КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение драматического произведения в школе
Начало спектаклей на Большой сцене в 18-00 часов.
Поискам наиболее эффективных путей и приёмов изучения драмы также посвящено много работ (Н.И. Кудряшёв, Е.А. Акулова, М.А. Снежневская) '* (76,1,147). Формирование и развитие интерпретационных умений старшеклассников Драма - сложнейший вид чтения для школьников. Сложность вспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего, так и творческого мышления. При изучении драмы должно уделяться более значение развитию вообразования, для этого используется приемы: слово учителя - видение происходящего, беседа, создание мезансцен - представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать школьникам заранее знакомиться с произведением, лучше за неделю до изучения и дать 2-3 вопроса. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления - выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять внимание чтению учащимися: оно может быть про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения. Успешность изучения драматического произведения завсит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками истории может быть: 1) отзывы драматурга, 2) размышления актеров о ролях, 3) мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д. Сценические истории могут включаться в любой этап урока. Учащиеся должны овладеть теоретико-литературных понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начинается на 1 уроке по анализу драматического произведения. 3 основных пути изучения драмы: 1) как литературное произведение - текстуальный анализ. 2) Сценический - спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический - традиционный. Вступительное занятие: предварительный комментарий, характеристика театрального репертуара на момент появления произведения, сведения об эпохе. Приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение мемуаров, историческиих материалов, использование наглядности. Анализ. Приемы: выразительное чтение, по ролям, наизусть, чтение в исполнении мастеров слова, беседа, просмотр видеофрагмента, инсценирование, ответы а проблемные вопросы, сопоставительный анализ, комментирование, составление характеристик персонажей. Эффективный прием в изучении драмы - режиссерский комментарий - устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по которому составляется режиссерский сценариий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины. На этапе синтеза приемы: беседа, инсценирование, выразительное чтение, по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литературно-критическим материалом, создание рецензии. Этапы изучения: 1. Вводные и ориентировочные занятия. Цель: Сформировать интерес к изучению произведений, мотивировать направленность анализа, установка на восприятие и понимание текста. Методы: Лекция и беседа. Обмен впечатлениями проблемного характера, рассказы о творчестве. Истории произведений, чтение с комментариями, кино-урок, экскурсия. 2. Чтение и анализ произведений. Цель: Постижение авторского замысла, специфика композиции, хронотоп, смысл образов, приближение читательского образа к авторскому. Методы: Аналитическое и комментируемое чтение, эвристическая беседа, анализ опорных эпизодов. 3. Заключительное занятие. Цель: Преодоление «иллюзии осведомленности» доведение читательского восприятия до глубокого восприятия (образного и понятийного); перенос знаний на новый материал. Методы: Перенос материала – деловые игры, работа над сценариями, беседы о ситуации, конкурсы, творческие отчеты, тестинги, выразит чтение наизусть, иллюстрирование, творческие работы. Анализ драматического произведения. Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, кот. содержатся в ремарках и словах персонажей — отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Авторская позиция скрыта в большей степени, чем в произведениях других родов литературы. Предназначенность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем. Важнейшая особенность драмы — концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Категория действия и конфликта. События и связь между ними. Важна категория хронотопа (напр., 3 единства в классической драме). Сценическая техника. Как разыгрываются мизансцены. Анализ ремарок. Суммирующие вопросы. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Проблемы речевого развития. Обогащение словарного запаса на материале художественных произведений, обучение связной речи и ее развитие. Развитие речи – постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Развитие речи (узко) – специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленнная на овладение речью. Необходимо сочетать 3 подхода: 1. Психолингвистический – то есть, речевой деятельности. 2. Лингводидактический - закономерности обучения родному и иностранному языку. 3. Методико-литеравтурный - возможности художественной литературы, литературоведения, критики и ораторского искусства. 1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи. 2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи. 3. Развитие умений художественной критики. 4. Развитие умений эстетического анализа текста. 5. Упражнения на приобщение к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок и др. Принципы совершенствования речевой деятельности: - взаимодействие нравственного воспитания, интеллигентного, художественно-эстетического и речевого развития в процессе постижения литературы; - органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование речевой деятельности, так и углубление восприятия литературного материала; - разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность на материале занятий по литературе; - соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятельности, осуществляемыми в начальных, средних и старших классах; - практическая направленность работы по развитию речи и приближение ее как к реальным жизненным ситуациям, так и к некоторым формам искусства; - систематический характер работы по совершенствованию речи; - учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе организации речевой деятельности. Из многообразных форм творческой деятельности можно выделить подготовку докладов и сообщений на литературные темы. В процессе этой работы формируются и закрепляются трудовые навыки и специфические речевые умения. Основные направления работы по развитию речи: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественных произведений и литературно-критических материалов. 2. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний. 3. Организация речевой деятельности в процессе диалогического общения. 4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи на деятельностной основе. 5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности. Критерии речевого развития: 1. Владение актуальной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологической особенности человеческой личности. 2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя. 3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываний литературоведческого и литературно-критического характера. 4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка: пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказываний в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им. 6. Содержательность высказываний. 7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания. 8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9. Ведение диалога на литературные темы. 10. Самостоятельность в подготовке выступления. 11. Оптимальное сочинение в высказывании материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями. 12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказываний и ситуацией общения. Развитие письменной речи зависит: А) от возрастных особенностей; Б) уровня литературного и речевого развития; В) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится работа; Г) от поставленных познавательных и коммуникативных задач. Виды упражнений по развитию письменной речи: 1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями. 2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, то есть включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев. 3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, по картине и т. д. 4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказы (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т. д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 11798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |