Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финикийская религия. 1 страница




Политическая раздроблённость Финикии, не преодолённая течение всей её истории, имела своим последствием то, что финикийская религия не знала мифологических систем, подобных вавилонским, в которых боги других городов были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну. Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив. Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена 'Анат, иначе 'Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога были внесены и в миф о главном божестве Ваале. Об этом свидетельствуют некоторые из эпизодов мифа о Ваале и сестре его 'Анат, который сохранился среди текстов,, раскопанных в Угарите. Основной темой обширного мифологического эпоса является повествование о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни и в смерти его сестры 'Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Как в Египте и Вавилоне, так и в Финикии зарождаются в связи с культом умирающего и воскресающего бога зачатки религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись такой религиозной драмы.

Богатство финикийских торговых городов обеспечивало возможности для создания пышного культа, осуществляемого многочисленным жречеством. В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое пенное для народа — дети и особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства. Ещё в IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на стенах города были зарезаны в качестве жертв богам иноплеменники — македонские военнопленные.

19) Источники по истории Д.В.: В первую очередь основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных. Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Но иногда и обилие документов приводит к возникновению новых проблем. Так, например, громадное количество административно-хозяйственных текстов дошло до нас преимущественно из крупных царско-храмовых хозяйств, что может привести исследователя к аберрации (искаженной точке зрения). Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора (или авторов) данного произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника. Еще одной трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока. Историки Древнего Востока выделяет «темные века» в истории разных регионов, которые почти не освещены письменными источниками. Это, например, время арамейского нашествия в Месопотамии в конце II тыс. до н.э., или XV век в истории хеттов.

20) Бардия и Гаумата: проблема тождества. В марте 522г в Мемфисе.Камбиз получил известие о востанаии в Персии против него млад.брата Бардии-стал царем.Камбиз умер по дороге в Иран.Сущ. много версий о перевороте в Иране:1.Ктесий Книдский писал о этих событиях.Бардия(Таниокарк)-наместник бактрийцев и до похода был убит. 2по Геродоту.Бпрдия (Смердис)-находится вместе с братом в Египте и Камбиз отправил Бардию обратно(история с луком)и приказал убить его. Геродот и Ктесий-говорят о двойнике Бардии,5лет все думали,что он жив.Дарий и 5знатных персов заподозрили лже Бардию и убил его.3официальная изложена в Бех.надписи Дария1(власть по видом Бардии захватил маг и самозванец Гаумата)Гаумата восстал 11марта 522г.-признан в Вавилоне.К 1июня 522г –получил всеобщее признание.Чтоб удержать покаренные народы-отменил подати и военную повинность на 3года.(во время его правлений не было восстаний и мятежей). Но самозванец имел один отличительный признак. В юности за какое-то прегрешение Гаутаме отрезали уши, поэтому он носил головной убор, который скрывал обрубки ушей. К тому же Гаумата старался не покидать здания дворца и по возможности ни с кем не видеться. Но знать была очень недовольна таким затворничеством царя. Им не нравилось, что он никогда не выходил из своего дворца, а также отказывался принимать знатных гостей. У одного из придворных зародилось подозрение, что на троне находится не царский сын, и власть в царстве захватил известный своим удивительным сходством с погибшим царевичем Гаумата. Этот придворный попросил свою дочь, которая была одной из жён царя, проверить есть ли у нового правителя уши, или это всё же самозванец. Утром подозрения придворного подтвердились. Он узнал, что у человека, который восседает на королевском троне, нет ушей. А значит, это был Гаумата. Выступить сразу против самозванца придворные не решились, так как армия полностью подчинялась новому царю. Но Гаумата и его брат всё же догадались, что они разоблачены. Они подкупили самого знатного человека города Прексаспа, чтобы тот поднялся на башню и обратился к собравшимся на главной площади людям со словами, что персами правит Бардия, сын Кира, и никто другой. Однако Прексасп во всеуслышание объявил, что сына Кира, нет в живых, а сейчас на престоле самозванец. Братья были преданы. «Плохо придется вам, персы, если вы не избавитесь от них и не расправитесь с ними», — так закончил он речь и бросился вниз головой, так как понимал, что за предательство его ожидает верная смерть. Стража не стала защищать братьев. Они оба были убиты. Царем Персии стал Дарий. И сегодня на огромной скале по дороге между Тегераном и Багдадом можно видеть высеченный на камне по приказу Дария рассказ об этом событии.

43. Внутренняя политика Гауматы. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей. Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Это и понятно, если иметь в виду своеобразие возникновения и развития Персидского государства. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, еще не полностью освободившись от господства родоплеменных отношений. Персия не прошла исторического пути, характерного для большинства других рабовладельческих государств, а именно — постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. При Кире II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была заметна, так как персы покоряли один за другим десятки народов. Внимание царя было обращено на дальнейшие завоевания, которые осуществлялись и в интересах родовой знати, обогащавшейся и усиливавшейся во время войн. Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, завоевывались все новые и новые страны, а социальная база империи по-прежнему оставалась узкой. Постепенно выявляются противоречия между родовой знатью и царской властью. Тенденция к перерастанию государства в централизованную монархию вела в конечном счете к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы имперци за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не пользовался популярностью и отбирал у народа дома и прочее имущество и разрушал храмы. Однако из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати. Разрушение храмов также преслед»-вало определенную политическую цель, а именно: централизацию культа (по крайней мере в Персии и Мидии).

21) Влияние природно-географических условий Северной Месопотамии на хозяйственную жизнь ее населения. Степи и горные районы были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времен занималось скотоводством. Только в долине Верхнего Заба, несущего весною много воды после таяния горных снегов, было развито земледелие. По климату и по условиям естественного орошения Ассирия несколько отличалась от средней и южной части Месопотамии. Осенью шли дожди или, по образному выражению древней надписи, «открывались врата (небесного) океана». Зима держалась недолго, во в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом и температура доходила до 14° ниже нуля. Ранней весной, которая наступала уже в феврале, долина и степь покрывались сочной травой — прекрасным кормом для скота. Однако жаркое солнце уже в начале лета сжигало всю растительность. Хлеб снимали в июле, а в августе жара становилась нестерпимой. Даже в садах «сохли сочные растения». Особенное значение для земледельческого хозяйства имели дожди. Земледельческое хозяйство зависело от системы искусственного орошения,, здесь периодические разливы Тигра давали возможность построить сеть каналов и использовать воду наводнения для орошения полей, огородов и фруктовых садов. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьев и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья. На севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Горы были местами покрыты лесом и изобиловали дичью. Здесь с древних времен люди находили различные сорта камня и металлическую руду, необходимые им для развития ремесел. Северная Месопотамия в торговом отношении занимала выгодное положение; торговые пути шли на юг по Тигру к Персидскому заливу, на восток по долинам рек на Иранское плоскогорье, на север через горные проходы в район трех великих озер — Севана, Вана и Урмии — и дальше в области Закавказья, на северо-запад по Тигру к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывались дороги на запад к торговым городам сиро-финикийского побережья.

 

3. Какие народы обитали в Северной Месопотамии? Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.Для физического типа Шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом. С третьего тысячелетия до нашей эры в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-асерийского, по тем позднейшим наименованиям которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они силились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смещение семитического и шумерского населения. Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Серийскую степь, Полестину и Аравию. Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Ефрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них возможно были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку в горах жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек юго-западного Ирана занимали эламиты. Касситы с древнейших времён жили в северо-западном Иране, к северу от эламитов. Во II половине тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа Арамейских племён, которых аккадцы называли ахламу, а позднее-араму.К началу 1 тыс. до. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык стал широко и прочно распространяться на этой территории.

Виды источников по истории Северной Месопотамии. Типы и виды основных источников по истории Северной Месопотамии – это памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. 1.Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зиккуратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д. Важное значение для истории имеют цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Письменные источники появляются к исходу IV тысячелетия до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др. 2.Надписи исторического содержания: Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии. Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившийся в архивах ассирийских царских дворцов. Она представляет собой дипломатические, разведывательные, хозяйственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Более полутора тысяч таких писем VIII—VII вв. до н. э. найдено в дворцах Ниневии, Кальху и др.Интересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу. В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э.,. Ассирийские списки верховных чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.),. Сохранились «Синхронистическая история «Хроника о падении Ниневии», «Вавилонская хроника», Собственно исторические труды появились сравнительно поздно, в IV—III вв. до н. э. Берос написал состоящую из трех частей «Вавилонскую и халдейскую историю» с «допотопных» времен до смерти Александра Македонского. 3.Памятники шумеро-аккадской словесности ( Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок, Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ниневии и датируется началом II тысячелетия до н. э.) 4.Источники из других стран Древнего Востока Свод законов Хаммурапи, обелиск Маништушу найдены были при раскопках эламской столицы Суз, деловые и дипломатические документы и литературные произведения Древней Месопотамии обнаружены в Малой Азии, Египте, Палестине, Сирии, Иране и др. Из новых находок важно отметить материалы раскопок древнего сирийского города Эблы к югу от города Алеппо (древняя Халпа). В числе важных чужеземных источников по истории Месопотамии следует назвать Библию. Сохранились также персидские источники по истории Месопотамии: «Цилиндр Кира», покорителя Вавилона, надписи Да-рия I, и прежде всего Бехистунская, где рассказывается о восстаниях вавилонян против персидского господства. 5.Произведения античных авторов. Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (V в. до н. э.),, Ктесий Книдский оставил труд «Персидская история» в 23 книгах, в котором значительное место было уделено и Месопотамии,. грек Ксенофонт, оставивший такие сочинения, как «Киропедия» и «Анабасис», Богатейшим источником сведений о Месопотамии является «География» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.), особенно специально ей посвященная XVI книга его труда. Ряд сведений по истории Месопотамии содержится в труде римского историка I в. до н. э. Помпея Трога.

Староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.) В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур по имени своего верховного бога Ашшура. Население Ашшура занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды Тигра. В восточных районах страны, в долинах Верхнего и Нижнего Заба, в предгорьях Загроса большое значение имело яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля. Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути: с Восточносредиземномор-ского побережья, из Малой Азии и Закавказья по Тифу в район Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных путях. Уже на рубеже III—II тысячелетий до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тифа). Особенно активной колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Месопотамии сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, олово, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия. Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Высшим органом власти являлся «Дом города» — совет старейшин, состоявший из представителей знатных семей. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш..В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура. Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам. Основателем так называемой «староашурской» династии стал Пузур-Ашшур I (1970—1961 гг. до н. э.). Особенно активная внешняя политика ведется при Шамши-Ададе I (1824—ок. 1780 г.) —аморейском вожде, старшем современнике Хаммурапи, обосновавшемся в верхнемесопотамском городе Шубат-Эллиле, а затем и в Ашшуре (1810 г. дон. э.). При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. Главная опасность пришла с юга. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону. После падения I Вавилонской династии в середине XV в. до н. э. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Торговля ее совершенно приходит в упадок, ибо Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет — из Сирии, а Митанни вообще закрыло для них пути на запад.

22) Что вы знаете об индской цивилизации (цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро)? Индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии,Финикии и Палестине, вместе взятым. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в XXIII—XIX веках до н. э.[1] до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха». Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом. С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса. Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской. Хараппа — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал в Пакистане (территория современного Пенджаба). Обнаружен в 1920-х гг., с того времени ведутся археологические раскопки. Мохе́нджо-Да́ро ( буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья. Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По всей видимости, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия арийцев.[1]«Холм мертвецов» был впервые серьёзно исследован в 1920-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро тем, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда.

 

Примерно к концу XVIII в. до н. э. ха-раппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими. Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели ха-раппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

23) Додинастический период в истории древнего Египта. Номовые государства. Типичными памятниками земледельческих общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения, располагавшиеся по берегам Фаюмского озера. Жители фаюмских поселков разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земледельцев, оставившие памятники тасийской культуры, преимущественно могильники. Эти племена возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий рогатый скот и изготовляли глиняные сосуды с серой и черной поверхностью, иногда покрытые резным орнаментом. Тасийцы жили родовыми общинами. Дальнейший прогресс можно проследить в амратских комплексах (от названия современной деревни Амра), относящихся к первой половине IV тысячелетия до н. э. (первый додинастический период). У них появились поселения, нередко укрепленные стенами, что является свидетельством концентрации населения и развития ирригационного земледелия, обеспечивающего египтянам прочную оседлость. В середине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), больших успехов достигло земледелие, основанное на системе искусственного орошения. Многочисленные ремесла отделяются от земледелия, а общество несет явственные черты далеко зашедшей дифференциации. Происходят коренные изменения и в социальной структуре. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все чаще в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. Социальной дифференциации способствовало развитие скотоводства — отрасли, в которой интенсивно накапливался прибавочный продукт, попадавший в собственность племенной верхушки. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. В середине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, пока весьма незначительная, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины. Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и рождающимися классами в интересах господствующего слоя.

1) Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. В Древнем Египте государство выступало как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети, без которой невозможно существование продуктивного земледельческого хозяйства. Первые государства возникали в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. На территории Верхнего Египта в период Нового Царства насчитывалось 22 таких нома, в Нижнем Египте — 20 номов. В силу особенностей природных условий номы — Древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила,— тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно Царство и номов Нижнего Египта в другое крупное царство произошло в конце герзейского периода (середине IV тысячелетия до н. э). Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего Египта — красного цвета. Столицей перво­го был город Энхаб (Нехен), а северного царства — Буто. Два древнеегипетских крупных государства некоторое время существовали рядом друг с другом, вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению нижнеегипетского и верхнеегипетского царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину Нила от первого порога до Средиземноморского побережья. Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта.

2) Поскольку традиционно основателем Древнего Египта считается Менес, то были выдвинуты несколько основных теорий, объясняющие происхождение палетки и личность Нармера: Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну. Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын. Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе. Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.