс высотой 1,5 м. Длина порога около 400 м, условно его можно разбить на 7 ступеней, наиболее опасны 1-я, 3-я и 4-я. Высота пульсирующих валов в пороге достигает 2,5 м, глубина ям - 2,0 м. На 3-ей ступени в сливе - "зуб", куда идет основная струя. Через 2 км начинается порог "Классический" длиной 0,5 км, сразу за ним у отметки "410,5 км" - "Слаломный" длиной около 2 км. В этих порогах приходится маневрировать между глыбами. Высота валов и глубина ям достигает 1,5 м. До порога № 52 можно плыть без разведки.

Порог № 52 ("Турбинный") - один из 3-х сложнейших порогов Чуи. Он расположен у отметки "370,6 км" и находится за крутым левым поворотом реки. Это мощное препятствие водопадного типа, осложненное камнями в сливах и скалой в русле, делящей поток на 2 части. На протяжении 25 м падение воды составляет 4 м, Заходить в него лучше максимально прижавшись к левому берегу.

В в 600 м ниже "Турбинного" не менее опасный порог "Турклуб Горизонт" в узком скальном коридоре длиной 200 м. Это мощное препятствие со сливами и высокими валами, весьма проблематичное для байдарок, не очень простое и для надувных судов, кончается навалом на скалы правого берега. Последняя на Чуе шивера "Конечная" густо забита камнями и начинается у отметки "367,5 км". Ее длина до 2 км. Путь от устья Чуи до Манжерока описан в маршруте № 1.

Литература: 1, 2, 5, 18, 19.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.