![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронология. Носители культурылинейно-ленточной керамики хоронили покойников в 100-500 м от границ поселения, причем практиковалась как ингумация
Захоронения Носители культурылинейно-ленточной керамики хоронили покойников в 100-500 м от границ поселения, причем практиковалась как ингумация, так и кремация. Археологам удалось обнаружить и изучить око- ло двух десятков могильников, в некоторых из них было более 100 могил42. Захоронения в могильниках представляли собой ямы овальной формы, стены которых обмазывали глиной или облицовывали камнем. Покойников укладывали в вытянутой или слеш скорченной позе; возле них помещали один или два сосуда, каменное тесло, кремневые наконечники стрел, каменные палетки, бусы и браслеты из раковин спондилус (рис. 2-34). (В главе IX мы вернемся к погребальному инвентарю и к тому, каким образом захоронения отражают общественные структуры культуры линейно-ленточной керамики.) По своим типологическим характеристикам культура линейно-ленточной керамики делится на три основных периода: ранний — вторая половина VI тыс. до н. э. — с орнаментом из спиралей, меандров и шевро-
S 3 нов (см. рис. 2-29,2-30); средний -конец VI - начало V тыс. до н. э. — появляется «нотная» роспись (рис. 2-34, верхний рисунок, и 2-35.1); поздний, с середины V тыс. до н.э., ассоциирующийся с накольчатым орнаментом (рис. 2-35.2,3). (Радиоуглеродные датировки см. в Табл. 4.) Максимальное распространение культура линейно-ленточной керамики получила на среднем этапе развития. Если говорить о восточных областях, то поселения средней фазы имелись к северу от Карпатских гор, в долинах Днестра, Сирета, Прута и Буга (Северо-Восточная Румыния) и даже в районе Нижнего Дуная. Осевшие в этих областях носители культуры линейно-ленточной керамики оказали существенное влияние на дальнейшее развитие Румынии и Западной Украины где по всей видимости она слилась с буго-днестровской культурой. В Молдавии и на Западной Украине ктаьтура линейно-ленточной керамики легла в основу кукутенской (триполь-ской) культуры. Ближе к концу Утыс. до н.э. (4300-4200 гг.) центральные районы распространения культуры линейно-ленточной керамики - бассейны Среднего и Верхнего Дуная, Эльбы, Одера и Вислы - были колонизированы пришедшими с юга носителями культур лендель и ти-сапольгар: не исключено, что их приход объясняется своеобразной цепной реакцией, вызванной наступлением первой волны курганной культуры в Восточную и Центральную Европу. Западное крыло культуры линейно-ленточной ке- Рис. 2-35 Средняя и поздняя культура линейно-ленточной керамики: (1) чаша с «нотным» орнаментом, начало Утыс. до н. э., Богуславице, Моравия; (2,3) сосуды с накольчатым орнаментом из окрестностей Брно, XLVII-XLV1 вв до н э
ham_ Агпе Агггелекна границе Северной Венгрии и Восточной Словакии. Наименование «бюкк» закрепилось в 1921 г., после выхода в свет в Будапеште труда Й.Хиллебранда и Л.Белла «Люди и культура первобытной эпохи» (DerMenschund die KulturderUrzeit). Кроме того, богатые материалы по этой культуре есть в книге Ференца Томпы «Линейно-ленточная керамика в Венгрии, культуры бюкк и тиса» (Die Bandkeramik in Ungarn. Die Biikkerund Theiss-Kultur//Archaeologia Hungarica V-VI. Budapest, 1929). В ней, в основном, описаны керамические изделия разных фаз развития. Поселения, мастерские, захоронения и пещеры культуры бюкк стали объектом систематических раскопок лишь после Второй мировой войны.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |