КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарногоVII VI IV Новый этап взаимоотношений между психологией и физиологией ознаменовался коренным пересмотром психологической науки. В основе этого пересмотра лежала важнейшая идея о целостности сложных форм психической деятельности человека, о несводимости этих форм к элементарным явлениям. Что же могло соответствовать этим единицам сознательной психической деятельности, и каковы могли быть их физиологические модели? Ответом на эти вопросы явилось создание «целостной», «структурной» психологии типа гештальтпсихологии, которая продержалась сравнительно недолго, придя к тупику — позитивистской феноменологии «целостных форм» психической жизни, не имеющих исторического ге-неза (В.Келер, М.Вертгеймер, К.Коффка). Требование раскрыть сложнейшие формы сознательной деятельности человека без сведения сложных психических явлений к элементарным становится основной задачей психологической науки. Ее реализация привела к перестройке психологии. Она перестала быть описанием субъективных состояний и все больше стала превращаться в объективную науку о сложнейших формах сознательной, целенаправленной деятельности человека. Она начала преодолевать концепции ассоцианизма, сводившего процессы сознательной деятельности к элементарным ощущениям и их ассоциациям, и выдвинула новые вопросы: объективный анализ познавательных процессов и переработка информации с помощью кодов языка и речевой деятельности. Она стала изучать проблемы стратегии интеллектуальной деятельности, процессы выработки системы обобщений и категориальных приемов анализа реального мира, процессы принятия решения и регуляции активного, целенаправленного поведения. В западной науке выделилась целая новая отрасль психологии — психология познавательных процессов (cognitive psychology), анализирующая познавательные процессы с помощью теории информации; возникла новая область исследований — психолингвистика, опирающаяся на новые теории языка, изучающие глубинные грамматические структуры и законы их трансформации; оформилась и новая область биологической психологии — этология, решительно отбросившая механистические концепции поведения животных и вставшая на путь изучения сложнейших форм врожденного и приобретенного поведения. В советской психологической науке эти изменения были особенно велики и приняли форму коренного пересмотра основных исходных положений о природе высших форм психической деятельности на основе диалектико-материалистического мировоззрения, что и позволило преодолеть тот кризис, который создался в психологии к началу XX в. Эти преобразования были в значительной мере связаны с именами замечательного советского психолога Л.С.Выготского и его учеников, которые по-новому поставили вопрос о соотношении психологии и физиологии. В начале XX в. в психологической науке возник глубочайший кризис. Произошел распад психологии на две изолированные области — физиологическую (или объяснительную) и «духовную» (или описательную) психологию, что явилось следствием дуалистического мировоззрения. Исходя из марксистского положения о роли общественно-исторических условий в формировании психики человека Л.С.Выготский предложил новое понимание психических процессов, явившееся выходом из этого тупика. Чтобы понять природу высших форм сознательной деятельности, говорил он, нужно выйти за пределы организма и искать их корни не в глубинах мозга или глубинах духа, а в тех реальных формах общественной жизни человека, которые и составляют основное условие развития высших психических функций. Только обращение к истории общества, употреблению орудий, появлению языка как средства общения дает возможность проникнуть в процесс формирования высших форм сознательной жизни человека. Человек, применяющий орудие, создает тем самым новые, опосредствованные формы психической деятельности. Человек, использующий язык, по-новому кодирует свой опыт, получает возможность проникнуть за пределы чувственного впечатления в сущность вещей и передать общечеловеческий опыт дальнейшим поколениям. Это новое понимание сложнейших форм психической деятельности, их социального происхождения и их опосредствованного строения требует создания новых физиологических представлений, соответствующих сущности психических явлений. Возникла настоятельная необходимость создать новую отрасль пауки — физиологию целостных форм психической деятельности, которая могла бы ответить на вопрос о физиологических механизмах наиболее сложных видов сознательного, целенаправленного и саморегулирующегося поведения, описать в физиологических понятиях ту архитектуру нервных процессов, которая предопределяет эти формы деятельности. Попытки создать такую соответствующую задачам психологической науки физиологию были сделаны двумя крупнейшими советскими учеными — НА.Берн-штейном и П.К.Анохиным. Первому из них, работавшему над теорией построения движений человека, удалось сформулировать основы «физиологии активности», второму, бывшему учеником И.П.Павлова и посвятившему свою жизнь экспериментальному анализу физиологических механизмов саморегулирующегося поведения животных, удалось создать «теорию функциональных систем», которая вошла в фонд подлинной «психологической физиологии». Тот вклад, который был сделан в современную «психологическую физиологию» Н.А.Бернштейном, возник из его исследований целостных, активных движений человека — его ходьбы, трудовых движений, действий с орудиями и предметами. Эти работы Н.А.Бернштейна, проведенные с помощью циклографического метода, дали основание к построению теории, созданию которой он отдал едва ли не половину своей жизни. Исходный факт, послуживший основой «физиологии активности», сводился к следующему. Наблюдая движения человека, их высокую точность, выражающуюся как в построении пространственной траектории движений, так и в системе тех ускорений и переменах усилий, с которыми они протекали, Н.А.Бернштейн пришел к необходимости разрешить один коренной парадокс: с одной стороны, движения человека характеризуются при ближайшем анализе поистине удивительной точностью, с другой — костно-мышечный и суставный аппарат, с помощью которого эти движения осуществляются, обладает таким бесконечным числом «степеней свободы», при котором выбор только что отмеченной точности пространственных траекторий и системы силовых и пластически изменяющихся ускорений и усилений казался просто невозможным. Достаточно вспомнить, что один шаровой сустав плечевого сустава обладает неограниченным числом степеней свободы; если при* соединить к этому такой же бесконечный набор степеней свободы, который возникает благодаря участию остальных суставов локтевого и лучезапястного сочленения, сочленений пальцев, и если прибавить к этому постоянно меняющуюся вязкость мышц,— возможность выполнить таким аппаратом четкие, строго организованные в пространстве и времени целевые движения, покажется поистине фантастической. Однако такие движения ежесекундно выполняются человеком. Н.А.Бернштейн доказал, что прямое управление движениями с помощью одних лишь эфферентных импульсов невозможно (это положение он назвал положением о «принципиальной неуправляемости движений одними лишь эфферентными импульсами») и что это управление осуществляется посредством афферентных импульсов — тех сигналов, которые приносят в мозг информацию о внешнем мире (пространственном поле), с одной стороны, и о положении конечности в каждый данный момент (кинестетическом поле), с другой. Именно эти афферентные сигналы создают тот «афферентный синтез», который обеспечивает некое «следящее устройство», позволяющее осуществлять постоянные коррекции движения, ограничивать число степеней свободы и отбирать нужные движения в соответствии с изменившимися условиями их протекания. Система таких афферентных импульсов, последовательных уровней их организации (начиная со спин-но-мозгового уровня, через уровень красного ядра и таламостриальную систему и кончая кортикальным пространственным уровнем и уровнем, обеспечивающим предметные действия) была прослежена Н.А.Бернштейном. Этот анализ стал содержанием его классического труда «О построении движения» (1947), который с полным основанием был отмечен высоким признанием. Как показали исследования Н.А.Бернштейна, постоянно меняющиеся афферентные импульсы приходят к опорно-мышечному аппарату с известным запозданием и вызывают лишь «вторичную» коррекцию уже начавшегося движения. Лишь со временем в результате упражнений и «функционального развития» движений афферентные импульсы образуют пластически меняющееся «афферентное поле», которое обеспечивает нужные изменения движений раньше, чем они начинаются, приводя таким образом к ликвидации ошибочных движений или к созданию заранее формируемого аппарата «первичных коррекций». Н.А.Бернштейну удалось создать подлинно научную основу для анализа построения двигательных умений и навыков, в значительной степени раскрыть их механизмы. Как известно, произвольные движения человека не «реактивны» и не просто воспроизводят воздействия влияющей на человека среды. Они целенаправлены, активны и меняются в зависимости от произвольного замысла человека. Для детерминистического объяснения активного, произвольного действия Н.А.Бернштейн должен был перейти от классической физиологии реакций и рефлексов к новой физиологии — «физиологии активности». Эта физиология была призвана дать материалистическое объяснение активным целесообразным действиям человека. Н.А.Бернштейн рассматривает активное произвольное движение как детерминированное извне, но не прямо, а через «модель потребного будущего» («Soll-wert»). Эта модель сличается человеческим мозгом с картиной наличной ситуации («Ist-wert»), и различие между обеими картинами (по обозначению Н.А.Бернштейна «delta-wert») и образует реальную движущую силу, определяющую дальнейшее построение произвольного движения. Этот фактор входит как решающее звено в ту замкнутую саморегулирующуюся систему поведения, которую Н.А.Бернштейн (одновременно с П.К.Анохиным) описал еще в 1935 г. — за 12 лет до появления знаменитой публикации Н.Винера — основателя современной кибернетики. Хотя положения Н.А.Бернштейна, разработанные в его последней публикации «Очерки физиологии движений и физиологии активности» (1966), во многом являются лишь теоретическими схемами, эвристическими предвидениями, они открывают путь для будущих экспериментальных исследований, которые, по всей видимости, займут еще не одно поколение. Его теория — это один из первых вариантов той «психологической физиологии», о которой идет речь в этой статье, и в этом ее несомненное значение. Вторая и столь же серьезная попытка построить «психологическую физиологию» — физиологию целого, активного саморегулирующегося организма — была сделана выдающимся советским физиологом П.К.Анохиным, которого с полным основанием можно назвать преемником и творческим продолжателем И.П.Павлова. В отличие от Н.А.Бернштейна П.К.Анохин был экспериментатором, работавшим на животных. Однако широта его философских интересов к большим теоретическим проблемам поведения вообще в значительной мере способствовала раскрытию реальных механизмов целостных форм психической деятельности. Уже на начальных этапах своей творческой деятельности П.К.Анохин отчетливо понял, что кардинальные проблемы физиологии поведения не могут быть решены в рамках аналитической физиологии, изучавшей механизмы отдельных рефлексов. Позднее он повторил то же в отношении попыток прийти к каким-либо общим физиологическим механизмам целостного поведения на основании исследований на уровне отдельного нейрона. Исходные позиции вирховской целлюлярной физиологии и патологии были с самого начала глубоко чужды ему. Он прекрасно понимал, что законы отдельного рефлекса — так же, как и законы, лежащие в основе работы изолированного нейрона — одинаковы, с какими бы рефлексами или нейронами мы не имели бы дело. Специфические, конкретные формы нервных процессов возникают тогда, когда отдельные нейроны или рефлекторные акты вступают в целые «функциональные системы», осуществляющие какие-нибудь конкретные жизненные задачи. Именно место данного рефлекторного звена (как и данного нейрона) в общей архитектонике живой деятельности определяет его функциональные особенности и его значение для целостного поведения. Эти исходные положения выявились с полной отчетливостью уже в ранних работах П.К.Анохина с перешивкой нервов, в результате которой старый центр связывался с новой периферией (результаты этих опытов были сведены в книге П.К.Анохина «Проблемы центра и периферии», 1935). Эти эксперименты привели к неожиданным результатам. Они показали новый и фундаментальный факт: включенный в новую функциональную систему, «центр» начинал работать по-новому и выполнять новую роль. Центральный аппарат, который, казалось бы, прочно обеспечивал одну функцию — сгибание конечности — перестраивался и начинал осуществлять новую функцию разгибания, обеспечивая тем самым осуществление требуемого акта (дыхания, оборонительной реакции, ходьбы и т.п.). Дальнейшие наблюдения позволили автору сделать еще один, очень существенный шаг — проследить различные уровни построения функциональных систем. Одни, филогенетически наиболее древние функциональные системы, опирающиеся на работу стволовых образований мозга, продолжали сохраняться независимо от вмешательств в кору и «перешивок» нервных стволов; вовлеченные в них рефлекторые фрагменты оставались сохранными, несмотря на деафферентацию конечности; другие же, более дифференцированные и формирующиеся в онтогенезе, зависели от сохранности афферентации и нарушались, если их афферентная основа была разрушена. Эти факты показывали, что работа изолированных нервных центров зависит от их включения в различные функциональные системы и что только целостный, синтетический подход может создать физиологию, способную подойти к анализу реальных механизмов, лежащих в основе поведения организма. Позже П.К.Анохин провел ряд исследований, предметом которых были уже не изменения в протекании отдельных рефлексов в зависимости от их включения в целые функциональные системы, а физиологические законы целостного поведения животного. В этих исследованиях П.К.Анохин исходил из гипотезы, что поведение животного определяется не изолированным сигналом, а целостным афферентным синтезом доходящей до него информации. В этих исследованиях и была выявлена та роль, которую играют «афферентные синтезы» в формировании функциональных систем. Было показано, что «афферентные синтезы» запускают в ход сложные формы поведения животных (например, пищевые реакции только что вылупившихся птенцов грачей). Таким образом П.К.Анохин вплотную подошел к тем проблемам, которыми позднее стала заниматься этология. Дальнейшими исследованиями П.К.Анохин, использовавший принципиально новую комбинированную двигательно-секреторную методику и методы экстирпации отдельных участков мозга, показал, какую роль в афферентных синтезах играют лобные доли мозга и как распадается обстановочная афферентация, приводящая к организованному, целесообразному поведению, у животных, лишенных лобных долей мозга. Эти опыты П.К.Анохина и его сотрудников (в первую очередь Н.И.Шумилиной) дали возможность подойти к физиологическим механизмам целесообразного поведения и к установлению той роли, которую играют в этом поведении лобные отделы головного мозга. Все эти факты послужили основой для создания теории функциональных систем, которая стала делом жизни П.К.Анохина. Теория функциональных систем исходит из предшествовавших ей представлений о рефлекторной природе поведения, но вместе с тем существенно дополняст эту теорию. Если схема рефлекторной дуги, из которой исходила вся классическая физиология, подходила к поведению как к ответной реакции на непосредственный стимул и считала, что поведение заканчивается двигательной или секреторной реакцией, то теория функциональной системы отвергает эти положения. Согласно новым представлениям, движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, имеющие место в настоящем (и лишь частично включающие в свой состав элементы прошлого), но и ожидаемый эффект, ожидаемое будущее, которое оказывается столь же реальной силой, как и настоящее и прошлое. С другой стороны, согласно новым представлениям, поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией; от этой реакции «обратная афферентация» направляется вновь к мозгу и сигнализирует об успехе или неуспехе действия. Если сличение ожидаемого результата с эффектом выполненного действия не дает расхождений, тогда действие прекращается. Если же сличаемые компоненты оказываются «рассогласованными», т.е. если обратная афферентация указывает на неудачу действия, возбуждение возникает снова и вновь совершается выбор нужного действия и его сличение с ожидаемым результатом. В этих новых представлениях следует отметить три важных момента. Первый из них состоит в замене упрощенного понимания стимула как единственного побудителя поведения более сложным представлением о факторах, определяющих поведение, с включением в их число модели потребного будущего, или образа непосредственно ожидаемого результата действия. Это представление направило внимание П.К.Анохина на точные физиологические механизмы «опережающего возбуждения», и исследования, предпринятые в этом направлении, показали, что модель ожидаемого эффекта вызывает систему дифференцированных возбуждений, приходящих к периферии значительно раньше того момента, когда периферические рецепторы начинают воспринимать непосредственно действующие на них раздражители. Тем самым был предпринят физиологический анализ того явления, которое было описано в психологии под названием установки. Изучение этой группы явлений, так же как и подготовительные «волны ожидания», описанные Греем Уолтером (1964 и др.), создало надежную базу для «психологической физиологии». Вторым существенным дополнением к классическим представлениям было уже упомянутое выше положение о роли «обратной афферентации» и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия. Это новое, четвертое звено, внесенное в классическую схему рефлекса, вводило физиологию функциональных систем в те концепции, которые развивались в работах по «инструментальным условным рефлексам», показавшим, что судьба дальнейшего поведения зависит от сигналов об успешности уже выполненного действия. Эти идеи во многом предвосхищали идеи саморегуляции, которые были внесены в науку значительное время спустя после работ П.К.Анохина. Наконец, третьим и исключительно важным дополнением к классической физиологии было введение понятия о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата действия с эффектом реального действия, — аппарате, который был обозначен П.К.Анохиным термином «акцептор результата действия». Тем самым П.К.Анохин вплотную подошел к физиологическим механизмам процесса «принятия решения», ставшего последнее время одним из центральных понятий психологии. Принципиальное значение этих представлений, введенных П.К.Анохиным, состояло в том, что они открывали новые пути для конкретных физиологических исследований, подводили вплотную к анализу важнейших сторон организации психической деятельности. Дальнейшие исследования П.К.Анохина и его школы приняли очень разветвленный характер. В них вошли исследования происхождения и раннего развития функциональных систем, а также исследования, посвященные дифференцированным биохимическим основам функциональных систем, в которых было показано, что отдельные функциональные системы и те нервные аппараты, на которые они опираются (начиная от стволовых ядер и ретикулятор-ной формации и кончая корой), различно реагируют на разные фармакологические агенты. Далее результаты исследований П.К.Анохина и его сотрудников были приложены к изучению нейронного уровня. Целью этого цикла работ было показать, что основные формы работы нейрона определяются тем, в какую целостную функциональную систему они включены. Итак в концепции П.К.Анохина мы имеем классический образец отказа от тенденций сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным, элементарным физиологическим процессам и попытку создать новое учение о физиологических основах активных форм психической деятельности, иначе говоря, — пример того, что мы условно обозначили термином «психологическая физиология». Было бы неправильно думать, что «физиология активности» и «теория функциональных систем» уже создали законченную физиологическую систему, полностью соответствующую основной задаче — описанию физиологических основ высших форм сознательной деятельности. Обе теории — и в этом их огромная заслуга — лишь заложили основы для решения этой проблемы, но отнюдь не разрешили ее. При дальнейшей разработке этой проблемы следует помнить, что высшие формы сознательной деятельности человека не возникли путем эволюции из биологических законов развития мозга, а являются продуктом сложнейших общественно-исторических процессов — результатом общественного труда, применения орудий и общения людей друг с другом посредством кодов языка, сформированных в общественной истории. Именно под воздействием общественно исторической практики в мозговых системах образуются новые «узлы», создаются новые функциональные системы, новые «функциональные органы», благодаря которым в мозгу человека, анатомически существенно не изменяющемся, возникают все новые и новые функциональные констелляции. Следовательно, ни о каком «изоморфизме» психических процессов и мозговых структур не может идти и речи, и «наложение психологического узора на физиологическую канву» оказывается несравненно более сложной задачей, чем это представлялось классикам психологии и физиологии. Учение о «физиологии активности», учитывая все это, пока ограничилось лишь общими теоретическими схемами, но не перешло к анализу конкретных нервных процессов, лежащих в основе сложных форм психической деятельности человека. Теория «функциональных систем» сформулировала общие положения о построении основных единиц работы мозга и начала переходить к раскрытию их реальных нейрофизиологических механизмов. Вместе с тем она пока описала лишь обшие для всех форм деятельности принципы и еше не приступила к анализу того, чем же отличаются отдельные уровни построения функциональных систем, т.е. чем же отличаются сложнейшие виды саморегуляций, совершающиеся в процессе сознательной деятельности и применения языка, от более элементарных функций. Утверждения, что такие процессы, как выбор адекватного ответа или «принятие решения», осуществляются с помощью аппарата «акцептора результатов действия», правильны в своей основе, однако они не затрагивают вопроса о том, в чем заключается различие аппаратов, на которые опирается «принятие решения» на уровнях элементарного рефлекса, практического действия или сознательного решения сложной вербально-логической задачи. Легко видеть, что такое положение вызывает новую опасность редукции сложнейших форм психической деятельности человека к довольно общим схемам, и эта опасность теперь уже «кибернетического редукционизма» оказывается ничуть не меньшей, чем опасность характерного для классиков физиологии «рефлекторного редукционизма», т.е. редукции психических процессов к элементарным рефлекторным связям или простейшим ассоциациям их. По-прежнему актуальной остается задача найти реальные физиологические механизмы, осуществляющие сложнейшие формы психической деятельности, использующие все те же нейрофизиологические процессы, но вовлекающие различные звенья и принимающие различные формы на разных уровнях построения психических процессов человека. Сложность этой задачи такова, что решить ее могут только поколения исследователей. Мы должны быть благодарны тем большим ученым, на трудах которых мы остановились; однако лишь на путях творческого развития их мыслей, а вовсе не на путях догматического повторения высказанных ими положений должно формироваться дальнейшее создание «психологической физиологии» человека, Даже для того, чтобы только приступить к решению этой большой задачи, необходим ряд условий. Мы ни в какой мере не можем предвидеть их все и ограничимся указанием лишь на важнейшие. Первым из них является переход исследований по созданию «психологической физиологии» на изучение человека и анализ тех изменений в реальных нейрофизиологических процессах, которые наступают у него при реализации различных по построению форм сознательной деятельности. Иначе говоря, исследователи должны ставить протекание изучаемых ими нейрофизиологических процессов в зависимость от тех психологически хорошо обоснованных задач, структура которых им достаточно известна и которые могут быть построены на разных уровнях. Физиология нервных процессов вообще должна разрешить основную задачу — изучить физиологические основы реальной психической деятельности человека. Естественно, что это требует объединенных усилий психолога и физиолога, что необходимо до тех пор, пока не сложится новый тип ученого — подлинного психофизиолога, объединяющего в себе обе компетенции.
Важное условие состоит в перехоле к изучению работы мозга во время осуществления различных форм психической деятельности. Нет сомнений в том, что исследования, проводимые на уровне отдельных нейронов, так же как и электрофизиологические исследования, регистрирующие спонтанную электрическую активность мозга, должны продолжаться и усиленно развиваться. Однако изучение электрофизиологических процессов, протекающих в отдельных нейронах или в отдельных зонах коры головного мозга, следует соотносить с ролью этих нейронных популяций или различных отделов мозга в общей архитектонике функциональных систем, осуществляющих конкретную психическую деятельность. Литература уже располагает примерами именно такого типа исследований. К ним относятся работы М.Н.Ливанова и его сотрудников и последователей (Н.А.Гавриловой, Е.Б.Сологуб, Т.П.Хризман и др.), в которых используется метод анализа синхронной работы потенциалов мозговой коры в зависимости от изменения форм деятельности и от уровней развития ребенка. Сюда относятся и исследования Н.П.Бехтеревой, которой удалось проследить те изменения в электрической активности, вызванной речью, которые возникают в глубоких структурах мозга, и показать, что электрофизиологическая активность отдельных нейронов межуточного мозга зависит от звуковой организации и семантики языка. Сюда относятся, далее, работы А.И.Ройтбака, проводимые на нейронном уровне и посвященные проблемам памяти и пластичности нервных процессов (нейронных комплексов и глии), а также работы Е.Н.Соколова и О.С.Виноградовой, исследующих нейронные механизмы памяти, активность гиппокампа и хвостатого ядра, их участие в обеспечении мнестической деятельности. Наконец, сюда же следует отнести и те психофизиологические исследования, в которых изучаются изменения различных форм биоэлектрических процессов при различных видах психической деятельности, влияние на них речевых заданий и особенности их нарушений при локальных поражениях мозга (Е.Д.Хом-ская и ее сотрудники). Нет никаких сомнений, что серьезный вклад в разработку «психологической физиологии» человека вносит и новая отрасль психологической науки — нейропсихология, изучающая мозговые механизмы различных форм психической деятельности; исследуя локальные поражения мозга, она устанавливает ту роль, которую играют первичные, вторичные и третичные зоны коры, гностические, премоторные и пре-фронтальные отделы мозга в построении высших форм сознательной деятельности, что несомненно приближает построение истинной «психологической физиологии». Итак, перед наукой стоит задача огромной трудности — найти адекватные физиологические системы, осуществляющие сложнейшие виды сознательной человеческой деятельности, формирующейся на последовательных этапах социально-исторического развития, описать уровни их построения и соотнести их с конкретными физиологическими процессами, вовлекающими различные образования и области головного мозга. Первые успехи советской психофизиологии и нейропсихологии позволяют думать, что эта задача будет выполнена. Е.