КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство скульптуры. Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот
Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от нее сохранились тысячи мелких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, относящихся к разным фазам ее развития. Из них 630 были представлены Васичем в третьем томе его труда «Винча» и нашли приют в Белградском университете и в национальных музеях. Раскопки практически любого поселения культуры винча дают значительное количество статуэток. Самые интересные скульптуры (цветные вклейки 8 и 9) были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест современной Европы, населенном албанцами. I Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бог ат
Рис. 3-17
Рис. 3-17 Керамика ранневиневсккй культуры черного узорного лощения: биконические сосуды с ш нелюрами, блюда, кувшины ручками, сосуд на ножке и большой кувшин с ликом Богини-птицы на горлышке. Ок. 5200-5000 гг. до н.э., Анза IV, Македония, Юго-Восточная Югослави ; Ш. Зенит европейской цив и лизации:: ентраль ная и Восточная Европа,, 50 0 —3500 гг г до н.э.
Рис. 3-19 Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало Утыс. до н.э., (2, 3) середина Утыс. до н.э. Статуэтки культуры винча, в особенности изображения Богини-птицы, представляют ряд ценных деталей: характерную безротую маску с большим носом или клювом (рис. 3-19 и 3-20); такие детали туалета, как лямки (рис. 3-20), набедренные ремни или узкие юбки (см. рис. 7-87 и 7-89-7-94), а также вырезанные или нарисованные символические обозначения божественности — знаки в виде «V», шевроны, волнистые, параллельные, двойные и тройные линии (см. рис. 7-14). В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов (см. рис. 7-17) или прикрепляются к ним в качестве маски (рис. 3-19.2). Птицеобразные сосуды с человеческими масками можно считать настоящими шедеврами этого искусства. Маски характерны для всех скульптур с ясно выраженными чертами кото-рые представляют божественных существ. У Богини-птицы и других богов классического периода культуры винча лица закрыты пятиугольными масками с полукруглыми глазницами (рис. 3-19 и 3-20). У поздних скульптур культуры винча глазницы имеют миндалевидную форму (рис. 3-21). На плоских частях маски вырезали символические знаки. Крупные маски в натуральную величину были найдены в Южной Югославии (цветная вклейка 11). Среди скульптур преобладают изображения Богини-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске: см. рис. 7-5 и 7-6). Около 20% статуэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, песьи и рыбьи - и антропоморфные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках. Чрезвычайно любопытны обнаруженные в Южной Югославии кентавры с человеческой головой, лицом-маской и туловищем быка (цветная вклейка 22). Ха-
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо,
рактерной чертой более раннего этапа искусства винча являются крышки в виде совиной головы, которыми покрывали большие биконические сосуды, скорей всего использовавшиеся как емкости для жидкости во время религиозных обрядов (цветная вклейка 10). Некоторые зооморфные и антропоморфные статуэтки вырезали из мрамора, алебастра или из опалита: прекрасный тому пример — песьи головы из светло-зеленого опалита и белого мрамора. Вместе со статуэтками археологи нередко находят столы для приношений, сосуды и мас-ляные лампы с ножками антропоморфных или зооморфных очертаний, символической резьбой или яркой раскраской (цветная вклейка 13). Как и тысячу лет назад, в эпоху сескло, на каждой стадии культуры винча встречаются и шедевры реалистического искусства, и схематически выполненные реплики более крупных скульптур. Схематизированные или миниатюрные статуэтки обычно покрыты символическими рисунками и знаками: их в значительных количествах изготавливали в эпоху ранней культуры винча. Не исключено, что многие фигурки со знаками имели вотивный характер. Здесь мне хотелось бы привести пример, связанный с моими раскопками раннего поселения культуры винча в Анзе (Македония). Там в одной из построек — очевидно, разрушенном святилище — были найдены не только обычные статуэтки небольших размеров, но и огромный сосуд высотой в 92 см, украшенный красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан лик Богини-птицы (см. рис. 7-17). Неподалеку от этого места были также обнаружены сосуд в форме водоплавающей птицы длиной в 60 см (см. рис. 7-18) и скульптурное изображение свиньи в натуральную величину^. Размер и детальность скульптуры, естественным образом, зависели от ее предназначения. Эстетические достижения, воплощенные в керамике и скульптуре культуры винча, заставляют по-новому взглянуть на творческие традиции Древней Европы. Ее искусство было не только пронизано мифологическими ценностями, оно достигло того уровня технического мастерства, который способствовал появлению как схематически обобщенных, так и в высшей степени реалистических изображений. По части совершенства в изображении женского тела некоторые торсы культуры винча вполне достойны соперничать с древнегреческой скульптурой (рис. 3-22). Культура тиса в бассейне реки Тиса Своим названием эта культура обязана реке ' иса, которая катит свои воды с Карпатских гор по Восточной Венгрии и Северной Югославии и впадает! Дунай (см. выше рис. 3-14). По аллювиальным вовышенностям на заливных лугах рек Тиса, Мароши Кёрёш было рассыпано немало поселений. Они от четливо делятся на три группы, каждая из которш получила свое название: группа горжа в окрестностж Сольнока (Южная Венгрия), херпай поблизости 01 Дебрецена (Восточная Венгрия) и чёсхалом рядомс городом Ньиредьхаза (Северная Венгрия). Как и винча, культура тиса берет начало в культуре старчево (кёрёш): среди ее носителей преобладает грацильный средиземноморский (старчевскй) физический тип. Она отлична от культуры винчавс специфических экологических характеристик бассейна реки Тиса; ее обособление в качестве самостоятел! ной культуры совпало с появлением теллей и их хозяйственного уклада.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |