Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Древнего Египта




История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.). Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования Пирамиды строились для фараонов и знати Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования. архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.);. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам.

 

16 вопрос
III династия Ура (2118-2007 гг. до н. э.)

После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 1/2гa земли.

Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.

Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов.

Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём?6?

17 вопроc Старовавилонское царство
Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система - основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути.
Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1-й Вавилонской династии - Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом, законодателем и организатором. Заключив союз с Ларсой, он начал захват городов юга. Затем, с помощью нового союзника - Мари, где правил Зимрилим, он разгромил сильное государство Эшнунну. Затем он разрывает договор с Мари и нападает на него. Он подчиняет его себе, а после восстания Зимлирима повторно нападает и уничтожает дворец правителя и стены города. На севере осталась ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и другие) признали власть Вавилона.
Хаммурапи издал сборник законов, контролирующих почти все сферы жизни общества. Вот несколько статей из этого сборника:
Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен.
Если врач сделает свободному человек операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки.
Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить.
Эти законы были высечены на больших базальтовых столбах и эти столбы были выставлены в разных концах страны.
Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей. Роются новые канала, особенно прославился грандиозный канал, названный Рекой Хаммурапи. Развивается в крупных масштабах и скотоводство. Появляется множество ремесленников. Вавилон занимается активной внешней и внутренней торговлей. Из Вавилона вывозили зерно, финики, масло, ремесленные изделия. Ввозили металлы, камень, дерево, рабов, предметы роскоши.
Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум - "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле и обладавщие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества состовляли рабы - вардум. Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.
Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и испольнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники - шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной адмистрации: общинными советами и старостами общин - рабианум. Главным богом Вавилонского царства стал когда местный бог города Вавилона - Мардук, который стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.
Обострение внутренних противоречий, массовое разорение крестьян, воинов, внешнеполитические трудности стали сказываться уже в правление сына Хаммурапи - Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н.э.). На юге вавилонян теснят эламиты, которые захватывают шумерские города. Отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию. На северо западе появляется новое государство - Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. На территорию царство проникают воинственные племена касситов. И, наконец дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595 году до н.э., завершившийся захватом и разорением самого Вавилона, кладет конец правлению 1-й Вавилонской династии и завершает трехсотлетний Старовавилонский период.

18 вопрос
1792-1750 до н.э. Правление вавилонского царя Хаммурапи, расцвет Вавилонии.
Царь Хаммурапи пришёл к власти в Вавилоне в 1792 году. В самом начале своего правления он признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I. Воспользовавшись помощью Римсина из эламской династии в Ларсе, Хаммурапи на 7-м году своего царствования завоевал Урук и Исин. Двумя годами позднее, пытаясь примирить жителей завоёванных областей со своей властью, царь построил канал «Хаммурапи-изобилие», который имел большое хозяйственное значение. После смерти ассирийского царя Шамшиадада Хаммурапи способствовал изгнанию его сына и восхождению на престол представителя старого царского дома Мари – Зимрилима. В государстве Мари начался новый расцвет. Хаммурапи и Зимрилим стали союзниками.
К 15-16-му годам своего правления царь Вавилона был одним из самых могущественных правителей Двуречья. Однако вскоре обострение отношений с правителем Ларсы Римсином создало для Хаммурапи тяжёлую политическую обстановку. И в 30-м году своего правления вавилонский царь начал завоевывать своих врагов. Он победил войска Эшнунны и Элама, захватил Ларсу, подчинил царство Мари и соседние с ним области. Так как Зимрилим не делал подчиняться власти Хаммурапи, вавилонский царь разгромил Мари, разрушив при этом пышный дворец Зимрилима. Также Хаммурапи подчинил своей власти область вдоль течения Тигра, в том числе Ашшур.
Благодаря обширным завоеваниям, Хаммурапи стал хозяином путей на восток, север и запад, расширил территории, с которыми торговало Вавилонское царство. Огромным достижением вавилонского царя было создание свода законов, который содержал значительно больше статей, и был более упорядоченным, чем ранее известные законодательные сборники. Хаммурапи сошел с престола в 1750 году до н.э.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.