Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)




После смерти Мухаммеда во главе государства встал халиф, который обладал абсолютной властью – религиозной и светской. Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях и чеканилось на монетах.

По вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Сунниты утверждали, что халиф избирается из числа муджтахидов, т.е. из числа наиболее уважаемых членов мусульманской общины, причем правом голоса обладают только сами муджтахиды. Шииты считали, что власть халифа передается только в роде пророка, а значит главой должен был стать его двоюродный брат и зять Али. Хариджиты полагали, что халифом может быть избран любой мусульманин любого социального и этнического происхождения, и в выборах могут участвовать все верующие.

Мнение большинства склонилось в пользу суннизма и первым преемником Мухаммеда был избран его сподвижник Абу Бекр (632-634 гг.). Он вел успешные военные походы и распространил власть ислама на всю Аравию. Следующий правитель - Омар ибн-Хаттаб (634-644 гг.) осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. Халиф Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам. Халиф Осман ибн-Аффан (644-656 гг.) создал коллегию четырех во главе с личным секретарем Мухаммеда Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих версий Корана и сведения их в один канон. В 651 г. канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общегосударственным, распространенным во всех завоеванных странах.

Халиф Али (656-661 гг.), двоюродный брат и зять Мухаммеда, пришел к власти во время восстания хариджитов. Приход к власти Али не уничтожил раскола между шиитами и суннитами. Против Али поднял восстание наместник в Сирии Муавия, глава одной из провинций халифата, который отказался признать его халифом. В 661 г. Али пал на выходе из мечети от руки убийцы. После гибели халифа Али к власти в халифате пришел Муавия, который основал династию Омейядов. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После смерти Муавии в 680 г. борьба за власть вспыхнула с новой силой. Со временем религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X в. помимо багдадского халифа были кордовский и каирский халифы.

Халиф из династии Омейядов – Абд аль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г. Он восстановил древнюю хозяйственную жизнь Мессопотамии и, введя единую денежную единицу, способствовал развитию новой экономической системы мусульманского мира. Также были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности, и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно – он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави. Этот правитель распространил свою власть на востоке до Индии; на западе до Северной Африки, откуда арабы направились к берегам Атлантического океана. Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными им народами и цивилизациями. Распространившись среди них, исламская культура, в свою очередь обогатилась достижениями науки и литературы этих древнех цивилизаций.

В 747 г. в результате мятежа правление династии Омейядов подошло к концу. К власти был приведен потомок дяди Мухаммеда аль-Аббас, основавший династию Аббасидов. Аббасиды преобразовали арабскую империю в многонациональную мусульманскую. Они перенесли свою вотчину из Сирии в Ирак, где построили новую столицу Багдад.

Второй халиф этой династии - аль-Мансур - продолжил преобразования и реформы в управлении империей. По заимствованному от персов образцу был введен важный пост визиря – главного советника. В действительности визирь был гораздо больше, чем просто советник: когда власть халифа ослабевала, он становился самым могущественным человеком империи. Также была усовершенствована система почтовой связи Омейядов, которая превратилась в секретную разведывательную службу. Во времена правления Аббасидов была создана также литература, предназначенная для обучения в духовных классах, возникших к тому времени. Поскольку все делопроизводство велось на арабском языке, для неарабоязычных граждан империи, стремившихся устроиться на государственную службу, были написаны учебники правильного словоупотребления.

Одним из достижений Аббасидов было развитие торговли. Была усовершенствована финансовая система, мусульманские торговцы основали торговые поселения в таких отдаленных землях как Индия, Филиппины, Малайзия, Ост-Индия и Индокитай.

В 786 г. халифат возглавил Харун ар-Рашид. Правление этого халифа и его преемников знаменовало наивысший расцвет империи в эпоху династии Аббасидов, отмеченный непревзойденными тогда достижениями во всех областях: науке, технологиях, литературе – особенно библиографии, истории и языкознании.

В IХ в. доминирующую роль в центральных областях державы Аббасидов стали играть волны новых переселенцев, особенно тюркские народности, мигрировавшие из степных и горных районов Средней и Центральной Азии. В Багдаде халифы пользовались все более эфемерной политической и военной властью, хотя в их руках до самого конца сосредоточивалось огромное символическое и нравственное влияние. Практические заботы о государстве и ведение войн перешли к сильным вождям, принимавшим титулы эмиров («начальников») и султанов («правителей»). Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Обязательным актом легитимизации султанской власти было признание ее обладателя халифом. Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал визира – главу правительства. Визиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления.

Весьма специфическим в мусульманском государстве было право собственности на землю. Собственником всей земли считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа – савафи и собственность мусульманской общины – вакф. И та, и другая не подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний – икта своим офицерам и чиновникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была известна частная собственность на землю – мульк, предполагавшая права пользования, владения и распоряжения.

Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман. Мусульмане платили десятину. Обеспеченные мусульмане ежегодно выплачивали религиозный налог – закят в пользу уммы. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный налог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от 1/3 до 2/3 урожая. Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта религиозно-экономическая политика обусловила сравнительную легкость массовой исламизации завоеванных стран.

В IX-Х вв. халифы не могли более полагаться на преданность своей армии и были вынуждены рекрутировать турков Трансоксании и Туркестана. Последствием этого стало господство в халифате личной гвардии халифа. Турки назначали и смещали правителей по своему усмотрению. Эта тенденция ускорила распад верховной власти. Несмотря на то, что религиозная власть в халифате Аббасидов сохранялась в неизменном виде, следующие четыре столетия политическая власть была рассеяна среди большого числа независимых государств, правители которых формально подчинялись халифу.

3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)

Говоря о дальнейшей судьбе исламской цивилизации, необходимо отметить несколько последующих волн ее экспансии во вне, связанных с миграциями кочевников из глубин Средней и Центральной Азии: тюрков-сельджуков в XI-XII вв., монголов в XIII -XIV вв., турков-османов в XIV-XVI вв. В XIII в. были вынуждены уступить доминирующую роль на Ближнем Востоке монголам.

В середине XIII в. монголы овладели Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, значительной частью Восточной Европы. В 1258 г. хан Хулагу захватил Багдад, умертвил последнего аббасидского халифа и создал мусульманскую державу Хулагуидов. Тогда же хан Берке, также принявший ислам, утвердил свое господство в Крыму и в Западном Причерноморье. Однако вскоре монголы были ассимилированы, и в значительной степени тюрками.

В XIV в. началось стремительное возвышение турков-османов, в свое время изгнанных монголами из степей Центральной Азии. Под руководством Оттомана, одного из вождей небольшого племени, группы тюрко-язычных народов объединились в Анатолии в Оттоманский Союз, приняли ислам и ко второй половине XIV века завоевали большую часть современной Греции и Турции. В 1361 г. Мурад I взял Адрианополь и принял титул султана. Он совершил несколько морских нападений на Эгейские берега Европы, закрепился на европейских берегах Босфорского пролива и сокрушил Балканскую коалицию.

Рост могущества турков-оттоманов (турков-османов) был приостановлен военными походами среднеазиатского правителя Тамерлана в начале XV в. Тем не менее, те сумели вновь обрести прежнюю силу и в более позднее время во главе с новыми султанами продолжили борьбу за Константинополь. 29 мая 1453 г. город пал. Его завоеватель – султан Мехмед II превратил город в мусульманскую столицу – Стамбул.

В 1517 г. османский султан Селим I захватил Каир, казнил последнего мамлюкского султана, пленил халифа и принудил его отказаться от халифских полномочий в пользу османских султанов. В течение XVI столетия в системе верховной власти Османов была создана структура централизованного правления, при помощи которой султаны поддерживали действенный контроль над всеми народами огромной империи.

Христианские подданные империи разделялись на общины – миллеты, которые подчинялись не только духовной, но и светской власти патриархов, избиравшихся каждой общиной и утверждавшихся султаном. Каждый миллет являл собой административно-территориальную автономию, имел собственные законы и традиции. Глава религиозной власти миллета, в свою очередь, был ответственен перед султаном за своих чиновников в таких вопросах, как, например, уплата налогов. Существовали и организации, которые, наооборот, объединяли различные народы, например, гильдии мастеровых и ремесленников, часто стоявшие над всякими религиозными и территориальными границами.

Территориальная организация империи разделяла ее на административные единицы, находившиеся под управлением дворян, которые имели право сохранять часть государственных налогов, собранных в данном административном округе. Они наделялись этими правами взамен или в дополнение к получаемому ими жалованию, чем обеспечивалась регулярность сбора доходов и уменьшение затрат на ведение учетности.

Османская империя достигла вершины своего величия во времена султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг.). Однако с середины XVI столетия могущество империи пошло на спад.

Экономический кризис и постоянные войны XVIII века вели к территориальным потерям. В результате административного паралича местные правители обретали все большую независимость и поднимали мятежи и восстания против центральной власти. С вторжением в 1798 г. Франции в Египет стало очевидным, что некогда могущественная империя значительно ослабла.

Другие государства мусульманского мира в XV-XVI вв. вступили в полосу затяжного кризиса, связанного с прекращением функционирования традиционных торговых путей и неготовностью реформировать социально-экономическую и политическую систему общества. Так, Улус Джучи, затем Казанское и Астраханское ханства прекратили свое существование. В Средней Азии, после распада Улуса Джучи и вторжения кочевых племен, оформились новые государства, которые, однако, не смогли достигнуть былого могущества своих предшественников и в XIX в. оказались в составе России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.