КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р. Чулышман
Р. Нижн. Кураган - р. Катунь
Пос. Катанда - перех. по р. Нижн. Кураган до р. Осиновка - сплав по р. Нижн. Кураган - р. Катунь - пос. Манжерок (н. - V к. с.) Протяженность сплава - 270 км Продолжительность: 16 - 18 дней Сезонность: май - август. Схема 1
Пеший переход к начальной точке сплава начинается из пос. Катанда (куда можно добраться автобусом из г. Горно-Алтайска) и имеет длину около 35 км. Идти надо по левому берегу р. Нижн.Кураган до устья его левого притока, р. Осиновки, выше которой на реке очень сложный каньонный участок. В начале сплава Ниж. Кураган течет в скальном каньоне длиной 1,5 км, в котором насчитывается 14 препятствий. Далее идет участок шивер и порогов средней сложности, а за левым притоком, р. Алыскар,- опять сложный участок длиной 2 км, где еще 12 порогов и шивер. Затем река входит в небольшую котловину - 2,5 км, где разбивается на протоки, в которых встречаются перекаты и завалы. За устьем правого притока, р. Ермошка, начинается 3-ий сложный участок длиной 3,5 км, в середине которого - непроходимое место длиной 500 м. Далее сравнительно простой участок шивер. В его середине находятся 2 сложных порога. Последние 7 км характерны перекатами, мелководными протоками с поваленными деревьями. Дальнейший сплав по р. Катунь описан в маршруте № 1. Литература: 1, 2, 6.
Кордон заповедника (или выше) - р. Чулышман - оз. Телецкое (н. - VI к. с.) Протяженность пешей части - 18 км Протяженность сплава - 250 км Продолжительность сплава: 13 - 15 дней Сезонность: июнь - август Схема 2
Известно несколько вариантов подхода к Чулышману, позволяющих начать сплав от: - устья левого притока - Богояша; - пос. Язулу, - пос. Чодро; - зимовья Катуярык. Исходная точка маршрута с. Мугур-Аксы (Мунгун - Тайга), куда можно прилететь самолетом из Кызыла. От села по хорошей грунтовой дороге доехать до оз. Хиндиктиг-Холь (машины ходят на стоянку рыбаков, от которой пройти вдоль озера) можно проплыть на моторке (пешая часть укоротится до 10 - 12 км) до его западной оконечности, истока р. Моген-Бурен, откуда удобнее двигаться по азимуту к оз. Джулукуль по всхолмленному, заросшему низким ерником плато с многочисленными болотцами и озерами. Дойдя до юго-восточной кромки Джулукуля сплавиться по нему до его северо-западной оконечности. Ориентир: большой скальный обломок почти правильной пирамидальной формы. Длинный узкий залив постепенно переходит в р. Чулышман. От оз. Джулукуль до впадения своего крупного правого притока Оик-Ора Чулышман петляет по заболоченному, слабо всхолмленному нагорью. Некоторые шиверы на круто падающих участках реки настолько забиты камнями, что требуют обноса. Шиверу перед устьем правого притока Туту-Оюкаб обносят по правому берегу около 3 км. Пятикилометровую шиверу с уклоном 30 - 40 м/км перед впадением р. Богояш удобнее обносить по тропе левого берега. Против устья р. Богояш необходимо перебраться на правый берег. Ниже Оин-Ора Чулышман входит в горы, по берегам лиственничная тайга, постепенно переходящая в кедровую. Уклон возрастает местами до 30 - 40 м/км. Обнос по хорошо набитой тропе правого берега около 10 км до устья левого притока - Уанду. Через 10 - 12 км река огибает высокую светлую стенку правого берега, хорошо заметную издали. Левый скальный берег тоже круто обрывается вниз. Это начало "Язулинского каньона". После тщательной разведки обычно проходят первые 2-3 км каньона до "Чертова моста". Далее мощность препятствий возрастает и они становятся опасными, а берега почти отвесными. Обнос до пос. Язулу по тропе правого берега. В 500 м ниже впадения правого притока Верх.Кулаша через Чулышман высоко над каньоном перекинут "Чертов мост", под которым бушует 4 м водопад. От моста начинается более сложный отрезок каньона, в котором много водопадных сливов и сложных порогов из них несколько, вероятно, еще никем не пройдены. Очень трудна здесь разведка и страховка. Средний уклон русла 27 м/км. В Язулу имеется почта и магазин, напротив - мост через реку, по которому тропа уходит через перевал на Саратан в долину Башкауса. На участке от Язулу до устья Адулюгема, левого притока Чулышмана, вначале встречаются лишь несложные шиверы, далее - порог в крутой излучине реки у отвесной глинистой стены. Цепь камней в центре делит реку на 2 протоки, правая на выходе перегорожена камнями. В получасе сплава от порога расположена бурная шивера, которая в 2-х км выше устья Адулюгема переходит в очень сложный порог "Мини-Каша". Им начинается трудное даже для плотов "Шавлинское ущелье", отличающееся большим уклоном, высокой скоростью потока, крутыми сливами, мощными валами, насыщенностью русла глыбами. При сплаве нужна детальная разведка. Обнос по тропе правого берега, которая пересекает Нижний Кулаш в 2 км выше его устья (сохранился старый мост). Ниже моста тропа трудная: иногда проходит по руслу ручья, местами заболочена. В 1 км выше устья Шавлы тропа круто, серпантином спускается к Чулышману. В 20 км ниже Шавлы (два часа сплава в среднюю воду) расположен порог "Бегемот": чистый пологий слив в сужении реки и 1,5-метровые валы за сливом. Ниже еще 2 слива с валами до 2,5 м следуют друг за другом с интервалом 300 м, В 30 минутах сплава от "Бегемота" Чулышман разбивается галечными отмелями на протоки и образует характерный изгиб, затем река сужается: справа - бом, слева - высокая терраса. Это "Труба". В 2-х км ниже - "Каша", самый опасный порог Чулышмана длиной 2 км. Он трудно проходим. Большое падение и мощные сливы делают прохождение очень рискованным. Участок от "Трубы" до "Каши" представляет собой сложную шиверу, преодолевать которую сходу нельзя. Обнос "Каши" - по хорошей тропе левого берега. За "Кашей" 3 мощные шиверы с 1,5-метровыми валами, а через 2 км - порог "Ворота". Река здесь почти полностью перегорожена огромными скальными обломками, у левого берега узкий проход с 2 сливами, следующими друг за другом. Разведка по левому берегу. "Ворота" - начало 2-километрового порожистого участка, который нужно осмотреть. Ниже до зимовья Катуярык препятствий нет. Берега - мрачные скалы, лес постепенно пропадает, вдоль реки - узкая полоса тополей. В 4 км ниже Катуярыка очень сложный "Туданский" порог длиной 2 км, которому предшествуют 2 более простых, отделенных от него и разделенных между собой плесами. Пороги надо разведать. Обычно обносят основные сливы "Туданского" порога, между двумя грядами огромных глыб, перегородивших реку. Прохождение остальной части препятствий возможно при уверенности, что удастся уберечься от переворота в мощных 3-метровых валах. В 3 км ниже "Туданского" порога - последний каскад порогов Чулышмана - "Итыкайская цепь", начало которой труднопроходимо, либо непроходимо в зависимости от уровня воды - русло забито крупными валунами. Обнос - 500 м по террасе левого берега. В потоке и дальше много скальных обломков. От устья Чульчи, правого притока Чулышмана, до Телецкого озера около 50 км - препятствий нет. В устье Чулышмана нужно сплавляться у левого коренного берега, чтобы ближе подойти к пристани "Мыс Кырсай". Отсюда теплоход "Пионер Алтая" ежедневно совершает рейс по Телецкому озеру до турбазы "Золотое озеро" (с. Артыбаш), откуда можно доехать до Бийска на автобусе или попутной машине. Можно также добраться сначала до с. Турочак, а далее самолетом или на водометном катере до Бийска. Литература: 1, 2, 5.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |