Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическая разработка




Лето

Весна

Зима

Осень

В лирическом стихотворении «Осень» описывается чарующая красота этого времени года. Закат осени невольно сравнивается с концом дня:

День городской незримо тает –

Начало сумерек измерь...

Зверь смотрит в чёткий запад красный

Вслед уходящему огню... [4: 23]

Что-то таинственное и лиричное есть и в главном образе, который рисует поэтесса – «печальный грациозный зверь». Он будто проводник ступает по сказочному лесу, рисуя перед нами завораживающие картины природы. Читателю словно дана возможность оказаться рядом с ним, прочувствовать каждый миг. Лес и зверь будто дополняют друг друга: «Лес колдовской и величавый…»; «Неслышный, гордый и прекрасный, / Мглу чующий и чуждый дню..». Они находятся в постоянном противопоставлении, между ними существует невидимое, на первый взгляд, соперничество. Зверь приходит с наступлением сумерек, и каждое его движение находит отголосок в природе / в окружающей действительности. Так, продвигаясь по лесу, он сгибает ветви ив, шуршит листьями, но всё же остаётся незамеченным.

В стихотворении «Осень», как и в каждом стихотворении сборника «Сиреневый лес», особое внимание уделяется цвету и колористическому решению: «Листок отчаянно-бордовый», «зрачки горят зелёной лавой».

Основное настроение стихотворения — меланхоличное, мечтательно-грустное, какое обычно бывает в середине осени. Оно передаётся при помощи эпитетов «немым падением», «погибшую листву» и других.

Обратимся еще к одному стихотворению – «Ноябрь». В душе лирической героини происходит время перемен. Её сердце сковало ноябрьским заморозком в связи с приближением зимы. Нагнетающая атмосфера неопределённости, пустоты и равнодушия передана в первой строфе.

И даже «больное розовое» небо не радует глаз. С первых строк перед нами возникает унылая картина увядания природы. Но есть надежда: скоро придёт осознание того, что неясно на данный момент, нужно лишь подождать: «И прозренье уж близко...». Возможно, сейчас мы смотрим на вещи субъективно, ограниченно и, лишь оглядываясь в прошлое, понимаем истинную суть вещей.

В конце первой строфы стихотворения появляется образ Золотого Феба, напрямую связанный с древнегреческой мифологией. Это одно из имён Аполлона – бога света и солнца, покровителя искусств. Именно этот образ как воспоминание о тепле и свете связывает первую строфу со второй. С другой стороны, он позволяет расширить смысловое поле стихотворения, вместе с ним появляется мотив творчества, вдохновения.

И как бы ни хотелось лирической героине и читателю вернуть былое, зима уже вступила в свои права и оставила нам лишь воспоминания:

Ресниц седой доспех не тает,

И сердца холод не отпустит [4: 49]

Основные образы, которые возникают в этих стихотворениях — «лес колдовской», «больное розовое небо», «переплетенья холодных веток». Но листья на деревьях уже почти опали, а «морозный воздух» обещает скорое наступление зимы. Доминирует неяркая цветовая палитра, в основном используются бледные, почти безжизненные оттенки холодных цветов.

 

К данной тематической группе отнесятся 3 стихотворения: «Предновогоднее», «Разговор у ёлки» и «2001».

В стихотворении «Предновогоднее» с первых строк читатель вовлечен вихрь событий. Мы словно оказываемся в городе за несколько часов до главного праздника года. В первом катрене передаётся один из тех волшебных моментов, когда солнце уже скрылось за горизонтом, и именно в этот миг всё приобретает совершенно другой оттенок:

Синеют улицы и крыши,

И просыпаются неслышно

Сиреневые фонари… [4: 58]

Через секунды мы будто оказываемся в доме, где девочка радуется подарку, а белоснежный пёс, заливаясь пронзительным лаем, бегает вокруг неё.

Ещё мгновенье, и перед глазами — совершенно иная картина:

Олень в безумной спешке скачет

В резные сани запряжён… [Там же]

Всё стихотворение наполнено динамикой феерических мгновений. Этот водоворот событий и чувств можно сравнить с зимней пургой или метелью.

Стихотворение «Разговор у ёлки» представляет собой диалог между маленьким мальчиком и девочкой Лорой. Фантазируя, дети придумали себе целый мир, со старым замком, таинственным лесом, «лиловой» чащей и множеством других вымышленных вещей. И всё это «в шарике искрится»!

Что же в замке том таится?

– Горные трудны дороги,

Там в саду – единороги

И немыслимые птицы…

Попадая в мир мечтаний и грёз, читатель уходит от реальности в волшебный мир фантазии.

Ещё одна особенность изображения зимы – показ ее как времени чудес, исполнения желаний, волшебства и перемен. Эта черта характерна для всех «зимних» стихотворений поэтессы.

Нынче мир лишился рамок.

Полетим в миндальный замок,

Рыцарем отважным станешь [4: 59].

Заканчивает сборник стихотворение «2001». Миллениум – завершение одного тысячелетия и начало нового: двадцать первый век – век новых ожиданий и возможностей:

Бьёт колокол 12 раз:

«Наш час был мил

Наш век в цвет ах

Снег нов век нов»[4:60]

У лирической героини на мгновение появляется лёгкая грусть о былом, но она, словно убеждает себя и читателей:

Не жаль,

не жаль,

не жаль,

не жаль...

 

Перед нами предстаёт уютный зимний вечер («горели свечи») как таинственный и очаровательный образ последних минут уходящего года.

Эти стихотворения создают неповторимое ощущение волшебства, подталкивают читателя поверить в чудеса. Для создания настроения используются волшебные, перламутровые цвета: синий, фиолетовый, лиловый, сиреневый, золотой, серебристый.

По-весеннему ярко изображение природы в стихотворении «Монастырь». Обычное явление – весеннее таяние снега – вызывает у лирической героини разнообразную бурю эмоций. Она призывает оплакивать таяние снега:

Снег гибнет. Уж осталось мало.

Уйдём от мира и от пыли

Его оплакать! – так устало,

Как раньше в кельи уходили… [4:21]

В начале стихотворения возникает ощущение невидимой силы, которая словно давит на героиню. Небо кажется ей тяжёлым, неподвластным, словно оно заполнило всё пространство, образовав невидимый купол.

Но настроение стихотворения, на наш взгляд, скорее ироничное, чем трагически-печальное. Хотя с монастырём всегда ассоциировалось то место, где можно было отречься от реального мира, забывая о проблемах, погрузиться в свои мысли, здесь – это способ выразить всю печаль, которая хранится в душе девушки. Времена словно смешались, и высокое воспринимается как повседневное и обыденное.

 

 

Стихотворение «Август» описывает последний летный месяц, закат лета («август» с древнегреческого «божественный»).

В каждой строфе присутствует ощущение неземной красоты, которую мы часто не замечаем из-за серой дымки повседневности. Только взгляд по-настоящему творческого человека может уловить что-то необычное в луче света, спинке жука.

Богатство средств художественной выразительности придаёт тексту невероятную живописность:

Цикады стрекот, роскошь лета.

Бордовый бархат гравилата

Струится тёплым пряным светом

Тончайших жилок розоватых.

Жука опаловые латы

Сверкают медью в изумруде,

И звёзды белые в запруде

Пленяют рыцарей крылатых [4:22].

Как бы зима не пленяла своим волшебством, лето – одно из самых чудесных времён года, в котором каждое мгновение заполнено светом и теплом. Пронизанность светом, лучезарность и нежность – это то, что, на наш взгляд, отличает лирику Леты Югай.

Очень необычно описан цветок – гравилат. Как будто под микроскопом героиня рассматривает лепестки с жилками, что придаёт не только реалистичность, но и яркость, экспрессию образов.

Особое внимание уделяется цвету, который определяет настроение стихотворения. Бордовый, изумрудный – эти оттенки необычны и уникальны, как и строчки «Августа».

Отметим умиротворяющую, тёплую интонацию ее стихотворений, сплав мудрости и чистого взгляда на мир, «сочетание детского, местами немного инфантильного мироощущения и вполне зрелой поэтики» [3].

Заключение

Проведенное исследование показало, что в поэтическом сборнике Леты Югай «Сиреневый лес» большое место занимают стихотворения, в которых изображены различные времена года. Образы осени, зимы, весны, лета могут быть центральными, а могут являться второстепенными, фоновыми для изображения определенных событий или передачи чувств лирической героини.

В сборнике «Сиреневый лес» преобладают осенне-зимние времена года, с чарующими заснеженными пейзажами и яркими листопадными красками. Стихотворения, посвящённые лету и весне, хоть и немногочисленны, но завораживают и пленяют с такой же силой. Солнце (царит в строчках/освещает/врывается в/проникает в/ строчки) поэтессы и не угасает ни на секунду (Солнце растапливает лёд, согревает строчки поэтессы после длительных заморозков и не угасает более ни на секунду):

Трепещет на асфальте свет,

Мне сладко видеть эти ветки,

Где в жёлто-липовую сетку

Луч золотым шитьём продет.

Д. Шеваров пишет: «. Она, как лирический герой её стихотворения, «прячется от жизни в травное лето и слово» (неслучайна даже перекличка с именем, как бы указывающая на прятки от себя – и в себя?), умея разглядеть волшебное среди обыденного»… [3]

Стихотворения Леты Югай наполнены добротой, солнечным светом и бескрайними описаниями родных сердцу пейзажей, которые не перестают удивлять своей красотой.

В лирике вологодской поэтессы важную роль играет цвет и свет. Она видит мир в ярких красках, при этом соблюдая особенности естественного освящения, отсюда и возникают неповторимые красочные образы, необычный поэтический язык.

Творчество Леты Югай интересно, как и для читателя, так и для исследования. Перспективой работы является рассмотрение других поэтических сборников поэтессы в аспекте выбранной темы.

 

Список использованной литературы

1. Герчук Елена. О Лете Югай. – Электронный ресурс:

http://glfr.ru/glavnie-lica-jugai/html/

2. Ермакова И. «Чтоб мне провалиться между строчек» // Вопросы литературы. – 2009. – № 6.

3. Шеваров Д. Весна по имени Лета. – Электронный ресурс:

http://www.rg.ru/2014/03/20/leta.html

4. Югай Е. Ф. (Лета Югай). Сиреневый лес. – Вологда, 2001.

по теме:

«РОССИЯ 1917 ГОД: РЕФОРМЫ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ»

в форме дебатов для 9 классов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.