Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное регулирование деятельности за рубежом: международные нормы и национальная практика

Международное право массовой информации рассматривается как отрасль международного права, представляющая со- бой "совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих права и обязанности субъектов международного права в процессе использования (или санкционирования использования) СМИ" [1, c. 488]. В рамках этой отрасли авторы объединяют технические аспекты распространения массовой информации, вопросы ее содержания, отраслевые принципы и международно-правовой статус журналистов.

В международном плане важно не только регулирование массовой информации, т.е. вещания на широкие массы населения, но и персональная коммуникация. Как и во многих других работах, право каждого человека на информацию, положения Всеобщей декларации прав человека и других актов, посвященные ему, упоминаются как правило только в контексте необходимости их ограничения.

Отмечается, что международное право должно способствовать тому, чтобы идеологическая борьба не переросла в конфронтацию, но при этом предлагаемые ими средства поддержания международной безопасности в данной сфере ограничиваются лишь запретом определенных категорий информации, тогда как само по себе право личности на по- лучение информации из различных источников является таким средством.

Основу международно-правовой регламентации права на информацию составляют положения ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Как известно, эти положения устанавливают право каждого человека свободно “искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ”. СССР подписал этот международно-правовой акт в Международный год прав человека, в марте 1968 г. Ратификация этого документа состоялась в 1973 г., а юридическую обязательность для СССР этот Международный пакт обрел 23 марта 1976 г. Россия, как государство-продолжатель и правопреемник всех международно-правовых обязательств СССР, является участником этого Пакта.

В Европе, параллельно с Международным пактом, принятым ООН, действует и пользуется значительно большим юридическим и политическим весом Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанная первыми десятью государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. Статья 10 ЕКПЧ закрепляет право каждого человека “получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ”. Обратим внимание на укороченность (по сравнению с формулировками Международного пакта) формулы Европейской конвенции. В ней отсутствует право поиска информации при наличии права ее получения и распространения. “Получение” – это пассивная форма удовлетворения информационных потребностей человека, в то время как “поиск” - гораздо более активная и эффективная. Кстати, соответствующая формулировка российской конституционной нормы (ст. 29 ч. 4) пятичленна. Кроме уже упоминавшихся прав поиска, получения и распространения информации, на территории РФ каждый имеет право свободно “передавать” и “производить” информацию любым законным способом.

Кроме ст. 10 ЕКПЧ европейское право содержит еще ряд документов, с разной степенью юридической обязательности и с разными предметами регулирования, регламентирующих отношения по доступу к информации. В этом ряду, прежде всего, упомянем Рекомендацию Комитета Министров Совета Европы R(1981)19 “О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов”. Новая редакция этого документа – Рекомендация R(2002)2 “О доступе к официальным документам” - была принята по результатам многолетней работы международной группы экспертов Совета Европы по доступу к официальной информации (DH-S-AC).

Еще одной, весьма значимой и полезной для становления и развития в России конституционного права на доступ к информации является Рекомендация Комитета Министров Совета Европы R(1994)13 “О мерах по обеспечению транспарентности средств массовой информации”. В первой же статье этот документ определяет, что “общественность должна иметь возможность доступа на справедливой и непредвзятой основе к некоторым основным сведениям о СМИ”. Принимая во внимание, что цель транспарентности СМИ заключается в том, чтобы каждый мог знать, кто реально владеет тем или иным СМИ, дабы иметь возможность формировать мнение по отношению к распространяемой этими СМИ информации, в Рекомендации вполне обоснованно прописывается особый правовой режим “прозрачности” именно электронных СМИ.

Заключая обзор международно-правовых стандартов в сфере регулирования информационных прав и свобод, можно вполне обоснованно резюмировать, что правовое регулирование такого рода информационных отношений – важная и активно развивающаяся часть предмета регулирования международного публичного права и международного гуманитарного права.

Поскольку в обозримой перспективе роль и значение этой системы договорных и обычных норм будет объективно возрастать, постольку правомерно выдвинуть предположение о том, что практически везде внутригосударственные отношения в области основных информационных прав и свобод во все большей степени будут развиваться под непосредственным и ощутимым “внешним” влиянием, в качестве некого опосредованного объекта международно-правового регулирования. Существует даже точка зрения, согласно которой неуклонное сближение международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод человека и гражданина в будущем может сделать последний излишним. Не вдаваясь в развернутую оценку столь радикального взгляда на общую перспективу взаимодействия международного и внутригосударственного права, все же выскажу одно принципиальное соображение, имеющее к этой перспективе прямое отношение. Мне кажется, что в любом случае мы можем вполне обоснованно вести речь об эволюционном формировании некоего единого глобального информационно-правового статуса человека и гражданина как одной из сущностных черт зримо становящейся на наших глазах новой мировой цивилизации, основанной на знаниях и информации.

Международные усилия по борьбе с терроризмом столкнулись с противоречием двух факторов: права общества на получение информации о событиях и стремлением террористов сообщить о своих действиях обществу.
Поиск путей решения этой коллизии осложнялся стремлением властей минимизировать информацию о террористических событиях, и стремлением журналистов к максимальному освещению происходящего. Попытки внесения поправок в существующие федеральные законы, ограничивающие свободу журналистов в условиях террористических угроз, воспринимались журналистами как посягательство на один из ключевых принципов демократического общества – свободу слова и самовыражения.
Однако попытки законодательного закрепления этих ограничений были, в свою очередь, вызваны неготовностью журналистского сообщества работать в условиях угрозы терроризма. Достаточно вспомнить захват заложников в театральном центре на Дубровке, самую острую иллюстрацию накопившихся проблем.
В этот период сформировалось понимание того, что новые реалии требуют новых профессиональных стандартов, и не всегда эти стандарты должны быть определены законом.
Поэтому в последнее время для оптимизации роли СМИ в борьбе с терроризмом мировое сообщество стремится сформулировать принципы саморегулировании, а не правовые нормы, фиксирующие ограничения в работе журналистов. Эта особенность отмечена в преамбуле к Декларации Комитета министров Совета Европы «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом» 2005 года. В ней же озвучена необходимость для всех медийных сообществ «принять меры по саморегулированию там, где их еще нет, или приспособить существующие меры таким образом, чтобы они могли эффективно отвечать на этические вопросы, возникающие в связи с освещением терроризма в СМИ, и претворять их на практике».

Основные документы, формирующие этические принципы журналистской деятельности по освещению террористических угроз разрабатываются с 2001 года.

2002 год Резолюция конференции ЮНЕСКО «Терроризм и СМИ»
2001 – 2003 гг. Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции
(Приняты Федеративным Советом Союза журналистов России 30.10.2001 г.
Одобрены VII Съездом Союза журналистов России 16.05.2003 г.)
2003 год Антитеррористическая конвенция Индустриального комитета СМИ
2005 год Декларация Комитета министров Совета Европы «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом»

Все эти документы носят этический характер и не имеют правового статуса, но все они в той или иной мере представляют собой перечисление действий журналистов, которые должны или не должны совершаться во время ситуации террористической угрозы.
Анализ этих документов позволяет сформулировать следующие принципы саморегулирования журналистской деятельности в данных условиях:

1. Принцип свободы прессы и свободы выражения мнений
2. Принцип права информировать о терроризме
3. Принцип безопасности участников террористической угрозы и безопасности журналиста
4. Принцип действия в рамках профессиональной квалификации
5. Принцип ответственности СМИ
6. Принцип сотрудничества с властью в целях минимизации последствий
7. Принцип толерантности
8. Принцип неприятия «двойных стандартов»
В данных этических рекомендациях не повторяются те принципы работы журналиста, которые не являются специфическими по отношении к теме терроризма, так как они подразумеваются обязательными в любых условиях.

1.-2. Принцип свободы прессы и свободы самовыражения и принцип права информировать о терроризме

— не вводить каких бы то ни было новых ограничений на свободу выражения мнений и информации в СМИ, кроме абсолютно необходимых и соразмерных в демократическом обществе, и лишь после тщательного изучения вопроса о том, не достаточно ли для этой цели уже имеющихся законов или иных мер;
— воздерживаться от принятия мер, которые приравнивали бы освещение проблемы терроризма в СМИ к поддержке терроризма;
— обеспечить доступ журналистов к регулярно обновляемой информации, в частности, назначением специальных представителей по связям с прессой и организацией пресс-конференций, в соответствии с национальным законодательством;
— предоставлять средствам массовой информации надлежащую информацию, при должном уважении к принципу презумпции невиновности и праву на уважение частной жизни;
— воздерживаться от создания профессионалам СМИ препятствий в доступе к местам совершения террористических актов, которые не были бы продиктованы интересами защиты безопасности жертв терроризма или правоохранительных органов, задействованных в ведущихся антитеррористических операциях, интересами следствия или обеспечения безопасности; во всех случаях, когда власти решат ограничить такой доступ, они обязаны разъяснить причины подобного ограничения, срок его действия должен быть соразмерен обстоятельствам, а уполномоченное властями лицо обязано предоставлять журналистам информацию вплоть до снятия ограничения;
— гарантировать СМИ право быть в курсе обвинений, выдвинутых судебными органами против лиц, являющихся фигурантами антитеррористических судебных разбирательств, а также право следить за такими разбирательствами и вести с них репортажи, в соответствии с национальным законодательством и при должном уважении к принципу презумпции невиновности и праву на уважение частной жизни; эти права могут быть ограничены в предусмотренных законом случаях, если их осуществление способно нанести ущерб тайне следствия и полицейского расследования, либо замедлить или воспрепятствовать ходу такого расследования, и без ущерба для исключений, упомянутых в пункте 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека;
— строго уважать редакционную независимость СМИ и, соответственно, воздерживаться от любого вида давления на них;
3. Принцип безопасности участников террористической угрозы и безопасности журналиста
4. Принцип работы в рамках профессиональной квалификации
5. Принцип ответственности СМИ
6. Принцип сотрудничества с властью в целях минимизации последствий
7. Принцип толерантности
8. Принцип неприятия «двойных стандартов»
Вероятно, одним из его основ является единогласное принятие понимания того факта, что терроризм – это общая угроза и в любой ситуации он должен квалифицироваться как преступление. Тем не менее, этот принцип заслуживает внимания и разработки. С целью снятия международных противоречий по вопросам подхода к освещению террористических угроз медийному сообществому стоит обратить особое внимание на разработку этого принципа.
Международные усилия по борьбе с терроризмом столкнулись с противоречием двух факторов: права общества на получение информации о событиях и стремлением террористов сообщить о своих действиях обществу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання, напрями контролю основних засобів і нематеріальних активів | Сведения о стандарте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.