Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фигурные изображения




Керамика

В древних слоях всех теллей, где проводились систематические раскопки, встречается удивитель­но зрелая, крепкая, хорошо обож­женная керамика без каких-либо следов органических примесей. Это в первую очередь чаши тюль-панообразной формы и высокие кувшины с полым круглым осно­ванием или на цилиндрических ножках, с красным ангобом и бе­лым рисунком (рис. 2-24). Эту ке­рамику никак не назовешь «при­митивной», и конечно, в этом ре­гионе она — не самая древняя. Свидетельство ее высокого уров­ня — сосуды на ножках (рис. 2-25) и целый ряд небольших треуголь-ных и прямоугольных в плане ем-костей В эпоху культуиы кара-ною II появилась новая технология

f ПЙП\/_ПиГ)\/СМОС уменьшение ЛОСТУПЭ

воздуха)благодаря чему получают­ся сосуды с чепной поверхностью с шЛленьши^

ментом Вовоемякультурной.Ьазы кашнс^оШув^

rifitT-Я'ЧНР ГПОГ^АЛ f РОЯАЛИЧРРК'ИY и ТГТР -

лий ^^^лаЛчетоЛят^
ются высокиГсос^
Г и L ГХ nvTZ

Гпис 2 26^ Типология керамики

7ыТн1 ри? 227 представ-

По видам и стилю статуэтки из поселений культуры караново об­наруживают типологическое сход­ство с изделиями культур сескло и старчево. Хорошо представлены терракотовые изображения Боги­ни-птицы с клювообразным носом и выступающими яйцевидными ягодицами; беременные богини, держащие одну руку на животе; столбообразные обнаженные фи­гуры (бабы) с огромным лобковым треугольником и зооморфные ста­туэтки. Обнаженные женские фи-


Рис. 2-22

(1) Схематический план поселения культуры караново I.

(2) Внутреннее устройство однокомнатного дома культуры карановоI, телль Мулдава в окрестностях Пловдива. Слева в дальней части поме­щения — печь в форме улья и яма для золы, справа — скопление сосу­дов, грузиков и каменных инструментов. Начало VI тыс. до н.э.


Ста II. Неолитические куль туры Ю го- Восточной и Цен тральной Евро



Рне. 2-23



 


Рис. 2-23 Костяные ложки или, возможно, лопаточки для сбора зерна, культура караново I, телль Азмак, Центральная Болгария, начало VI тыс. до н.э. Музей г. Стара-Загора; 31,5 см, 14,4 см, 13,2 см.




Рис. 2-24 Характерные для культуры ка­раново I тюльпановидные со­суды: (1) с белой росписью на красном фоне и с сетчаты м ор­наментом из треугольников и точечных полос; высота 17 см; (2) с белой росписью на красном фоне и спиралевид­ным орнаментом; на высокой конусообразной ножке; вЫСО-та 28 4 см Начало VI тыс. [1о нэ телль Азмак у г Стат>а-За-гора, Центральная Болгария.


Рис. 2-24.1


Рис. 2-24.2



Гимбутас M. Цивилиза ция Великой Богини


 


Рис. 2-25.1


Рис. 2-25.2


 



 


 


Рис. 2-26.1


Рис. 2-26.2


 



 


Глава I I, Неолитичес кие культуры Юго-Восточной и Центральной Евр опы



 




Рис. 2-27

w7^!

Рис. 2-25 Полукруглый горшок и блю­до с круглым основанием и выемками: (1) сосуд по всей окружности украшен орна­ментом из висящих и пере­вернутых треугольников, за­полненных сетчатым узо­ром;^) блюдо украшено белой росписью из полуме­сяцев и 8-образных спира­лей на красном фоне. Куль­тура караново I, поселение Мулдава, Центральная Бол­гария, ок. 5800 г. до н. э.


п



Рис. 2-26 Сосуды культуры карано­во III с ручками в виде со­бак (1,2) и орнитоморф-ной/антропоморфной руч­кой крышки (3). Черное лощение Телль Азмак у г. Стара-Загора, середина VI тыс. до н.э.; высота 14 см.



Рис. 2-27 Типология керамики из Ка­раново I (ок. 5900-5800 гг. дон.э.), Караново II (5700-5600 гг. до н.э.) и Карано­во III (ок. 5600-5500 гг. дон.э.).



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 



гурки часто вырезаны из белого мрамора35, что сви­детельствует о наличии у здешнего населения торго­вых связей с Эгейскими островами. Изображения женских божеств были преобладающими на столь обширной географической территории, что это долж­но указывать на существование сложной и последо­вательной системы религиозного поклонения мно­голикой богине.

Неолит в Центральной Европе: культура

линейно-ленточной керамики

Рис. 2-28

«Это самая известная из всех центральноевропей-ских культур и, возможно, наиболее классический вариант неолита во всем древнем мире», — писал в 1925 г. В. Гордон Чайлд в книге «Рассвет европейской цивилизации». И через семьдесят лет нельзя отри­цать, что, если брать территорию между Восточной Францией и Румынией (рис. 2-28), то самая гром-


кая международная известность выпала на долю именно этой культуре, во многом благодаря замеча­тельным раскопкам, которые в последние десяти­летия проводили французские, датские, немецкие, чешские, польские и американские археологи. Чайлд назвал ее дунайской I культурой, однако этот термин неточен, поскольку в ее ареал не входил нижнедунайский регион. Археологи по-прежнему пользуются немецким термином «ленточная кера­мика» (Bandkeramik) или английским - «линейная керамика» (Linear Pottery).

Используемый нами термин «линейно-ленточ­ная керамика» (Linearbandkeramik) часто сокраща­ется до аббревиатуры LBK. Однако этот вид кера­мики не является исключительно линейно-ленточ­ным: среди характерных для него орнаментов есть спирали, змеи, меандры, прямоугольники, кон­центрические квадраты, треугольники, знаки в виде «V», шевроны, двойные и тройные линии, зна-


 


1.Эльсло

2. Ситтард

3. Кельн-Линденталь

4. Альденхофен

5. Фломборн

6. Риксхайм

7. Лаутерек


 

8. Хинхайм

9. Рессен

10. Зондерсхаузен
И.Биланы
12.Ольшаница
13. Нитра


Рис. 2-28 Распределение культуры линейно-ленточной керамики в Центральной Европе. Заштрихованные участки указывают на скопление поселений. ] Ок. 5500-4900 гг. до н.э.


Ш ва П. Неолитическ ие культуры Юго-Восточной и Центральной Евро пы



Рис. 2-29

Рис. 2-29 Характерные для ранней культуры линейно-ленточной керамики сосуды, украшенные спиралями, грудями, двойными линиями, рогами и концентрическими треугольниками; поселения в окрест­ностях Зноймо неподалеку от Брно, Моравия, 5500-5000 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цивилиз ация Великой Боги


 



Рис. 2-30

 
-*-.;-"- *•••..—
-*•..„«««i «• игёйЯР
 
./*>

isSiiiH^i^

Рис. 2-30 Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим ор­наментом: змеями, крестами, знаками «V», ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) - ранний пери­од; (2,4,6-9) - средний и поздний период;;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия;;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия; масштаб (1, 3, 5) - 1/2, (2, 4, 6, 7) - 1/3, (8, 9) - 2/3.


ки в виде «М», «X» и др. (рис. 2-29 и 2-30). А еще- рельефные антропоморфные и зооморфные изображения, рога, груди и другие символы, универсальные для кера­мического искусства всей Юго-Восточной Европы. Своими фор­мами, материалами и символике) культура линейно-ленточной ке­рамики схожа с поздним перио­дом культуры старчево (кёрёш), хотя ей в общем не свойственна раскрашенная керамика.

Пятьсот лет отделяют балкан­
ский неолит (старчево) от той эпо­
хи, когда эта культура и земледе­
лие начали распространять свое
влияние по умеренной климати­
ческой зоне Центральной Евро­
пы. Безусловное сходство между
культурой старчево (кёрёш) и
культурой линейно-ленточной ке­
рамики убеждает в том, что мигра­
ция населения шла с юго-востока
Первоначальная фаза культуры
линейно-ленточной керамики
Среднедунайского бассейна дати­
руется примерно 5600—5400 гг. до
н.э. и непосредственно связана с
культурными традициями старче­
во (кёрёш)36. Что касается физи­
ческого типа то в своем боль-
НП1 нст ВС носители культуры ЛИ-
нейно-ленточной керамики были
в родстве с невысокими грациль-
ными средиземноморцами оби-
тателями Балкан37.,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.