Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)




В рамках традиционного ислама, ограждавшего общество от любого вмешательства извне, невозможно было принять вызовы времени, связанные с социально-экономическим и политическим развитием Европы в индустриальную эпоху. Первыми, кто заявил о реформистском потенциале ислама были татарские религиозные мыслители Г. Курсави, Г. Утыз-Имяни, К. Насыри и Ш. Марджани. Своеобразное мусульманское свободомыслие, характерное для татарской общественной мысли первой половины XIX в., постепенно распространилось на мусульманском Востоке. В середине XIX-начале XX вв. татарское религиозное реформаторство сформировалось в широкое общественное движение джадидизм.

В конце XVIII-начале XIX вв. в истории Османской империи началась эпоха светских реформ. Изменения затронули военную сферу, началась организация министерств, постоянных посольств в европейских странах; турецкая молодежь направлялась для учебы в Европу; открывались светские учебные заведения. С 1839 по 1876 гг. в период реформ, названный танзиматом, были приняты уголовный и коммерческий кодексы; учреждены Государственный совет и провинциальные меджлисы из мусульман и немусульман; провозглашено равенство подданных султана перед законом; стал возможным допуск немусульман к военной и государственной службе; был введен государственный бюджет и т.п. Активно проводились реформы в области образования и культуры. Закон о народном образовании устанавливал всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.

Однако татарские джадиды предлагали другую концепцию реформ – не секуляризацию общественно-политической жизни, а культурную модернизацию, глубоко уходящую корнями в исламские традиции. Они являлись сторонниками решительных реформ османских медресе, которые оказались заброшенными в период танзимата. В этот период татарская интеллектуальная мысль играла важную роль в турецких кругах, занятых поисками путей модернизации.

В 1876 г. была принята первая турецкая конституция, а в 1877 г. свою работу начал парламент. Однако меньше, чем через год он был распущен. Это вызвало младотурецкое движение, требовавшее восстановления конституционного режима и продолжение реформ и завершившееся революцией 1908-1909 гг. Эти события означали качественное пробуждение национального самосознания народов Османской империи. Поражение Турции в первой мировой войне, где она воевала на стороне Германии, дискредитировало младотурков и вымостило дорогу новому движению под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка). Правительство Ататюрка повело Турцию в направлении секуляризации и введения западных норм и идеалов, в 1922 г. упразднило институт султаната, провозгласило республику и, в конце концов, упразднило в 1924 г. и сам халифат. Одновременно с другими институтами халифата были упразднены медресе, что означало окончательный отказ от модели реформирования ислама, инициаторами которой были татарские джадидисты.

Отказ от халифата вызвал стремление восстановить утрачиваемые позиции ислама. Уже в 1920-е годы стали возникать движения, целью которых было укрепление исламской солидарности в противовес усилению влияния стран Запада в Азии, которое наблюдалось после поражения Турции в первой мировой войне и распада халифата. В 1926 г. подобные идеи нашли свое развитие в деятельности Абдель Азиз ибн-Сауда – основателя Саудовской Аравии, организовавшего в Мекке первый Всемирный мусульманский конгресс, в котором приняли участие представители большинства мусульманских стран, а также стран, обладающих сильными мусульманскими общинами (в том числе и представители СССР).

С обнаружением в недрах стран Ближнего Востока огромных запасов нефти к середине ХХ в. Персидский залив превратился в один из важных центров военно-политической и экономической дея­тельности ведущих государств мира, что привело к их попыткам активного вмешательства в жизнь стран мусульманской цивилизации и ее разрушения. Однако, после затяжного кризиса, мусульманская цивилизация вновь стала переживать подъем общественно-политической активности.

В 1969 г. была создана Организация Исламская конференция (ОИК), ставшая основным органом межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира (57 государств). С 1975 г. ОИК получила статус наблюдателя в ООН. В 1970 г. было создано Международное исламское информационное агентство, в 1975 г. – Организация исламских государств по радиовещанию и телевидению.

Недостаточная эффективность мероприятий ОИК привела к тому, что в мусульманском мире стал расти авторитет неправительственных международных организаций, которые отрицали связи с какими-либо режимами и напрямую обращались к населению. Так, Исламский совет, который не являлся межгосударственной организацией, подготовил и опубликовал в 1981 г. в Париже Всеобщую исламскую декларацию прав человека, которая была принята на международной конференции в 1980 г. Важным шагом на пути интеграции мирового мусульманского пространства явилось создание Международного союза мусульманских ученых (МСМУ). Многие из выступавших приводили известный хадис: «Ученые - наследники пророков». А авторитетный в исламском мире богослов шейх Кардави, возглавляющий эту организацию заметил: «На ученых возложена обязанность по защите уммы в периоды кризисов и сохранению ее единства и цивилизации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.