Н.Соколов психофизиология локальных поражений мозга в трудах А.Р.Лурия1 На стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление исследований — психофизиология локальных поражений головного мозга. Создание этого направления — заслуга А.Р.Лурия. Если нейропсихология изучает психические функции путем сопоставления их нарушений при различных поражениях мозга, то психофизиология локальных поражений мозга использует для этого широкий спектр объективных показателей. А.Р.Лурия сосредоточил свои исследования в этой области на объективном анализе познавательной деятельности. Поэтому набор привлекаемых для регистрации реакций был тесно связан с механизмами ориентировочно-исследовательской деятельности. Движения глаз и их нарушения. Наиболее важным ' показателем ориентировочно-исследовательской деятельности являются движения глаз, возникающие при появлении новых раздражителей и образующие сложную систему информационного поиска. Используя фотографическую и электроокулог-рафическую регистрацию (А.Д.Владимиров, 1972; А.Л.Ярбус, 1965), А.Р.Лурия со своими сотрудниками установил, что при поражении различных отделов мозга нарушается прежде всего сложная ориентировочная деятельность при рассматривании сюжетного изображения. Если локальные поражения зрительных отделов коры приводили к игнорированию элементов изображения в определенных участках поля зрения, то поражение лобных отделов нарушает целенаправленный характер осмотра за счет повторения стереотипных движений. Вывод о регулирующей роли лобных отделов в протекании ориентировоч-но-исследовательной деятельности получил дальнейшее развитие при регистрации вегетативных реакций. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса рефлекса и их нарушение. Ориентировочный рефлекс как элементарный акт ориентировочно-исследовательской деятельности включает в себя кроме движений глаз и головы целый ряд вегетативных компонентов: кожно-гальваническую реакцию, депрессию альфа-ритма и сосудистые изменения периферических и мозговых сосудов. Полиграфическая регистрация одновременно сосудов руки и головы позволяет отличать ориентировочные реакции от оборонительных и адаптационных (О.С.Виноградова, 1956; Е.Н.Соколов, 1958). Характерной особенностью ориентировочного рефлекса является его селективное участие при многократном повторении индифферентного раздражителя. В норме, однако, придание раздражителю сигнального значения сразу же восстанавливает ориентировочный рефлекс, после чего ' А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.173—176.
он становится трудноугасимым. В работах ученицы и сотрудницы А.Р.Лурия Е.Д.Хомской (1972) подробно исследовалось нарушение ориентировочного рефлекса у больных с поражением передних отделов мозга. Оказалось, что процесс угашения ориентировочного рефлекса на индифферентный раздражитель у таких больных не нарушается. Однако восстановления ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции, придающей стимулам сигнальное значение, не происходит. Таким образом, система ориентировочного рефлекса оказалась дефектной со стороны регулирующей его функции речи. Стало очевидным, что познавательная деятельность больных с поражением передних отделов мозга страдает в результате выпадения направляемых речевыми сигналами информационных процессов. Семантические поля и их нарушения. Используя ориентировочный рефлекс как объективный показатель работы речевой системы, оказалось возможным объективно изучать семантическое содержание словесных символов и нарушения семантики при мозговых поражениях. В этом случае ориентировочная реакция вызывается путем предъявления больному слова в акустической или оптической форме. Применяя слова одной смысловой категории, можно получить обобщенное угасание на смысловое содержание слова. Переход к новой категории слов позволяет выяснить границы категориальных отношений. Однако при изучении семантики еще более эффективен метод выработки оборонительного условного сосудистого рефлекса. Этот рефлекс выражается в содружественном сужении сосудов головы и руки. После выработки условного оборонительного рефлекса на определенное слово вместе с ним оборонительную реакцию вызывают и другие слова, близкие ему по значению. Таким образом, удается выявить семантическое поле — совокупность словесных символов, объединенных общим значением и эффективных в отношении вызова условной оборонительной реакции. Слова, вызывающие оборонительную реакцию, составляют «ядро» семантического поля. Вокруг этого ядра находятся слова, вызывающие сильные ориентировочные реакции за счет того, что они трудно дифференцируются от сигнальных слов. Отличить ориентировочную реакцию от оборонительной можно потому, что она включает реципрокные отношения реакций сосудов руки и головы: сужение сосудов руки и расширение сосудов головы. Слова, вызывающие ориентировочные реакции, близкие по смыслу тому основному слову, на которое был выработан условный оборонительный рефлекс, образуют «периферию» семантического поля. Далее следуют слова, которые не вызывают ни оборонительных, ни ориентировочных реакций. Они отличаются по смыслу от сигнальных слов, легко дифференцируются, сосудистые реакции на эти слова угасают в ходе многократного их повторения в качестве дифференцировочных раздражителей. Наконец, за областью неэффективных слов снова следуют слова, вызывающие ориентировочные реакции. Эти слова отличаются от тех, в отношении которых выработано утешение, и вызывают ориентировочную реакцию как реакцию на новизну. При повторении этих слов реакции на них быстро угасают, и данные слова входят в фонд индифферентных раздражителей. Структура семантического поля в норме определяется предметным содержанием, предметной отнесенностью слов. При поражениях мозга граница этой предметной отнесенности слов может сдвигаться, а граница семантического поля трансформироваться. Так, при олигофрении ряд слов начинает обобщаться не по значению, а по звуковому сходству. Соответственно ядро семантического поля занимают слова, близкие по звучанию, а не по предметной отнесенности. Объективное изучение семантических полей позволяет получить информацию о принципах организации речевой функции. А.Р.Лурия совместно с О.С.Виноградовой и Е.Д.Хомской занимался изучением семантических полей в норме у детей, страдающих олигофренией, у больных с локальными поражениями мозга. Эти исследования открыли новые перспективы в изучении семантических полей и их нарушений. Управление уровнем активации. Кроме фазичес-ких форм ориентировочного рефлекса существует его тоническая форма, которая характеризует уровень активации. Тонический ориентировочный рефлекс находит свое выражение в уровне биоэлектрической активности мозга. Напряженное внимание в полной темноте ведет к депрессии альфа-ритма и появлению в электроэнцефалограмме быстрых колебаний. Высшие формы управления тоническим ориентировочным рефлексом связаны с регулирующей функцией речи. Поражение лобных отделов ведет к тому, что тонический ориентировочный рефлекс, возникая на непосредственные раздражители, не может удерживаться произвольно в качестве компонента произвольного внимания. Нарушение управления тоническими формами активации ведет к снижению того уровня эффективности познавательной деятельности, который характеризует здорового человека. Изучению тонических форм активации во время познавательной деятельности посвящен ряд работ, выполненных под руководством А.Р.Лурия и опубликованных в сборнике «Проблемы нейропсихологии» (1977). Нарушения управления движениями. Выпадение речевого контроля ориентировочного рефлекса составляет важную, но не единственную функцию передних отделов мозга. Уже раньше были известны грубые нарушения произвольно планируемых действий при поражении лобных отделов. А.Р.Лурия со своими сотрудниками, используя электромиографическую регистрацию, показал, что у больных с поражением лобных отделов мозга прежде всего нарушена преднастройка органов движения. У них страдает селективное отвлечение от несигнальных раздражителей. Отсюда многочисленные межсигнальные реакции и персеверации. Особенно интересны в этом отношении опыты с применением подготовительных сигналов. В большинстве случаев у больных не удавалось вызвать подготовку к реакции. Вместо облегчения подготовительные сигналы оказывали интерферирующее влияние. Специальные средства регуляции скорости произвольных двигательных реакций у больных с поражением задних отделов мозга приводили к значительному сокращению соответствующих показателей, что указывает на специальное отношение лобных долей мозга к управлению произвольными двигательными актами. Применение комплекса объективных показателей позволяет глубже понять механизмы нарушений психических процессов при различных поражениях мозга. Это направление исследований можно характеризовать как часть клинической психофизиологии, а именно как психофизиологию локальных поражений мозга. А.Р.Лурия со своими сотрудниками сумел получить на этом пути новые оригинальные данные относительно механизмов протекания познавательной деятельности и организации движений, чем внес существенный вклад в развитие психофизиологии в целом и открыл новые перспективы исследования в этой области.
Раздел 3
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |