Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство скульптуры. Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот




Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от нее сохранились тысячи мел­ких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, от­носящихся к разным фазам ее развития. Из них 630 были представлены Васичем в третьем томе его тру­да «Винча» и нашли приют в Белградском универ­ситете и в национальных музеях. Раскопки практи­чески любого поселения культуры винча дают зна­чительное количество статуэток. Самые интересные скульптуры (цветные вклейки 8 и 9) были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест со­временной Европы, населенном албанцами.



I

Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бог ат


 


Рис. 3-18.1

Рис. 3-18 (1) Типичный сосуд культуры винча черного лоще­ния в виде свернувшейся змеи и с каннелюрами (ранняя фаза классического периода культуры вин­ча, начало Vтыс. до н.э.; высота 14,5 см). (2) Черный лощеный (гладкий) сосуд из Црнока-лачка-Бары у г. Ниш, Южная Югославия. Поселе­ние ранней культуры винча, ок. 5000 г. до н.э.; вы­сота 37 см.

 

Рис. 3-17


 


 

 

 

Рис. 3-17 Керамика ранневиневсккй культуры черного узорного лоще­ния: биконические сосуды с ш нелюрами, блюда, кувшины ручками, сосуд на ножке и боль­шой кувшин с ликом Богини-птицы на горлышке. Ок. 5200-5000 гг. до н.э., Анза IV, Македо­ния, Юго-Восточная Югослави


; Ш. Зенит европейской цив и лизации:: ентраль ная и Восточная Европа,, 50 0 —3500 гг г до н.э.



Рис. 3-19.3

Рис. 3-19.2

Рис. 3-19.1

Рис. 3-19 Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало Утыс. до н.э., (2, 3) середина Утыс. до н.э.


Статуэтки культуры винча, в особенности изобра­жения Богини-птицы, представляют ряд ценных де­талей: характерную безротую маску с большим носом или клювом (рис. 3-19 и 3-20); такие детали туалета, как лямки (рис. 3-20), набедренные ремни или узкие юбки (см. рис. 7-87 и 7-89-7-94), а также вырезан­ные или нарисованные символические обозначения божественности — знаки в виде «V», шевроны, вол­нистые, параллельные, двойные и тройные линии (см. рис. 7-14). В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов (см. рис. 7-17) или прикрепляются к ним в качестве маски (рис. 3-19.2). Птицеобразные сосуды с чело­веческими масками можно считать настоящими шедеврами этого искусства. Маски характерны для всех скульптур с ясно выраженными чертами кото-рые представляют божественных существ. У Богини-птицы и других богов классического периода культу­ры винча лица закрыты пятиугольными масками с


полукруглыми глазницами (рис. 3-19 и 3-20). У позд­них скульптур культуры винча глазницы имеют мин­далевидную форму (рис. 3-21). На плоских частях маски вырезали символические знаки. Крупные мас­ки в натуральную величину были найдены в Южной Югославии (цветная вклейка 11).

Среди скульптур преобладают изображения Боги­ни-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске: см. рис. 7-5 и 7-6). Около 20% ста­туэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, песьи и рыбьи - и антропоморф­ные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках. Чрезвычайно любопытны обнаруженные в Южной Югославии кентавры с человеческой головой, лицом-маской и туловищем быка (цветная вклейка 22). Ха-


Бо,

Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо,


 



Рис. 3-20

Рис. 3-20 Типичная статуэтка культу­ры винча в большой пяти­угольной маске с полукруг­лыми глазницами, горизон­тально рассеченной тройной линией, ниже которой идут заштрихованные участки. По плечам — черные лямки с белой каймой. Витошевац-Лукичски-Брег у г. Ниш, Юго-Восточная Югославия, 5000- 4500 гг. до н. э.; высо­та 13 см.

рактерной чертой более раннего эта­па искусства винча являются крыш­ки в виде совиной головы, которыми покрывали большие биконические сосуды, скорей всего использовав­шиеся как емкости для жидкости во время религиозных обрядов (цветная вклейка 10). Некоторые зооморфные и антропоморфные статуэтки выре­зали из мрамора, алебастра или из опалита: прекрасный тому пример — песьи головы из светло-зеленого опа­лита и белого мрамора. Вместе со ста­туэтками археологи нередко находят столы для приношений, сосуды и мас-ляные лампы с ножками антропо­морфных или зооморфных очерта­ний, символической резьбой или яр­кой раскраской (цветная вклейка 13).

Как и тысячу лет назад, в эпоху сескло, на каждой стадии культуры винча встречаются и шедевры реалистического искусства, и схемати­чески выполненные реплики более крупных скульптур. Схематизирован­ные или миниатюрные статуэтки обычно покрыты символическими рисунками и знаками: их в значитель­ных количествах изготавливали в эпоху ранней культу­ры винча. Не исключено, что многие фигурки со знака­ми имели вотивный характер.

Здесь мне хотелось бы привести пример, связан­ный с моими раскопками раннего поселения культу­ры винча в Анзе (Македония). Там в одной из постро­ек — очевидно, разрушенном святилище — были най­дены не только обычные статуэтки небольших размеров, но и огромный сосуд высотой в 92 см, укра­шенный красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан лик Богини-птицы (см. рис. 7-17). Неподалеку от этого места были также об­наружены сосуд в форме водоплавающей птицы дли­ной в 60 см (см. рис. 7-18) и скульптурное изображе­ние свиньи в натуральную величину^. Размер и деталь­ность скульптуры, естественным образом, зависели от ее предназначения.

Эстетические достижения, воплощенные в кера­мике и скульптуре культуры винча, заставляют по-новому взглянуть на творческие традиции Древней Европы. Ее искусство было не только пронизано мифологическими ценностями, оно достигло того уровня технического мастерства, который способ­ствовал появлению как схематически обобщенных, так и в высшей степени реалистических изображе­ний. По части совершенства в изображении женско­го тела некоторые торсы культуры винча вполне дос­тойны соперничать с древнегреческой скульптурой (рис. 3-22).


Культура тиса в бассейне реки Тиса

Своим названием эта культура обязана реке ' иса, которая катит свои воды с Карпатских гор по Вос­точной Венгрии и Северной Югославии и впадает! Дунай (см. выше рис. 3-14). По аллювиальным во­вышенностям на заливных лугах рек Тиса, Мароши Кёрёш было рассыпано немало поселений. Они от четливо делятся на три группы, каждая из которш получила свое название: группа горжа в окрестностж Сольнока (Южная Венгрия), херпай поблизости 01 Дебрецена (Восточная Венгрия) и чёсхалом рядомс городом Ньиредьхаза (Северная Венгрия).

Как и винча, культура тиса берет начало в куль­туре старчево (кёрёш): среди ее носителей преобла­дает грацильный средиземноморский (старчевскй) физический тип. Она отлична от культуры винчавс специфических экологических характеристик бассей­на реки Тиса; ее обособление в качестве самостоятел! ной культуры совпало с появлением теллей и их хо­зяйственного уклада.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.