КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательное регулирование деятельности за рубежом: международные нормы и национальная практика
Международное право массовой информации рассматривается как отрасль международного права, представляющая со- бой "совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих права и обязанности субъектов международного права в процессе использования (или санкционирования использования) СМИ" [1, c. 488]. В рамках этой отрасли авторы объединяют технические аспекты распространения массовой информации, вопросы ее содержания, отраслевые принципы и международно-правовой статус журналистов. В международном плане важно не только регулирование массовой информации, т.е. вещания на широкие массы населения, но и персональная коммуникация. Как и во многих других работах, право каждого человека на информацию, положения Всеобщей декларации прав человека и других актов, посвященные ему, упоминаются как правило только в контексте необходимости их ограничения. Отмечается, что международное право должно способствовать тому, чтобы идеологическая борьба не переросла в конфронтацию, но при этом предлагаемые ими средства поддержания международной безопасности в данной сфере ограничиваются лишь запретом определенных категорий информации, тогда как само по себе право личности на по- лучение информации из различных источников является таким средством. Основу международно-правовой регламентации права на информацию составляют положения ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Как известно, эти положения устанавливают право каждого человека свободно “искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ”. СССР подписал этот международно-правовой акт в Международный год прав человека, в марте 1968 г. Ратификация этого документа состоялась в 1973 г., а юридическую обязательность для СССР этот Международный пакт обрел 23 марта 1976 г. Россия, как государство-продолжатель и правопреемник всех международно-правовых обязательств СССР, является участником этого Пакта. В Европе, параллельно с Международным пактом, принятым ООН, действует и пользуется значительно большим юридическим и политическим весом Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанная первыми десятью государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. Статья 10 ЕКПЧ закрепляет право каждого человека “получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ”. Обратим внимание на укороченность (по сравнению с формулировками Международного пакта) формулы Европейской конвенции. В ней отсутствует право поиска информации при наличии права ее получения и распространения. “Получение” – это пассивная форма удовлетворения информационных потребностей человека, в то время как “поиск” - гораздо более активная и эффективная. Кстати, соответствующая формулировка российской конституционной нормы (ст. 29 ч. 4) пятичленна. Кроме уже упоминавшихся прав поиска, получения и распространения информации, на территории РФ каждый имеет право свободно “передавать” и “производить” информацию любым законным способом. Кроме ст. 10 ЕКПЧ европейское право содержит еще ряд документов, с разной степенью юридической обязательности и с разными предметами регулирования, регламентирующих отношения по доступу к информации. В этом ряду, прежде всего, упомянем Рекомендацию Комитета Министров Совета Европы R(1981)19 “О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов”. Новая редакция этого документа – Рекомендация R(2002)2 “О доступе к официальным документам” - была принята по результатам многолетней работы международной группы экспертов Совета Европы по доступу к официальной информации (DH-S-AC). Еще одной, весьма значимой и полезной для становления и развития в России конституционного права на доступ к информации является Рекомендация Комитета Министров Совета Европы R(1994)13 “О мерах по обеспечению транспарентности средств массовой информации”. В первой же статье этот документ определяет, что “общественность должна иметь возможность доступа на справедливой и непредвзятой основе к некоторым основным сведениям о СМИ”. Принимая во внимание, что цель транспарентности СМИ заключается в том, чтобы каждый мог знать, кто реально владеет тем или иным СМИ, дабы иметь возможность формировать мнение по отношению к распространяемой этими СМИ информации, в Рекомендации вполне обоснованно прописывается особый правовой режим “прозрачности” именно электронных СМИ. Заключая обзор международно-правовых стандартов в сфере регулирования информационных прав и свобод, можно вполне обоснованно резюмировать, что правовое регулирование такого рода информационных отношений – важная и активно развивающаяся часть предмета регулирования международного публичного права и международного гуманитарного права. Поскольку в обозримой перспективе роль и значение этой системы договорных и обычных норм будет объективно возрастать, постольку правомерно выдвинуть предположение о том, что практически везде внутригосударственные отношения в области основных информационных прав и свобод во все большей степени будут развиваться под непосредственным и ощутимым “внешним” влиянием, в качестве некого опосредованного объекта международно-правового регулирования. Существует даже точка зрения, согласно которой неуклонное сближение международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод человека и гражданина в будущем может сделать последний излишним. Не вдаваясь в развернутую оценку столь радикального взгляда на общую перспективу взаимодействия международного и внутригосударственного права, все же выскажу одно принципиальное соображение, имеющее к этой перспективе прямое отношение. Мне кажется, что в любом случае мы можем вполне обоснованно вести речь об эволюционном формировании некоего единого глобального информационно-правового статуса человека и гражданина как одной из сущностных черт зримо становящейся на наших глазах новой мировой цивилизации, основанной на знаниях и информации. Международные усилия по борьбе с терроризмом столкнулись с противоречием двух факторов: права общества на получение информации о событиях и стремлением террористов сообщить о своих действиях обществу. Основные документы, формирующие этические принципы журналистской деятельности по освещению террористических угроз разрабатываются с 2001 года. 2002 год Резолюция конференции ЮНЕСКО «Терроризм и СМИ» Все эти документы носят этический характер и не имеют правового статуса, но все они в той или иной мере представляют собой перечисление действий журналистов, которые должны или не должны совершаться во время ситуации террористической угрозы. 1. Принцип свободы прессы и свободы выражения мнений 1.-2. Принцип свободы прессы и свободы самовыражения и принцип права информировать о терроризме — не вводить каких бы то ни было новых ограничений на свободу выражения мнений и информации в СМИ, кроме абсолютно необходимых и соразмерных в демократическом обществе, и лишь после тщательного изучения вопроса о том, не достаточно ли для этой цели уже имеющихся законов или иных мер;
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |