КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие радиовещания 1 страница
От «традиционных» СМИ – к конвергенции массмедиа Эпоха телевидения Развитие радиовещания ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль. Дальнейшее применение усовершенствованных электронно-вакуумных ламп в радиотехнике неизмеримо повысило информационные и выразительные ресурсы радио, способствовало пробуждению интереса широкой общественности к возможностям радиовещания. Во многих странах мира зародилось движение радиолюбителей. Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания. На фоне дальнейшего развития движения радиолюбителей в послевоенные годы прогрессировало экспериментальное вещание, адресованное пока еще немногочисленным радиолюбителям. Быстрое развитие радиовещания поощрялось как со стороны корпораций – производителей радиотехники, деловых кругов, которые оценили его богатые перспективные возможности как средства коммерческой рекламы, так и со стороны многих политиков, осознавших огромный общественный потенциал радио – «газеты без бумаги и расстояний». В печати разных стран развернулась широкая кампания по пропаганде радио, способствующая непрерывному росту интереса общественности к новому средству коммуникации, развитию радиолюбительского движения. В начале двадцатых годов в США и странах Западной Европы были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. В ноябре 1920 г. экспериментальная радиостанция RDKA (Питтсбург), принадлежавшая электротехнической корпорации «Вестингаус», провела трансляцию первой заранее объявленной передачи о ходе президентских выборов в США, ознаменовавшую начало регулярного вещания. Вслед за ней регулярное вещание начали станции в Спрингфилде (Массачусетс), в Ньюарке (Нью-Джерси) и других городах. В развитии радиовещания в США изначально превалировали коммерческие аспекты. Выдача лицензий на право вести вещательную деятельность в этот период осуществлялась государственным департаментом коммерции. Вокруг радио была развернута активная реклама, способствовавшая массовому сбыту радиооборудования и быстрому пополнению рядов радиолюбителей. Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций. В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была чрезвычайно редкой, а форма и содержание передач отличались пестротой. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные читки, драматические постановки, беседы, граммофонные записи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио питтсбургская RDKA передавала в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания. Десятки тысяч американцев, уверовавших в блестящие перспективы радио, приобретали радиоприемники и приспособления, необходимые для приема передач. В 1923 г. в пользовании находилось около полумиллиона радиоприемников, а через три года приемные устройства имелись уже в каждой шестой американской семье. Выдающуюся роль в распространении и развитии радио в США сыграл выходец из России Д. Сарнов – управляющий коммерческой Радиокорпорацией Америки (RCA), созданной в 1919 г. электротехнической корпорацией «Дженерал Электрик». RCA быстро наращивала производство и сбыт радиоприемников. В 1926 г. под руководством Сарнова и при участии корпораций «Дженерал Электрик», «Вестингауз» и RCA была образована Национальная вещательная компания (NBC), на базе которой была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих радиостанций. Часть радиостанций была специализирована на ведении образовательно-просветительских, а также религиозных передач. Но важнейшую роль в формировавшейся системе радиовещания США играли коммерческие частные станции. К 1925 г. 43% всех созданных радиостанций вели вещание на коммерческой основе. В это число входили самые крупные и наиболее хорошо оснащенные станции. В 1927 г. сформировалась вторая крупная сеть коммерческих станций – Колумбийская вещательная система (CBS). В 1930 г. уже более 6 тыс. радиостанций вели передачи, прием которых осуществлялся 12 миллионами приемников. Радиовещанием были охвачены (в той или иной форме) свыше 40% американских семей. Принятый в 1927 г. в США закон о радио был призван упорядочить хаотическое развитие вещательной деятельности в рыночной среде. В соответствии с законом была создана федеральная комиссия, в обязанности которой было вменено решение технических проблем вещательной деятельности, распределение частот вещания (предотвращающее наложение радиосигналов разных станций в эфире), а также выдача лицензии в соответствии с классификацией станций по их вещательному формату (типу). В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере. В начале 1920-х гг. регулярно вещающие радиостанции почти одновременно появляются и в других западноевропейских странах. В Германии, однако, процесс распространения радио искусственно сдерживался вплоть до 1926 г. ввиду того, что не только вещатели, но и лица, имеющие приемные радиоустройства, должны были сдавать обязательный экзамен по радиотехнике, а при покупке радиооборудования необходимо было уплатить высокий налог. После отмены этих ограничений Германия стремительно превратилась в одну из стран с высоким уровнем радиофикации: в 1929 г. там было зарегистрировано более 2,5 млн. радиоприемников. Большой интерес в радиовещанию проявили восточноевропейские страны, возникшие после первой мировой войны на обломках Австро-Венгерской и Российской империй. Так, в Чехословакии регулярные радиопередачи пражского радио ведутся с мая 1923 г. В наиболее отсталых странах тогдашней Европы (например, Болгарии) регулярное радиовещание было организовано лишь в конце десятилетия. Двадцатые годы стали периодом повсеместного распространения радиовещания и в Латинской Америке. На смену движению немногочисленных радиолюбителей пришли коммерческие фирмы, делавшие ставку на большую будущность радио как нового перспективного средства массовой информации и рекламы. Первые латиноамериканские радиостанции создавались на базе иностранных технологий, нередко – при участии зарубежных компаний и банков. В августе 1920 г. в Буэнос-Айресе вышла в эфир радиостанция «Radio Argentina», созданная при содействии «Маркони Компани» и адресовавшая радиослушателям музыкальные передачи, литературные читки и объявления. Первая уругвайская станция (в Монтевидео) начала вешание в апреле 1923 г. при решающем участии североамериканской корпорации «Дженерал Электрик». Выход в эфир первой гаванской радиостанции PWX (октябрь 1922 г.) был обеспечен финансовым участием одного из коммерческих банков. Родоначальница перуанскою радиовещания – станция ОАХ – была создана в 1925 г. группой бизнесменов, учредивших Перуанскую вещательную компанию. Участие деловых структур в создании радиостанции определило преимущественно коммерческий характер дальнейшего развития вещания в латиноамериканских странах. Часть латиноамериканских радиостанций была создана на базе крупных информационных или образовательных учреждений, некоторые – открыты государством. Первая в Бразилии радиостанция SAH (Рио-де-Жанейро) была учреждена в 1920 г. местным отделением французского телеграфного агентства Гавас. В Мексике первые регулярные радиопередачи велись с июня 1923 г. радиостанцией JH, созданной государством. Пионером мексиканского коммерческою радио стала станция CYL, впервые вышедшая в эфир в июле 1923 г. Появление этой станции, принадлежавшей издательской компании братьев Аскаррага – владельцев крупной газеты «El Universal», положила начало формированию крупнейшей в Мексике коммерческой радиосети XEW. В 1926 г. во всех латиноамериканских странах существовала как минимум одна радиостанция с регулярным режимом вещания. Во второй половине двадцатых годов в Латинской Америке быстро растет количество радиослушателей, формируется массовая аудитория. В 1922 г. экспериментальное радиовещание началось во многих странах Азии, в частности, в Японии, Китае, Индонезии, на Филиппинах. Радио вызвало большой интерес специалистов по связи и представителей деловых кругов Японии. Изучался американский и европейский опыт организации радиовещания. В 1922 г. вступили в строй первые регулярно вещающие японские радиостанции. В последующие годы в стране происходило формирование как компаний коммерческого вещания, так и принадлежащих государству радиостанций, которые были созданы в крупнейших японских городах – Токио, Осаке и Нагое. Однако во властных кругах Японии возобладаю стремление поставить под контроль правительства все существующие в стране радиостанции с тем, чтобы обеспечить их монопольное использование в целях поддержки внутренней и внешней имперской политики. Это произошло в 1926 г., когда под предлогом создания в стране единой централизованной сети радиостанций правительство объявило об образовании Национальной вещательной корпорации (NHK). В 1928 г. было организовано централизованное общенациональное вещание по всей территории Японии, а в последующие четыре года – осуществлен переход на двухпрограммное вещание. Финансирование деятельности корпорации осуществлялось по схеме, напоминающей механизм финансирования британской Би-Би-Си: бюджет NHK длительное время пополнялся путем взимания устанавливаемой правительством абонентской платы с владельцев радиоприемников, исполнение же бюджета контролировалось на министерском уровне. По мере нарастания шовинистических экспансионистских тенденций в политике японского руководства в тридцатые – начале сороковых годов усиливался государственный контроль над содержанием передач. NHK превратилась в рупор официальной пропаганды национального превосходства японцев, имперской политики колониальных захватов в Азии и в регионе Тихого океана. Власти эксплуатировали исключительную массовость аудитории радиовещания, которая в этот период стремительно расширялась: к концу 1941 г. японское население имело в пользовании около 6,5 млн. радиоприемников. Коммерческая же модель радиовещания получила распространение в Японии лишь с 1951 г. под влиянием условий, сложившихся в период оккупации страны Соединенными Штатами. При этом параллельно продолжилась вещательная деятельность NHK в статусе общественной корпорации. В то время как в Стране восходящего солнца последовал период бурного развития радио, в значительной части азиатских государств, превращенных в колонии европейских государств, США и Японии, прогресс радиовещания тормозился колониальными властями. Системы радиовещания, созданные в Индии, французском Индокитае, ряде других стран Азии, были предназначены главным образом для информационного обслуживания европейцев – граждан метрополий, проживающих в колониях. Развитие коммерческого радиовещания сдерживалось по политическим и экономическим причинам. Узость местного рекламного рынка не оставляла надежды на экономическое процветание частных станций. Становление радиовещания в Африке и странах арабского мира было осложнено рядом факторов политического и экономического свойства. Главным из них было колониальное господство, сохранившееся в некоторых странах вплоть до шестидесятых годов (а по владениях Португалии – Анголе и Мозамбике – до середины семидесятых годов, в Зимбабве – до 1980 г., в Намибии – до конца восьмидесятых, когда было покончено с южноафриканской оккупацией страны). Первая на африканском континенте радиостанция вышла в эфир в Иоганнесбурге (Южная Африка) в 1920 г. Эта станция, как и другие вещательные службы в британской Южной Африке, созданные в двадцатые-тридцатые годы, была призвана обслуживать главным образом англичан. Финансирование радиостанций в Южной Африке производилось по британскому образцу: действовала система абонентской платы, взимаемой почтовой службой с пользователей радиоприемниками. Передачи велись исключительно на английском языке. Единственным «шагом навстречу» коренному населению Южной Африки было введение сниженного тарифа абонентской платы за пользование приемниками для немногочисленных радиослушателей-африканцев. Лишь в период второй мировой войны радиостанции в британских колониях в Африке начали вести передачи собственного производства на местных языках – суахили, кикуйю, кикамба и др., а также на арабском языке. Аналогичной была ситуация во французских владениях в Африке: так, первая на Мадагаскаре радиостанция, вышедшая в эфир в 1931 г., вела ретрансляции передач французского иновещания, обращаясь главным образом к представителям метрополии, проживающим на острове. Радиостанции, передачи которых были адресованы собственно африканской аудитории, впервые появились на континенте лишь в тридцатые годы, когда миссионеры-иезуиты создали две религиозно-просветительских станции в Бельгийском Конго (ныне – Заир). На территории Эфиопии – единственной африканской страны, сумевшей отстоять государственную самостоятельность в условиях колониальной экспансии со стороны европейских государств, с разрешения эфиопского императора начались передачи еще одной миссионерской радиостанции (на этот раз протестантской), призванной стать инструментом евангелизации эфиопов. На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Таким образом, в течение всего лишь одного десятилетия радио уверенно заявило о себе как о новом, стремительно развивающемся средстве массовой информации. Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы. Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная коммерческая, государственная, общественная. Частная коммерческая модель радиовещания в ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70%– сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф.Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов. За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но и создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом. Реальностью тридцатых годов стала нараставшая конкуренция между радиостанциями и периодическими изданиями. У печати появился мощный соперник, способный оперативно воздействовать на территориально рассредоточенную массовую аудиторию, отвлекать на себя значительную часть средств, поступающих от рекламодателей. В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), озабоченная быстрым усилением новых конкурентов в лице коммерческих вещательных организаций, настоятельно рекомендовала информационным агентствам АР, UP и INS прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. По мнению издателей, это должно было стать серьезным ударом по конкурентам, так как в этот период радиостанции, еще не имевшие собственных развитых служб новостей, нуждались в услугах информационных агентств. В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий. В течение года после начала бойкота, оказавшегося неэффективным, UP и INS возобновили продажу информации радиостанциям. В 1940 г. к ним присоединилось и агентство новостей «Ассошиэйтед Пресс» (АР), тесно связанное с ведущими американскими печатными изданиями. Некоторые крупные издательские и вещательные корпорации предприняли инициативы с целью преобразовать отношения конкуренции в партнерские связи. Так, в 1930–1945 гг. многие коммерческие радиостанции, входившие в сети CBS, NBC (а впоследствии – и Американская вещательная корпорация (ABC), образованная на базе части станций, ранее принадлежавших NBC) стали регулярно транслировать обзоры новостей «The March of Time» («Ход времени»), подготовленные в сотрудничестве с «Тайм Инк.» – издательской корпорацией X. Люса. В 1935 г. был начат выпуск кинохроникальных версий обзоров новостей «The March of Time», а с появлением телевидения «Ход времени» стал выходить в эфир и в телевизионном варианте. Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними. Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» – президента Ф.Д. Рузвельта. Радиообращения оказывали существенное влияние на отношение общественности ко многим проблемам национальной и международной политики. В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу (впоследствии известный телевизионный обозреватель). Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний во многом определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Зависимость от рекламных доходов, которые превратились в основной источник финансирования деятельности коммерческих радиостанций, необходимость постоянной борьбы за внимание аудитории в условиях острой конкуренции породили тенденцию к преимущественному использованию форм вешания, способных привлечь большое число слушателей и максимально благоприятствующих успеху рекламной деятельности – главным образом, развлекательных. Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода). Сентиментальные сюжеты «мыльных опер» были посвящены главным образом взаимоотношениям мужчины и женщины. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»). Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры (от английского глагола «to thrill» –волновать, будоражить, повергать в трепет), основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Передаваемые в вечернее время, после возвращения с работы глав семейств, триллеры сопровождались рекламой товаров и услуг, адресованной главным образом этой части потребительского рынка. Классическим образцом радиотриллера является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка книги Г. Уэллса «Война миров». Красочно, во внешне правдоподобной «репортажной» форме повествующая о высадке на Землю воинствующих марсиан, эта фантастическая постановка стала причиной возникновения паники среди радиослушателей, напуганных мнимой угрозой инопланетного вторжения. В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. На основе наработок в сфере радиовещания впоследствии происходило формирование системы жанров и форм вещания коммерческого телевидения. Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена. Схемы коммерческого радиовещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В последние десятилетия под влиянием конкуренции с телевидением, на которое переключилась значительная часть рекламодателей, коммерческое радиовещание эволюционизировало от полнопрограммного вещания, предлагающего слушателям широкий набор разножанровых передач, к более специализированному по содержанию и аудиторной направленности. В коммерческом вещании сегодня превалирует наиболее востребованный аудиторией музыкально-информационно-развлекательный формат. Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM), внедрение стереозвука позволили предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей. При этом делается упор преимущественно на использование тех продуктов индустрии звукозаписи, которые хорошо известны аудитории и способны привлечь максимальное количество радиослушателей (в основном это хиты поп-музыки – как новейшие, так и прошлых лет). В связи с развитием целевой рекламы во все большей степени делается упор на адресное вещание. Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные и социальные категории слушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений различных слоев аудитории. Наряду с музыкально-информационным форматом распространены разговорный формат (ток-радио) и узко специализированные форматы музыкального вещания. Общественные вещательные радиостанции и корпорации. Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтернативы коммерческой прессе, средства образования и распространения знаний, борьбы против невежества, удовлетворения многообразных общественных информационных потребностей. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников. В 1927 г. английская королева подписала Устав Би-Би-Си, создавший правовую базу корпорации как уникальной общественной вещательной службы. Согласно Уставу, Би-Би-Си призвана обеспечить всеобщий охват населения Великобритании вещанием и качественное информирование, просвещение и развлечение англичан. Создание Би-Би-Си явилось не только воплощением просветительских устремлений части британской общественности, но и результатом своеобразного компромисса с представителями издательского бизнеса, не без оснований опасавшихся конкуренции с радиовещателями на рынке информации и рекламы. Одним из мотивов создания механизма финансирования Би-Би-Си, основанного на взимании абонентской платы, было стремление исключить создаваемую мощную вещательную корпорацию из числа медийных организаций, претендующих на доходы от рекламной деятельности. Характерно также, что до принятия Устава, в начальный период существования Би-Би-Си, радиопередачи выходили в эфир не ранее 7 часов вечера, чтобы не препятствовать продаже газет. Превращение Би-Би-Си в общебританскую вещательную службу, начатое в двадцатые годы с вводом в строй мощного длинноволнового передатчика, распространившего вещание на всю английскую территорию, было завершено к началу второй мировой войны: в 1938 г. возможность прослушивать радиопередачи имели уже 98% жителей страны. Корпорация представляла собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как лондонский радиоцентр, так и местные станции. Она выполняла роль информационной службы, консолидирующей нацию, что особенно наглядно проявилось в годы войны против нацизма, когда ежевечерний девятичасовой выпуск новостей Би-Би-Си регулярно собирал у радиоприемников миллионы радиослушателей. Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |