КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Солнечная символика и погоня за янтарем
V
Рис. 10-29 Рис. IO-28В (1) Топор из полосчатого кремня; (2) кремневый нож; (3) обоюдоострое костяное копье; (4) горшок со шнуровым орнаментом из захоронения культуры шаровидных амфор в Малице, район г. Сандомир, Южная Польша. Вторая половина IVтыс. до н.э. Рис. 10-29 План «домика мертвых» культуры шаровидных амфор. Циста из каменных плит с портиком, закрытая сверху тремя большими каменными плитами. В центре у западной стены лежит скелет мужчины 40—50 лет, по бокам от него — скелеты двух женщин, рядом с каждой - по двое детей приблизительно от 1 года до 8 лет. У его ног скелет мальчика лет 15 и девушки лет 17. Под портиком — скелет мужчины лет 30 со следами увечья на ноге. Скелеты посыпаны охрой; пол под ними вымощен камнем и покрыт слоем (4 см) желтой глины. Среди погребального инвентаря 4 топора, резец, кинжалы, наконечники стрел, костяной наконечник, 8 сосудов, три челюсти кабана и кости свиньи. Войцехивка, район г. Житомир, Волынь. Вторая половина IVтыс. до н.э. [.таХ. Конец Древней Европы: вторжение с котоводов и з южнорусских степей и преображение Европы
мужа и господина в мир иной сопровождал один ребенок или пара детей, женщина и слуга или пара слуг. Как правило, скелет высокородного мужчины находится в самой дальней части цисты, в том же помещении рядом с ним или на противоположном конце — скелеты двух или более человек, возможно — ближайших родственников. Останки других сопровождающих помещены у входа или в меньшем помещении «домика мертвых»87. В Клементовице (Восточная Польша) скелет мужчины был уложен в северном конце каменной цисты и снабжен ни более, ни менее как 35 артефактами, в том числе 13 кувшинами, 4 кремневыми топорами, 3 кинжалами из кабаньих клыков, а также кабаньей челюстью. В южном конце цисты был усажен скелет молодой женщины, на долю которой досталась лишь небольшая амфора, меж тем как в юго-восточной части цисты были помещены кости старика и обезглавленного человека88. Как правило, в могилах богатых мужей встречаются один жен-ский скелет и один-два детских. Исключение составляет захоронение, найденное в Войцехивке (Волынь), где по бокам мужского скелета лежали два женских и четыре детских а у его ног — останки юноши и девушки (рис. 10-29). В ряде случаев останки взрослых мужчин и детей бывают помещены в отдельную цисту вместе с принесенными в жертву животными. У принесенных в жертву людей отрублены головы или ноги, или, напротив, оставлена только голова. Часто среди костей можно обнаружить костяной наконечник копья, указывающий на форму их кончины. В Польше, как это было характерно и для баденского культурного комплекса (см. рис. 10-26), во многих случаях возле цисты с человеческими останками захоронена упряжка из двух быков. Они уложены на бок, ноги подогнуты лбы почти соприкасаются как будто их похоро-нили не распрягая; на шее у них - костяные диски с солярным орнаментом. В Пикутково (Центральная Польша) рядом с парой быков было помещено большое блюдо с двумя глиняными барабанами. В других захоронениях животных обычно встречаются только коровы и лошади или сразу несколько виДОВ ЖИвОТных — коров свиней или кабанов оленей-самцов лис и серн Возле захоронений животных замечены ямы с потемневшей землей, возможно, что это - еле- ДЫ KDOB и Религиозные и общественные традиции культуры шаровидных амфор свидетельствуют о том, что ее захоронения не были связаны с соответствующими сооружениями культуры воронковидных кубков. Последней свойственны большие захоронения под длинными курганами или в мегалитических коридорных гробницах, которые порой удается обнаружить под могилами культуры шаровидных амфор. Появление поселений культуры шаровидных амфор на территориях неманской и нарвской культур объясняется погоней за янтарем, которому ее носители придавали важное идеологическое значение. Его золотистый оттенок был символичен для солнцепоклонников, поэтому не удивительно, что в могилах знатных мужей находят янтарные диски -как безо всякого орнамента, так и с вырезанными на них солярными мотивами (звездами или крестами)90. Самый крупный янтарный диск диаметром в 10 см (рис. 10-30) был найден в богатой цисте в Иванне неподалеку от Ровно (Северная Украина), т. е. приблизительно в 600 км от Восточной Пруссии или Литвы, где добывали янтарь91. На диске вырезаны схематические изображения людей с воздетыми к He6v руками которые держат большой лук В стогюне от них — отделенное двумя черточками схематическое изображение животного возможно лошади По своему стилю эта сцена напоминает те' что украшают каменные стены крымских цист и се-веропонтийскиестелы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |