Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) -заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции




Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции

Этот период стал временем расцвета древнегреческой цивилизации. Утверждается и полностью раскрывает свои удивительные возможности античный полис, он становится одной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу – выдающемуся политическому деятелю древности. Греция переживает бурное экономическое развитие, которое усиливается после победы над персами. Быстро растет товарное производство, в частности, винограда и олив. Афины становятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство.

В этот период складывается знаменитая афинская демократия – форма государственного устройства афинского полиса. Вся высшая власть принадлежала народному собранию, в котором принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. В этом собрании все были равны – вне зависимости от богатства, рода занятий, образа жизни. Собрание проходило регулярно раз в 9 – 10 дней. Граждане принимали законы. Каждый человек мог внести проект закона, убеждать присутствующих в собственной правоте. Вопросы, вынесенные на народное собрание, широко обсуждались. К голосованию приступали, когда были выслушаны все мнения. Голосование по законам проходило поднятием рук, а по выборам в органы управления и суд – по жребию.

Народное собрание избирало Совет пятисот, который руководил ежедневной жизнью полиса, а также высших должностных лиц – магистров сроком на один год. По окончании исполнения последними своих обязанностей заслушивался отчет о проделанной работе. Дважды запрещалось занимать одну и ту же должность. Это правило не касалось постов первого стратега и финансиста, для исполнения обязанностей которых требовался талант. Раз в год народное собрание посвящалось остракизму (суду черепков). Граждане должны были на черепке написать имя гражданина, который, по их мнению, угрожает афинской демократии. Каждый, против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание.

Граждане также ежегодно избирали 6 тыс. человек в народный суд – гелиэю. В течение жизни каждый гражданин многократно выполнял высшие судебные функции. Судебный процесс проходил на основе состязательного принципа: не было ни прокуроров, ни защитников; каждый должен выступать сам. Обычная мера наказания – штраф в пользу государства, размер которого устанавливался на месте. Помимо судебных разбирательств, гелиэя должна была охранять всю систему афинской демократии.

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7 – 12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени предназначались для юношей 12 – 18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей ступени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными, содержались состоятельными гражданами. Во главе школ стояли схолархи и советы школ; схолархи избирались.

Высочайшего уровня достигает философия, прежде всего, благодаря Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, а на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он явился основателем диалектики как метода отыскания истины. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал его ученик Платон. У него рационализм становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Ученик Платона Аристотель продолжил его линию и в то же время стал основателем второго главного направления философии – эмпиризма, согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Очень высокого уровня достигает риторика – наука об ораторском искусстве. Речи Исократа и Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.

Развиваются и другие науки – математика, медицина, история. Геродот написал «Историю», основным сюжетом которой были Греко-персидские войны, история Египта и др. Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий. Невиданный расцвет переживает художественная культура, в первую очередь – архитектура и градостроительство. Гипподам разработал концепцию планировки города, где выделялся общественный центр, жилая зона, торговая и т.д. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм. Афинский Акрополь стал подлинным триумфом греческой архитектуры, одним из шедевров мирового искусства. Он включал парадные ворота – Пропилеи, храм Ники, Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон. Парфенон украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Два архитектурных памятника отнесены к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе (имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями) и гробница Мавсола (имела два этажа высотой по 20 м).

Наивысшего совершенства достигает скульптура. Выполненная Фидием статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса, входила в число семи чудес света. Также известными скульпторами являются Пифагор Регийский (статуя «Мальчик, вынимающий занозу»), Мирон (скульптуры «Дискобол» и «Афина и Марсий»), Поликлет (бронзовая статуя Копьеносца и «Раненой амазонки»). Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп.

Высшей точки достигает литература. Поэзию представлял Пиндар. Он создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр. Главным литературным событием становится рождение и расцвет трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил («Прикованный Прометей»), ее развивали Софокл (трагедии «Царь Эдип» и «Антигона»), Еврипид («Медея»). Успешно развивалась комедия, «отцом» которой стал Аристофан. Его пьесы были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями (которых насчитывли до 70); отдельные из них дали рождение городам, дожившим до сего дня (Ходжент, Самарканд, Герат, Кандагар, Каир). Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческий разговорный язык и греческая письменность стали официальными на всем пространстве империи. В то же время в самой Элладе стали распространяться восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал падения ниц перед императором.

В эпоху эллинизма впервые в истории человечества контакты между Востоком и Западом стали постоянными и устойчивыми. Они проявились во многих областях: окрепли торговые связи, создавались новые формы государственности, росло культурное взаимодействие.

После смерти Александра развернулась ожесточенная борьба между преемниками, в результате которой империя распалась на несколько частей – держава Селевкидов в Сирии и Персии, Македония и Египет Птолемеев. Македония была подчинена римлянам во II в. до н.э. Египет лишился самостоятельности после смерти Клеопатры, последней правительницы династии Птолемеев в 30 г. до н.э.

Распространение греческой культуры, в ходе которого она соединялась с восточными культурами, продолжалось и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (148 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Получили развитие научные знания. Ведущие позиции заняла математика (Евклид и Архимед). Математика не только прогрессировала в теоретическом плане, но и находила широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, строительстве.

В архитектуре также были достигнуты выдающиеся успехи. Наряду с храмами строились дворцы, театры, библиотеки гимнасии и т.д. В частности, в Александрии были построены: знаменитая библиотека, где хранилось около 799 свитков; Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности; Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света.

Появилась новая отрасль знания – филология: грамматика, критика текста, литературная критика и т.д.

Монументальная скульптура приняла грандиозные размеры. Такова статуя бога солнца Гелиоса (Колосс Родосский), который вошел в число семи чудес света (высота 36 м). Знаменитыми шедеврами были Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.