КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фигурные изображения
Керамика В древних слоях всех теллей, где проводились систематические раскопки, встречается удивительно зрелая, крепкая, хорошо обожженная керамика без каких-либо следов органических примесей. Это в первую очередь чаши тюль-панообразной формы и высокие кувшины с полым круглым основанием или на цилиндрических ножках, с красным ангобом и белым рисунком (рис. 2-24). Эту керамику никак не назовешь «примитивной», и конечно, в этом регионе она — не самая древняя. Свидетельство ее высокого уровня — сосуды на ножках (рис. 2-25) и целый ряд небольших треуголь-ных и прямоугольных в плане ем-костей В эпоху культуиы кара-ною II появилась новая технология f ПЙП\/_ПиГ)\/СМОС уменьшение ЛОСТУПЭ воздуха)благодаря чему получаются сосуды с чепной поверхностью с шЛленьши^ ментом Вовоемякультурной.Ьазы кашнс^оШув^ rifitT-Я'ЧНР ГПОГ^АЛ f РОЯАЛИЧРРК'ИY и ТГТР - лий ^^^лаЛчетоЛят^ Гпис 2 26^ Типология керамики 7ыТн1 ри? 227 представ- По видам и стилю статуэтки из поселений культуры караново обнаруживают типологическое сходство с изделиями культур сескло и старчево. Хорошо представлены терракотовые изображения Богини-птицы с клювообразным носом и выступающими яйцевидными ягодицами; беременные богини, держащие одну руку на животе; столбообразные обнаженные фигуры (бабы) с огромным лобковым треугольником и зооморфные статуэтки. Обнаженные женские фи- Рис. 2-22 (1) Схематический план поселения культуры караново I. (2) Внутреннее устройство однокомнатного дома культуры карановоI, телль Мулдава в окрестностях Пловдива. Слева в дальней части помещения — печь в форме улья и яма для золы, справа — скопление сосудов, грузиков и каменных инструментов. Начало VI тыс. до н.э. Ста II. Неолитические куль туры Ю го- Восточной и Цен тральной Евро Рне. 2-23
Рис. 2-23 Костяные ложки или, возможно, лопаточки для сбора зерна, культура караново I, телль Азмак, Центральная Болгария, начало VI тыс. до н.э. Музей г. Стара-Загора; 31,5 см, 14,4 см, 13,2 см. Рис. 2-24 Характерные для культуры караново I тюльпановидные сосуды: (1) с белой росписью на красном фоне и с сетчаты м орнаментом из треугольников и точечных полос; высота 17 см; (2) с белой росписью на красном фоне и спиралевидным орнаментом; на высокой конусообразной ножке; вЫСО-та 28 4 см Начало VI тыс. [1о нэ телль Азмак у г Стат>а-За-гора, Центральная Болгария. Рис. 2-24.1 Рис. 2-24.2 Гимбутас M. Цивилиза ция Великой Богини
Рис. 2-25.1 Рис. 2-25.2
Рис. 2-26.1 Рис. 2-26.2
Глава I I, Неолитичес кие культуры Юго-Восточной и Центральной Евр опы
Рис. 2-25 Полукруглый горшок и блюдо с круглым основанием и выемками: (1) сосуд по всей окружности украшен орнаментом из висящих и перевернутых треугольников, заполненных сетчатым узором;^) блюдо украшено белой росписью из полумесяцев и 8-образных спиралей на красном фоне. Культура караново I, поселение Мулдава, Центральная Болгария, ок. 5800 г. до н. э. п Рис. 2-26 Сосуды культуры караново III с ручками в виде собак (1,2) и орнитоморф-ной/антропоморфной ручкой крышки (3). Черное лощение Телль Азмак у г. Стара-Загора, середина VI тыс. до н.э.; высота 14 см. Рис. 2-27 Типология керамики из Караново I (ок. 5900-5800 гг. дон.э.), Караново II (5700-5600 гг. до н.э.) и Караново III (ок. 5600-5500 гг. дон.э.). Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
гурки часто вырезаны из белого мрамора35, что свидетельствует о наличии у здешнего населения торговых связей с Эгейскими островами. Изображения женских божеств были преобладающими на столь обширной географической территории, что это должно указывать на существование сложной и последовательной системы религиозного поклонения многоликой богине. Неолит в Центральной Европе: культура линейно-ленточной керамики
«Это самая известная из всех центральноевропей-ских культур и, возможно, наиболее классический вариант неолита во всем древнем мире», — писал в 1925 г. В. Гордон Чайлд в книге «Рассвет европейской цивилизации». И через семьдесят лет нельзя отрицать, что, если брать территорию между Восточной Францией и Румынией (рис. 2-28), то самая гром- кая международная известность выпала на долю именно этой культуре, во многом благодаря замечательным раскопкам, которые в последние десятилетия проводили французские, датские, немецкие, чешские, польские и американские археологи. Чайлд назвал ее дунайской I культурой, однако этот термин неточен, поскольку в ее ареал не входил нижнедунайский регион. Археологи по-прежнему пользуются немецким термином «ленточная керамика» (Bandkeramik) или английским - «линейная керамика» (Linear Pottery). Используемый нами термин «линейно-ленточная керамика» (Linearbandkeramik) часто сокращается до аббревиатуры LBK. Однако этот вид керамики не является исключительно линейно-ленточным: среди характерных для него орнаментов есть спирали, змеи, меандры, прямоугольники, концентрические квадраты, треугольники, знаки в виде «V», шевроны, двойные и тройные линии, зна-
1.Эльсло 2. Ситтард 3. Кельн-Линденталь 4. Альденхофен 5. Фломборн 6. Риксхайм 7. Лаутерек
8. Хинхайм 9. Рессен 10. Зондерсхаузен Рис. 2-28 Распределение культуры линейно-ленточной керамики в Центральной Европе. Заштрихованные участки указывают на скопление поселений. ] Ок. 5500-4900 гг. до н.э. Ш ва П. Неолитическ ие культуры Юго-Восточной и Центральной Евро пы
Рис. 2-29 Характерные для ранней культуры линейно-ленточной керамики сосуды, украшенные спиралями, грудями, двойными линиями, рогами и концентрическими треугольниками; поселения в окрестностях Зноймо неподалеку от Брно, Моравия, 5500-5000 гг. до н.э. Гимбутас М. Цивилиз ация Великой Боги
isSiiiH^i^ Рис. 2-30 Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим орнаментом: змеями, крестами, знаками «V», ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) - ранний период; (2,4,6-9) - средний и поздний период;;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия;;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия; масштаб (1, 3, 5) - 1/2, (2, 4, 6, 7) - 1/3, (8, 9) - 2/3. ки в виде «М», «X» и др. (рис. 2-29 и 2-30). А еще- рельефные антропоморфные и зооморфные изображения, рога, груди и другие символы, универсальные для керамического искусства всей Юго-Восточной Европы. Своими формами, материалами и символике) культура линейно-ленточной керамики схожа с поздним периодом культуры старчево (кёрёш), хотя ей в общем не свойственна раскрашенная керамика. Пятьсот лет отделяют балкан
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |