Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗА ПОКРОВОМ 6 страница




"Я что, твой банкир? - спросил человек, ибо он совершенно забыл, что сам когда-то нуждался. - Конечно, я мог бы тебе помочь, если бы, скажем, и ты помог мне. Хоть я и богат, но в последнее время что-то стал прихрамывать".

"Ты разве не помнишь меня?" - спросил Кхидр.

"Нет, - вскричал тот, - не помню я тебя, убирайся!"

Затем, Кхидр пришел ко второму человеку, кото­рый весьма процветал.

"Я бедный странник, - сказал он ему, - мне нуж­на помощь, поскольку от меня зависят многие люди, и мне просто необходимо добраться туда, где я смог бы своей работой принести им всем пользу".

"К сожалению, ты не наш человек, - сказал вто­рой. - А я помогаю только тем, кто живет по зако­нам моей общины. Кто ты такой, чтобы рассчиты­вать на мою помощь?". И Кхидр снова отправился в путь.

Прибыв к дому третьего человека, он сказал: "Ты, может быть, забыл, но, однажды, когда ты просил безопасности для своих детей, а также пожелал стать уважаемым и процветающим человеком, ведь это я помог тебе".

Человек окинул его долгим и пристальным взглядом и сказал: "Того, о чем ты говоришь, я не припоминаю". И это было правдой, так как он обо всем забыл.

"Но я помогу тебе, - продолжал он. - Потому что не считаю, что должен давать деньги только либо в оплату долгов, либо в расчете на прибыль".

Тут присутствовавший при этом поверхностный и лицемерный теоретик суфийского знания, набросил­ся на Кхидра с оскорблениями. "Это мой друг и он, без сомнения, святой - сказал он, - а ты, вместо того, чтобы почувствовать стыд от его слов, готов сыг­рать на его чувствах".

 

 

СНАДОБЬЕ

Некий дервиш, годами добиваясь совершенства, трудился над созданием особого снадобья, с помо­щью которого хотел исцелить одного человека, кстати сказать, весьма богатого. Когда лекарство наконец было доведено до готовности, дервиш так обрадо­вался, что тут же, не мешкая, отправился в путь, даже не посоветовавшись со своим суфийским на­ставником, чтобы узнать, не изменились ли обстоя­тельства. Остановившись на ночлег в караван-сарае, дервиш познакомился с одним человеком и поведал ему о формуле и чудесных преимуществах своего открытия.

Как только дервиш уснул, этот негодяй, выкрал лекарство, подменив его подслащенным гранатовым соком, а сам поспешил к больному, в надежде на щедрое вознаграждение.

Когда негодяй дал богатому человеку немного сна­добья, больной сразу почувствовал себя еще хуже. Пришлось вору уносить ноги, что он и сделал, в пол­ном убеждении, что дервиш просто сумасшедший, а его снадобье просто бурда. Таким образом, даже зна­ние рецепта не пошло ему впрок. Одна радость вору, что вовремя скрылся, и что слуги богача не поколо­тили за мошенничество.

Когда же к больному пришел дервиш и дал ему гранатового сока, тот выздоровел от первого глотка.

* * *

Почему капли падают по одной, а непо две?

Поговорка

 

В СТРАНЕ ДУРАКОВ

Однажды, в давние времена, один человек, поки­нув пределы своей страны, заблудился и попал в мир, известный как страна Дураков.

Вскоре встретил он толпу людей, в панике бегу­щих с поля, где они собирали урожай пшеницы. "Там на поле чудовище", - объяснили они.Он пошел туда и увидел, что это всего лишь арбуз.

Тогда он сказал людям, что ради них убьет чудови­ще. Вытащив нож, он срезал арбуз с грядки, отрезал ломоть и стал его уплетать. Увидев такое, люди испу­гались пришельца еще больше, чем арбуза. Схватив вилы, они набросились на него и погнали прочь, с криками: "Гоните, гоните его, а то мы станем его следующей жертвой!".

Вышло так, что какое-то время спустя, другой че­ловек забрел в страну Дураков, и на первых порах с ним произошло то же самое. Только вместо того, чтобы предлагать дуракам избавление от чудовища, он признал, что чудовище крайне опасно, и вместе с ними помчался от арбуза, тем самым, завоевав их доверие. Он провел среди дураков много времени, жил в их домах, и мало помалу ему удалось обучить их некоторым основным фактам, что позволило им не только избавиться от страха перед арбузами, но и начать разведение этой культуры.

* * *

В кромешной тьме, довольно и одной свечи.

Поговорка

 

ЧТОБЫ ОТВАРИТЬ КАПУСТУ

Два вора из страны Дураков повстречались од­нажды.

И как водится при встрече людей одной профес­сии, стали они друг перед другом хвастать своими подвигами.

Один сказал:

"Однажды я украл кочан капусты, огромный, как дом!".

Другой сказал:

"А вот, я как-то украл кастрюлю такую здоровен­ную, как дворец".

"На что только нужна такая кастрюля?" - спро­сил первый вор.

"Да чтобы отваривать в ней твою капусту!" - ска­зал второй.

* * *

Скорпион выглядит весьма безобидно, пока не ужалил, или после того, как ужалил.

Поговорка

 

ВЕТВЬ

Давным-давно, пришелец в стране Дураков увидел как-то, что ветвь дерева, нависающая над плотиной большого водоема, надломилась и вот-вот рухнет и повредит ее.

Он встал под веткой и уперся в нее руками. Про­ходившая мимо группа местных жителей страны Дураков вскоре поравнялась с ним.

"Зачем ты держишь ветку?" - окликнули они его.

"Какое счастье, что вы пришли вовремя! - сказал он. - Помогите откинуть эту ветвь, иначе она упадет на плотину, и все мы погибнем".

Аборигены стали смеяться до колик в животе. Когда все немного успокоились, мудрейший из них сказал, обращаясь к остальным:

"Друзья мои! Это восхитительный момент! Я хочу, чтобы вы в полной мере насладились им. Этот чело­век не просто думает, что мы круглые идиоты, и по­верим, будто бы ветка дерева имеет какое-то отно­шение к плотине, но он полагает, что, сыграв на наших первобытных страхах, ему удастся помыкать нами!".

И, покатываясь со смеху, Дураки двинулись прочь, продолжая свой путь.

Конец этой истории был именно таков, каким вы его ожидаете.

* * *

Если у писателя собственная авторучка, знай - это не писатель.

Поговорка

 

ПЛОДЫ

Сообщили как-то мудрейшим из мудрейших в стра­не Дураков, что плоды на деревьях уже поспели, и те отправились на сбор урожая.

Плоды и в самом деле поспели, и под их тяжестью ветви деревьев склонились почти до самой земли.

Подойдя к деревьям, мудрейшие затеяли дискус­сию, с каких деревьев начинать сбор. Так как в этом вопросе им не удалось придти к согласию, они сме­нили тему. Но теперь они никак не могли догово­риться, какой рукой срывать плоды - правой или левой. Затем возникла еще проблема, не менее важ­ная, за ней - еще одна. Тогда они решили удалиться и попробовать утрясти все эти вопросы в более под­ходящем месте.

В конце концов, после тою, как были задействова­ны все их научные учреждения, и эти проблемы одна за другой оказались решенными, мудрейшие из муд­рейших вернулись в сад. Но случилось это уже зимой. Все плоды лежали на земле совершенно сгнившие.

"Какая жалость, что деревья так коварны, - вскричали мудрецы, - и по какому такому праву ветки сбросили с себя плоды и поднялись? Ну, ни­чего, по крайней мере стало ясно, и это абсолютно бесспорно - плоды с этих веток все равно гнилые".

* * *

Даже чашка чаю, если ее выпить, заставит тебя дать ей ответ.

Поговорка

 

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Трое мудрейших жителей страны Дураков, благо­даря счастливой случайности, встретили Кхидра, обхо­дящего Землю для передачи людям своей мудрости.

"Хотели бы вы узнать слово, посредством которого можно достичь осуществления любых желаний?" - спросил он их.

"Разумеется", - сказали мудрейшие.

"Вы готовы его услышать?", - снова спросил Кхидр.

"Ну, конечно", - сказали мудрецы.

Тогда Кхидр сообщил им это слово.

Первый мудрец сказал:

"Но ведь это слово может произнести каждый! Какая от него польза?". И он тут же забыл его.

Второй мудрец сказал:

"Это слово слишком неэстетично для слуха". И он тут же обнаружил, что не может вспомнить его.

Третий сказал:

"Раз это слово можно записать, значит оно беспо­лезно. Оно и звучит неожиданно, так что это слово

не волшебное вовсе".

Тут наимудрейшие заметили, что группа простых жителей страны Дураков уже поджидает их, чтобы услышать от них слова мудрости, и они поспешили исполнить свою миссию.

 

КАК ДОКАЗАТЬ

Двое из страны Дураков вели беседу. Первый сказал:

"Я не дурак, и могу умножать числа!".

"Врешь!", - сказал второй.

"Спорим на серебряную монету, что могу?"

"Ладно, докажи!".

"Дважды два - девяносто девять".

"Твоя взяла, забирай деньги!"

* * *

Люди из обуви делают шапки, а предложи им пройтись на голове - удивятся.

Поговорка

 

ЖАЖДА

 

Некого сказал мудрецу Хумаюму:

"В молодости я страстно стремился найти учителя и руководство. Но не нашел никого, кто полностью утолил бы мою жажду, а теперь у меня нет больше такой потребности".

Хумаюм сказал:

"Если бы ты искал учителя и учение, будучи в со­стоянии удовлетвориться тем, что нашел, ты был бы Искателем, фактически же, когда ты стремился уто­лить жажду, ты был не обучаем. Жаждущий может оказаться не в состоянии узнать воду, если чрезмер­ная жажда помутила его рассудок.

"Способ нахождения воды не всегда предполага­ет усиление жажды. Этот способ зависит скорее от степени и от природы жажды в правильный момент".

* * *

Верблюд слишком дорог и за две копейки... если у тебя их нет.

Пословица

 

ЧЕЛОВЕК И СУФИЙ

Сообщают, что однажды некто сказал мулле Джами:

- Вы не ведете себя как великий поэт и суфий. Откуда нам знать, что вы истинно таковы?

Он ответил:

- Вы, в свою очередь ведете, себя почти как чело­век, из чего мы заключаем, что пока вы таковым не стали.

* * *

Кот может то, чего тигр не может.

Пословица

 

КНИГА

Один молодой человек собрался жениться, а тес­тем его должен был стать некий священнослужитель, донимавший всех своим благочестием и буквализмом.

Юноша пришел к своему суфийскому наставнику и спросил, как можно направить старика на Путь Понимания.

"Он будет направлен" - сказал мудрец.

"Но каким образом?" - спросил юноша.

"Вопрос был задан, ответ разовьется, дальнейшие вопросы непозволительны" - ответил суфий.

"В таком случае, как мне вести себя с тестем, если это, конечно, законный вопрос?" - спросил жених.

"Просто терпи" - сказал суфий.

После свадебной церемонии жених с невестой вош­ли в свой новый дом, а за ними следовал отец невесты, неся на спине огромный, кожаный футляр. На крыш­ке были выдавлены слова: "Священное писание".

Молодожены задвинули футляр на полку, где он неизменно с тех пор и находился.

Прошло несколько месяцев и дела молодого чело­века пошли из рук вон плохо: он потерял работу, его сбережения вскоре иссякли, и он подумывал обра­титься за помощью к своему богатому тестю, надеясь взять у него взаймы денег на открытие собственного дела и выплату растущих долгов.

"Обратись к тестю, чего бы это ни стоило", - посоветовал суфий.

И вот, юноша отправил тестю письмо, описав ему свое положение, и вскоре ученый тесть прибыл к ним в сопровождении местного судьи и еще двоих ученых философов.

Когда все расположились в гостиной, старик заго­ворил дрожащим голосом:

"В этом бедственном положении ты оказался из-за вашего вопиющего пренебрежения Шариатом, Священным Законом". Произнеся это, он указал на футляр и велел снять его с полки и открыть.

"Но с чего вы взяли, что мы пренебрегаем Священ­ным Законом?" - запротестовал молодой человек.

"Потому что вы не читаете Священное Писа­ние", - провозгласил священнослужитель. И, ра­зумеется, когда футляр открыли, он оказался полон золотых монет.

Тогда молодой человек возразил: "Разве не сказа­но, что знание лучше чтения?". И поведал собрав­шимся, что знает Коран наизусть.

Тут заговорил судья: "Меня пригласили вынести решение относительно благочестия этих молодых людей. Что касается вашего зятя, я разумеется не нахожу за ним никакой вины".

"Да, это так, - сказал старик, - вы правы и я искренне раскаиваюсь перед этим молодым челове­ком, который из скромности никогда не выпячивал свою эрудицию, тем самым, показав, что он ученее меня, как в поведении, так и в знаниях. Я признаю, что проиграл и отныне не пожалею сил, чтобы выу­чить Коран наизусть".

Оба присутствовавших при этом ученых стали на­перебой восклицать: "Как превосходно его смирение, как восхитительно его намерение усовершенствовать свою эрудицию!"

"Но разве не было сказано, - опять заговорил судья, - что смирение, проявленное на людях, пе­рестает быть смирением, и становится элементом драмы".

"Однако что может быть лучше, чем следовать примеру того, кто не просто читает Коран, но взял на себя труд выучить его наизусть?" - настаивал свя­щеннослужитель.

"Так как публичная драма разрушительно действует на тех, кто намерен достичь чего-то реального, то ответ вы получите с глазу на глаз", - сказал судья.

И то, что судья поведал схоласту, побудило стари­ка воскликнуть:

"Вот то, что поможет мне уйти от книжной муд­рости. Отныне я буду следовать учению суфиев - людей практики и бытия".

Так, священнослужитель стал суфием, который своей жизнью освещал, и все еще освещает мысли и дела Людей Пути.

Судья же тогда, с глазу на глаз, сказал ему вот что:

Вы и ваши интеллектуальные друзья читаете Коран. Молодой человек знает Коран наизусть. Но ваша дочь, его жена, думает и живет согласно Кора­ну, хотя не умеет ни читать, ни писать, ни диспути­ровать, ни декламировать наизусть".

* * *

В дом дервиша не приходят взимать налог на зем­лю и плату за коммунальные услуги.

(Саади)

 

ДЕРВИШЕСТВО

Абуль-Хасан настаивал:

"Думать о делах этого мира, не имеет ничего об­щего с дервишеским путем".

"Думать о делах иного мира, не имеет ничего об­щего с дервишеским путем".

"Эти миры соотносятся друг с другом, как "вчера" и "завтра".

"Сегодня" - или нечто подобное, но обладающее своей собственной индивидуальностью - вот что та­кое дервишеский путь"

* * *

Решенная проблема для ума, что сломанный меч на поле брани.

Пословица

 

ЗАЛ РАЗМЫШЛЕНИЙ В ДУШАНБЕ

Вот как были облицованы стена зала для размыш­лений в Душанбе.

Хамид Парса попросил своих учеников, среди ко­торых были мастера облицовки, покрыть плиткой стены зала (Дар аль-Фикр).

Они начали работу, но затем, встретившись с раз­личными трудностями, отложили ее.

Хамид Парса, время от времени, справлялся о ходе работ и, в конце концов, главный мастер сказал ему:

"О, Нашедший Путь (Рахнума). У нас недоста­точно людей и потому мы существенно не продвину­лись в нашей работе. Видимо, лучше сказать вам об этом сейчас, ведь прошло уже немало времени и вы, возможно, пожелаете отдать другие распоряжения, чтобы зал был облицован в срок для целей, которые вы наметили".

"Хорошо, - сказал Хамид Парса, - оставьте эту работу, я сам позабочусь о ее завершении".

Мастера были направлены на другую работу. Спу­стя два года Хамид Парса позвал их и показал им стены, безукоризненно облицованные плиткой с гла­зурью. Искусство, с которым была выполнена рабо­та, поражало высочайшим мастерством и изумительной красотой.

После смерти Хамида обнаружилось, что его час­тое отсутствие в теккии было связано с тем, что он работал на плиточном дворе, где собственноручно изготавливал необходимые изразцы. А позже он сам облицевал ими стены, никому не говоря ни слова. Лишь несколько его помощников были посвящены в его тайну, но он просил их хранить молчание.

Его преемника, Миран Джана, спросили:

"Почему же Нашедший Путь не сказал нам, что сделал всю работу сам?".

Миран ответил:

"Он объяснил мне, что если бы сказал вам об этом, вы почувствовали бы упрек, а вы находились не в том состоянии, когда упреки были бы вам полезны. И еще он говорил: "Их лень, выдавая себя за должное восхищение, побудила бы их считать меня чуть ли не чудотворцем. Их беда - это лень. А я нуждался в облицовке стен. Таким образом, я сам стал работать над облицовкой, поручив им другую работу для из­бавления от лени".

* * *

Хуже хвастуна только тот, кто жалуется

Пословица

 

КАК УЧИТСЯ НЕЗРЕЛЫЙ УЧЕНИК

Один человек пришел к ходже Ахрару (мастеру "Свободных") и задал какой-то вопрос.

После того как ходжа ответил на его вопрос, при­шелец попросил разрешения уйти и тут же покинул ассамблею.

Ахрар сказал:

- У него хватило мудрости задать вопрос.

Аллама Садруддин сказал:

- А знал ли он, почему задает этот вопрос?

- Сам он не знал, но какая-то часть его знала, - сказал Ахрар.

Шейх Мустафа Наджур заметил:

- У него также хватило мудрости уйти, как толь­ко он получил необходимую информацию.

Ахрар ответил:

- Но за это была ответственна уже другая его часть. В это время он думал, что должен успеть на молитвенное собрание в Соборной мечети.

Хайдар Гуль спросил:

- Может ли человек, в таком случае, быть муд­рым внутренне, в некоторой части своего существа, в то время как сам он полагает себя незрелым?

- Если бы это было не так, ни один человек не смог бы достичь мудрости во всей ее полноте, - ска­зал мастер Ахрар.

 

 

РВЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ

 

Муса Фаравани сказал:

"Я служил Шарифу Абдульмалику двадцать лет, но все, что я видел от него, это безразличие. Я на­стойчиво продолжал служение, надеясь понять, поче­му он уделял мне так мало внимания. Но так и не постиг этой тайны".

Дауд, сын Зульфы, ответил:

"Служил ли ты ему с тем же рвением, какое про­являл бы, будь он монархом?"

"Я полагаю, нет".

"Служил ли ты ему с той же преданностью, с какой мастер служит созданию произведения искусства?"

"Я полагаю, нет".

"Служил ли ты ему с таким же старанием, с ка­ким служил бы ему, будь он высоким должностным лицом или военачальником, а ты мелким чиновни­ком или простым солдатом".

"Я полагаю, нет".

"Тогда он ждал от тебя проявления именно таких форм служения. Шариф, сам служивший высочай­шему, не мог принять служения, меньшего, чем то, которое проявляется в делах меньшей важности.

Когда ты чего-либо не видишь, то называешь это "тайной". Ты назвал служением то, что им не явля­ется. Ты даже еще не начал служить, следовательно, тебе ли спрашивать, почему твое несуществующее "служение" не было принято".

 

 

ИНВАЛИДЫ

На городской площади какие-то люди, однажды, кричали:

"Долой самодержавие!"

Они были встречены отрядом Королевской гвар­дии, который стал избивать их и брать под стражу.

Суфий Зафрандоз, сопровождаемый несколькими учениками, наблюдал за происходящим.

"Какую из сторон мы должны поддерживать?" - спросил один из учеников.

"Сторону инвалидов", - ответил Зафрандоз.

"А кто из них инвалиды?"

"Те, и другие. Одна сторона не способна прекра­тить сопротивление властям. Другая - не может пе­рестать противостоять первой.

Люди, искалеченные таким образом, находятся в тисках бессилия, которое делает их инвалидами. Они калеки умственные, точно так же, как хромые - кале­ки физические. Почему же, в таком случае, мы сочув­ствуем и стараемся помогать только тем, кто страда­ет от физических недостатков, хотя таковых меньшинство?".

 

 

НАЗВАНИЯ

Анвара из Нишапура спросили:

"Опиши нам, какого рода суфиев следует избегать?"

Он сказал:

"Вы не можете избежать никого из настоящих су­фиев. Но если вы хотите избегать людей, то избегайте тех, кто сам называет себя "муршидом" (проводни­ком), лишая других возможности так величать их".

* * *

Если кто, крася волосы, беспокоится, что краска проникнет до мозгов, то напрасно - мозгов там нет.

Пословица

 

ПОВТОРЕНИЕ

Глупый человек пришел к Абдулле Маназилу и за­дал ему какой-то вопрос. Маназил стал отвечать и, только он закончил, как человек сказал:

"Не мог бы ты снова повторить сказанное".

Тогда Маназил сказал:

"Ты задал вопрос, и я ошибся, полагая, что ты поймешь ответ. Теперь ты просишь меня повторить ошибку".

* * *

"На реке Джейхун, я видел тонущего человека, - думаю, что родом из Самарканда, - он кричал: "Увы! Моя тюбетейка, мой тюрбан!"

(Саади)

 

КИРПИЧИ И СТЕНЫ

 

Спросили Минаи:

"Что нам делать с работой учителей прошлого? Мы читаем их книги, изучаем их деяния и высказы­вания, увековеченные для нас. Мы выполняем их уп­ражнения, посещаем их гробницы и места, где они учили. Некоторые говорят: "Не посещайте гробниц"; другие говорят: "Не читайте книг".

Минаи отвечал:

"Подобие этой ситуации - крепкая стена, возведен­ная в прошлом. Древние учителя - это первоначальные каменщики, а современные учителя - каменщики, которые строят сегодня. Ученики подобны населению, для защиты которого трудятся каменщики.

Каменщики строят стены, скажем, чтобы устано­вить определенные границы. Эти пределы, в некото­рых случаях, неизменны и по сей день. В других слу­чаях, границы уже другие. Современные каменщики снова устанавливают преграды. Когда-то в прежние времена стены точно так же служили для защиты людей. Но климатические условия и направления вет­ров могли измениться, или, возможно, люди стали другими. Они смотрят на стену и удивляются, каким же образом эта стена могла бы защитить их. Но, конечно, старая стена уже непригодна для этого.

Поэтому современные каменщики берут кирпичи и сооружают стены пригодные для людей своего времени. Книги - это камни. Иные каменщики просят вас про­честь определенные книги. В них содержатся инструк­ции, которые могут указать вам, какую стену следует возводить. А кто-то говорит: "Не читайте книг", имея в виду: "Это не та стена, которую нужно строить", или даже: "Мы еще не достигли стадии возведения стен".

 

 

ЯМА И НИТЬ

Одного великого суфия спросили о положении и роли некоторых его предшественников.

Он сказал:

"Чтобы построить маленькое здание, сперва при­дется вырыть большую яму.

Чтобы соткать большой ковер, начать следует с одной нити.

Когда вы увидите здание или ковер, вы получите ответ на ваш вопрос.

Но когда вы спрашиваете о яме в земле или о нити в руках, ответом вам может быть только эта притча".

* * *

Вот моя рука, а это мой рот.

Пословица

 

БЕЛКА

Мауляна Бахауддин прогуливался с Аллауддином из Нишапура по заросшему травой бережку.

Аллауддин сказал:

"Хотел бы я знать, почему вы лишили людей удо­вольствия, которое они получали от столь многих суфийских традиций. Может быть, вы и правы, говоря, что такие занятия тривиальны, и, возможно, я пер­вый, кто согласится с вами. Но ведь когда вы не позволяете, чтобы товарищество людей было для них источником радости, вы оставляете их ни с чем".

Бахауддин ответил:

"Смотри, перед нами развертывается ситуация. Понаблюдай за ней, уважаемый защитник узаконен­ных удовольствий, и ты получишь ответ, если смо­жешь его понять".

Перед собеседниками играли несколько мальчи­ков. Они поймали белку, связали ей лапки и стали перебрасывать ее друг другу. Перебегая с места на место, ребятишки покатывались со смеху, визжа от восторга и удовольствия.

Через несколько мгновений другой мальчик, по­старше, увидел, что делают дети, и подбежал к ним. Он отнял у них белку, развязал и отпустил ее. Шалу­ны ужасно разозлились и стали кричать на старшего, дразня его и всячески оскорбляя.

Впоследствии Аллауддин говорил:

"Я уверен, что если бы не эта сценка, я никогда бы не почувствовал родства этих ситуаций, и не осоз­нал бы скрытых опасностей, в том, что мы считаем законными удовольствиями. С тех самых пор, и на протяжении всей моей жизни, я часто обнаруживал что то, что кажется желанным, достигается за счет потери чего-то иного, а то, что доставляет людям удо­вольствие, даже если это "искренние" люди, может развить в них аппетит к неожиданным порокам".

* * *

Самый храбрый из трусов тот, кто первым отва­жится пнуть мертвого льва.

Поговорка

 

ПОВЕДЕНИЕ

Арифа из Дамаска спросили:

- Сколько существует способов поведения по от­ношению к посетителям? Он сказал:

- Два. Первый состоит в том, чтобы побудить людей остаться с тобой. Второй тип поведения - побудить людей уйти от тебя. Никакие другие из из­вестных видов поведения, не способны передать лю­дям что-либо кроме этого: или расположение, или враждебность; те, кто больше в этом не нуждается - не в счет.

* * *

Грязь

Лжеученик - тот, чьи глаза устремлены в небо, потому что ноги его увязли в грязи.

Поговорка

 

БАХАУДДИН НАКШБАНД СКАЗАЛ

Многие вещи невидимы для людей, потому что человек не ожидает, где эти вещи реально находят­ся. Ну, кто мог ожидать, что шелк произойдет от червей?

Люди воображают, что поскольку этот принцип им ясен, они должны культивировать в себе ожида­ние. Но ожидание может и заслонить видимость не­которых вещей, если станет навязчивой идеей для наблюдателя.

Неожиданность есть форма ожидания. "Этого-то я и не ожидал" обычно означает: "Я ожидал чего-то другого".

Само по себе ожидание бесполезно. Ожидающий должен быть информирован.

* * *

То, что развитый человек назовет тиранией, обыч­ному человеку может показаться справедливостью.

Пословица

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

Высокомерный аристократ свалился в колодец и повис над самой водой, вознося молитвы и громко призывая на помощь.

Спустя какое-то время некий прохожий подошел к колодцу и крикнул: "Хватайся за мою руку, сейчас я тебя вытащу".

"Минуточку, - закричал из колодца пострадав­ший, возвращаясь к своим привычным манерам, - я должен знать Ваше имя".

"Моё имя, если это имеет значение, Омар, сын Зейда из племени Хашим".

"Разумеется, это имеет значение, - подтвердил вельможа, хватая протянутую руку, - но мне также необходимо знать, ведете ли Вы свое происхождение от Али Резы или от Мусы Казима?"

"Ну что ж, раз это важно, значит важно, тогда я пойду и наведу справки", - сказал Омар. Он отце­пил свою руку от руки вельможи и пошел домой, сверяться с родословной.

Когда он вернулся, человек уже утонул.

 

 

СВОЙ

Некий теолог оказался у врат Райского Сада. У него был весьма благочестивый вид и ангел, сторо­живший врата задал ему несколько формальных воп­росов, после чего сказал:

"Друг, ты можешь войти в Сад".

"Не надо спешить, мой мальчик, - сказал свя­щеннослужитель, - Я известен как человек непогре­шимой веры и выдающегося интеллекта и, как тако­вой, не привык, чтобы другие навязывали мне свои решения, потому что думаю сам за себя. Как ты мо­жешь доказать, что это именно Рай, а не какая-ни­будь западня или иллюзия? Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ".

Ангел позвонил в колокольчик, и из ворот вышло несколько дюжих небесных стражников.

Ангел приказал им: "Тащите этого внутрь, все в порядке, он свой".

* * *

Узнай, как много нужно знать, прежде чем станет видно, как мы невежественны!

Пословица

 

ТРИ ДОВОДА

Жил некогда могущественный завоеватель, став­ший правителем обширных земель, населенных пос­ледователями разных религий.

Однажды советники сказали ему: "О, великий правитель, представители от каждой конфессии, среди которых мыслители и священники, ожида­ют аудиенции. Каждый из них надеется изменить твой образ мыслей согласно своему учению. Мы в замешательстве, потому что не можем посовето­вать тебе принять идеологию какого-то одного ве­роучения, это лишило бы тебя благорасположе­ния остальных".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.154 сек.