Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ближний Восток в Древности: особенности развития. 1 страница




Ближний Восток включает - Месопотамию, Малую Азию, Египет, восточное Средиземноморье. Занимает значительную часть Востока, входят очень разные районы. Открытие Древнего Востока произошло поздно в 19в. до этого источником была библия. В 19в начинаются археологические исследования в этих районах. Расшифровано больше половины письменных источников. 1.именно на Востоке возникла первая в истории цивилизация. 2.первые в истории империи 3.переход от присваивающего труда к производящему 4. появление городов 5.появление первых мегаполисов 6.замкнутая цивилизация.

4. проблемы периодизации и установления абсолютной хронологии ИДВ. Классификация на основе латинского языка (делится на до н.э и нашу эру): 1древность 2средние века 3новое время. Европейская периодизация: 1древность 2средние века 3новое время 4новейшее время. Эта схема берет начало в 14 веке, когда европейские ученые поняли, что развитие латинского языка может делиться на 3 этапа, поэтому время так и поделено. Данная схема закрепилась в 17 веке. Восток с трудом может вписаться в эту схему. Абсолютная хронология – датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. Система деления на нашу эру и до нашей эры была предложена римским монахом Дионисием Малым в 6. Раньше точкой отчета было сотворение Богом мира (на Руси до 1700 от Рождества Христова, когда Петр 1 ввел в Россию юлианскую систему летосчисления, до этого вся датировка русской истории строилась от сотворения мира – 5508 лет до нашей эры). Варианты хронологии существовали и в Греции и в Риме. (основанные на олимпиадах) но и в наши дни у человечества нет универсальной и общепринятой системы летоисчисления. Определенные системы хронологии вводятся на ДВ лишь на поздних этапах истории.   9.Территориальная, оседлая, соседская,, земледельческая. Рисунок «Колбаса»     От 50 до 100 человек. Всего в общине около 1000 человек. Экономика складывается производящей. Отрасли производящей экономики: земледелие, скотоводство, ремесло. Труд становится коллективным. В земледельческой общине продукт идет в отдельную семью. Народное собрание, совет старейшин, вождь и (или) жрец. Три института власти, управляются семьями. Клиентела – отношения социальной зависимости, возникающие в земледельческой общине на основании имущественного неравенства. Одна семья зависит от другой семьи. Потлач – демонстрированное уничтожение собственного богатства. Существует ранговое неравенство – неравенство, обусловленное системой положения генеалогического родства. Старшие имеют больше привилегий, чем младшие. Существует коллективная собственность на землю, на продукт распределения, на частную собственность.   5. Подходы к восточным обществам в западноевропейской историографической мысли. Европейская историографическая наука сформировалась на основе изучения и интерпретации европейского исторического материала. Со временем в зону внимания европейских историков попадают восточные реалии. Все, что было придумано для описания европейского общества, было перенесено на Восток, однако не все применяемые для Запада понятия могут быть применены к Востоку. Географический детерминизм – различие в культуре, науке и т.д.(объясняется географическим фактором). предопределение хода истории географическим фактором. Монтескье, Гербер – отцы - основатели данной концепции. В работе «о духе законов» Монтескье ставит проблему: «Почему на Востоке возникла деспотия, почему на Западе возник демократический режим?» Они, считает Монтескье, влияют на формирование характера, который в свою очередь влияют на формирование характера, который, в свою очередь влияет на установление властей на Востоке. Природные условия→ характер людей(ментальность)→тип властвования. Были райские природные условия, а потому человек инфантилен, не способен самостоятельно принимать решения, поэтому му необходима деспотичная власть →и власть захватывал диктатор. А в Европе личность сформировалась гармоничная, которой нужные политические изменения. Влияние среды обратно пропорционально степени развития общества. В России природные условия такие суровые, поэтому сформировалась личность, не боящаяся комитата власти, так как удары природы нам не страшны. Панвавилонизм – возник в 19в, авторы Винтер и Делич. Еврейская критика – критика Библии. Евреи считали, что библейские сюжеты неоригинальны и имеют месопотамское и вавилонское происхождение. Вавилонская теория повлияла на Библию, библия лежит в основе христианского религии, которая преобладает в основных европейских странах – концепция выдвинутая панвавилонистами. Философская история. В ее основе лежит абсолютная идея, предлагаемая Гегелем. С точки зрения европейцев несовершенно не то, что не развивается. Абсолютная идея развивается в сторону самосознания. Сущность абсолютной идеи есть мышление, которое в 20 веке рассматривалось как прогресс. Также как с точки зрения Гегеля история зародилась на Востоке и свободомыслие тоже. Там свободен только один и это деспот. Он считал, что развитие на Востоке остановилось и центральная свобода, сместилась на Запад. На Востоке – реконструкция, воспроизведение старого. В античном мире свободными становятся не все, была демократия, но власть не у народа + игнорирование женских прав. Постепенно свободными становятся все. Франсуа Бернье. Много лет жил в Индии при дворе. Почему так получилось, что Индия с высокой культурой, одаренными и талантливыми людьми так явственно отстает от Запада? – всему виной деспотия – главный сдерживающий фактор, не дающий проявлению в полной мере накопленного поколениями опыта. Основа общества- аграрная государственная община.  
6. Восток и Марксизм. Дискуссия об АСП в советской исторической науке. Маркс выделял «формы, предшествующие капитализму» - 3 типа общинной организации: античная, германская, азиатская – специфичность развития Востока на всех трех стадиях. «К критике политической экономике» 1859г. Она вышла через два года вслед за первой. В этой статье Маркс написал предисловие (2-3 страницы), в котором есть термин АСП. Азиатский способ производства – такой тип общества, для которого характерно господство государственной земельной собственности, сочетающийся с деспотичным характером власти и особым типом общины (ирригация). В советское время появилась марксистская теория. Ислам – исторический материализм. Диалектический материализм – понятие марксисткой теории. Во время дискуссии об АСП партийные идеологи пришли к выводу, что АСП подходит под развитие Востока, но встала проблема - АСП не подходит теории формаций. Следовательно, на Востоке невозможно построить коммунизм. Но АСП очень напоминает современную модель. 20-е гг. 2о века – время дискуссии об АСП. Позднее Струве сумел доказать, что на Востоке существует рабовладельческая формация. Дьяконов был учеником Струве, но его линия, отличалась от мнения учителя. Он указал, что анализ архивно-храмовой документации, на основе которого Струве доказал свою позицию, не совсем корректен. Помимо государственной собственности существовала общинная. Стали множественными вопросы и в 60-х годах возобновляется дискуссия об АСП. Главный идеолог – Васильев. Он предложил заменить понятие АСП на государственный способ производства (пошел дальше, чем разрешало востоковедение). Сруве опроверг это все, т.к. на Востоке нет надстройки.
Общее сознание Совокупность
Надстройка Государство
Базис Экономический детерминизм

Дискуссия продолжалась до конца 60-х. причина та же – советское общество слишком похоже на восточное. В 80-х – режим послабления, многие темы об АСП к конца 80-х публиковались, но потом перестали,, потому что Марксизм рухнул и отпала необходимость вписывать тему Восток в Марксизм.

 

15. Население Древней Месопотамии. Первым народом с известным языком были шумеры. Они создали письменность, создав цивилизацию. Шумеры не относятся не к одной языковой семье. Непонятно откуда они появились и как взаимодействовали с другими племенами неизвестно сами создали или заимствовали цивилизацию. Если не сами, то есть какая-то цепь преемственности. На побережье Бахрейского архипелага и территории Саудовской Аравии найдены неолитические культуры, близкие к шумерским. Рядом с шумерами возникают Акации – северная часть южной Месопотамии и северной Месопотамии. Акацкий язык вытесняет в конце 3 тысячелетия шумерский, но на шумерском продолжают писать религиозные тексты. Акации относятся к семито-хамитской языковой семье.(афро-азиатская). Хамиты – египтяне, семиты – евреи. Акации, как независимый этнос, просуществовали недолго. Начинается процесс усыхания земли, процесс аридизации. Сирийско-месопотамская степь высыхает и наступают кочевники аморийцы в конце 3 тысячелетия. акации амореями покорены. Но их язык был заимствован. В середине 2 тысячелетия их конец, приходят каситы из Ирана завоеван Месопотамию. 1595 г. дон.э. Вавилон разрушен хеттами, после туда вошли каситы. В 1180 Шутрук на хунте захватил стелу в Вавилоне, который теряет статус политического центра на длительное время. Каситы уходят в 13в., Уже с 13 в. начинается вторжение аромеев (из Сирии С запада). Начало 9 в. из их среды выделяются халдеи, сыгравшую важную роль в истории страны. Авраам вышел из Ура Халдейского. В 6 веке месопотамия была завоевана персами.   28 возникновение письменности и становление научных знаний в древней Месопотамии. Письменность появилась в к 4 тыс. до н.э. не исключено, что это изобретение принадлежит неизвестному народу, жившим до шумеров. Шумеры первые стали использовать письменность. 1.письмо-пиктографе (в виде рисунков) – нельзя фиксировать имена, свободную речь. Н-р: 100III рядом с рыбой – на складе есть 100 рыб. 2.словесно-слоговое письмо (переход обусловлен ассоциацией рисунков со словами). Возникновение многозначных слов (рисунок «нога» понимают как стоять, ходить, бегать). Письменность теряет свой рисуночный характер. 3.стали вместо этого изобретать деталь схематически (крыло вместо птицы). Писали тростниковой палочкой на мягкой глине – неудобно. Однако, шумеры не создали алфавит. Было 600 знаков – много значений – доступно довольно ограниченному кругу писцов. В 24в. до н.э. появляются первые тексты на шумерском языке. С приходом аккадцев появляется аккадский язык, заимствован у шумеров (клинопись). Ассимиляция аккадского и шумерского языков. Посл. ¼ 3тыс. – составлены древнейшие языковые словари. В к.25в. шумерская клинопись проникла в Сирию. Многие другие народы тоже заимствовали шумерскую письменность – эламиты, хетты, хурриты. С распространением письменности аккадского языка м/у народный язык общения, дипломатии и торговли. Основной материал для письма – глина. Глиняные таблички в воде чистили от соломы, важные тексты обжигали. Наиболее важнее царские записи – на камне и металлических пластинках. В Iтыс. До н.э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять кожу и импортный папирус. Начиная с 8в. арамейский язык – интернациональный, писали на коже и папирусе, вытеснили месопотамскую клинопись. Много поэм, мифов, гимнов, легенд. Научные знания: великие достижения в математике, воздвигали башни – зиккураты с верхних этажей которых просматривались небесные светила (собирали эмпирические наблюдения). В 5в. существовали крупные школы по астрономии в Вавилонии. Набуриан разработал систему лунных фаз. Киден установил продолжительность солнечного года – 365д. 5ч. 41м. 4,16с. С 3в. начали переводить на греческий язык. Но вавилонская астрономия тесно связана с легендарной астрологией. Большое количество медицинских вавилонских текстов – врачи умели хорошо лечить вывих и перелом конечностей, слабые представления о внутреннем строении человечества. Еще в 3тыс. знали путь в Индию, а в 1тыс в Эфиопию и Испанию. Были попытки систематизировать географические знания (карты). В к. 1тыс до н.э. закостенелые формы древних традиций, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки.   10. Государство на Древнем Востоке: генезис и этапы развития. Оптимальная экономическая среда (наличие или отсутствие ирригации). Усилия при которых возможно создание больших объемов прибавочного продукта. неолитическая революция 12 тысяч лет назад. Государство возникло 5 тысяч лет назад. Факторы политогенеза: 1Оптимальные природные условия (Государства возникали в долинах рек: Нил, Ефрат, Хуанхэ). 2Развитая производящая экономика требует создания государства (подчинение сообществ). 3Демографический стимул – плотность населения 4Война – стимул к войне на основе реципрокного обмена.→кометат (дружина) – отнимает собственность у общины→безграничная власть над общиной. Для власти в рамках земледельческой общины было характерно навязчивый характер управления. Для оправдания легитимности власти нужна божья благодать - харизма. Она дана человеку господом для выполнения своего жизненного предназначения – влияния на людей. Этапы развития государственности: IПротогосударство – номовое – чифдом (вождество) – первый этап развития государственности. Группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку, где находится резиденция вождя и его окружение. Общину от протогосударства отличает власть над общинами. Государство от протогосударства – чиновничьи (государственные) функции, в протогосударстве нет бюрократической ветви. IIРаннее государство – территориальное царство – ранняя деспотия. Появляются различные уровни власти. IIIРазвитое государство (иногда империя). Харизма. Ордалия – божественный суд Давид и Голиаф)

 


 

29.древнемесопотамская мифология и эпос. Создателями месопотамской мифологии считаются шумеры. Есть сомнения, поскольку слишком большой временной разрыв и нет точного происхождения шумеров, даже аккадцы заимствовали шумерскую мифологию. Наму богиня вселенского хаоса, из котоой рожден мир, прародительница всех богов. А у аккадцев она Тиамат. Thom – бездна, над которой летал святой дух в библии. «Энуа Эаши» - миф о сотворении мира. По содержанию близок к первой книги бытия (Вавилонский эпос). Наму: 1.Ан (небо), 2. Ки (земля). Существует некоторое время в неразрывности единства. Энлинь (сын) бронзовый, потом разрывает единство, бог воздуха, ветров. Основной бог у шумеров, ему все поклонялись, боялись. Энки – бог водной стихии. Его любили. Он создал людей из глины. Эришкигаль – бог подземного мира. Инанна (аккадцы называли Иштар, Астра) – богиня любви и красоты. Уту – бог солнца Син – бог луны. Легенда об Думузи и Инанне. Инанна влюбилась в бога пастухов Думузи. Все на земле ей покорно, но в подземном царстве ей ничто неподвластно, где правит ее сестра. Инанна отправляется в подземное царство, там с нее снимают по одной одеже (амулет), когда она проходила 7 врат. К сестре приходит к сестре в одной рубашке. Иришкигаль хватает ее и вешает на крк. На земле все останавливается. Люди просят вернуть Инанну. Иришкигаль вместо сестры получат ее мужа. Инна скучает. Боги договорились. Что на 6 месяцев Думузи будут отпускать →сезоны в природе. Эпос о Гильгамеше. В британском музее работал Джордж Смит. Он изучил клинопись. Однажды ему попало в руки писание, которое подробно рассказывало о потопе (почти как в библии). Этот отрывок на 1000 лет старше текстов библии. Дейли телеграф отправили экспедицию в Энерию. Смит увидел в Энерии гору мусора из клинописных табличек. Здесь была найдена 1 из 12 таблиц. Он полностью восстановил эпос о Гильгамеше. «А все видавшим». 1 таблица - Гильгамеш – историческая личность, развивал Урукку, победил Агги. Правитель-деспот заставляет строить стены вокруг города. Мужское население на стенах. Гильгамеш занят женской половиной. Люди взмолились богам. Ан создает получеловека, полу зверя для усмирения деспота – Энкиду. Он оказывается в отдалении от Урукка, славится своей силой. Гильгамеш решил его побороть. Пригласил его в город. Гильгамеш отправляет к нему женщину – Шамат (блудницу), которая его ублажает, кормит хлебом, поит вином. После этого животные разбегаются от него в страхе. У стен встречает Гильгамеша. После поединка стали друзьями (силы равны). Появились совместные далеко идущие планы. Гильгамеш предлагает сразиться с Хумбабой, который охраняет ливанские кедры. «Вечное имя создам себе я» - они его победили. Инанну обращает внимание на Геьгамеша, предлагает ему любовь, он отвергает. Она обиделась и пошла жаловаться отцу. Он создает быка, который все истребляет, но герои его убивают. Инанна взбирается на стену Урука и начинает издеваться над героями. Энкиду бросает в нее ляжку быка:» Тоже самое будет с тобой». Ан в наказание посылает болезнь, через несколько дней Энкиду умирает в страшной агонии. Гильгамеш страшно переживает это. Ставится вопрос о цене жизни человека. Гильгамеш знал легенду о человеке, который спасся после всемирного потопа и теперь живет вечно – Утнапиштим. Когда они встречаются он рассказывает о том, как проходил потоп: 7 дней бедствий (выпускал птиц). Заканчивается тем. Что герой получает в подарок травку (ее надо скушать) Гильгамеш берет ее и несет в город, но по дороге утомился и решил искупаться, змея съела травку. (равнообеспечивающий принцип распределения, индивидуальное потребление недопустимо). Энерга Эмиль: у Нардука № 60 (каждого божества свой №и. Тиамат – прородительница богов – решила все истребить: народ, богов. Когда они узнали, то собрались боги на совет согласился только Мардук, но при условии – станет главным. Он ее разрывает не части: земля, небо и т.д. 25. Мировая ассирийская держава. Первая в истории империя. Царь Тиглатпаласар 3 провел серию важных реформ, способствующих укреплению государства. 1.Административно-территориальная реформа: раньше государство делилось на наместничество, во главе с наместниками из рода царя теперь система из множества областей, во главе с областеначальниками неаристократического происхождения. Их полномочия ограничены, они не контролировали военную власть. 2.Военная реформа. Создана постоянная армия с рекрутским набором и экипировка за счет государства. Создано несколько родов войск: колесницы, конницы, тяжелая пехота, легкая пехота. Первыми стали строить военные укрепления, лагеря для долгой осады городов. Разработана техника осады городов с помощью осадных орудий. 3. политика насаждения сменилась политикой департации. Тиглатпаласар 3 возобновил завоевательную политику. В 743г. – Тиглатпаласар3 разгромил коалицию северосирийских и малоазиатских правителей, которую поддерживало Урарту. На территорию самого Урарту было совершено 2 успешных похода. На востоке Тиглатпаласару3 удалось закрепиться в ряде районов Мидии. На юге – захватить Вавилон и в 729 короноваться там. Асирия стала самым крупным государством в Передней Азии. В его сост вошли Месопотамия, большая часть восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии. Саламансар 5 продолжал политику завоеваний Т3. отменил привилегии и иммунитет самоуправляющихся торговых городов в Ассирии (Ашшур) и Вавилонии. Его объявили безумцем и он лишился власти. Саргон2 первое, что он сделал – захватил Самарию. Он департировал на территорию Месопотамии 10 колен израиля. Они стали называться саморитянами. В 715 ассирийцы узнали, что Урарту подверглось нападению. В 714 Саргон совершил поход на Урарту, оно так и не смогло в дальнейшем оправиться от этого поражения. Сын саргона2 – Синаххериб. Все его правление прошло в подавлении сопротивления покоренных Ассирией государств. Особенно напряженно шла война с Вавилоном. В 689 он захватил и разрушил Вавилон. В 701 осадил Иерусалим, получил дань, иудейский царь признал его власть. Он погиб в результате заговора.Асархаддон восстановил разрушенный Вавилон. В 671 завоевал Египет. Теперь Ассирия простиралась от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Малой Азии, от средизеиного моря до персидского залива. Вопрос о престолонаследии: Шамаш-шум-укин (старший), Ашшурбанапал (младший). Асархаддон отправился в Египет для подавления восстания и умер по дороге. К власти пришел Ашшурбанапал создал самую обширную на Древнем Востоке библиотеку. Прославился и как строитель. Ниневия стала красивейшим городом. Во внешней политике 2 этапа: 1)с 669 по654 – господство Ассирии на Ближнем Востоке. К концу этого периода окончательно отпал Египет. 2)середина 7в – нарастание политического кризиса. Крупнейшее восстание коренных народов. Выступление Вавилона против Ассирии стало причиной разжигания недовольства многих покоренных ею государств. С огромным усилием Ассирии удалось привести эти государства к покорности, но это были ее последние военные успехи. В 626 отпала Вавилония, 625 восстановлена независимость Мидийского царства. Вавилон+Мидия против Ассирии – поражение Ассирии, ее крупные города были разрушены, знать истреблена, население смешалось с другими народами. 20. Шумеро – аккадское царство. Не было другого периода, при котором была столь высокая централизация власти. 5 царей правило с 2109 – 2003 гг. до н.э. (период 3 династии Ура). Полностью восстановлена ирригационная система. На царско-храмовой земле были организованы земледелие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, унифицирована система мер и весов внутри страны. Основную массу земель составляли царский земельный фонд (земли местных правителей, все храмовые владения, вновь завоеванные территории). Общество Месопотамии приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Цари III династии Ура закрепили куплю-продажу общинных земель. Класс рабов увеличивали за счет военнопленных. Государственное устройство лишено законченности сравнительно древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью. Жречество было подчинено царю. Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельными городами - государствами было покончено, исчезает местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые царем наместники. Был организован царский суд. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире – Законы Шульгии., который бюрократизировал всю систему царской деспотии. многочисленные писцы чиновники учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отсчеты и справки. Армия состояла из воинов – колонистов, обрабатывавших выделенную им землю. Стали использоваться пленники. Внешняя политика не отличалась активностью. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений, строились крепости и на востоке – для защиты от лутеев и элалитов. Вторжение амореев в условия сильного централизованного государства создает очень сильные проблемы - начался голод. В этой ситуации последний правитель династии Ура дает своему чиновнику Шиби-Эру провести контрразведку. Шиби-Эр выполняет поручение на половину. Он собирает зерно и обосновывается в городе Иссип. Он объявляет себя царем. В 2003 году до н.э. амореи захватывают государство. 30.основные источники по истории древней Месопотамии. Памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. Памятники материальной культуры: 3-1тыс до н.э – раскопки древних городов:Ура, Урука, Лагаша, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона. Остаки ступенчатых башен – зиккуратов, царских дворцов, храмов, жилых и хозяйственных построек, произведения искусства, предметы быта. Важное значение имеют цилиндрические печати и их оттиски. Для каждого города и эпохи характерны определенный стиль изготовления печатей, изображения, наиболее распространенный и популярный материал.Дают данные о мифологии страны, являются знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии. Письменные: появляются в конце 4 тыс. 1хозяйственные: документы хозяйственной отчетности (учет выдачи и поступления продуктов, количество рабов или работников.) 2юридические: своды законов предоставляют материал, на основе которого можно анализировать экономику и социальные отношения, структуру семьи, политический строй, изучать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрения (законы Хамураппи(282)-18вв, законы Шульги-3тыс, законы из Эшнуны(введение и 59статей)-20в, законы из Ларсы и Иссина(введение, заключение, 40статей)-2тыс). судебные протоколы, материалы расследований, приговоры. 3Дипломатические:описание конфликтов м/у Лагашем и Умой(на 2 глиняных цилиндрах)-14в, договор м/у аккадским и эламским царями-13в. 8. Община на Древнем Востоке: генезис и эволюция форм общинной организации. Неолетическая революция. Община – коллектив людей, связанных взаимопомощью. Родовая община складывается 40 тысяч лет назад. В ней запрещали браки между членами общины, поэтому между родовыми общинами существовал обмен брачными партнерами. Характеристика общин: 1. Структура и численность 2. Характер экономики и характер труда 3. Характер собственности 4. Принцип управления 5. Виды неравенства В родовой общине было 30-50 человек. Средний возраст людей 25-30 лет. Человек занимался охотой, рыболовством, собирательством, бортничеством. Ведущая отрасль – собирательство. Труд преимущественно индивидуальный, а потребление – коллективное. Собирательством в основном занимались женщины. Общиной управлял самый сильный. Реципрокный обмен – равный обмен между обществом и властью. Добытчик приносит в общину столько, сколько сможет, а получает, сколько положено. Собственность коллективная (еда). Орудия труда индивидуальны. Традиционное общество – общество, основанное на производящем хозяйстве с использованием машинного труда. Постиндустриальное общество основывается на производящем хозяйстве с использованием интеллектуального труда. Прибавочный продукт – результат развития экономической системы внутри общества, когда община переходит на новые более эффективные способы производства, в результате которых появляется избыток, по сравнению с нормой, распределяющееся в обществе согласно социальному престижу.   26. Нововавилонское царство. Начинается с правления Набопаласара (626г. до н.э.). Вавилоняне захватили г. Урук, пал священный город Ниппур. В 616 осадили столицу Ассирии Ашшур, но успеха не имели. Союз вавилонии и мидии, династический брак м/у навухудоносором и дочерью мидийского царя Киаксара. Навуходоносор. Основные направл внеш политики: захват Средиземноморья. 605 захватил финикийский город аскалон, 598 поход в Северную Аравию, захватил в сои руки контроль над важными караванными путями. 597 захватил иерусалим, увел в плен более 3000т жителей. ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонии в качестве провинции. Набонид – при помощи религии стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя арамейские племена передней Азии и объявив Сина(бог луны) вместо Мардука верховным государственным богом, это привело к конфликту с вавилонским жречеством. Захватил Харран, область Тейма и карванный путь ч/з оазис Тейма в Египет. Пока Набонид действовал на западе своей державы, у восточных границ Вавилонии появился могущественный противник – персы.Вавилония со всех сторон была блокирована персами. Жреческие круги и купцы выражали недовольство политикой Набонида, готовы были помочь любому ее противнику. В 539г. персидский царь Кир2 захватил Вавилон 44. библия как исторический источник. Библию можно рассматривать как исторический источник ил как боговдохновенный, сакральный текст. Как исторический источник – когда возникает историческая наука. Значение: о древности из библии и произведений греческих авторов. События: Вавилонский (месопотамский плен), израильское и иудейское царства. Но есть большое количество античных документов, поскольку библия писалась позже. Процесс нескончаемый в мировоззренческом плане, ценности. Библейская критика (научный анализ текста). Цель – разрушить сакральность текста Билии и придать научное значение. 1. Бенедикт(Барух) Спиноза (17 век, Амстердам). Написал богословско - политический трактат: критике подвергалось пятикнижие. (Методы&Теории, созданные при анализе Пятикнижия). Подвергалось сомнению то, что был один автор (Моисей) и сакральные тексты. данный текст создавался не тогда и не тем человеком. Моисей – мифологический персонаж; текст был написан на основе рукописей редактором, но швы совмещения остались и требуют изучения. Спинозу исключили из еврейской общины. 2. Документальная теория. Жан Астрюк: библейский текст (Пятикнижие) состоит из 2 документов J и E – эсхолист и яхвиист. В тори есть фрагменты, где бог называется разными именами →2 документа, пока не появился редактор и не склеил чивы – 1 и 2 главы бытия. В 19 веке Юлиус Вельгауз выделяет еще 2 документа. Жреческий кодекс (P) и Второзаконие (D) – 7 в. До н.э. царь Иосий и его реформы. Спорит о датировке и имени бога.     23. северная Месопотамия во II тыс. до н.э. 2 периода: староассирийский, среднеассирийский. 1)Ашшур, Ниневия, Арбелы. Власть не централизована. Виды деятельности – земледелие, скотоводство, охота. Суровый, но более влажный климат, транзитная торговля. рабовладельческое общество, но сохранялись пережитки родового строя. правители – Шамши-Адад1 (современник Хамураппи). Захватил северомесопотамские города, Мари, ввел войска в сирийский город Катну. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, Шамши-Адад1 присвоил титул «царь множеств». Царь возглавлял административный аппарат, был верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Территория делилась на округа или провинции, во главе с наместниками из царской семьи. 2)развитие частной собственности. Царю подчиняется административный аппарат. Роль ашшурского совета старейшин постепенно уменьшается. Цари начинают ограничивать права совета. Правитель - Тиглатпаласар1 захватил северную Сирию и Финикию. Сокращение объема торговли привело к возрастанию роли земледелия, расширению сельскохозяйственного производства. Расширение металлургической базы. Развитие строительства. Доходы растут за счет поступления даров, дани, жертвоприношений и налогов с населения подвластных территорий.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.