Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.)




Однако недовольство трудовых, главным образом крестьянских, масс существующим режимом классового гнёта было настолько сильным, что одному из вождей восставших крестьян, некоему Лю Бану, удалось захватить в свои руки столицу и верховную государственную власть и на развалинах Циньской империи основать новое государство во главе с династией Хань. В результате этого восстания несколько улучшилось экономическое положение крестьян — были снижены налоги и облегчены государственные трудовые повинности. Однако государственная власть осталась в руках правящего класса — рабовладельческой аристократии. Аристократы, примкнувшие к восставшим, захватив в свои руки верховную власть, сделали крестьянству некоторые уступки, а затем постепенно снова восстановили старую государственную машину классового гнёта.

Постепенное разложение сельских общин приводило к дальнейшему разорению широких слоев трудовых масс и к росту крупного рабовладельческого землевладения. При царях из династии Хань богатые аристократы-землевладельцы сосредоточивают в своих руках большие земельные владения. Так, в «Истории первой династии Хань» говорится о том, что «министр Чжан Ю владел 40 000 (единиц земли), а другие собиравшие землю обладали обширными земельными пространствами; вследствие этого народ жил в бедственных условиях... После того как империя прожила в мире несколько поколений, влиятельные... богатые люди и чиновники часто владели огромным имуществом, тогда как бедняки и маломощные страдали всё больше и больше».

Это разорение широких слоев трудовых масс приводило к дальнейшему росту рабовладения и к увеличению количества рабов в стране. Доведённые до нищеты бедняки часто были принуждены продавать в рабство своих детей. Такие факты описываются в «Истории первой династии Хань»:

«У населения удела Цинь семьи были бедны, а дети крепки и сильны; поэтому их и отдавали в залог... Когда несколько раз подряд бывал неурожай, население бывало вынуждено продавать именитым людям своих детей, чтобы добыть одежду и пищу».

Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали промежуточные формы долговой кабалы, приводившие постепенно к рабству. В источниках периода Хань говорится о том, что «по обычаям продававшиеся в рабство дети и взрослые сначала считались заложниками; если по прошествии трёх лет они не выкупались, то они делались окончательно рабами». Главным источником рабства были войны, которые сопровождались захватом большого количества пленных. Наряду с этим тяжёлое бремя ложилось на плечи свободного трудового населения в годы войны, когда бедняки разорялись от налогов и многие из них погибали на полях сражений. Всё это приводило к нищете и разорению широких слоев трудовых масс. В китайских источниках того времени нередко говорится о том, каким тяжёлым бичом для широчайших слоев населения были войны:

«В царствование У Ди правительство много занималось военными экспедициями и гражданскими сооружениями, поэтому требовалось такое количество рабочей силы для выполнения этих проектов, что многие были вынуждены бросить своё основное занятие — земледелие... Император У Ди из династии Хань посылал военные силы против варваров в четырёх направлениях и наложил на народ тяжёлые налоги. Люди, имевшие трёхлетних сыновей, должны были платить за них подушные налоги. Это причиняло много страданий. Некоторые даже убивали своих сыновей, как только они рождались».

В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь в стране, рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различными дополнительными податями. Так, в период династии Хань помимо обычных налогов был введён натуральный налог с урожая, взимавшийся с собственников земли, и денежный налог, взимавшийся со всего населения. Для увеличения доходов казны в правление У Ди были введены монополии на соль и железо. Работорговля достигла чрезвычайно широких размеров, что указывает на очень большое количество рабов в стране. Создаются специальные рынки рабов и появляются торговцы, которые специализируются на продаже рабов и принимают всякие меры к тому, чтобы получить как можно больше барыша от этой торговли. В «Истории первой династии Хань» говорится, что «занимающиеся ныне продажей рабов одевают последних в роскошные одежды... и выставляют их в стойлах (на базарах)».

Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения и работорговли — всё это вызывало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. В источниках этого периода указывается на то, что некоторые государственные деятели пытались принимать меры к смягчению классовых противоречий. С этой целью делались попытки ограничить землевладение и рабовладение. В царствование императора Ай Ди был выдвинут довольно любопытный проект, согласно которому представители знати, чиновники могли иметь не более 5 тыс. единиц земли (му). Число рабов согласно этому проекту также должно было быть ограничено. В зависимости от своего социального положения тот или иной рабовладелец мог иметь от 30 до 200 рабов. Однако этот проект не был осуществлён.

В эту эпоху рабство широко развивается. Но рабовладельческая эксплуатация оказывается недостаточно эффективной. Для того чтобы сделать труд раба более производительным, рабовладельцы сажают рабов на землю, давая им маленькие участки земли и позволяя вести своё собственное хозяйство. Так появляются в этот период, а может быть и несколько ранее, переходные формы от рабовладения к феодализму, которые отчасти напоминают древнеримский колонат. Из источников известно, что приближённые Лю Бана получали от него земельные владения вместе с жившими на них людьми в виде награды за верную службу. Одновременно с этим развивались и арендные отношения. Безземельные крестьяне часто брали у богачей в аренду землю, обязуясь им выплачивать 50% урожая в виде арендной платы. Такая высокая норма арендной платы неизбежно приводила к закрепощению свободных крестьян.

3) 29) Древнеегип. письменность: Античные писатели, сообщившие ряд сведений о древнеегипетской письменности, всегда преувеличивали её символический характер. По их словам, отдельные египетские гиероглифы обозначали целые слова и даже отдельные религиозно-философские понятия. Позднейшие истолкователи египетской письменности, опираясь на неточные и неясные высказывания античных писателей, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к задаче дешифровки египетских надписей. Так, в XVII в. Кирхер написал ряд учёных трудов, в которых неудачно пытался дешифровать египетские гиероглифы, произвольно объясняя каждый знак в виде целого слова или понятия. Его заслугой было лишь то, что он признал коптский язык потомком древнеегипетского. В конце XVIII в. учёные Цоега и де Гинь правильно определили, что египетские гиероглифы отчасти обозначали звуки и что в овальных рамках (картушах) содержались имена египетских царей. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности и даже разобрал несколько имён. Однако честь окончательной дешифровки гиероглифов принадлежит известному французскому учёному Франсуа Шампольону. Использовав в своих трудах достижения своих предшественников, Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта». Особенно внимательно он исследовал двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском языке гиероглифами и скорописными знаками, надпись на так называемом Розеттском камне. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения целого ряда слов и имён, верно предположив, что египетские гиероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и даже звуки. Шампольону удалось установить, что ряд египетских гиероглифов имеет чисто звуковое значение и даже является знаками особого алфавита. В этом отношении большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский учёный В. С. Голенищев. Особенно успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных при помощи наиболее упрощённой скорописи, получившей у греков название «демотики», работали Бругш, Ревию, Шпигельберг и Гриффиз. В настоящее время отчасти недешифрованными остались только немногочисленные ребусные или энигматические надписи, которые были начертаны в позднюю эпоху египетской истории особым тайнописным шифром с целью сокрытия от непосвящённых различных религиозно-магических тайн.

4) Источники Эпохи Древнего царства: Крупные раскопки, производившиеся на всей территории Египта в течение почти 150 лет, дали огромное количество памятников, среди которых первое место занимают надписи, являющиеся наиболее важными источниками для изучения истории древнего Египта. Древнейшие из этих надписей, восходящие к архаической эпохе, сохранились на шиферных таблицах, на пластинках из слоновой кости, на дощечках из чёрного дерева и на цилиндрических печатях. Среди них особенно интересна победная надпись фараона Нармера, сохранившаяся на его большой шиферной таблице рядом с изображениями, рисующими царский триумф, победу над врагами, штурм крепости и осмотр царём поля битвы. Краткие надписи, сохранившиеся на оттисках печатей и на могильных камнях, сохранили титулы чиновников, позволяющие в некоторой степени восстановить систему бюрократического управления этой древнейшей эпохи египетской истории. Ко времени Древнего Царства относится часть древней летописи, текст которой сохранился на так называемом Палермском камне. В этой летописи приведены имена царей Египта до V династии, кончая именем Неусерра, а также краткие упоминания о важнейших событиях, которые датированы годами царствования того или иного царя. Для установления египетской хронологии большое значение имеет так называемый Туринский царский папирус, содержащий список египетских фараонов до XVIII династии с датами их царствования в годах, месяцах и днях. автобиографии крупных чиновников Древнего Царства Метена, Хирхуфа и Уны

5) Источники эпохи Среднего царства: Поучении Гераклеопольского царя» (текст Эрмитажного папируса в Ленинграде) даётся яркая картина социальных отношений в эпоху перехода от Древнего к Среднему Царству и ряд практических наставлений, касающихся государственного управления. В «Поучении Дуа-уфа, сына Ахтоя» изображается в ряде наглядных картинок тяжёлая трудовая жизнь бедняков, ремесленников и земледельцев. Особенный интерес представляют два «поучения», облечённые в форму своеобразного пророчества: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху».

6) Источники эпохи Нового царства: От эпохи Нового Царства сохранились значительно более подробные летописи и исторические тексты, в большинстве случаев высеченные на стенах храмов. Таковы «Анналы Тутмоса III», часть которых сохранилась на стенах Фиванского храма бога Амона в Карнаке. отрывок летописи Рамзеса II, текст которой сохранился на стенах храмов в Абу-Симбеле, Луксоре и Рамессее. «Рассказ Синухета», «Путешествие Уну-Амона в Сирию».

 

30) Сельское хозяйство и формы земельной собственности в Индии в эпоху Маурьев. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Снижается удельный вес животноводства, основной задачей которого становится выращивание рабочего скота. Занятия охотой и рыболовством остаются уделом отсталых окраинных племён. В I тыс. до н.э. в областях Северной Индии развивается частная собственность на землю. Земля, как и другое недвижимое имущество, переходила по наследству, глава семьи мог распоряжаться ею вплоть до полного отчуждения. Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новому периоду — средневековью.

102. Понятие «община» в древней Индии. Виды общин. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятна, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родственниками и соседями на основе обычного права. Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью. Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал — прачки, уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники — плотники, горшечники и т. п. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества — касты. Каждая каста была эндогамна, и потому все ее члены находились между собою в родстве или свойстве. Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды. Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, например, были обязаны обслуживать представителей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения (порою принимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих сочленов.

31) Сельское хоз-во и распределение земли поз-нам Хаммурапи.

Серьезным мероприятием в Вавилонии при 1дин 6 царя издание З-ны Хаммурапи. Затрагивало разные сферы деятельности людей. От социально-общественных до с\х. Для с/х было отведено с 52 по 66. Т.ж. предусматр наказание(п.53-56), «в случае затопления поля соседа, должен возместить ущерб»(53), а «если человек не в состоянии заплатить, то его и его имущество должны продать за серебро и разделить между владельцами полей, которые затопило»(54). Т.ж. «если свой сад отдал для возделованию садовнику, то он может забрать 2/3 возделываемого» (64).Одной из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым (п. 60). Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.В Законах весьма часто такие профессии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не означает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или оружие штамповали все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду". Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям (и не важно каким: родным ли, приемным ли), то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка. Распределиние земли, тоже было включено в з-ны Хаммурапи: мы знаем, что «из поля, сада, которы покупал хозяин, он может оставить отписку своей жене и дочери»(39), «если человет отдал свое поле арендатору и получил деньги, то если поле затопится или его побьет Адад(бог грома, бури, ветра), то это остается виной арендатора» (45), т.о. мы видим, что по з-нам можно было сдавать землю в аренду, завещать ее, и в следствии банкротства продавалась как земля, так и ее хозяин отдавался в рабство.

115. РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ И РАСТАВЩИЧЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ.

Некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33 % — за зерновую ссуду); сурово, зплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами.

ремесло. Профессии: строитель домов, кораблей, столяр, плотник, камнерез, ткач, портной, кузнец, кожевенник, врач, ветеринар, цирюльник, трактирщик
торговля:- объединение торгового пространства страны;- экспорт – зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесл.изделия;- импорт – металлы, строит.камень, дерево, рабы, предметы роскоши;- ведением торговл занимались тамкары
- важнейшие центры – Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

116. Социальные отношения в Вавилонии по законам Хаммурапи. Законы Хаммурапи были направлены на консолидацию его обширной державы. Отдельное место в законах отводится ирригационным системам. В законах есть 4 статьи наказывающие земледельца – общинника к оросительным сооружениям на своей земле. С развитием скотоводства оно также включалось в законы. Пастух имеет право наниматься на выпас крупных стад. Скот может отдаваться временно для работы и т.д. Ремесло представляется различными профессиями: строители домов, корабельщики, плотники, камнерезы и т.д. Хаммурапи защищает их труд. Важную роль занимала торговля – по законам ее могли заниматься специальные агенты – тамкары. Свободный гражданин именовался – «авенум»; разделялись они на землевладельцев крупных и мелких. Второе сословие составляли «мушкенумы» - слуги царя. Низший класс «вардум» - рабы. Семья была патриархальна. Царский суд выполнял все функции. Отдельное место занимала армия тк. Она была соновой для царской власти.

 

32) Происхождение персов

Персы — это оседлые потомки индоевропейского арийского кочевого народа, которые ок. XV века до н. э. прибыли в Восточный Иран из Средней Азии, а затем заняли Персиду примерно в X веке до н. э., вытеснив оттуда ассирийцев, эламитов и халдеев. Во времена Заратустры оседлые арийцы Ближнего Востока — персы — обособились от своих кочевых соплеменников — туранцев. Основная религия персов того времени — зороастризм.

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий - от древнеперс. xšaθra), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы - от древнеперс. xšaθrapāvan).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.